Экологическая викторина
Цель: способствовать проявлению индивидуальных творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности с целью повышения качества образования.
Задачи:
- формирование устойчивого познавательного интереса учащихся к предметам естественного цикла;
- развитие интуиции, логического мышления, смекалки, расширение кругозора знаний учащихся;
- воспитание культуры общения, экологического мышления;
- корригирование эмоционально - волевой сферы учащихся.
Оборудование: интерактивный комплекс, раздаточный материал, бумага, ручки, оценочная таблица жюри.
Предварительная подготовка: подбор материала, создание презентации, организация команд, организация жюри.
Оформление класса: плакаты и рисунки.
Правила участия в викторине:
Викторина проводится для учащихся в рамках месячника по экологии, в форме классного часа для учащихся 8,9 классов. В викторине участвуют 2 команды по 5 человек. Команды сидят за отдельными столами.
Структура викторины:
Организационный момент.
Жеребьевка. Представление команд.
Представление членов жюри.
Вступительное слово учителя.
1 тур. Экология Москвы.
2 тур. Растения и животные Москвы.
3 тур. Почемучка.
4 тур. Рассказ Бабы Яги.
5 тур. Викторина для зрителей.
6 тур. Экологический кроссворд.
7 тур. Эврика.
8 тур. Загадочная шкатулка.
9 тур. Итоги викторины.
Ход викторины
1.Организационный момент.
2.Жеребьевка. Представление команд.
3.Представление членов жюри.
4.Вступительное слово учителя.
5.Викторина.
1 слайд Экологическая викторина.
Сегодня мы с вами проводим экологическую викторину в рамках предметной недели предметов естественно - математического цикла. Викторина состоит из девяти туров. Лист-задание дается каждой команде. Ответы на вопросы команды пишут на отдельном листе и сдают жюри.
2 слайд 1 тур – Экология Москвы
1.Особенностью экономико - географического положения Москвы является:
а) наличие различных видов ландшафтов;
б) расположение города на пересечении рек;
в) расположение города вблизи крупных промышленных предприятий. [1]
3 слайд
2.В какое время Москва превратилась в один из индустриальных центров страны:
а) первая половина XIX века;
б) первая половина XX века;
в) вторая половина XIX века.[1]
4 слайд
3.При каком царе в Москве стали охранять «Лосиный остров»:
а) Иван Грозный;
б) Ярослав Мудрый;
в) Пётр I. [1]
5 слайд
4.Москва расположена в междуречье:
а) Волги и Яузы;
б) Волги и Оки;
в) Волги и Москвы-реки. [1]
6 слайд
1.К объектам культурного наследия Москвы относят:
а) памятники, ансамбли, достопримечательные места;
б) природно - исторические парки;
в) художественные выставки. [1]
7 слайд 2 тур – Растения и животные Москвы
1.Охраняемыми видами в Москве являются:
а) вьюнок полевой и осот;
б) вороний глаз и купена лекарственная;
в) клевер луговой и мятлик луговой.[1]
8 слайд
2.К грызунам, встречающимся на территории Москвы, относится:
а) ёж обыкновенный;
б) крот европейский;
в) бобр обыкновенный.[1]
9 слайд
3.Состоят на орнитологической службе в аэропортах Москвы:
а) воробей;
б) ястреб – тетеревятник;
в) синица большая.
10 слайд 3 тур – Почемучка
Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц?
Почему цветы красивые и душистые?
Почему лист зеленый?
Почему птицы осенью улетают?
Почему кошка часто умывается?
Почему белку называют белкой, если она рыжая? [3]
11 слайд 4 тур – Рассказ Бабы Яги
Решила я в своей избушке на курьих ножках генеральную уборку сделать. Всяких средств химических приобрела … Вот только не знаю, правильно ли я их употребила?
