НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ОБЬ-ЮГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Реферат на тему:
«Экологические проблемы морей и рек»
Подготовила:
Добрунова Анастасия.
Проверил: Атаманюк Л.А.
Юганская Обь, 2020
Содержание
Река Нил……………………………………………………………..3-4
Река Амазонка………………………………………………………4-6
Белое море…………………………………………………….…….6-9
Баренцево море………………………………………....…………..9-11
Каспийское море……………………………………………..…….11-14
Черное море………………………………………..…………....….15-17
Азовское море……………………………..……………………….17-18
Аральское море………………………………………………….…19-21
Список литературы……………………………………….………..23
Река Нил
Пожалуй, самая главная экологическая проблема реки Нил – это перенаселение стран, располагающихся на реке. Жизнь населения этих стран, полностью зависит от Нила. С каждым годом потребности людей растут. Река обеспечивает народ водными и электрическими ресурсами. Многие войны, в былые времена велись из-за нефти, в современном же мире, они могут вестись из-за воды. Именно Нил – великая река мира, пропустившая сквозь свои потоки историю человечества, окажется в эпицентре конфликта.
Пресная проточная вода всегда питала жизнь на нашей планете, но сейчас ее ценность выше, чем когда либо. Предполагается, что в течение следующих 20 лет, объем воды доступный каждому человеку сократится втрое. Речь идет о Египте. Так, как Египет находится ниже по течению, относительно Эфиопии, вопрос рационального использования водных ресурсов Нила, имеет конфликтный характер. Ситуация крайне серьезна и Египет уже заявлял о возможности войны, имея в виду Эфиопию.
Нил в Египте практически все время течет по пустыне, не считая узких полосок зеленых орошаемых земель, граничащих по обоим берегам с рекой, всю территорию страны составляет бесприютная пустыня. В борьбе за выживание в этой пустыне, река играет ключевую роль.
Гигантские платины были построены выше по течению Нила, для того, что бы удовлетворять потребности в электричестве, но они так, же стали задерживать течение реки и разрушили жизни Египетских крестьян. Раньше в этой стране была одна из самых лучших почв в мире, однако строительство плотин нарушило процесс отложения ила, который естественным образом обогащал эту землю, на протяжении многих тысяч лет. Теперь поля приносят крайне скудный урожай.
Прямым результатом современных методов строительства плотин – стал упадок сельского хозяйства в Египте, впервые за всю историю. Крестьяне вынуждены отказываться от того образа жизни, который поддерживал нацию на протяжении многих тысяч лет. По мере того, как река приближается к самой южной точки границы Египта, становится трудно не заметить, что этот народ быстро осовременивается и что туризм, вымещает земледелие с места главной опоры Египетской экономики, в то время, как старый образ жизни постепенно уходит в прошлое.
Строительство гигантской плотины в Эфиопии, может решить многие проблемы населения этой бедной страны, в том числе обеспечить в полной мере электричеством. При положительном исходе данного проекта, планируется возведение еще нескольких дамб, что в свою очередь сократит поступление водных ресурсов, расположившегося ниже по течению Египта, примерно наполовину.
Несомненно, каждая страна, хочет использовать бесценные богатства Нила, по максимуму. Если компромисс не будет найден, дальнейшая судьба Нила будет печальной. Как бы то ни было, столь специфичную экологическую проблему, река приобрела благодаря росту населения, его осовремениванию и повышенным потребностям.
Река Амазонка
Амазонку называют величайшей рекой мира. Экологические проблемы в современное время, имеются, в той или иной степени, у всех рек, ведь люди чаще всего селятся вблизи водных объектов.
Длина этой великой водной жилы составляет более 6 000 километров. Ни одна река не может сравниться с ней по объему воды. Истоки свои, Амазонка берет в Андах, а устье в Атлантическом океане. Из космоса хорошо видно, как вода, пробивает путь, на сотню километров вглубь океана. Крупнейшими реками мира являются ее притоки. В дождливые сезоны, она затапливает огромные территории суши. Здесь большое разнообразие жизни, удивительное и неповторимое.
Одной из экологических проблем, является сокращение или полностью исчезновение, некоторых видов животных. К примеру, судьбе гигантской доисторической рыбе Арапаиме, грозило полное исчезновение. Эту рыбу называют живым ископаемым. Ее длина 2 метра, а вес составляет около 100 килограммов. Что бы предотвратить вымирание, ее разводят на фермах и вылавливают, когда она вырастет. Арапаимы жили в Амазонке 400 млн. лет, но теперь, их среда обитания изменяется и сокращается.
Когда в 16 веке, Запад узнал об Амазонке, белые завоеватели начали охотиться на Арапаиму, что бы похвастаться трофеями. В результате количество рыбы сократилось, и она оказалась на грани исчезновения. Это дорогая рыба, ее стоимость 10 долларов за килограмм. Взрослая особь может стоить до 700 долларов. В ресторанах, ее мясо подается, как деликатес.
Розовые дельфины обитали в океане и реках Южной Америки, 15 миллионов лет назад. Но потом, путь к океану им преградили Анды. Они расплодились в реках и стали розового цвета. После появления поселенцев, розовые дельфины, пострадали больше всех. Их мясо использовали в качестве наживки, что бы ловить зубатку, которая стоила дорого.
Река Амазонка играет важную роль в жизни не только животного мира, но и людей. Выживание местных племен, полностью зависит от нее. После установки дамбы, рыбы стало меньше. Ее количество, сократилось катастрофически.
Многочисленные дамбы, мешают рыбе попасть в места нереста. Искусственные сооружения, изменили течение реки и нарушили экосистему.
Амазонка – крупнейшая река в мире. У нее тысячи притоков. В ее водах обитают пираньи, которые славятся своими острыми зубами и прожорливостью. Кроме них, в ее водах водится еще множество удивительных существ, но дикие животные могут исчезнуть по вине цивилизации. Люди «положили глаз» на богатства. Одной из экологических проблем является золото. Люди перерыли джунгли в его поисках.
Город Манаус, соседствует с джунглями Амазонки. Его основали в 19 веке, чтобы развивать производство каучука. Европейцы обрадовались, когда увидели, как коренные жители собирают с деревьев каучук. Он шел на изготовление покрышек для растущей автомобильной промышленности. Промышленники, которые изготавливали резину, запугали коренное население. Тех, кто отказывался на них работать, убивали. В Европу шли суда, груженные каучуком, а коренных жителей превратили в рабов. Говорят, что за каждую тысячу тонн каучука, было заплачено 10 000 жизней. Местные промышленники превратились в рабовладельцев.
В 19 веке, племя Марубу чуть не исчезло, попав в рабство к промышленникам. В результате племя утратило свои традиции. Люди перестали вместе обрабатывать землю и делиться добычей. Это серьезная экологическая проблема местного населения. Не менее серьезной проблемой считаются болезни, которые принесли чужеземцы.
Белое море
Белое море принадлежит бассейну Северного Ледовитого океана и представляет собой полуизолированный внутриконтинентальный водоем. Морей такого типа относительно немного. Схожими чертами обладают Черное море, Средиземное, Балтийское, а так же Гудзонов залив. Белое море наименьшее из них. Его принято разделять на две неравные части – северную (внешнюю) и южную (внутреннюю). Они соединяются относительно узким проливом, который еще называют горлом.
В современное время мало водоемов, которые не подвергаются загрязнению и Белое море тут не исключение. Антропогенное загрязнение Белого моря началось сразу после появление на его берегах человека и со временем становилось таким значительным, что последствия можно наблюдать и сегодня.
За сравнительно короткую эру судоходства, некоторые участки дна, особенно в небольших губах, где удобно отстаиваться во время шторма, были настолько засыпаны угольным шлаком, что до сих пор там не восстановились погубленные донные биоценозы. Данные экологические проблемы Белого моря никак нельзя считать современными, хотя вред от них не меньший.
Деревообрабатывающая промышленность оказывает не меньшее влияние на экологию Белого моря. Отходами производства на лесопильном заводе одного керетского промышленника, был засыпан пролив между двумя островами, на которых он расположен. Лесная промышленность – это одна из ключевых экологических проблем Белого моря.
Сплавляющийся по рекам неокоренный лес, оставляет свой вклад в загрязнение рек. Кора деревьев загнивает и отваливается в реки, застилая дно. В некоторых места устилающий слой достигает двух метров. Это мешает размножению семги, да и других рыб тоже. Гниющая древесина забирает из воды кислород, взамен вырабатывая продукты разложения, совсем не сопутствующие процветанию жизни. Продукты разложения выносятся в море. Часть органики выносится в Баренцево море, основная же часть накапливается в Белом море, а это совсем нехороший экологический фактор. Целлюлозная и лесная промышленность загрязняют море в основном фенолами, лигносульфатами и метиловым спиртом.
При перевозке леса к деревообрабатывающим заводам, большая часть бревен отстает от плотов и после долгих морских путешествий причаливает к берегам. На некоторых участках прибрежной зоны образуются целые кладбища бревен, которые гниют там десятки лет.
Горнодобывающая промышленность не меньше лесной помогает созданию экологических проблем для Белого моря. В большей степени загрязнение происходит свинцом, медью, цинком, никелем, хромом. Дело в том, что многие тяжелые металлы накапливаются в морских растениях и животных, делая их ядовитыми. К счастью в Белом море пока такого нет. Но если загрязнения такого рода будут продолжаться и дальше все теми, же темпами, питаться дарами Белого моря будет опасно. Дожди в Беломорском регионе закислены. Хотя они и несут в себе слабую кислоту, они вредны для пресноводных водоемов, биоценозов и прибрежного населения. Непосредственно морю, особой опасности они не несут, поскольку кислотное равновесие в морской воде сдвинуть довольно не просто.
Ну, как и остальные моря, Белое, испытывает негативное влияние в результате попадания морские воды нефти. Это всем известный современный загрязнитель, называемый «черным золотом». Технические масла и топливо попадают в воду самыми разными способами, но основной – это утечка с нефтебаз. Нефть больше страшна своими физическими свойствами, нежели химическими. Перья птиц, намокая в этой густой жидкости, лишаются теплоизоляционного слоя и способности летать, в результате чего птицы погибают либо от голода, либо от холода. Нефтяная пленка препятствует нормальному обмену кислородом воздуха с водой. К счастью, чаще всего разлитую нефть удается относительно быстро собрать и обезвредить. То, что остается в море, сбивается волнами в комки и уходит на дно, где в дальнейшем перекрывается донными отложениями и нейтрализуется. Такие нефтяные комки со временем уничтожают бактерии.
Мелкие поступления в воду этого продукта, гораздо опаснее для экологии. Как бы плохо «черное золото» не растворялось водой, все же этот процесс с течением времени происходит. Таким образом, ядовитые вещества, содержащиеся в этом черно продукте, попадают в гидросферу. Не нанося вреда сразу, они включаются в круговорот веществ и вызывают у морской флоры и фауны различные заболевания. Это бомба замедленного действия, да к тому, же еще и невидимая. Невидимая, конечно же, в кавычках. Разливы нефти, в результате аварий танкеров, происходят и в Белом море.
Сельское хозяйство, по сравнению с другими отраслями, наносит меньший вред. Развито оно в Поморье слабо. В основном, оно пополняет морской бассейн, стоками с животноводческих ферм, пестицидами и небольшим количеством минеральных удобрений. Впрочем, пока нет особой угрозы для Белого моря и от попадания в него синтетических моющих средств. Но Белое море не застраховано от этого в будущем.
