СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные методы обучения на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эффективные методы обучения на уроках русского языка»




Аннотация


Абдулаева Т.К., учитель русского языка и литературы

Эффективные методы обучения на уроках русского языка

Методическая разработка


Уровень грамотности учащихся средней школы - одна из острейших проблем народного образования. Все дети очень разные: одни схватывают все на лету, новое правило запоминают уже на уроке и упражнения выполняют почти без ошибок, другие запоминают медленнее, третьи, сколько с ними ни бейся, все равно ошибки допускают.

Как же добиться, чтобы учащиеся не только заучивали правила, но и умели находить орфограммы в словах? Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках эффективных технологий при обучении детей.

Эффективные методы преподавания  русского языка – это методы, позволяющие давать твердые знания, активизирующие познавательные способности учеников. Для того чтобы процесс обучения был успешным, учитель должен из арсенала приемов и методов выбрать такие, которые позволят ученикам развивать творческие способности, обогащать знаниями, воспитывать и стимулировать процесс обучения и воспитания.

Методическая разработка «Эффективные методы обучения на уроках русского языка» рекомендуется учителям русского языка, работающим по технологии разноуровневого дифференцированного  обучения, желающих с помощью инновационных методов обучения повысить эффективность уроков русского языка.

















Оглавление


Введение______________________________________________________4

I.Использование эффективных методов обучения для повышения

успешности уроков русского языка________________________________5

1.1. Необычное начало урока – залог успеха его________________________ 5

1.2.Нестандартное предупреждение орфографических и пунктуационных

ошибок_______________________________________________________5

1.3.Обучение проведению исследования на уроке_____________________8

1.4.Работа учащихся в парах______________________________________9

1.5. Групповая работа __________________________________________11

Заключение______________________________________________________13

































Введение


Очень часто, когда спрашиваешь ученика, получившего «2» за диктант, как пишется то или иное слово, в котором допущена ошибка, он правильно называет правило. Да, он знает правила, но когда пишет, не видит случаев, когда их надо применять.

Это приводит к выводу, что нужно усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока. Уроки должны быть уплотнёнными, проводить их надо в темпе успевать закреплять только что пройденный материал на уроке. Важно так организовать работу, чтобы каждый учащийся чувствовал ответственность за свои знания. Как же сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески.

Необычный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Актуальность такого обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.

Основными целями обучения с применением эффективных методов являются:

  • развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

  • формирование личностных качеств учащихся;

  • выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

  • формирование ключевых компетентностей учащихся.

Задачи обучения с применением эффективных методов:

  • оптимизация учебно-воспитательного процесса;

  • создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

  • выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

  • тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе обучения с применением эффективных методов лежат следующие технологии:

  • развивающее обучение;

  • проблемное обучение;

  • развитие критического мышления;

  • технология исследования;

  • дифференцированный подход к обучению;

  • создание ситуации успеха на уроке;

  • информационные технологии.

Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

I.Использование эффективных методов обучения для повышения успешности уроков русского языка


1.1.Необычное начало урока – залог успеха его


Выработка навыков правописания - процесс длительный. А на обучение русскому языку отводится не так уж много часов. Чтобы научить учащихся успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, надо построить практические работы так, чтобы они могли захватить, удивить учащегося. Слабоуспевающий должен удивляться тому, что:

- он видит орфограмму;

- он может их написать правильно;

- всё это даёт хорошие результаты;

- ему нравится работать;

- на уроках русского языка интересно.

Он будет приходить на урок с определённым настроением, будет стремиться к знаниям, потому что на каждом уроке он будет убеждаться, как это просто, интересно, что ему всё по силам.

Надо не переставать удивлять учащегося нестандартностью. Так, очень полезно, придя на урок, вместо обычного оргмомента, поздоровавшись с учащимися, сказать: «Разминка 2 минуты. Работаем».

В классе наступает полная тишина. Каждый занят своим делом: одни просматривают ошибки, допущенные в работах, другие повторяют забытые правила (вдруг ему дадут индивидуальную работу), третьи читают или учат, если не выучили правило, которое надо было выучить дома. Те, кто пришёл на урок в возбуждённом состоянии, успокаиваются. Если есть опоздавшие, не надо выяснять причину опоздания, пусть учащиеся тихонько входят в класс и подготавливаются к уроку.

2 минуты прошли, можно начинать урок.

Такую «разминку» желательно проводить перед каждым уроком, не жалея этих двух минут. Постепенно учащиеся привыкнут к «разминке» и будут использовать её для дела.


1.2.Нестандартное предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок


Начиная изучать новую тему, с первого урока начинаем готовить учащихся к контрольному диктанту. Из контрольного диктанта нужно заранее выписать слова, в которых учащиеся могут допустить ошибки, и включить их по 2-4 слова в орфминутки на правописание разных орфограмм. И так на каждом уроке. Причём все слова в орфминутке должны быть не на одно правило, а хотя бы на 6-8. Учащиеся должны быть готовы вспомнить любое правило.

