СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая тропа «Город Котовск за гармонию с природой»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На базе МБОУ «СОШ» г.Котовска с 2012-2013 учебного  года работает  комплексно-целевая программа экологического воспитания школьников. Внедряется проект «Экология детства: теория и практика социально-экологического воспитания личности». Одним из направлений деятельности этого проекта является разработка и создание  социально-адаптированной экологической тропы в пределах  уютного, зелёного города Котовска.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая тропа «Город Котовск за гармонию с природой»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

города Котовска Тамбовской области







Экологическая тропа

«Город Котовск за гармонию с природой»











Руководитель экологической тропы:

учитель биологии

Алпацкая Нелли Алексеевна















Котовск 2018





«Человека не может не занимать природа,

он связан с ней тысячью неразрывных

связей, он сын ее.» И.С.Тургенев

Человечество вступило в третье тысячелетие, имея огромное количество экологических проблем. Основная причина экологического кризиса - низкий уровень экологической культуры общества.

Формирование экологической культуры рассматривается как длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека под влиянием научных знаний, воспитания, жизненного опыта, искусства, самосовершенствования.

Любить природу недостаточно- нужно еще и представлять место человека в ней. Понимать, насколько все в природе взаимосвязано. Научиться действовать так, чтобы люди и окружающая среда существовали хотя бы в относительной гармонии. Это значит, что необходимо воспитать людей с экологическим мировоззрением и основы любви к родному краю закладывать в детстве.


1.1На базе МБОУ «СОШ» г.Котовска с 2012-2013 учебного  года работает комплексно-целевая программа экологического воспитания школьников. Внедряется проект «Экология детства: теория и практика социально-экологического воспитания личности». Одним из направлений деятельности этого проекта является разработка и создание социально-адаптированной экологической тропы в пределах уютного, зелёного города Котовска.

Экологический маршрут проходит через экосистемы четырёх основных парков города, включает природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность. На экологической тропе дети дошкольного возраста, обучающиеся разных возрастов и жители города смогут получить устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды) информацию об этих объектах. Разрабатываемый маршрут тропы содержит разнообразный материал для проведения различных исследовательских работ школьников.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим качеством нашей тропы будет являться ее информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную "просветительную" и предписывающую. Каждому виду информации будут соответствовать "свои" объекты на маршруте и свои знаки - символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации.


Наш проект экологической тропы называется «В гармонии с природой и историей родного города».Географической особенностью экологической тропы является то, что она находится в черте города и доступна для дошкольных и общеобразовательных учреждений города.


Актуальность.

 

В современных условиях окружающая среда испытывает антропогенную нагрузку, теряет способность к самовосстановлению. Экологический кризис носит глобальный характер. Меры по защите природы являются первостепенной задачей человеческого сообщества.

 

Цели.

 

1.       Расширение знаний учащихся о природе малой родины и ее исторических ценностях.

2.       Природоохранная деятельность.

3.       Формирование экологической культуры.

 

Задачи.

 

1.        Расширение сведений учащихся о природе, истории города,его объектах, процессах и явлениях окружающей среды.

2.        Формирование умений проводить наблюдения, исследования, анализировать и сравнивать данные, полученные в ходе работы.

3.        Организация мероприятий по охране природных и историческихобъектах.

4.        Развитие творческих и интеллектуальных способностей.

5.        Воспитание экологической культуры поведения человека как части общей культуры, взаимоотношений людей друг с другом и отношений человека к природе и истории Родины.


ПОДГОТОВКА К СОЗДАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

 

1. Изучение участка природы - планируемого маршрута тропы, краеведческой литературы, знакомство с планом использования данной территории в хозяйственной и рекреационных целях, определение возможных вариантов маршрута.

2. Определение маршрута тропы с учетом требований составленного схематического плана с нанесением всех остановок.

3. Установка связи с базовым хозяйством, на территории которого будет проложена тропа.

4.Организация учащихся по созданию экологической тропы.

а) формирование групп уч-ся;

б) теоретическая подготовка уч-ся:

- формирование экологических и исторических знаний о компонентах природы и объектах, о взаимосвязи в природе: нормах и правилах поведения в природе и способах ее охраны;

- формирование у учащихся потребностей общения с природой, бережного отношения к ней, заботы о ее состоянии в настоящем и будущем;

в) практическая деятельность :

-разработка маршрута и составление карты- схемы,

- маркировка тропы,

- составление паспорта тропы.



1.2 Паспорт на учебную экологическую тропу

 

 

1

Местонахождение

г. Котовск Тамбовской области

2

Землепользователь

Администрация города Котовска Тамбовской области.

3

Значение тропы

Просвещение, обучение, воспитание по вопросам окружающей среды и краеведения

4

Направление маршрута

Территория школы - Территория школы - Парк Воинской Славы- Парк Октябрьский- Центральный парк города 

5

Режим использования

Учебные исследования, экскурсии, отдых. Запрещается заезд машин, загрязнения, выгул собак.

6

Необходимые мероприятия

Благоустройство территории, установка щитов и знаков

7

Ответственный за охрану тропы

МБОУ «СОШ» г. Котовска Тамбовской области

8

Шефствующие учреждения

Администрация города Котовска Тамбовской области. Музейный комплекс города Котовска. ЖКХ города Котовска

9

Приложения

а) карта-схема маршрута

б) описание экскурсионных объектов

в) календарный план работы по благоустройству тропы.

10

Дата создания тропы

Апрель-май 2014года

11

Руководитель


Учитель биологии

Алпацкая Нелли Алексеевна

 

 


Карта- схема «Экологической тропы».


















Календарный план работы по благоустройству тропы.



Месяц

Подробные планируемые мероприятия

Сентябрь

Экскурсия-исследование «Определение степени деградации лесного фитоценоза.» Организация акции «Чистая тропа».

Октябрь

Эколого-историческая экскурсия (знакомство с видовым составом фитоценоза; знакомство с историей памятников, находящихся на экомаршруте).

Ноябрь

Экскурсия-экомониторинг «Определение состояния древесных растений в разных парковых зонах города».

Декабрь

Экскурсия по архитектурным памятникам, находящимся на экологической тропе.

Январь

Экскурсия-исследование«Выявление содержания токсичных веществ в воздухе». Экскурсия по современным архитектурным объектам.

Февраль

Разработка проектов и макетов по дизайну ландшафта станций экологической тропы.

Акция «Покорми птиц!»

Март

Экскурсия-исследование« Определение индикации чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов». Экскурсия «Особенности паводка на реке Цна»

Апрель

Организация акций «Посади дерево», «Чистая тропа».

Экологический праздник «Марш парков города Котовска».

Май

Экскурсия-исследование «Выявление различий между экобиоформами растений в пределах нескольких популяций одного вида». Организация экскурсионной деятельности, посвященной празднованию Дня Победы.

Июнь

Экскурсия-исследование «Биоиндикации загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной».

Организация праздника посвящённого Всемирному Дню окружающей среды.

Акция «Полей дерево». Экскурсия-лекция «Уникальный песчаник».

Июль

Знакомство с видовым составом травянистых растений экологической тропы.

Конференция «Защита экопроектов».
Экскурсия «Видовые формы парковых насекомых»

Август

Планирование мероприятий на экологической тропе на следующий учебный год.





1.3 Инструктажи по ТБ при работе с орудиями труда, правила поведения и культуры труда.

  1. Не изменять самовольно маршрут движения.

  2. Надевать удобную одежду и обувь, не стесняющую движения и соответствующую сезону и погоде.

  3. Для оказания первой медицинской помощи пострадавшим во время проведения экологической тропы обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

  4. Переходить дорогу только в установленных местах.

  5. При работе с орудиями труда соблюдать инструктажи учителя по технике безопасности.

  6. Осторожно! Ядовитые растения и грибы.

  7. Профилактика укосов клещей и насекомых.

  8. «Осторожно, паводок!»

  9. Правила поведения при массовом посещении мероприятий.

  10. Правила безопасности при уборке территории и работе с садовыми инструментами.



2.1. Путеводитель экологической тропы

  1. МБОУ «СОШ»













  1. Улица Октябрьская

  1. Проспект Труда

  1. Станция 1 «Парк ТПЗ»

    1. Здание заводоуправления ТПЗ




4.2 Многовековой участок естественной дубравы





4.3 Мемориальный комплекс, посвященный 90-летию завода «Пластмасс» Открыт 18 ноября 2005 г. включает в себя – стелу, на которой – год образования предприятия и орден Отечественной войны 1 степени.Мемориальные доски – фамилии Героев Советского Союза завода пластмасс; пушка – символ оборонного предприятия.

5. Станция 2. Парк Воинской славы.

5.1 Аллея Славы.







5.2 Памятник воинам, погибшим в Афганистане и Чечне.

5.3 Фитоценоз парка.















    1. Аллея выпускников.





  1. Станция 3. Парк Октябрьский.

