СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экология.Обитатели воды.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие по экологии на тему "Обитатели воды"  для дошкольников или детей 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Экология.Обитатели воды.»

Тема: Экология - «Обитатели воды».


Цель занятия: создать условия для воспитания экологической культуры, развивать познавательные способности воспитанников
Задачи:

- способствовать формированию знаний о животных, обитающих в воде.
- обобщить и систематизировать знания об обитателях воды;
- способствовать воспитанию любви к природе;
- способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления, умению наблюдать.

Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа, лекция);
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций);
- игровой (викторина, загадки)
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, подборка загадок, четверостиший.

Технология: ИКТ.

Возраст детей: 5-6-7 лет.

Структура занятия:
1. Организационный этап
Приветствие. Сообщение темы занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
Чтение четверостиший об обитателях воды.
3. Познавательный этап
3.1. Беседа «кто такие обитатели воды»
3.2. Физкультминутка
3.4. Конкурс загадок «морские и пресноводные животные»
4. Контрольно-коррекционный этап
4.1.Викторина «обитатели воды»
5. Подведение итогов занятия.
Содержание занятия.
1. Организационный этап
Приветствие. Сообщение, что тема занятия – экология.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
Чтение четверостиший о животных, живущих в воде.
Учащиеся внимательно слушают и по окончанию говорят, что этих животных объединяет. Приходят к выводу о содержании данного занятия.


1. Вот просторы океана,
Бороздит гора с фонтаном,
Бьёт хвостом, вода кипит -
Проплывает важно. 

(Кит)(С. Чёрный)

2. Передние – ласты, а задние - лапы! 
Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!
Другого жилья, кроме моря, не зная,
Потомству даст жизнь, на песок выползая. 
(Морская черепаха)

3. Ползет наоборот,

Задом наперед,

Все под водой

Хватает клешней.

(Рак)

4. Вот же вредная какая!
Хоть и мелкая, но злая!
Присосётся и пьёт кровь.
Ну какая к ней любовь!
Но и в нашей медицине,
Прибегают к ней и ныне.

(Пиявка)


6. Из иглокожих, но красиво
В морской пучине это диво.
Пять рук обычно  -  пять лучей!
Бывает хищной. Образ чей?
(Морская звезда)

7. Симпатичный он на вид,
Хоть бывает ядовит!
У моллюска – восемь ног.
То придонный… (Осьминог)

8. Стой плотва и караси,

И пощады не проси:

Я хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду

(Щука)

9. Вы знакомы с Морячком
Ходит странно он бочком.
Пятернёй своей не слаб
Морячок - спешащий … (Краб.)

 3. Познавательный этап
3.1. Беседа «кто такие обитатели воды»
Педагог:  Обитатели воды – это те виды животных, которые живут постоянно в воде. К таким животным относятся не только рыбы, но и млекопитающие (киты, дельфины), моллюски, членистоногие (раки, крабы), кишечнополостные (медузы) и много других животных.
- Каких обитателей Черного моря вы знаете?
Ответы учащихся:
- Это дельфины, крабы, медузы, мидии, ставрида, морские коньки, катраны, камбала, рапаны и другие.
Педагог:
- Дельфины кормят детенышей молоком, они млекопитающие, как и киты, но живут постоянно в море. Поэтому конечности морских млекопитающих имеют форму ласта или плавника, как у рыб. Форма тела у водных животных имеет вид веретена или лодочки. Кто выскажет предположения почему?

Ответы учащихся.

Педагог:
- Такая форма тела наиболее удобна для передвижения в воде, потому что легче преодолевать сопротивление воды.

Педагог:

- Как вы думаете, какая польза от обитателей воды?
Ответы учащихся.
Педагог: 
Различают пресноводных и морских обитателей. Пресноводные животные живут в реках, ручьях, озерах, заводях, болотах, а морские?

Ответы учащихся:

- Морские животные в морях и океанах. 

Педагог: 
- К морским животным относятся, к примеру: киты, медузы, морские коньки, скаты, осьминоги, морские звезды, рыба-клоун, рыба-меч, рыба-молот, морские змеи, морские ежи, морские черепахи. К пресноводным: ерш, сом, окунь, форель, пиранья, карась, щука, рак, улитка (прудовик) водяной паук серебрянка. Есть обитатели воды, разные виды которых живут и в пресной и в соленой воде. Вспомните в каких сказках вам встречались морские или пресноводные животные?

3.2. Физкультминутка
3.3. Конкурс загадок «морские и речные животные» (Приложение1)
4. Контрольно-коррекционный этап
Викторина «обитатели воды» 
1.Обитатели воды это
А) все рыбы и медузы;

Б) водоплавающие птицы; 
В) животные, живущие постоянно в воде.
2. Дельфины и киты это?
А) рыбы.
Б) млекопитающие;
3. Конечности морских млекопитающих имеют форму?
А) лапы;
Б) ласта или плавника;
В) крыла.
4. Форма тела у водных животных имеет вид веретена или лодочки потому что?
А) Такая форма тела наиболее удобна для передвижения в воде ;

Б) Такая форма тела помогает лучше прятаться в воде;

В) Такая форма тела красивая.

5. Правильно перечислены морские животные?
А) окунь, пиранья, карась, щука, рак, прудовик, сом;
Б) осьминоги, киты, медузы, рыба -меч.
5. Подведение итогов занятия.
Приложение 1
Конкурс загадок «морские и пресноводные животные»
Ребята отгадывают загадки. Показ картинок презентации, которые являются отгадкой.
1. У нее такая пасть

Каждый может в ней пропасть

Зубы острые сомкнула

Рыба хищная …акула


2. И на суше, и в воде —

Носит дом с собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме... черепаха



3. Для неё волна – качели, 
И плывёт она без цели 
Ниоткуда в никуда, 
Вся прозрачна как вода.

Медуза



4. На лошадку так похожа,

А живет-то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок —

Прыгает … морской конек



5. Что за плащ хвостатый, темный

Рассекает в море волны?

Осторожно! В нем разряд.

Электрический он... скат


6. Он колючий, но не еж,

А речная рыба … Ёрш.



7. Под водой живет народ,

Ходит задом наперед …

Рак

8. Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет.

Морская звезда

9. Всё без рук могу хватать!

Ног моих не сосчитать!

Но а тот, кто всё же смог,

Говорит я …осьминог


10. На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

Сом

11. На двое волну рассечь

Попыталась рыба-... меч


12. Может он звезду достать

И акулы избежать.

Его просто не возьмешь!

Кто же это… морской еж


13. Яркий-яркий, полосатый

Очень нравится ребятам.

В анемоне он как дома,

Кто же это?… рыба -клоун
14. Вспугнут её - раскинет муть.
Спасаясь, задом пятится,
Наводит щупальцами жуть
Большая... каракатица.