СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая игра

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая игра

  для проведения в рамках   экологической акции «Нашим рекам– чистые берега!»

Просмотр содержимого документа
«Экологическая игра»

Экологическая игра

  для проведения в рамках   экологической акции «Нашим рекам– чистые берега!»

Игра «Экологический серпантин».

Цель игры: развитие познавательной деятельности детей, проверка экологических знаний и стимулирование к их получению.

Подготовка к игре: необходимо разделить детей на команды. Оптимальное количество команд 4-5, детей в командах до 8 человек.

Реквизит: жетоны зеленого, красного и синего цвета, маршрутная карта, поощрительные призы.

Описание игры: Все команды получают маршрутные карты, на которых указано местонахождение только одной станции (причем у всех команд разное). Прибыв на месторасположение станции, команда получает задание с несколькими вариантами ответа. При правильном ответе команда получает зеленый жетон, и судья на этой станции показывает направление пути на следующую станцию. При неправильном ответе команда получает красный жетон и участникам указывается другое направление, в какое-то определенное место, где их встречают лешие, кикиморы и другие сказочные персонажи. Они берут у команды маршрутную карту и требуют выкуп. Под выкупом понимается либо зеленый жетон, либо работа на благо Земли. За работу дается синий жетон и за него выкупается карта. Заранее готовятся различные формы работы: уборка мусора, посадка деревьев и т.п. Назначается несколько групп сказочных персонажей, чтобы они находились в разных местах. Вернув маршрутную карту, нечистая сила предлагает команде вернуться на станцию, на которой они потерпели неудачу и попробовать свои силы еще раз. По окончании игры команды сдают жетоны и определяется победитель .

Варианты станций и заданий: (звездочкой отмечены правильные ответы)

Станция "Птицы":

Наука, изучающая птиц называется?

1. Кинология.

2. Орнитология.*

3. Энтомология.

Какая птица выводит птенцов зимой?

1. Филин.

2. Клест. *

3. Стриж.

4. Стерх.

На высоте до 4500 метров летают?

1. Ворона.

2. Журавль. *

3. Голубь

4. Орел.

Какая птица умеет бегать под водой?

1. Чайка.

2. Гагара.

3. Оляпка. *

4. Зимородок.

Станция "Насекомые":

Назовите самого крупного паука?

1. Птицеед. *

2. Каракурт.

3. Тарантул.

Кто слышит ногами?

1. Сверчок.

2. Таракан.

3. Кузнечик. *

Какая из этих бабочек самая маленькая?

1. Моль. *

2. Стеклянница.

3. Шелкопряд.

Станция «Грибы»:

Назовите самый ядовитый гриб?

1. Мухомор.

2. Бледная поганка. *

3. Желчный гриб.

4. Сатанинский гриб.

Какой из этих грибов является пластинчатым?

1. Рыжик. *

2. Белый гриб.

3. Подберезовик.

Какой гриб разлагает полезную древесину и считается вредным?

1. Подберезовик.

2. Опенок. *

3. Груздь.

Станция "Воздух":

Лучше всего поглощают выхлопные газы машин и взамен выделяют кислород?

1. Береза.*

2. Тополь.

3. Сирень.

При увеличении этого газа в составе воздуха можно умереть от удушья?

1. Кислород.

2. Азот.

3.Углекислый газ. *

Станция "Лес":

Вокруг крупных городов необходимо большое количество лесов, для чего?

1. Для красоты.

2. Для очищения воздуха. *

3. Для того, чтобы селились птицы и животные.

4. Для дров.

Какое дерево дольше живет?

1. Сосна.

2. Осина.

3. Дуб. *

4. Ель.

На вырубках раньше всех вырастает?

1. Береза. *

2 . Клен.

3. Сосна.

Станция "Вода":

Наиболее загрязненное озеро?

1. Глухое.

2. Яльчик. *

3. Конан-ер.

Какое море пересыхает из-за деятельности человека?

1. Каспийское.

2. Азовское.

3. Аральское. *

По какому животному можно определить чистоту озер и рек?

1. Уж.

2. Рак. *

3. Лягушка.

Станция "Животные":

У какого животного глаза вращаются на 360 градусов?

1. Хамелеон. *

2. Крокодил.

3. Черепаха.

Самое большое животное лесов Северо-Западного федерального округа?

1. Кабан.

2. Медведь.

3. Лось. *

Какой зверек всю зиму спит вниз головой?

1. Еж.

2. Летучая мышь. *

3. Барсук.

Станция "Земля":

Овраги портят землю. Как не дать им возможность увеличиваться?

1. Засыпать землей.

2. Посадить на склонах деревья. *

3. Делать в них свалки.

Нитраты в овощах образуются от того, что в земле много?

1. Минеральных удобрений. *

2. Воды.

3. Органических удобрений

Когда проводится "День Земли "?

1. 19 мая.

2. 8 марта.

3. 22 апреля. *

4. 1 мая.

 

 

Приложение 2

  Экологическая  викторина, проводимой в рамках Всероссийской экологической акции «Нашим рекам – чистые берега!»

1. Вопрос: Когда возникла идея создания Красной книги?

Ответ: В XX веке, в конце 50-х годов. Международная Красная книга впервые была издана в 1966 году, Красная книга СССР - в 1978 году (шесть лет спустя — новое, дополненное издание). Цель Красной книги - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. Существует и Черная книга для тех видов, которые навсегда исчезли с лица Земли.

2. Вопрос: Что вы знаете о тропических лесах?