Говоря, об оценке экологической проблемы Белого моря, не лишним будет упомянуть и о цифрах, пусть примерных, но все же. Каждый год в Белое море поступает примерно 100 тысяч тонн сульфатов, 0,750 синтетических моющих средств, 0,150 фенолов и 100 тысяч тонн топлива и смазочных материалов. Итак, ежегодное загрязнение Белого моря можно оценить примерно в 800 тысяч тонн – один миллион.
И все равно, пока еще Белое море относительно чистое. Возможно самый чистый водоем подобного рода в мире. Но развитие человечества служит своеобразным катализатором для создания экологических проблем Беломорскому региону.
Баренцево море
Баренцево море находится между Норвегией и северным полюсом, а точнее между группой островов: архипелаг Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, архипелаг Новая Земля. Большая часть его еще покрыта льдом, но изменение климата заставляет лед отступать. Климат Баренцева моря считается неоднородным. Изменяется он по большей части, благодаря следующим определяющим факторам: зависимость от широты, характер атмосферной циркуляции, циркуляция водной составляющей, общее состояние поверхности моря, удаленность от континента, различные теплофизические характеристики и особенности.
Типичным для полярного морского климата считается многолетний сглаженный ход средней месячной температуры в зимний период, с декабря по март. И для Баренцева моря в том числе. Такие формирования температурных режимов характерны для теплоядерных зим, когда отслеживается относительное повышение температур воздуха в один месяц зимы по отношению к соседним. С течением времени, повторяемость теплых ядер в определенном месяце не остается постоянной, а изменяется.
Не просто так экологи называют Баренцево море уникальным. Это одно из самых чистых морей, омывающих Европу. Его экосистема по мере возможности противостояла натиску человека и его деятельности, не давая экологическим проблемам развиваться, видимо именно это и было основным фактором, подталкивающим людей еще больше растрачивать природные ресурсы и оказывать негативное воздействие.
Одна из проблем экологии Баренцева моря – это браконьерство. Да, рыболовы в нынешнее время не те, что прежде, а их методы просто губительны для экосистем. С экологической точки зрения они безобразны, губительны и нечеловечны. Они уничтожают рыбные запасы, не давая восстановиться. Это порой ставит под удар целую пищевую цепь. Россия и Норвегия, принимают всевозможные законы, что бы исправить ситуацию и вроде бы, получается, достичь неплохих результатов, но на смену одним проблемам приходят другие, куда более серьезные.
Так уж оказалось, что природа сама привлекает к себе своими сокровищами людей и редко это обходится без экологических последствий для окружающей среды. Баренцево моря оказалось очень богатым месторождениями газа и нефти. Добыча и транспортировка «черного золота» со дна морей редко обходится без последствий. Нефть – главная экологическая проблема Баренцева моря. Защитники окружающей среды наведываются на острова и архипелаги, близь которых ведется или планируется добыча «черного золота».
Сотрудники Норвежского Фонда Дикой Природы подготавливают добровольцев к борьбе с нефтяными утечками, которые, несомненно, будут сопровождать весь цикл работ. Нефтяные пятна выглядят ужасно. Четверым нужен час или даже два, что бы очистить участок размером в один квадратный метр.
С 1987 года в Норвежских водах произошло более двух с половиной тысяч случаев загрязнения, во время которых в море было выброшено больше четырех с половиной тысяч тонн этого природного продукта. Большинство утечек удалось устранить без особого вреда для окружающей среды, но в арктике риск увеличивается. На холоде, нефть разлагается очень медленно. Бактерии и микроорганизмы, которые удаляют ее при более теплой температуре, здесь практически не помогают.
