СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ -2023. Русский язык. Тест

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ -2023. Русский язык.  Тест

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ -2023. Русский язык. Тест»

Школково

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Роман Тургенева «Отцы и дети» непрост для пересказа и понимания. Ценность его и намерения автора далеко не сводятся к изображению нового социального типа, и изображение этого типа не может быть для Тургенева самоцелью. В авторской системе ценностей этого нет. Без непременного писательского долга улавливать и портретировать новое явление Тургенев бы и за книгу не взялся; зафиксировать появление «новых людей» – задача очеркиста, романиста интересуют более тонкие материи. И конечно, «Отцы и дети» не только о Базарове, иначе роман назывался бы «Нигилист».


Примерно – и не до конца, – представить авторскую позицию и тургеневские намерения мы сможем, если спросим себя: кто в романе получает все бонусы? Проще всего сказать: Аркадий, птенец, который в галки попал, – но будущее Аркадия темно, и они с Катей действительно птенцы. Одинцова? Они с новым мужем, может быть, «доживутся до любви», а пока какое же тут счастье? Счастье было так возможно, «……» прошло мимо. Все лучшее достается Николаю Петровичу Кирсанову: у него и Фенечка, и Митя, и имение, которое хоть и скрипит на честном слове – но попробуй его реформировать по науке, и оно тотчас рухнет. Все счастье Николая Петровича держится на соблюдении трудно формулируемых, интуитивно посягаемых конвенций; на человечности, на непрагматической любви к прекрасному и бесполезному, на деликатности, мягкой насмешливости, любви ко всем.


1. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором абзаце текста. Запишите это местоимение.


2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению

в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) СИСТЕМА. То, что стало нормальным, обычным, регулярным (разг.). Зарядка по утрам превратилась в систему.

2) ЯВЛЕНИЕ. Вообще всякое обнаруживаемое проявление чего-нибудь. Физическое я. Явления природы. Социальные явления.

3) МАТЕРИЯ. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. Формы существования материи. Живая м. Неживая м.

4) РОМАН. Повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы. Исторический р. Р.-эпопея.

5) ИМЕНИЕ. Поместье, земельное владение. Помещичье и. Государственное и. (в царской России).


3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) В первом предложении текста («Роман Тургенева «Отцы и дети» непрост для пересказа и понимания») содержится тезис, который автор далее раскрывает.

2) Автор использует односоставные предложения.

3) Этот текст относится к научному стилю речи и характеризуется доказательностью.

4) Наряду с общеупотребительной лексикой (ценность, долг) используются термины (социальный тип, очеркист, романист,), индивидуально-авторское слово (портретировать), слова в переносном значении (бонусы, птенец), книжное слово (конвенций).

5) Противоречивость романа отражается благодаря противопоставлению, использованному в последнем предложении текста («Все счастье Николая Петровича держится на соблюдении трудно формулируемых, интуитивно посягаемых конвенций; на человечности, на непрагматической любви к прекрасному и бесполезному, на деликатности, мягкой насмешливости, любви ко всем»).



4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.


1) принУдить 2) красИвее 3) окрУжит 4) Оптовый 5) БрАла


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


В аптеке она приобрела восемь ЭФФЕКТИВНЫХ препаратов от нового опасного вируса.

Николая, который не ВЫПЛАТИЛ долг в назначенный срок, привлекли к ответственности.

Он осмотрелся, пытаясь ОБХВАТИТЬ взором бескрайнюю снежную равнину.

КОМФОРТНАЯ атмосфера в доме во многом зависит от влажности воздуха.

ГОДОВАЛЫЙ щенок грустно посмотрел на меня из-под стола.


6. Исправьте ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное слово.

Ранние детские впечатления сыграли немалую роль в развитии интереса Пушкина к народному фольклору.


7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

от ПОЛУТОРАСТА метров

есть с БЛЮДЕЦ

вкусные ТОРТЫ

мой ТАПОК

пачка МАКАРОН


8. Установите соответствие между ошибками и предложениями.

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм


1) В жизни каждого из нас бывают не только успехи, но и неудачи.

2) Находясь в заброшенном доме, мне послышались чьи-то шаги, и я очень испугался.

3) Те, кто увлекается коллекционированием марок, оценят этот раритетный выпуск времён СССР.

4) Мечта живописца Н.М. Ромадина о покое и гармонии воплощена в пейзаже «Сон Андерсена».