Ответ: Их флора и фауна насчитывает до 3 миллионов видов, из которых описана только шестая часть. Изучением занимается более 4 тысяч ученых. Тропические леса являются дождевыми. Это кладовая лечебных препаратов, многих химических соединений, которые обладают большой биологической активностью. Истребление тропических лесов отрицательно скажется на климате, чистоте воздуха, водоемов и даже на изготовлении продуктов питания.

3. Вопрос: Что вы знаете о народных традициях охраны природы?

Ответ: Такие традиции появились еще в древности и передавались из поколения в поколение. У многих народов, например, есть особо почитаемые деревья. Для россиян это - береза. А в древности славяне почитали дуб. Священными объявлялись целые рощи. Еще сравнительно недавно архангельские и сибирские крестьяне собирались на сходы. На этих сходах они объявляли запрет на вырубку деревьев в лесных угодьях в течение нескольких лет. Запрещение называлось «заповеданием», отсюда и произошло слово «заповедник».

4. Вопрос: Где находится самый большой заповедник?

Ответ: Самым большим заповедником считается Антарктида. На материке и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, на континенте обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов). Мшанка и антарктическая айра - два вида цветковых растений Антарктиды. Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году.

5. Вопрос: Что вы знаете о птичьем зоопарке?

Ответ: Он находится на Канарских островах. Его площадь более 20 гектаров. Зоопарк специально оборудован для того, чтобы в нем хорошо себя чувствовали 300 видов животных и почти 500 видов растений. Птичий зоопарк очень популярен у туристов.

6. Вопрос: Что вы знаете о заповеднике на западе России?

Российский заповедник в южной части брянского леса охраняет природу (с 1987 года). Площадь - 12 тысяч гектаров. Все живое в лесу охраняется законом. В заповеднике много видов млекопитающих и рыб, почти 200 видов птиц и около 20 видов пресмыкающихся и земноводных. Здесь обитают черные аисты - почетные члены Красной книги. Посторонним вход в заповедник запрещен.

7. Вопрос: Что такое Детский тропический лес?

Ответ: 12-летний шведский мальчик по имени Роланд Тиендсуу решил предпринять попытку спасения тропических лесов. Ему очень хотелось, чтобы они не пропали, пока он вырастет. Вместе с одноклассниками и их учителем ребята стали продавать печенье для местных жителей. Дела шли успешно, и им удалось купить 4 гектара тропического леса в Южной Америке. Этот лес был приобретен для заповедника в Коста-Рике. Другие шведские школьники последовали их примеру и выкупили еще 7 гектаров. Благодарное руководство заповедника назвало эту часть леса «Детский лес навсегда». У ребят есть последователи в других государствах.

8. Вопрос: Когда появился водопровод?

Ответ: Индийцы держали воду в медных сосудах. Это было около 4 тысяч лет назад. В Древнем Египте прокладывали деревянные и медные трубы. В Древнем Риме существовала система акведуков. В XI веке в Новгороде был построен настоящий водопровод. В XVвеке был проведен родниковый водопровод для Московского Кремля. Настоящий водопровод в России построили в Петербурге во второй половине XIX века.

9. Вопрос: Что такое пестициды и нитраты?

Ответ: Пестициды - это ядохимикаты, которые используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка). Нитраты - соли азотной кислоты. Используются в качестве удобрений. Азотные удобрения повышают урожайность сельскохозяйственных культур. Но их избыток откладывается в растениях про запас и вместе с продуктами питания попадает в организм человека. Нитраты помогают образованию в организме нитрозамина, активного канцерогенного вещества, вызывающего раковые заболевания.

10. Вопрос: Какое море умирает?

Ответ: Аральское море. Начало этого процесса - 50-е годы XX века. Всему виной увеличение площадей для посевов хлопчатника и риса. Разветвленная сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из Амударьи и Сырдарьи. Объем воды в море уменьшился. Поверхность Арала стала втрое меньше. Вода стала соленой, рыба погибла. Изменился даже климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль. Результат деятельности человека - экологическая катастрофа. Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей.

11. Вопрос: Сколько воды необходимо взрослому человеку в сутки?

Ответ: 70 килограммов массы человеческого тела содержит 50 килограммов воды (70%!). Если человек теряет 12 процентов влаги, он может погибнуть. Организму взрослого человека ежедневно необходимо до 10 литров воды. Из них большую часть ткани организма создают сами (эндогенная вода), а 2 литра воды человек должен получить в составе пищи или в чистом виде.

12. Вопрос: Для чего дрозды, трясогузки, оляпки, скворцы и другие хитрые птицы садятся на муравейник?

Ответ: Муравьиная кислота обладает специфическим запахом, который убивает насекомых-паразитов на теле птиц. Принимая муравьиные ванны, умные птицы соблюдают правила птичьей гигиены.

13. Вопрос: В чем заключается опасность роста употребления энергии?

Ответ: Рост употребления энергии опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению кислотных дождей.

14. Вопрос: Что вы знаете об озоновых дырах?

Ответ: Озон - форма кислорода. Формула кислорода состоит из двух атомов, а озона - из трех. Озон, который образуется вблизи поверхности Земли, вреден (образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др.). Солнечные лучи, действуя на оксиды озона, вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое использование фреона приводит к появлению озоновых дыр. Доля озона в некоторых местах озонового экрана уменьшается до 50 процентов. Озоновые дыры могут перемещаться. А впервые их существование установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи.

15. Вопрос: Чем так опасны синтетические моющие средства?

Ответ: Стиральный порошок, мыло, шампунь, сода являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Моющие средства губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым так богаты моющие средства, способствует росту водорослей (вода цветет). Моющие средства изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде.