ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Экологическая игра «Тайны живой природы».
Цель: развитие познавательного интереса учащихся к изучению живой природы, организация содержательного досуга детей.
Задачи:
закрепление и углубление знаний о богатстве и многообразии живой природы;
расширение кругозора учащихся;
развитие интеллектуальной сферы;
формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу, умения работать сообща.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютерная презентация игры, карточки с заданиями, объекты живой природы (например, шишки ольхи, лиственницы, раковины моллюсков и др.)
Ход мероприятия.
Учащиеся делятся на две команды. Перед ними на экране игровое поле, которые представлено пятью группами вопросов о живой природе (рыбы, птицы, звери, насекомые, деревья). Каждая группа распределена по цветам (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый). В каждом вопросе имеется 3 подсказки. Задача каждой команды ответить на вопрос, используя наименьшее количество подсказок. За правильный ответ с первой подсказки команда получает 3 балла, если команда отвечает правильно со второй подсказки – 2 балла, если с третьей – 1 балл. В игре побеждает та команда, которая наберет больше баллов.
Участники команд поочередно выбирают категорию вопроса, совещаются в течение 30-50 секунд и стараются правильно ответить на вопрос с первой подсказки. Если команда использовала все три подсказки и не дала правильного ответа, на этот вопрос может ответить команда соперников, сохраняя за собой право очередного выбора вопроса.
При выборе отельных категорий необходимо выполнить задание. В этом случае участвуют обе команды и зарабатывают баллы по усмотрению ведущего.
Для избегания конфликтной ситуации при ответах детей имеет смысл выбрать капитанов команд и принимать в качестве правильного ответа команды тот ответ, который озвучит капитан.
Вопросы игры
Категория | Подсказки | Ответ |
Рыбы | Масса этой рыбы может достигать 300 килограмм. Обитает в омутах, на большой глубине. Имеет усы. Глаза этой рыбы очень маленькие. | Сом |
Рыбы | Аквариумная рыбка. Имеет длинный хвостовой плавник. Умеет «исполнять желания». | Золотая рыбка |
Рыбы | Крупная хищная рыба. Живет в море. Может напасть на человека в воде и съесть его. | Акула |
Рыбы | Мелкая речная рыба. Имеет колючий спинной плавник. Уха из этой рыбы считается особо наваристой. | Ёрш |
Птицы | Крупная птица. Перьями этой птицы украшали шляпы. Не умеет летать. | Страус |
Птицы | Эти птицы часто дерутся между собой. Масса может достигать 5 и более килограмм. Кричит КУ-КА-РЕ-КУ | Петух |
Птицы | Питается насекомыми. Остается зимовать в городе. Грудка желтого цвета. | Синица |
Птицы | Лесная птица. Питается семенами сосны и ели. Эту птицу называют лесным доктором | Дятел |
Звери | Живет в лесу. Хищник. Всю зиму спит в берлоге. | Медведь |
Звери | Небольшой зверек, грызун. Делает запасы на зиму. Корм переносит в защечных мешках. | Хомяк |
Звери | Хищная кошка. Живут небольшими группами (прайдами). Это животное называют царем зверей. | Лев |
Звери | Питается растительной пищей. Имеет пушистый хвост. Живет в лесу на деревьях. | Белка |
Насекомые | Прыгающее насекомое. Питается растительной пищей. Имеет зеленую окраску тела. | Кузнечик |
Насекомые | Хищное насекомое. Живут большой семьей. Строят жилища до полутора метров в высоту. | Муравей |
Насекомые | Мелкое летающее насекомое. Имеет два крыла. Кровью питаются только самки. | Комар |
Насекомые | Опыляет растения. Может больно ужалить. Один из продуктов его жизнедеятельности - мед. | Пчела |
Насекомые | Хищник. Имеет огромные глаза. Личинка развивается в воде. | Стрекоза |
Деревья | Цветет одновременно с распусканием листьев. Очень прочная древесина. Плод этого дерева – желудь. | Дуб |
Деревья | Теневыносливое дерево. Хвойное дерево. Украшают новогодними игрушками. | Ель |
Деревья | Используется в озеленении улиц города. Об этом дереве сложено много песен и стихов. Ствол белый. | Берёза |
Деревья | Дерево особенно красиво осенью. Имеет большие рассеченные литья. Лист – символ Канады. | Клён |
Задание №1. «Изобрази живой предмет»
От каждой команды выходят по 2 – 3 человека. Ведущий раздает им карточки, на которых изображены (написаны) различные живые объекты. Каждому участнику необходимо молча с помощью жестов, мимики изобразить это животное (например, одуванчик, ель, пингвин, лиса, бабочка, кузнечик, кошка, цапля и т.д.). Оставшиеся участники команд пытаются определить, что было изображено. Ведущий оценивает качество выполнения заданий и степень участия обеих команд.
Задание №2. Игра «Рыба, птица, зверь».
Все участники обоих команд встают и запоминают движения. Рыба – рукой необходимо показать, как плывет рыбка (волнообразные движения). Птица – подпрыгивание на обеих ногах на одном месте. Зверь – все участники должны присесть на корточки. Насекомое – похлопать в ладоши. Дерево – поднять руки вверх. Ведущий называет животных и деревья. Например, заяц – участники команд должны присесть, потому что заяц- это зверь. Например, бабочка – участники команд должны похлопать в ладоши, потому что бабочка - насекомое. Например, щука – участники команд должны рукой показать волнообразные движения, потому что щука – рыба. Например, тополь – участники команд должны поднять руки вверх, потому что тополь – дерево. Ведущий называет животных и деревьев по своему усмотрению и следит, как выполняют задания участники команд. Те ребята, которые ошиблись при выполнении задания – переходят на противоположную строну напротив своей команды, и продолжают выполнять следующие задания вместе с оставшимися участниками команды. По своему усмотрению ведущий прекращает игру и смотрит, сколько игроков из каждой команды перешло на противоположную сторону. Большее количество баллов набирает та команда, участники которой меньше допустили ошибок. Ведущий оценивает выполнение задания. Например, первая команда - 3 балла, вторая команда – 2 балла.
Задание № 3. Игра «Передай предмет».
Одному из участников каждой команды передается предмет живой природы, например, плод каштана, шишка сосны и т.д. Под музыку участники обоих команд передают этот предмет по цепочке, так, чтобы он побывал в руках у каждого участника своей команды. Когда музыка останавливается, участники команд, в руках которых остался предмет, выходят в середину зала. Предмет снова возвращается в команду, и игра продолжается до тех пор, пока в середину зала не выйдут по 2-3 участника из каждой команды. Затем ведущий убирает предметы живой природы и тем участникам, которые вышли из команды задает вопросы, связанные с данным предметом, (например, как называется предмет живой природы, или в какое время цветет дерево, плод которого вы передавали?). Очень интересно использовать мелкие или хрупкие предметы живой природы, например засушенные листья деревьев, сережки березы, плоды липы и др.
Большее количество баллов получает та команда, которая точнее ответит на вопросы.
Экологическая игра «Планета животных».
Цель: развитие познавательного интереса к миру природы, организация содержательного досуга детей.
Задачи:
закрепление и углубление знаний о многообразии животного мира»;
расширение кругозора учащихся;
развитее логического мышления.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация игры, карточки с ответами, бумага, ручка.
Ход мероприятия.
Перед каждым участником мероприятия на столе разложены карточки с названиями животных (слон, панда, выхухоль, серый сорокопут, репейница, стрекоза, щука, синий кит, морская свинка, кобра), ручка и бумага для подсчета баллов.
Ведущий задает вопрос о животных (вопрос появляется на экране), учащиеся некоторое время думают, затем поднимают карточку или несколько карточек с названиями тех животных, которые, по их мнению, соответствуют правильному ответу. За каждую правильно поднятую карточку участники игры записывают один балл, за каждую неправильно поднятую карточку – один штрафной балл. Правильных ответов на вопрос может быть разное количество: один правильный ответ, несколько правильных ответов, правильных ответов может не быть.
Если при ответе на вопрос были подняты не все карточки, штрафные баллы не ставятся, а ставится только то количество баллов, сколько поднято карточек с правильными ответами. В конце игры каждый участник подводит итоги: находит разницу между количеством баллов за правильные ответы и количеством штрафных баллов.