Механическая чистка помогает всегда, но из-за льда, затрудняется доступ к области загрязнения. Иногда нефть находится прямо во льду или затекает под него. В таких случаях добраться до нее не возможно, пока лед не растает. Могут пройти месяцы, ведь море вокруг Шпицбергена, практически всю зиму находится подо льдом. Южная часть Баренцева моря хотя бы свободна ото льда круглый год, а на севере зимние ветры, холод и долгие темные зимы, затрудняют работу добровольцев.
Проблема еще и в том, что если нефть попадет на берег, то она соберется под каждым камнем. Если произойдет обширное загрязнение, то для его устранения сотням человек придется работать на протяжении двадцати или тридцати лет, если конечно это вообще возможно.
Баренцево море одно из последних оставшихся в мире мест с нетронутым природным ландшафтом. Международный Фонд защиты природы, опасается, что добыча и транспортировка нефтяных ресурсов и газа нанесет ему вред. Тысячи животных могут пострадать в случае обширной экологической катастрофы, и регион надолго станет непригодным для их обитания. Баренцево море – это живописный регион. Он обладает одним из самых удивительных фантастических природных ресурсов в мире. Здесь обитают различные виды рыбы, огромные колонии птиц, морские млекопитающие во всем своем разнообразии. Нельзя допустить, что бы добыча нефти, все это погубила.
Каспийское море
Каспийское море – это внутренний замкнутый водоем. Как и многие другие водные объекты, он подвержен значительной антропогенной нагрузке, на его экологическое состояние влияют многие факторы, как природные, так и деятельность человека. В силу этого, Каспийское море, имеет ряд экологических проблем, многие из которых являются распространенными для морей данного типа.
Каспий – чрезвычайно богатый рыбными ресурсами водоем. Когда то, он был мировым лидером по богатству осетровых, 90% всего улова приходилось именно на Каспий. В 60-х годах, 75% улова составляли ценные породы рыб. К 80-м годам все изменилось, рыбный промысел сократился на треть, значительно снизилась доля ценных видов рыб.
Теперь осетровые породы находятся под угрозой полного исчезновения. Причин тому много: строительство платин на реках, загрязнение вод, чрезмерное воздействие на экосистемы, изменение мест нереста, недопустимо высокие ловля и браконьерство. Имеются данные о массовом заболевании осетровых несвойственными им болезнями, последствиями которых являются дряблость и расслоение мышц, потеря вкусовых качеств. Площадь нерестилищ сократилась примерно с 4000 га до 400 га.
Оценивая экологическую обстановку Каспийского моря, стоит отметить, что влияние всех факторов, в целом оказывает высокую нагрузку на водоем. Море находится в катастрофически опасном состоянии, оно лишается возможности самоочищения и саморегулирования, а также находится под угрозой полной потери рыбопродуктивности. Если дело так и будет продолжаться, море может превратиться в отстойник, помойную сточную яму. К тому же, обстановка усугубляется добычей нефти в прибрежных районах и подводных месторождениях, а также ее транспортировкой.
В последнее время, особенно привлекает к себе внимание – проблема колебания уровня воды в море. Это довольно серьезный момент, поскольку неправильное понимание ситуации, недостаточная ее оценка, могут привести к совершенно иным методам воздействия, что в свою очередь может дать совершенно противоположный результат. Именно по этому экологическая обстановка может усугубиться и породить совершенно нежданные проблемы.
Периодические колебания поднятия и падения воды в Каспийском море, скорее являются закономерностью, чем начальным этапом катастрофы. Когда-то, вся Прикаспийская низменность была морем, а воды было почти на 80 метров выше, чем в современное время. Кумо-манычская впадина, тогда соединяла его с Черным морем. Затем последовало сокращение водных запасов и эти соседствующие водные объекты разъединились.
Незначительные колебания уровня воды в Каспии – обычное явление, которое обуславливается поднятием его во влажные периоды и понижением в засушливые времена. К такому колебанию привыкли и люди, проживающие в прибрежных районах и ведущие свои хозяйства.
