Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад №47
Проект «Зеленый лук-от всех недуг»

Разработали: воспитатели
Группы раннего возраста №3
А.В. Жигалова, И.Д.Кучина
Златоуст, 2017

Что за зелень у окна.
Ведь за окном уже весна.
Поговаривают, что лук,
Полезен от семи недуг.
Детки, тот лучок сажали.
Урожаем угощали,
Витаминов целый клад
Приходите все к нам в сад.
Вид проекта: групповой.
Срок проекта: краткосрочный
Тип проекта: Познавательно- исследовательский, творческий.
Место проведения: Групповая комната
Участники проекта: воспитанники группы №3 , воспитатели, родители.
Тема проекта: «Зеленый лук-от всех недуг»
Актуальность проекта:
Ранний возраст является важным периодом в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно больше разнообразного и полезного исследовательского опыта в познание окружающего мира. Успешность воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Поэтому очень важно, показать детям всю красоту окружающего мира, вовлечь детей в различные исследования и наблюдения, связанные с природой. Важно воспитать в ребенке любовь к природе, и дать возможность ребенку развиваться, познавая ее. В свою очередь, это сформирует разносторонне развитую личность в будущем.
В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно –образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно – исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты.
Этот проект: во- первых, позволяет почувствовать себя исследователем, во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.
Самый важный результат обучения на проектной основе – формирование настоящего общества детей, воспитателей и родителей.
Цель:
Задачи проекта:
Развивать речь детей, мышление, память.
Продолжать формировать знания формы и цвета.
Пополнить знания детей о росте растений и их пользе для человека.
Вызвать познавательный интерес к выращиванию лука, воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
Воспитывать положительное отношение к своему здоровью.
Интеграция образовательных областей:
Ожидаемый результат:
Знает о растение лук и его пользе для здоровья человека
Имеет представление и опыт наблюдения, последовательности роста лука и что необходимо для полноценного развития растения
Бережное отношение детей к природе и окружающему миру
Развитие речи, внимания, трудовых навыков
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Предварительная работа: Рассматривание фотографий по теме «Зеленый лук от всех недуг»
Чтение стихотворений и загадок о луке, наблюдение за ростом лука в комнатных условиях.
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Дидактическая игра «Ссобери картинку» .
Цель: Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, родителей.
Задачи:
1. Учить детей ежедневно ухаживать за луком, в комнатных условиях.
2. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц..
3. Учить бережно относиться к природе.
4. Учить выполнять индивидуальные поручения,
5. Научить детей видеть результат своего труда.
Проект состоит из 3 этапов:
Подготовительный
Основной - практический
Заключительный
1 ЭТАП-подготовительный
Что за зелень у окна.
Ведь за окном уже весна.
Поговаривают, что лук,
Полезен от семи недуг.
Детки тот лучок сажали.
Урожаем угощали,
Витаминов целый клад
Приходите все к нам в сад.
Подготовительный этап включает в себя:
Определение цели и задач
Составление плана проекта
Разработка обучающего материала, используя компьютерные технологии
Создание условий для совместной и самостоятельной деятельности детей
Подборка наглядного материала, игр и пособий для реализации проекта
Подготовить информационный стенд для родителей «Природа и ребенок»
Подготовительный этап для детей:
Чтение стихов, загадок
Показ иллюстраций детям
Знакомство с пальчиковой гимнастикой
Беседа о пользе лука
Во время проекта проводилась работа с родителями:
— Поиск информации о луке
— Сочинение сказок, создание книжек-малышек
— Конкурс рисунков
Свойства лука
Лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Свежий сок лука, смешанный с медом хорошее средство при лечении бельма глаз, бронхита, кашля и грибкового заболевания кожи. Сок лука также рекомендуется при неврастении, бессоннице и ревматизме. Кашицу из свежего лука используют от гриппа, против укусов комаров, выпадения волос, для удаления мозолей и бородавок. Печеный лук прикладывают к фурункулам, а свеженарезанный - к вискам от головной боли. Лук-порей рекомендуется применять при ожирении, отложении солей и почечнокаменной болезни.
2 ЭТАП –основной (практический).
№1 . Тема: НОД «Мы посадим лук, от семи недуг» (просмотр презентации)
Цель. Знакомство детей с растением – лук и его полезными свойствами, по средствам ИКТ.
Планируемые результаты:
Узнают растение – лук
Знакомятся с процессом посадки
Определяют форму и цвет растения
Знакомятся с художественной литературой - про лук, отгадывают загадки
Делают пальчиковую гимнастику
Материалы и оборудование: иллюстрации, презентация, проектор, земля, луковицы, вода, емкость для посадки, фартуки, лейки.
№2. Консультация для родителей: «Природа и ребенок» (информационный стенд на тему: «Природа и ребенок»)
Цель. Расширять знания родителей о познавательном развитии детей раннего возраста в экспериментальной деятельности.
Планируемые результаты:
Понимание родителей значимости исследовательской деятельности в жизни ребенка