Все слова пишутся в столбики, подчёркиваются орфограммы, рядом записываются проверочные слова (или делаются графические обозначения), пояснения, например:

бегите – разноспрягаемый глагол;

двумястами – склоняются оба слова;

кормушка – корм.

На каждом уроке перед диктантом нужно выполнять дополнительные задания (фонетический разбор, разбор по составу слова, морфологический разбор), хотя бы по одному виду из этих работ, чтобы учащиеся «набили руку» на разборе. Можно для разбора давать слова и из диктанта.

Учитель должен делать всё, чтобы предупредить ошибки в будущем диктанте. В конце четверти можно дать диктант без всякой подготовки. Он покажет, научились учащиеся видеть орфограммы или нет.

Очень удачна, на наш взгляд, работа по карточкам. На картонной карточке крупным шрифтом записаны 3-4 слова разными орфограммами. В присутствии всего класса перемешиваем карточки, как колоду карт, и кладём на первые парты столько карточек, сколько учащихся в этом ряду. Затем эти карточки учащиеся первой парты берут для себя, а остальные передают через плечо на вторую парту и т.д. На обратной стороне карточки указан её номер. У учителя должен быть листок со списком всех карточек. Он может вызывать определённых учеников или провести целенаправленный опрос, повторив, например, правописание местоимений. По своим карточкам преподаватель заранее намечает, какие номера будут сегодня в работе. Например, это 18, 26, 33

_____________ _________ ____________

Кое у кого некто некоторый

познакомьте никто каменный

ценный хорош говоришь

№18 №26 №33

Учитель спрашивает: «У кого №33?» Тот, кому он достался, отвечает:

называет правило, приводит примеры. Ответы оцениваются. Оценка ставится и тем, кто исправлял и дополнял ответы.

Пунктуационный диктант тоже хорошо влияет на улучшение грамотности. Учитель диктует текст как обычный диктант. Разница лишь в том, что после написания каждого предложения на полях учащиеся пишут знаки препинания, поставленные в этом предложении.

Например:

Труд сделал человека человеком .

Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальность , , .

И т. д.

Так пишется весь диктант. После его окончания, отступив 2 строки, посередине строки записываем заголовок («Пунктуационный диктант») и в 2 столбика (делим количество предложений на 2) под диктовку учителя учащиеся записывают только знаки препинания. Каждое предложение диктуется дважды. Например, в диктанте было 10 предложений, записываем:

Пунктуационный диктант


1) . 6) , , .

2) , , , . 7)

3) , , . 8)

4) . 9)

5) . 10) и т. д.

Затем диктант проверяется. Учитель читает текст, выговаривая каждую букву, говорит, где и какие ставятся знаки препинания. Учащиеся исправляют ошибки в диктанте и на полях (исправляют ручкой с зелёной пастой), подсчитывают их и ставят себе оценки.

После этого проверяется пунктуационный диктант: в 1-м предложении –точка, во втором – три запятых, точка… И т.д.

Теперь смотрим, кто как написал диктант. Когда учащимся было легче расставлять знаки препинания: когда писали диктант или когда писали пунктуационный диктант?

После тренировок можно писать только пунктуационный диктант. Этот вид работы формирует умение расставлять знаки препинания на слух. Стандартное задание, ставшее традиционным, - вставить пропущенные буквы – можно сделать моделью интересного творческого процесса:

- Мы с вами составляем упражнение. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, получившие такое задание, вспоминая изученное, вставили их?

Это эвристический вопрос, результаты которого многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются самостоятельно видеть «ошибкоопасные» места, а значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. Происходит попутное повторение, причём, судя по результатам, более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания.

После первичного знакомства с новым словарным словом его запоминание кратковременно. Поэтому последующие уроки должны быть ещё одной ступенькой к овладению словом. Впоследствии возможны такие виды упражнений:

  1. Орфографический диктант – правильное произношение записанных на доске слов.

Набор слов с трудным произношением не очень велик, поэтому он не меняется из урока в урок и многократное повторение обеспечивает хорошее усвоение произносительных норм.

  1. Диктант «Угадай словечко!» - учитель даёт толкование, учащиеся записывают само слово.

  2. Лексический диктант – диктуемым словам ученики должны дать толкование.

Эти увлекательные задания не просто обогащают словарный запас учащихся, вызывают желание освоить как можно больше слов для свободного их употребления, но и формируют взыскательность, критичность по отношению к себе.

  1. Задание «Объясни разницу» - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить – предоставить, одеть – надеть, экономный – экономичный), оно помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения.


1.3. Обучение проведению исследования на уроке


Нужно приучать учащихся самостоятельно выводить закономерности в процессе классификации исходного материала, высказывать предположения, рассуждать.