Самую большую часть воды в море поставляла и продолжает поставлять Волга. Поскольку водоем является замкнутым, бессточным, на выходе уровень воды контролируется испарением. Залив Кара-Богаз-Гол, из-за своего расположения в пустынном климате, играет очень важную роль в процессе испарения. Он имеет небольшую глубину и регулирует уровень воды. При увеличении объема моря значительная часть воды поступает в залив и испаряется, соответственно при низком уровне испарение снижается в разы.
Помимо испарения, залив еще и распресняет водные ресурсы Каспия. В засушливые периоды здесь осаждается примерно до 150 000 000 тонн солей, в большей степени это сульфат натрия и мирабилит. Возможно, это и есть ответ на вопрос, почему Каспийское море такое относительно несоленое, его соленость составляет 12%. Это в разы меньше, чем в Мировом океане.
В период с 30-х годов и до 1977 года, уровень моря понизился на 3 метра. Казалось, море ждет серьезная экологическая проблема. Уменьшилась площадь моря на 37 тысяч квадратных километров, это примерно, как Азовское море. В первое время ученые связывали это с климатическими моментами, но затем выдвигались предположения антропогенных воздействий. Примерно 170-180 км3 стоков Волги было задержано в водохранилищах, около 15 км3 использовалось для орошения полей, до 5 км3 испарялось водохранилищами. Сократилось поступление вод из Терека, Урала и Волги. Экологическая обстановка в Каспийском море накалялась. В дальнейшем ситуация могла значительно ухудшиться и повлечь за собой ряд проблем, вплоть до разрушения экосистемы, потери рыбохозяйственной значимости и прочих экономических и социальных проблем.
В результате были предприняты меры, в частности изоляция залива Кара-Богаз-Гол. Была построена плотина. Кроме того, выдвигалось много других предложений по решению проблемы падения уровня моря, например соединение его с Черным морем и использование Каспийского в качестве акцептора. Самые громкие идеи, были основаны на переносе вод северных рек в Каспийское море, тем самым хотелось добиться стабилизации уровня.
Однако результат оказался совсем неожиданным. Уровень моря стал повышаться значительно быстрее, чем шло его понижение. Отсечение Кара-Богаз-Гола никак не могло дать такого пополнения, ожидалось замедление обмеления на 1,2 см в год, но на деле за 3 года море поднялось примерно на 80 см, а к концу века более чем на 3 метра.
Стало ясно, что появление данной проблемы не связано с влиянием антропогенных факторов, она возникла не из-за удержания вод в водохранилищах и забор для орошения сельскохозяйственных угодий. Считалось, что случившееся произошло по причине климатических факторов, в частности наступление водного периода. Выдвигалась и другая гипотеза, согласно которой изменения моря происходили по причине изменения дна, которое могли вызвать ядерные взрывы. Последние проводились для того, что бы создать газовые хранилища.
Пробы воды и донных отложений, взятые на анализ, показывают загрязнение различными переходными и тяжелыми металлами: ртуть, кадмий, никель, свинец, ванадий, мышьяк. Если вышеперечисленные химические элементы находятся в пределах допустимых значений или не намного их превышают, то медь, барий и цинк находятся в количестве, превышающем предельно допустимые концентрации. Вредные вещества поступают в море с речными стоками, которые в свою очередь загрязнены сточными водами находящихся по руслу промышленных предприятий, фабрик и заводов.
Каспийское море – уникальный экологический природный объект со своей экосистемой. Его примерная площадь 372 тысячи км2, объем около 78 000 км3, средняя глубина 208 метров, максимальная 1025 метров, соленость 12%. Этот трансграничный объект окружает несколько государств: Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран, Азербайджан. Сохранность экосистемы Каспия, вопрос, который должен быть актуальным для всех этих стран. Нельзя допустить, что бы Каспий постигла проблема Аральского моря, которую смело можно называть катастрофой.