5) Солнце освещает верхушки деревьев и село за горизонтом.

6) Некоторые виды растений не столько выращивают для красоты, но и для лечебных целей.

7) Безусловно, любые слова, введённые автором в стихотворение, несут большую смысловую нагрузку.

8) Будучи человеком доброжелательным и благосклонным, он всегда знал, как поддержать попавших товарищей в беду.

9) Обращаясь к читателям, Д.С. Лихачёв говорил, что «учитесь всегда».

9. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) соприк..саясь, з..ря, покл..няться

2) с..мволический, гор..зонтальный, зан..маться

3) прил..гать, отр..сль, сг..реть

4) оп..раться, забл..стал, выб..рать

5) восп..тать, т..рпеть, д..летант


10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) непр..стойный, пр..стройка, пр..двкушение

2) супер..гра, меж..нститутский, сверх..нтересный

3) бе..лунный, не..говорчивый, не..держанный

4) на..кусить, по..тащить, о..бросить

5) пр..емлемый, пр..усадебный, пр..смотреться


11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) стар..нький, ключ..к

2) талантл..вый, выздоров..ть

3) эмал..вый, хитр..цы

4) милост..вый, насмешл..вый

5) воспит..вать, вальсир..вать


12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) высп..шься, постел..шь

2) невид..мый, закле..шь

3) посе..нные, побре..шь

4) рокоч..щий, брезж..щий

5) жажд..щий, (они) держ..т


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


Он бросился им на помощь, совершенно (НЕ) ЗАДУМЫВАЯСЬ о собственной безопасности.

Ещё (НЕ) ЗАКОНЧЕННАЯ статья уже выглядела как нечто интересное.

Они (НЕ) РЕДКО попадали в неприятные ситуации.

Когда он вышел во двор, то заметил давно (НЕ) КРАШЕННЫЕ синие скамейки.

Разряды молний и (НЕ) ПРЕКРАЩАВШИЙСЯ всю ночь ливень вызывали чувство тревоги.


14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


Учитель (С)НОВА разделил учеников на команды и выстроил в колонну (ПО) ДВОЕ.

Командир старался быть (НА)ГОТОВЕ и в ТО (ЖЕ) время чувствовал небывалую умиротворённость.

(МАЛО) ПОМАЛУ город опустел, и (ПО) ТОМУ, как выглядели улицы и площади, было понятно, что люди сюда вряд ли вернутся.

Профессор купил новое кашемировое пальто, а ТАК(ЖЕ) заказал себе фетровую шляпу, (ПРИ) ЧЁМ у лучшего мастера в городе.

(В) ТЕЧЕНИЕ трёх месяцев он не видел своего соседа, ТАК (КАК) тот отправился в путешествие по городам России и надеялся создать ряд занимательных путевых очерков.


15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

Духовный кризис прославле(1)ого поэта, вызва(2)ый крушением его революцио(3)о-религиозных иллюзий, внутре(4)ими переживаниями, осознанием своей ненужности в новой России, семейной и бытовой неустрое(5)остью, были отраже(6)ы в лирике.


16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На столе лежали гвоздики и красные жёлтые и оранжевые розы.

2) Снег да метель совсем измучили меня в тот мрачный зимний вечер.

3) Доктор шёл по проспекту в длинном чёрном пальто и уверенно рассматривал и витрины и прохожих и сияющие на солнце автомобили.

4) Длинный тонкий тростник мерно покачивался и луна серебрила гладь озера.

5) Профессор любил посещать картинные галереи и оперные залы и живописные парки.


17. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Аккуратно приоткрыв дверь (1) он пробрался в помещение (2) и (3) оглядываясь по сторонам (4) стал глазами отыскивать (5) оставленную прежними хозяевами (6) картину.


18. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Помнишь (1) Женя? – это было в мае,

Года два (2) мой друг (3) тому назад.

Если ты забыла (4) дорогая (5)

Не забыл (6) быть может (7) старый сад. (И. Северянин)


19. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Находившаяся в нашем доме чайная комната (1) хотя она давно не использовалась (2) по назначению (3) вспоминалась мне так же (4) как вспоминалась и когда-то забытая детская игрушка (5) с которой(6) я любил засыпать.


20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Вечером мы направились в парк (1) и (2) когда встретили там давних друзей (3) решили им сообщить о переменах (4) которые (5) произошли в нашей жизни совсем недавно.


21. Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) В Приморском крае Дальнего Востока, как в восточной причудливой сказке, всё волшебно и восхитительно. (2) На притоке реки Стеклянухи есть удивительное место – водопад Неожиданный. (3) Небольшая речушка-ключ Левый Горбатов мирно бежит по Шкотовскому плато и вдруг обрывается с 12-метровой высоты в каньон. (4) Шестигранные столбы, которые образовались при кристаллизации вулканической лавы, разбивают поток воды на бесчисленные каскады. (5) Окружает этот пышный водяной дворец фантастический мир камня и зелени, до поры скрывая обитель Шахерезады. (6) Густые, мощные заросли уссурийской растительности, словно зелёный коридор, ведут к водопаду. (7) Мелодия падающей воды зачаровывает путника. (8) Но вот живая стена неожиданно расступается перед колоннами, похожими на древнюю крепость. (9) Пенный водопад низвергается по её шестиугольным каменным столбам, словно по громадным ступеням, создавая феерическое зрелище.


Прочитайте текст и выполните задания 22-27.


(1)Чем ближе мы подходили к острову, тем больше он мне нравился. (2)Приподнявшийся над водой метров на десять, своими мягкими обводами пологих скал он чем-то напоминал ладненького китенка из почти забытого мультика.

(3)Катер лихо заложил крутую дугу, обходя каменистую луду, и через пару минут мы уже вытаскивали его на китовый хвост. (4)До вечерней зорьки времени было еще уйма, поэтому после легкой трапезы мой товарищ отправился на соседний остров, где после войны пленные немцы в каменоломнях вытесывали блоки, разламывая замшелые скалы.

(5)Я собрался на самую высокую скалу острова, чтобы полюбоваться онежскими просторами. (6)По дороге мое внимание привлекли странные трещины, разделявшие каменную возвышенность на части. (7)Они были узкими, местами не шире ступни, но длинными и глубокими. (8)Человек к ним явно не имел никакого отношения. (9)Видимо, мороз и вода совершили эту титаническую работу.

(10)Я уже перешагнул три или четыре трещины, с опаской заглядывая вглубь, как вдруг показалось, что в одной что-то белеет. (11)Пришлось лечь на живот и присмотреться. (12)То, что я увидел в сумраке на самом дне… (13)Нет, в это трудно было поверить. (14)Там, не имея возможности двинуться ни вперед, ни назад, сидела живая чайка.

(15)«Боже, как же ты попала в эту западню?» – мысленно спрашивал я бедолагу, которая наклоняла голову то в одну, то в другую сторону, пытаясь, в свою очередь, разглядеть меня. (16)Снизу ей была видна только узкая полоска голубого неба, и на его фоне я наверняка выглядел тенью страшного хищника, решившего воспользоваться беспомощностью пленницы.

(17)Узница находилась на глубине пяти-шести метров, помочь ей было невозможно.

(18)Я взобрался на самую высокую площадку, с которой открывалась чудесная панорама залитого солнцем притихшего озера, вдохнул всей грудью и… вдруг почувствовал, что душа моя не на месте, что появилась какая-то заноза, разрушившая всю эту райскую благодать. (19)Чем больше я старался избавиться от этой занозы, тем сильнее она царапала.

(20)В то же время я никак не мог взять в толк, что же такого произошло? (21)Почему из-за какой-то чайки мне вдруг стало не по себе? (22)Эка невидаль, погибающая птица. (23)Сколько сам перестрелял рябчиков, глухарей. (24)В конце концов, она все равно исчезнет с лица земли, таков удел всего живого.

(25)Но напрасно я пытался обмануть себя и вернуть душевное равновесие. (26)С каждой минутой становилось все очевидней: я не смогу спокойно находиться на этом острове, не смогу смеяться, не смогу говорить и слушать веселые тосты, зная, что совсем рядом в толще скалы ждет мучительной смерти живое существо, свободе которого человек завидовал во все времена.

(27)И еще я понял – не смогу сделать вид, что ничего не произошло, что не заглядывал ни в какие трещины и что не видел там никаких птиц. (28)Не смогу.

(29)Если бы на острове были еще люди, я бы имел возможность спрятаться за их спины, как прячемся мы иногда на дорогах, не подбирая человека с поднятой рукой, обманывая себя, мол, другие возьмут. (30)У меня даже этой уловки-обманки не было. (31)Была только она, и был только я. (32)И было еще высокое небо, в котором не хватало одной серебристой птицы.