Беседы-обсуждения с ребенком о его деятельности в детском саду в рамках проекта, с целью лучшего усвоения материала
Материалы и оборудование: оформленный стенд в приёмной
№3. «Наблюдение и беседа о росте лука»
Цель. Продолжать вызывать интерес к экспериментальной деятельности, воспитывать любовь к труду и природе. Развивать внимание, память, наблюдательность.
Планируемые результаты:
Материалы и оборудование: посадки лука
№4. « Польём наш лучок»
Цель. Воспитывать любовь к труду, бережное отношение к растениям, формирование чувства ответственности.
Планируемые результаты:
Ухаживают за растениями
Надевают фартуки, правильно пользуются лейками
Материалы и оборудование: лейки с водой, фартуки
№5. «Какого цвета лук»
Цель. Развивать интерес детей к рисованию, нетрадиционным способом – пальчиковое рисование.
Планируемые результаты:
Рисуют пальчиками линии – пёрышки, с помощью гуаши, с помощью педагога
Ведут прямую линию без отрыва самостоятельно
Называют цвет пёрышка лука
Материалы и оборудование: изображение луковицы с пером, гуашь зеленого цвета, бумага, салфетки
В начале марта мы принесли лук, и обрезали им верхушки. Лук выращивали в контейнере. Дети наблюдали за ростом лука, проводили эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек Результаты экспериментов фиксировали в дневнике наблюдений. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
Зеленый и полезный
Врачи считают, что зеленый лук надо есть каждый день. Во-первых, он вызывает выделение большого количества желудочного сока и соляной кислоты, способствующей процессу пищеварения и лучшему усвоению пищи. Во-вторых, в 100 г зеленого лука содержится около 50 мг витамина С. Этого количества достаточно, чтобы удовлетворить дневную потребность взрослого человека. Стоит особо отметить, что в зеленом луке, в отличие от репчатого, содержится хлорофилл, необходимый для кроветворения. Поэтому он особенно необходим людям, страдающим различными видами малокровия.
Следует помнить, что в зеленом луке самое ценное – белая мясистая ножка, полезны перья до 10 см от белой части. Остальная часть зеленого лука может вызвать некоторые нежелательные явления – такие, как брожение в желудке, головную боль, раздражительность или сонливость.
3 ЭТАП - заключительный.
Заключительный этап включает в себя:
Общая фотография детей с урожаем
Сбор урожая
Дегустация
Фотоотчет о реализации проекта
Организация выставки рисунков
В конце нашего эксперимента, мы вместе с детьми, выявили условия для роста лука:
Луку, как и любому растению, необходимо:
— свет
— тепло
— воздух
— вода
— человек
Лук – растение длинного дня. Он хорошо переносит холод, может расти при положительной температуре, близко к нулю градусов. Семена лука в обычных условиях в почве прорастают медленно. Нужно их предварительно замочить.
Выращенный лук был подан к обеду.
Результат.
1. Знакомство детей с растением – лук и его полезными свойствами
2. Дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста лука..
3.У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях, как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой и гелевыми шариками.
Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.
Приложение 1
ОО Физическое развитие (развитие мелкой моторики рук)
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Раз, два, три, четыре,
Дети овощи учили:
Лук, редиска, кабачок,
Хрен, морковка, чесночок.
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
В нашем огороде много овощей,
Их пересчитаем, станет веселей.
Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец.
Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали.
ОО Речевое развитие 
Стихи о луке
Л. Громова
Жертва я ужасных мук, -
Ненавижу резать лук!
Щиплет он мне нос, глаза,
Все лицо уже в слезах!
Е. Жуковская
Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжет глаза и жжет язык,
Заставит плакать в один миг.
«Тетушка Ау»
Я совсем не собирался
Доводить детей до слёз!
Я хорошим быть старался,
День за днём послушно рос,
Соблюдал диету строго -
Дождевую воду пил
И за лето очень много
Витаминов накопил!
Не боялся я лопаты,
Не страшился червяка,
Был уверен, что ребятам
Пригожусь наверняка,
А теперь услышал вдруг:
- Фу! Опять в тарелке лук!
Л. Шмидт
Лук в стаканчике с водой.
Не зови его едой!
Я листочки не стригу,
А жалею, берегу,
Потому что это
Мой кусочек лета!
Загадки о луке
Пришел барин с грядки,
Весь в заплатках,
Кто ни взглянет,
Всяк заплачет.(Лук)
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.(Лук)
Под землей не велик
В шубе золотой старик(Лук)
Пришла Таня в желтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать.(Лук)
Не умеет он смеяться,
И не любит раздеваться.
Кто кафтан с него снимает,
Часто слёзы проливает.(Лук)
Сидит Игнатка на грядке,
Кафтан Игнатки в заплатках.
Кто Игнатку тронет,
Тот слезу обронит.
Н. Родивилина
Уж давно о нем не спорят -
Витаминов просто море,
Правда, он не виноват,
Что немножко горьковат.
Круглый год, зимой и летом,
В шубку теплую одетый.
Раздеваем - горько плачем,
А раздеть нельзя иначе.
Догадался, юный друг?
Ну, конечно, это...(лук)
Н. Меркушова
Приложение2
Исследовательская деятельность




Зеленый лук был подан к обеду

Виды лука:



Лук Порей, Лук –шалот , Репчатый лук (Лук-репка)


Лук белый , Лук красный-барон
Энергетическая ценность лука