6.1 Здание Фурштадта















6.2 Памятник воинам, погибшим за дело пролетарской революции.



6.3 Растительный мир парка «Октябрьский»














7.Станция 4.Городской парк.

7.1 Песчаник.



7.2 Парковая растительность.

















7.3 Река Цна.





2.2 Тематические программы экскурсионной деятельности





Исторические экскурсии – исследования


  1. Заводоуправление Тамбовского порохового завода – памятник архитектуры и градостроительства нач. 20 в.

  2. Мемориальный комплекс, парк Воинской Славы, посвященный Великой Отечественной войне.

  3. Сквер «Октябрьский», здание «Фурштадта» - памятник архитектуры и градостроительства.

  4. МБОУ «СОШ» г. Котовска, мемориальные доски воинам, погибшим в Чечне.

  5. Городской парк культуры и отдыха.

  6. Музейный историко-просветительный образовательный комплекс.

  7. Улица Проспект труда.



Экологические экскурсии - исследования.


1.Выявление различий между экобиоформами растений в пределах одной популяции

Цель работы: изучить полиморфизм особей растений в пределах одной популяции и выявить его связь с условиями мест обитания.

Рекомендуемые места проведения работы: парки города.

2.Определение степени деградации лесного фитоценоза по состоянию древесных растений

 

Цель работы: оценить степень нарушенности древостоя лесного фитоценоза под влиянием экологических факторов.

Рекомендуемые места проведения работы: лес, лесопарк.

Материалы и оборудование: рулетка, лупа, определитель расте­ний.

3. Определение состояния древесных растений в разных зонах города

 

Цель работы: оценить степень угнетения деревьев, произрастающих в разных зонах города, под действием антропогенных факторов.

Рекомендуемые места проведения работы: город, загородная зона.

Материалы и оборудование: садовый секатор на сборной штанге, бумажные и полиэтиленовые пакеты, фильтровальная бумага, вата, линейка, план части города, цветные фотографии.

4.Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов

 

Цель работы: оценить уровень загрязненности воздуха по интенсивности роста эпифитных мхов.

Рекомендуемые места проведения работ: город, загородная зона, автомагистрали.

Материалы и оборудование: рулетка, квадрат-сетка, лупа.

5. Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной

 Цель работы: выявить влияние атмосферного загрязнения на морфологические признаки и состояние генеративных органов сосны обыкновенной.

Рекомендуемые места проведения работы: городские посадки, загородные лесопарки.

Материалы и оборудование: линейка, лупа, миллиметровая бумага.

 





3.1 Организация экологической тропы

Станция №1 « Парк Тамбовского порохового завода»

S- 4,5га

На территории парка сохранён многовековой участок естественной дубравы с многообразием жизненных форм (насекомых и травянистых растений).

В центре парка расположено здание заводоуправления ТПЗ, на котором расположена мемориальная доска «В этом здании в 1919 г. выступал выдающийся деятель коммунистической партии и Советского государства М. И. Калинин». Открыта в 1980-е г

Создан мемориальный комплекс, посвященный 90-летию завода «Пластмасс» Открыт 18 ноября 2005 г. включает в себя – стелу, на которой – год образования предприятия и орден Отечественной войны 1 степени; на мемориальных досках – фамилии Героев Советского Союза завода пластмасс; пушка – символ оборонного предприятия.

 Ответственный за станцию учебной экологической тропы: Федорова Н. Б., кружок «Экотуризм», обучающиеся 9-х классов.






Станция №2 « Парк Воинской Славы»


S-3,8га

На территории парка имеется аллея белой акации, клен остролистный, ясень обыкновенный, сосна крымская, береза мелколистная, широко представлено разнотравье и охраняемый вид – плаун булавовидный.

Из животного мира широко представлены птицы: воробьи, дятлы, поползни, трясогузки, синицы и насекомые.

Обелиск «Вечный огонь» воздвигнут в центре парка на пересечении уже существующих аллей и хорошо просматривается со всех сторон. Высота обелиска составляет 16 метров. Земляной курган, на котором стоит обелиск, выполнен в форме славянских холмов и возвышается над уровнем земли на 2 м. В парке высажены плакучие ивы, ели, более 1000 акаций, символизирующих память о погибших воинах.

Аллея Памяти с расположенными мраморными плитами с выбитыми на них именами воинов - котовчан, погибших во время Великой Отечественной войны.

Мемориал воинам-интернационалистам, на территории Афганистана и Чечни.

Аллея выпускников


 Ответственный за станцию учебной экологической тропы: Алпацкая Н. А., кружок «Экология и человек», обучающиеся10-х классов.


