МБДОУ «Детский сад № 56 «Журавушка»»
Экологический проект для подготовительной группы детского сада «Пришла Весна – красна»
Подготовила:
Распопова П.А.
Г.Майкоп, 2018г.
Паспорт проекта
1. «Пришла Весна – красна»
2. Проблема:
У детей не сформированы знаний о весенних изменениях в живой и не живой природе, о весенних праздниках. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающийся природе. У детей нет представления о первых цветах весны. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего внешнего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности.
3. Сроки реализации: 05.03.2018г.- 28.05.2018г.
4. Вид проекта: познавательный, творческий.
5. Участники проекта: воспитатель, дети группы «Ягодка», возраст детей 6-7 лет, родители воспитанников.
6. Обоснование проекта: Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест.
Как показали исследования: основные заботы современных родителей - это умственное развитие ребенка и подготовка к школе (посещение воскресных, развивающих школ, кружков и т.д.), а так же физическое (здоровьесберегающее) и эмоциональное развитие.
Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в сторону домашние дела, соглашаются поиграть. Взрослые – в своем стремлении предусмотреть все линии развития ребенка – не оставляют времени для игры. Зачем игры-упражнения, если есть занятия физкультурой, спортом, работа в кружках и школы развития? Зачем замещения, если индустрия игрушек создает уменьшенные копии абсолютно всех предметов мира взрослых? Сегодня рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование; почти не выпускаются игрушки, на развитие совместных способов действия, на развитие общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Зачем воображение, когда мультфильмы, фильмы, компьютерные игры предлагают фантастические, небывалые образы, которые легко принять и понять? Отсутствие игры приводит к тому, что период формирования основ личности, базовых психических функций обедняется.
Присмотритесь внимательно к детям, к тому, как они проводят свой досуг, и вы увидите, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как часто ребята не могут найти применения своим силам, не знают, чем себя занять – им не знакомы веселые игры и затеи.
7. Актуальность: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - В.А. Сухомлинский. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Понимание этой социокультурной жизненной реальности, готовность к взаимодействию с ней во многом определяют и пути налаживания партнерства детского сада с семьей. Эта проблема всегда была актуальной, но в настоящее время она приобрела особый смысл, т. к. повысился уровень требований родителей к развитию детей. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
На сегодняшний день, не каждый родитель осознает, что ребенок, играя, познает мир, забавляется, исследует границы дозволенного, открывает правила взаимодействия и присваивает социальный опыт. Родители не вовлекают детей в посильную совместную помощь по дому, предпочитая все делать сами.
Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки и партнерства.
Традиционные просветительские формы взаимодействия с семьей: собрания, лекции, консультации зачастую не привлекают родителей. Наиболее эффективным подходом становится опора на их собственный интерес, творческий потенциал, совместную деятельность с детьми.
Этими проблемами обусловлена актуальность проекта.
8.Новизна: Создание игротеки в ДОУ, для развития совместной игровой деятельности взрослых и детей, создание на базе игротеки практико-консультативного пункта для родителей: чьи дети посещают дошкольное образовательное учреждение, для родителей, чьи дети воспитываются в домашних условиях, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
9. Цель проекта: формирование познавательно-исследовательских знаний и умений у детей среднего дошкольного возраста решать поставленные проблемы.
10. Задачи проекта:
Сформировать представления о деревьях, как представителях живого в мире природы, побуждать интерес к природе.
Научить детей изучать деревья, пробудить интерес к процессу познания.
Обогащать словарный запас, развивать фантазию, наблюдательность в исследовательской деятельности.
11. Предполагаемые итоги реализации проекта:
1.Усвоениедетьми необходимых знаний по теме: «Живая и неживая природа весной».
2. У детей сформирован устойчивый интерес к природе.
3. Обогащение словаря детей.
4. Успешное интеллектуально-личностное развитие детей.
5. Развитие познавательной активности детей.
6. Активизация совместной деятельности родителей и детей.