С самого утра я решила покрасить печку, а заодно перекрасить скамейку около избушки в более приличный цвет. Для этого я воспользовалась эмалью ПФ-223. Скамейка получилась замечательная! (Краску с первой цифрой 2 нельзя использовать для наружных работ.) Перекрасив печку, я вышла погулять в лес. Было прохладно, и я надела свой шикарный белый шерстяной свитер. Потом я вернулась домой и тут же, воодушевленная успехом, решила покрыть лаком книжную полку для своих страшных- престрашных сказочек. Но когда я наносила последний слой лака НЦ – 223, две капли «украсили» мой свитер. Пришлось удалять пятна с помощью средства «Комет». (Не предназначен для выведения пятен.) Успех превзошел все ожидания! Правда, остались желтые пятна! И я решила избавиться от них с помощью отбеливателя «Белизна». («Белизна» применяется для отбеливания льна и хлопка, но не шерсти.) Больше рисковать свитером мне не хотелось, и я обработала его антимольным средством «Раптор». (Средство от тараканов.) Затем убрала его на зиму в шкаф. А заодно освежила все свои юбки и кофты препаратом с тонким и нежным запахом. Название такое же нежное – «Лана». (Антистатик.) Когда я закрывала дверцу шкафа, то зацепила стоящий на шкафу серебряный подсвечник, подаренный Змеем Горынычем. Падающий подсвечник ударил меня по голове, и тут же меня осенила гениальная идея – сделать потускневший металл блестящим, как моя мысль. Я сразу же протерла его жидкостью под названием «Дося». (Средство для мытья посуды.) Понятно, что мне тут же захотелось почистить и свои ботинки. Нет лучше средства для удаления старой грязи, чем «Антирайд». (Средство от моли.) А уж истинный шик и блеск от крема «Жемчуг»! (Зубная паста.)
Ну что ж, вы тут решайте, правильно ли я все сделала, а мне уже пора! [2]
12, 13 слайд 5 тур – Викторина для зрителей
1. Какие из животных самые ядовитые?
2. Какой зверь на Земле самый прожорливый?
3. Почему нельзя выбрасывать лампы дневного освещения?
4. Почему вредны телефоны сотовой связи?
5. Что такое лукоморье?
6. Что такое «Гринпис»?
7. На сколько лет снижается продолжительность жизни человека в больших городах?
8. Сколько килограммов мусора в день выбрасывает среднестатистический человек? [3]
14 слайд 6 тур – Экологический кроссворд [2]
15,16, 17 слайд
По горизонтали:
Преднамеренный или случайный перенос растений или ввоз животных в новые районы, где они ранее не обитали. (Интродукция)
Водная оболочка планеты. ( Гидросфера)
Верхняя твердая оболочка земного шара. ( Литосфера)
Совокупность видов животных, обитающих на определенной территории. ( Фауна)
Накопление в почве избыточного количества вредных для растений солей. (Засоление)
По вертикали:
Оболочка воздуха вокруг Земли. (Атмосфера)
Совокупность видов растений, произрастающих на определенной территории. ( Флора)
Совокупность особей одного вида, занимающих определенный ареал. (Популяция)
| | | | | | | | | | | | | | 3 | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | 4 | | | | |
| | | | | | 1 | | | | | | | | | | |
| | | | 1 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | 2 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| 3 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | 2 | | | | | | | |
| | | | | 5 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
18 слайд 7 тур – Эврика [3]
«Эврика» - это восклицание принадлежит величайшему математику древности Архимеду.
Ответьте на вопрос:
Перед вами семена гороха и плод яблони. Какие открытия были сделаны благодаря этим растениям?
19 слайд 8 тур – Загадочная шкатулка
Здесь птичье умение и птичье мастерство. Что это?
Здесь «домик» моллюска. Что это?
20 слайд Слово жюри. Награждение победителей.
Литература
Ягодин Г. А., Аргунова М.В., Плюснина Т. А., Моргун Д.В.
Формирование ключевых образовательных компетенций в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под ред. Г. А. Ягодина. – М.: МИОО, 2009.
Неделя экологии в школе / авт. –сост. Г.А. Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2006.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 2003.
8