(33)Не знаю, может ли быть человеку стыдно перед птицей, но перед обреченной на смерть определенно.

(34)И тут меня осенило. (35)Через несколько минут я уже лежал со спиннингом над чайкой и опускал блесну. (36)Была надежда, что смогу подвести ее под клюв и подсечь птицу, как рыбу. (37)Но чайка опережала события и всякий раз клювом отбивала блесну в сторону. (38)Когда я начал заводить блесну сзади, пленница попыталась развернуться, но в тесноте не смогла.

(39)В конце концов птица устала и, кажется, смирилась, у нее уже не было сил отбиваться. (40)После очередной попытки я завел блесну сзади, под изгиб крыла, и подсечка удалась! (41)Я поднимал ее почти не шевелящуюся, с обмякшими крыльями, повторяя про себя: только не сорвись, только не сорвись!

(42)Минуту-другую чайка опасливо косилась на меня, норовя клюнуть, потом, наверное, поверив, что голову ей откручивать не собираются, успокоилась и затихла. (43)Я смотрел на спасенную птицу и, признаюсь, чуть-чуть был горд за себя.

(44)Летать вызволенная из плена птица еще не могла. (45)Пришлось опустить ее на пологий склон, тянувшийся до самого уреза воды. (46)Чайка медленно пошла, переваливаясь с ноги на ногу, то и дело помогая себе крыльями.

(47)Отцепив блесну, на этот раз понес бедолагу к самой воде. (48)Чайка сидела на руках спокойно и, только когда я ее поглаживал, слегка втягивала голову, все еще не веря человеку.

(49)Надо было видеть, как она преобразилась, почувствовав себя в родной стихии. (50)Аккуратно уложив еще слабые крылья, чайка медленно отплывала, поглядывая на меня уже без всякого страха, и на фоне приближавшейся иссиня-черной грозовой тучи казалась маленьким белым корабликом.

(51)Рыбалка не удалась. (52)Не клевало. (53)Впрочем, рыбалка всегда непредсказуема.

(54)Разве мог я подумать, что когда-нибудь с замиранием сердца на лососевую блесну буду тащить, как самый желанный трофей, серебристую чайку, которая, как я потом узнал, так и называется по-научному: Larus argentatus.

(По Л.В. Вертелю*) * Леонид Вячеславович Вертель (род. в 1940) – писатель, Член Союза писателей России.


22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик отправился на соседний остров, где после войны пленные немцы в каменоломнях вытесывали блоки, разламывая замшелые скалы.

2) Чайка не смогла бы выбраться самостоятельно из трещины.

3) Человек к трещинам не имел никакого отношения; вероятно, мороз и вода совершили эту титаническую работу.

4) Рассказчик расстроился из-за того, что пришлось потратить блесну на чайку, а не на рыбалку.

5) После того, как рассказчик спас чайку, она сразу улетела.


23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 3-4 содержится повествование.

2) В предложениях 20-22 представлено рассуждение.

3) В предложениях 6-7 содержатся элементы описания.

4) Предложения 49-50 противопоставлены по содержанию

5) В предложении 52 содержится следствие того, о чем говорится в предложении 51.


24. Из предложений 10-14 выпишите антонимы (антонимическую пару).


25. Среди предложений 5-9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


26. «Л.В. Вертель использует различные тропы, для того чтобы точно описать состояние окружающего мира и переживания человека: (А)_________ (предложение 19) и (Б)_________ (“титаническую работу”, “чудесная панорама”, “притихшего озера”). Не менее ярко передаёт душевные терзания героя и следующее синтаксическое средство – (В)_________ (предложения 20, 21). Такое лексическое средство, как (Г)_________ (“не по себе” в предложении 21), придаёт речи рассказчика живости».


Список терминов:

1) цитирование

2) эпитеты

3) метафора

4) фразеологизм

5) литота

6) восклицательные предложения

7) вопросительные предложения

8) парцелляция

9) антонимы


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации.

Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком


Ответы:

1 но, однако

2 245

3 124

4 12

5 охватить

6 народному

7 тапка

8 69285

9 24

10 25

11 34

12 24

13 нередко

14 такжепричём

15 12345

16 14

17 134

18 1234567

19 1345

20 234

21 169

22 – 23

23 – 123

24 – вперёдназад

25 – 8

26 – 3274