12. Этапы реализации проекта:
• I этап - подготовительный
• II этап - практический
• III этап - итоговый
I этап - подготовительный
№ | Направление работы | Содержание деятельности | сроки |
1 | Работа с детьми | Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для проекта.- Опрос детей: «Что такое весна»; | 05.03.2018г.- 07.03.2018г. |
2 | Взаимодействие с родителями | – обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. |
3 | Работа педагогов | – определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; |
II этап –практический
| Направление работы | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Работа с детьми | Работа с детьми: Рисование «Одуванчики в траве», «Дерево с листочками» « Яркое солнышко» Вставить рисунки Наблюдения за деревьями и кустарниками на участке – набухшие почки ( домики для листочков) Наблюдения за состоянием погоды, насекомыми, растениями Беседа: «Весна пришла!» Весенние признаки», «Птицы весной». Беседа о весне, как о наступившем времени года: «Что случилось с природой?» Рассматривание демонстративного материала « Птицы» картинок иллюстраций, отражающие красоту, многообразия природы весной. Лепка «Божья коровка», «Бабочка», « Птички» Аппликация «Божья коровка» «Цветок», «Подснежники», «Подарок для мамы», « Скворечник для птиц», « Красивый цветок», «Колокольчик», « Гусеница», « Лодка» Конкурс рисунков о весне | 12.03.18г.- 14.05.18г. |
2 | Взаимодействие с родителями | Заучивание стихотворений о весне. Разучивание песенки «На весенний лужок» |
3 | Работа педагогов | Обобщение знаний детей о признаках весны (беседа о весне как о времени года, чтение и заучивание стихов о весне, наблюдения за явлениями природы, рассматривание веток нескольких растений, формирование понятия «почка» («домик для листочка»), проблемная ситуация: у разных веточек появляются разные по форме листочки). – пополнить предметно-развивающую среду. – организовать работу по решению задач проекта. |
III этап – итоговый
№ | Направление работы | Содержание деятельности | сроки |
1 | Работа с детьми | Проведение педагогического обследования. Анализ проделанной работы. Обобщение наработанного материала. Создание книги, иллюстрированной детьми «Весна». Выставка детских рисунков Обобщение опыта работы | 14.05.18г.- 21.05.18г. |
2 | Взаимодействие с родителями | Анкетирование родителей |
3 | Работа педагогов | Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. Презентация опыта работы по проекту. Создание видеоролика на тему «Как мы играем в детском саду» |
Подвижные игры: «У медведя во бору»
Дидактические игры: «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?». «Времена года», «Так бывает или нет?», «Что перепутал художник», «Путешествие в мир природы», «Назови правило», «Кто, что. Из чего и чем?» «Весенние слова».
Чтение художественной литературы А. Пушкин: «Улыбкой ясною природа…»
Б. Заходер: «Долго шла весна тайком»
Я. Аким: «Села на лавочку первая бабочка»
Потешки: «Весна, весна красна», «Идет матушка весна».
Народные приметы поговорки о весне. Чтение рассказов Г. Скрвеицкого «Четыре художника».
Разучивание песен о весне. Слушание музыки. Праздник Пасхи
Итогом проделанной работы было развлечение « Весна – красна»
Результат реализации проекта:
Дети стали проявлять интерес к наблюдению за явлениями природы, они стали отличать друг от друга деревья по форме листьев, плодам.
Дети стали более наблюдательными, общительными и инициативными;
Дети стали более дружелюбнее относится к сверстникам в процессе продуктивной деятельности и коллективном труде.
Дети старались соблюдать все правила поведения в природе. Многие сделали для себя вывод, что все мы (животные, люди) – это большой дом, в котором должны жить дружно, соблюдать чистоту, порядок.
У детей сформировались знания о весенних изменениях в живой и не живой природе, о весенних праздниках. Дети умеют сравнивать различные периоды весны. Бережно относятся к окружающей природе. Дети ознакомлены с первыми весенними цветами. Развиты знания о перелетных птицах и птицах, которые остаются зимовать. имеют представление о весенних месяцах. Пополнены знания стихов и песен по теме.