Например, при изучении темы «Образование имён прилагательных при помощи суффиксов» урок начнём с того, что предложим учащимся прочитать слова, написанные на доске:

[п, иэрцовыи], [нул, иэвои], [игривыи],

[рул,иэвои] , [ Λлычовыи] , [ марл,ьвыи]

,ул,ьвыи], [прΛвдивыи], [пл,ушъвыи],

[ р,ьчиэвои ] , [ нъжыэвои].


- Что вы можете сказать об этих словах? (Это прилагательные, даны в начальной форме: м.р., ед. ч., И. п.).

-Какую закономерность нам необходимо увидеть? (Мы должны понять, почему и зачем именно эти прилагательные записаны на доске).

-Это прилагательные. На прошлом уроке мы говорили об образовании имён прилагательных при помощи суффиксов -ист- , -чив-, -лив-. Может быть, эти прилагательные тоже образуются при помощи суффиксов, а нам нужно узнать, как они пишутся).

-Давайте выделим морфемы в словах.

В фонетической записи в большинстве слов просматривается один и тот же суффикс (-ив-).

-Теперь надо подумать о правописании. Какие же здесь могут быть суффиксы? ( -ив-, -ев-, -ов-).

В результате проведённого исследования появилось несколько вариантов записи:

1)алычовый 2) игривый 3) в 3-й столбик

ножевой льстивый надо выписать

плюшевый (суффикс под оставшиеся слова,

перцовый ударением). но я не выписала,

(здесь перед суффиксом у меня проблема:

шипящая: под ударением Е или И ?

пишем О, без ударения Е,

как и в окончаниях).

-А я не сомневаюсь,- говорит другой ученик, - что в этих прилагательных суффикс -ев-, он безударный .

В результате учащиеся нашли правило правописания суффиксов -ев- и –ив- прилагательных.

После этого учащиеся составляют словарный диктант из прилагательных с суффиксами -ев -. –ив-, -ов-.

Каждый урок должен заканчиваться подведением итогов. В конце урока учащиеся, взяв в руки тетрадь, должны вспомнить все орфограммы, с которыми они встретились на уроке, начиная с «разминки». За 5-7 минут будут перечислены десятки орфограмм. Это прекрасное повторение и закрепление, способствующее активизации мышления учащихся и повышению сознательности усвоения материала

Учащимся со сниженной познавательной мотивацией необходимо предлагать эмоционально привлекательные задания. Неплохо использовать потенциал учебных заданий-матрёшек, в которых выполнение одной задачи становится основой для следующей. Например:

К словам первого блока подберите слова из второго таким образом, чтобы они образовали устойчивые словосочетания, или научный термин, или образное выражение (нельзя менять порядок слов в первом блоке):

1) узел, изобилие, конюшня, футляр, шпат, ложе, Пенелопа, младенец, пир, поле, кафтан, натрий, песня, часы.

2) Прокруст, избиение, Лукулл, Елисейский, Тришка, Авгий, лебедь, имя, рог, Гордий, человек, Исландия, работа, едкий.

По первым буквам получившихся сочетаний определите название известной картины. Вспомните, кто её автор. Кратко опишите сюжет картины.

1.4. Работа учащихся в парах


Использование на уроках интерактивных технологий способствует повышению эффективности уроков русского языка. Интерактивное обучение можно начинать с работы учащихся в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. Работая в парах, учащиеся могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.

Какие же виды заданий можно использовать на уроках?

Устная работа

1.Взаимопроверка правила (устный опрос). Учащийся рассказывает правило, изученное на предыдущем уроке соседу по парте, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может проконтролировать любую пару.

2.Можно это задание провести несколько иначе: один учащийся задаёт вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).

3.Устно можно поработать и с домашним упражнением. Форма работы такая же: один спрашивает, другой отвечает. Причём вопросы отвечающий задаёт самые разнообразные: найди в домашнем упражнении 4 слова на безударную гласную в корне, определи тему и основную мысль текста (если выполняется работа, связанная с текстом), найди грамматическую основу предложения.

4.На отдельной карточке каждый учащийся пишет 3 слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правила, приводит свои примеры. Например: инте(л,лл)_гент, (не)а(к,кк)уратно, зар_сли.

Письменные работы

1.Можно использовать такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Дома учащиеся составляют словарный диктант с пропущенными орфограммами на изученное орфографическое правило (на отдельной карточке). Сверху подписывают: «Составлял…». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял…». Учитель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний.

2. Аналогично составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет в карточке знаки препинания, производит синтаксический разбор предложения, чертит схемы предложений.

Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

3.А можно после изучения какой-либо большой темы, раздела предложить каждому учащемуся составить «карточку-зачёт для соседа». Нужно заранее обговорить, сколько должно быть заданий и какие, например: один теоретический вопрос (устно) и два практических вопроса (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку прямо на карточке, остальные задания выполняются письменно.