 

Станция №3 « Парк «Октябрьский»

 

S- 0,98 га


На территории парка представлены разнообразные древесные формы растений: сирень крупноцветная, липа мелколистная, тополь серебристый, лиственница европейская, клен платановидный, ель голубая, береза повислая.

Из животного мира широко представлены птицы: воробьи, дятлы, поползни, трясогузки, синицы-московки, скворцы и насекомые.

5 ноября 1957 г. в центре сквера была воздвигнута стела с надписью «В память бойцам, погибшим за дело пролетарской революции в 1918-1921 гг.». Автором проекта обелиска является Мороз Николай Михайлович – начальник ПКО завода «Пластмасс» .

Здание фурштата - (слово немецкого происхождения, переводится как «военный обоз») построено в 1917 году в стиле классицизированой эклектики для нужд Тамбовского порохового завода. Каменное, 2-х этажное здание фурштата предназначалось для размещения в нем пожарной части и оборудования необходимого для пожаротушения. Позднее здание было переименовано в здание «Свобода».


 Ответственный за станцию учебной экологической тропы: Акимова и. А., кружок «Экос», обучающиеся 3-х классов.


Станция №4 «Городской парк культуры»

 

S- 4,5 га

На территории парка имеется участок смешанного леса и лесопосадок. Представлен тополем обыкновенным, яблоней дикой, ивой плакучей, грушей обыкновенной, разнообразными кустарниками.

На территории водного фитоценоза можно увидеть кубышку желтую, рогоз обыкновенный, элодею, ряску.

Житный мир представлен разнообразием насекомых, птиц и водных обитателей.

Горная порода ледникового периода – песчаник.

Правый берег реки Цны.


  Ответственный за станцию учебной экологической тропы: Илясова О. А., кружок «Семья и экология», обучающиеся7-х классов.


3.2 Организация экскурсионной деятельности.

Календарно-тематический план

Сентябрь

Экскурсия-исследование «Определение степени деградации лесного фитоценоза.»

Октябрь

Эколого-историческая экскурсия (знакомство с видовым составом фитоценоза; знакомство с историей памятников, находящихся на экомаршруте).

Ноябрь

Экскурсия-экомониторинг «Определение состояния древесных растений в разных парковых зонах города».

Декабрь

Экскурсия по архитектурным памятникам, находящимся на экологической тропе.

Январь

Экскурсия-исследование«Выявление содержания токсичных веществ в воздухе».

Февраль

Экскурсия по современным архитектурным объектам.

Март

Экскурсия-исследование« Определение индикации чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов».

Апрель

Экскурсия «Особенности паводка на реке Цна»

Май

Экскурсия-исследование «Выявление различий между экобиоформами растений в пределах нескольких популяций одного вида». Организация экскурсионной деятельности, посвященной празднованию Дня Победы.

Июнь

Экскурсия-исследование «Биоиндикации загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной».

Июль

Экскурсия «Видовые формы парковых насекомых»

Август

Планирование мероприятий на экологической тропе на 2014-2015 учебный год.


3.3 Детские объединения биологического и экологического направлений
(срок работы объединений рассчитан на 1 учебный год)

Цель: Сформировать у учащихся представление о взаимосвязи человека и природы.

Задачи:

-развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека;
- развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений;
- вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения;
- формирование краеведческих знаний, воспитание исторической культуры.


п/п

Наименование объединений

ФИО руководителя

Количество обучающихся (класс)

1

Кружок «Экос»

Блинова Е.А.


2

Кружок «Экотуризм».

Федорова Н. Б.

15обучающихся 9-х классов.


3

Кружок «Экология и мы».

Алпацкая Н.А

15 обучающихся

8-х классов.




3.5.Социально-экологическая деятельность



Акции

Благоустройство природных территорий

Экскурсии

Акции «Чистая тропа».

Экскурсия-исследование «Определение степени деградации лесного фитоценоза.»

Акция «Покорми птиц!»

Эколого-историческая экскурсия (знакомство с видовым составом фитоценоза; знакомство с историей памятников, находящихся на экомаршруте).

Акции «Посади дерево».

Экскурсия-экомониторинг «Определение состояния древесных растений в разных парковых зонах города».

Акция «Полей дерево»

Экскурсия-исследование« Определение индикации чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов». Экскурсия «Особенности паводка на реке Цна»


Экскурсия-исследование «Выявление различий между экобиоформами растений в пределах нескольких популяций одного вида».


Знакомство с видовым составом травянистых растений экологической тропы.