Вопросы игры:
№ | Вопросы | Ответы | Максимальное кол-во баллов |
| Это животное умеет летать. | Стрекоза, серый сорокопут, репейница. | 3 |
| Это животное живет в воде. | Синий кит, щука, выхухоль | 3 |
| Это животное хищник. | Стрекоза, кобра, щука, панда, серый сорокопут. | 5 |
| Это животное занесено в Красную Книгу Ульяновской области. | Серый сорокопут, выхухоль. | 2 |
| Это животное улетает зимовать в теплые страны. | Репейница. | 1 |
| У этого животного есть сердце. | Слон, панда, выхухоль, серый сорокопут, репейница, стрекоза, щука, синий кит, морская свинка, кобра. | 10 |
| У этого животного есть чешуя. | Репейница, кобра, щука. | 3 |
| Это животное самое крупное на Земле. | Синий кит | 1 |
| У этого животного нет позвоночника | Репейница, стрекоза | 2 |
| Это животное ядовитое. | Кобра. | 1 |
| У этого животного есть особый орган чувств – боковая линия. | Щука. | 1 |
| У этого животного 2 крыла. | Серый сорокопут. | 1 |
| Это животное может ужалить. | - | 0 |
| У этого животного нет усов. | Серый сорокопут, слон, щука, кобра. | 4 |
| У этого животного есть когти. | Серый сорокопут, морская свинка, панда, выхухоль. | 4 |
| Детеныши этого животного питаются молоком матери. | Морская свинка, слон, панда, выхухоль, синий кит. | 5 |
| У этого животного очень слабое зрение. Выберите двух животных, у которых по вашему мнению зрение хуже, чем у остальных. | Выхухоль, кобра. | 2 |
| У этого животного хорошо развиты резцы. | Морская свинка, слон. | 2 |
| У этого животного нет хвоста. | Стрекоза, репейница, морская свинка. | 3 |
| Детеныши этого животного рождаются опушенными, зрячими, вполне готовыми к самостоятельной жизни. | Морская свинка. | 1 |
| У этого животного есть хобот. | Слон, выхухоль, репейница. | 3 |
| Это животное изображено на эмблеме Международного союза охраны природы. | Панда. | 1 |
Данную игру можно использовать в качестве диагностики знаний учащихся по теме «Многообразие животного мира». Результаты диагностики приведены ниже.
Высокий уровень: от 41 балла и выше;
Уровень выше среднего: от 31 до 40 баллов;
Средний уровень: от 21 до 30 баллов;
Уровень ниже среднего: от 11 до 20;
Низкий уровень: до 10 баллов.
Экологическая викторина «Люблю тебя, мой край родной!»
Данное мероприятие может быть использовано как контрольное занятие по теме «Природа родного края». Перед проведением экологической викторины целесообразно организовать экскурсию в природу для того, чтобы обучающиеся могли обобщить и закрепить свои знания о растительном и животном мире.
Цели и задачи:
пропаганда экологических знаний;
развитие познавательного интереса к изучению родной природы;
воспитание экологической культуры детей.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютерная презентация викторины, бланки для ответов, ручки.
Ход мероприятия.
Каждому участнику мероприятия необходимо письменно ответить на вопросы. В целях экономии времени целесообразно подготовить бланки для ответов, в которых пронумерованы вопросы и задания.
Вопросы и задания викторины.
«Деревья и кустарники родного края». По внешнему виду необходимо определить название растительного объекта:
Дуб
Клен
Липа
Вяз
Рябина
Осина
Лиственница
Тополь
Ива
Сосна
Каштан
Ясень
Береза
Лещина (орешник)
Ель
Время для выполнения задания – не более 15 минут. За каждый правильный ответ - 1 балл.
«Следы животных». По внешнему виду следов необходимо определить млекопитающих Ульяновской области:
Лось
Белка
Медведь
Лиса
Волк
Заяц
Время для выполнения задания – не более 5 минут. За каждый правильный ответ - 1 балл.
«Звуки природы». Прослушав аудиозаписи голосов животных, необходимо определить вид животного:
Соловей
Сорока
Ворона
Курица
Кузнечик
Время для выполнения задания – не более 5 минут. За каждый правильный ответ - 1 балл.
«Природный символ Ульяновской области». Чередуя буквы в определенной закономерности необходимо составить название животного, который является природным символом Ульяновской области: Солнечный орёл.
Время для выполнения задания – не более 3 минут. Правильный ответ - 3 балла.
«Правила поведения в природе». Используя подсказки (знаки), необходимо составить правила поведения в природе. Чем больше и точнее будет составлено правил поведения в природе, тем больше количество балов могут заработать участники викторины. Время для выполнения задания – не более 10 минут.