4.В начале урока или в конце можно провести взаимопроверку словарных диктантов, домашних упражнений и т.д. В течение первых пяти минут урока можно провести взаимодиктант (по следам сделанных в тетради ошибок).

Работать в парах учащимся нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки-зачёты, с большим интересом работают с карточками на уроке. Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль педагога в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

1.5. Групповая работа


Полезна и работа в группах.

Существует множество вариантов организации работы в микрогруппе.

Вот некоторые из них.

  1. «Кто больше?..» («Кто быстрее?..) Например, кто больше подберёт однокоренных слов, глаголов II спряжения.

  2. Эстафета. С последней парты передаётся листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит преподавателю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

  3. Рассказ правила по цепочке. Условие – соблюдать логику изложения. Побеждает та команда, которая даст самый логичный и правильный ответ.

  4. Аукцион вопросов по теме (каждый ряд-команда задаёт вопросы по теме урока другому ряду). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы.

Подобная работа развивает у учащихся чувство ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

Групповая работа возможна на уроках любого типа, на разных его этапах.

Проверка домашнего задания

В начале урока учащиеся могут задать учителю вопросы по домашнему заданию. Затем организуют проверку домашнего задания в группах (обычно по 4 человека): учащиеся проверяют выполнение упражнения по кругу, вместе разбираются в трудных вопросах. Учитель может спросить любого из группы. Каждый ученик может дополнить высказывание своего товарища.

Усвоение нового материала

После объяснения нового материала или изучения соответствующей темы можно предложить учащимся разбиться на небольшие группы и изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь для правил.

Закрепление изученного

Разбившись на группы, учащиеся составляют коллективный текст с использованием слов-исключений, вводных слов, обращений или пишут письмо соседней группе.

Обобщение материала

Каждая группа выполняет практическое задание на какое-то определённое правило (например, одна группа обобщает правописание о/ё после шипящих в корне, другая – в суффиксах, третья – в окончаниях, затем составляется коллективная таблица «О/ё после шипящих в разных частях слова».

Обобщение материала можно провести также в форме соревнования знатоков. Каждая команда составляет 5-7 вопросов по изученному материалу и передаёт другой команде.

Возможна и такая форма, как урок пресс-конференция. Выбираются наиболее сильные учащиеся. Остальные (в роли журналистов) задают им вопросы. Подобная работа вызывает интерес:

учащимся хочется задать вопросы потруднее, да и «сильным» учащимся скучать не приходится – нужно проявить свои знания, эрудицию, смекалку.

Работа над ошибками

Каждой группе выдаётся текст диктанта с ошибками. Учащиеся должны найти все ошибки, исправить их, систематизировать.

Описанные виды работы в группах способствуют личностному росту учащихся. Но главное – не злоупотреблять групповой работой, научиться дозированно использовать данный вид взаимодействия, разумно сочетая его как с индивидуальной, так и с фронтальной работой.

Хороший результат на уроках русского языка дают упражнения занимательного характера. Например, можно предложить учащимся задачи на преобразование: от учащихся требуется установить достаточно простые трансформации, приводящие к нужной цели. Задание может быть таким: как соединить слова левого и правого столбиков, чтобы получить новые?

банк рот

сено овод

стол ежи

зал глас

яр ода

свет он

газ очки

воз вал

гриб ёлка

хор марка

бор яр

А вот задачи на выведение структуры: учащимся предлагаются примеры в качестве данных, и нужно определить общее правило, объясняющее все соотношения. Большинство таких заданий связано с заданиями типа: объясните написание…; обоснуйте свой выбор. Например: «Выпишите из орфографического словаря слова с иноязычными приставками диз-, дис- и дез-. Определите алгоритм правописания этих приставок. Укажите правило, регулирующее их написание.

Определённую трудность у учащихся вызывает морфологический разбор причастия как части речи. Для лёгкого запоминания можно предложить им такую формулу-подсказку: глагольные признаки – «три «в» - вид, возвратность, время; признаки прилагательного – род, число, падеж.

Морфологический разбор деепричастия – «два «в»- вид, возвратность,

н.ч.р. - (неизменяемая форма).

И это далеко не все приёмы и методы работы, способствующие повышению качества уроков русского языка.

Заключение


Таким образом, можно осуществить своеобразный подход к практической направленности уроков, который в итоге повысит эффективность урока, даст хорошие результаты.

Внедрение технологии обучения с помощью эффективных методов в образовательный процесс необходимо не только в связи с тем, что она приводит к «более высокому уровню результативности и продуктивности учебного процесса, формированию более дружественной, доброжелательной обстановки в классе, повышению самооценки и коммуникативной компетентности учащихся», но и в связи с запросами общества. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству.















12