Выводом может служить тот факт, что любое необдуманное вмешательство в природные системы может привести к полностью противоположному результату. Примером служит разрушение экологической целостности экосистемы залива Кара-Богаз-Гол, вследствие чего возник ряд непредвиденных экологических проблем: опустынивание, солевые бури, потеря природного производства мирабилита, неблагоприятная санитарно-гигиеническая и экологическая обстановка. Экологическая политика Прикаспийских государств должна работать, как единый аппарат, который позволит сохранить Каспийское море и его уникальную природную экосистему.
Черное море
Протяженность береговой линии моря - 400 м, площадь - 413 488 км2, средняя глубина - 1 271 м. Особенностью Черного моря является то, что только стометровый слой содержит кислород, а под ним - губительная для всех живых существ сероводородная среда.
Реки, впадающие в море, а также дожди сильно опресняют верхние слои воды, незначительная часть которых вытекает через пролив Босфор. Течение, находящееся на глубине этого пролива, постоянно подкачивает соленую воду из другого источника (Мраморное море). Сверху в море - более легкая опресненная вода, снизу тяжелая - более соленая, и между ними - своеобразный барьер, именуемый слоем скачка плотности. Нижний слой, лишенный жизни, постепенно поднимается. Определить скорость этого процесса очень трудно, т.к. "граница", проходящая на глубине 100 - 200 м, неровная (имеются купола и впадины) и находится в постоянном движении. Ученые установили, что сероводород двадцать лет назад поднимался до глубины 90 м., а в настоящее время встречается уже на отметке 60 - 55 м. В мелководной западной области моря - сероводород встречается на глубине до 5 м.
Дойти до поверхности сероводород не может, т.к. верхние слои насыщены кислородом, который постоянно будет окислять нижние слои и тем самым сдерживать подъем сероводорода. Поэтому большую опасность представляет на сегодняшний день загрязнение моря. Анализ данных, характеризующих экологическую обстановку в регионе, свидетельствует, что экосистема Черноморского бассейна испытывает существенную нагрузку антропогенного характера, которая проявляется в виде потери самоочищающейся способности в отдельных областях акватории. Это распространенная экологическая проблема.
Сброс сточных вод различной степени загрязненности в акватории Черного моря постоянно увеличивается. Низкие темпы строительства водоохранных объектов, их неэффективная работа, аварийные сбросы - одни из основных причин потери Черного моря способности к самоочищению. Наиболее злостными загрязнителями Черного моря являются города Анапа, Сочи, Туапсе, Новороссийск. В 1993-м г. городской канализацией города Сочи было сброшено свыше 80 млн. м3 загрязненных сточных вод.
Из-за загрязнения морской среды неоднократно закрывались городские пляжи. Кроме того, атмосфера курортных городов загрязняется выбросами промышленных предприятий и автотранспорта. Проблема усугубляется развитием портов на Черноморском побережье, увеличением перевалки экологически опасных грузов, нефти, нефтепродуктов при отсутствии единой схемы развития портов и оценки их воздействия на окружающую среду.
Систематически происходит загрязняющее воздействие на воды нефтепродуктами, которые появляются в акватории из-за аварийных ситуаций, случающихся с морскими судами. Аварийные выбросы различных промышленных предприятий, а также коммунальных служб, наносят значительный ущерб рыбным запасам (ежегодно, примерно 15 - 20 случаев). Для ликвидации аварийных разливов нефти в Черном море работает многоцелевой природоохранный комплекс - теплоход "Светломор". Нефтесборные устройства его могут захватывать полосу воды шириной около 60 м и собирать с нее до 800 т нефти за 1 час при эффективности сбора 80 %. Работать судно может при волнах до 1,5 м.
Черное море соединяется с Азовским морем, но их водный состав различен. Воды Черного моря характеризуются как "умеренно загрязненные", но к сожалению имеют предрасположенность к увеличению загрязнения. Характерными являются процессы эвтрофикации, образования зон дефицита кислорода. Очень быстро растет число спутниц загрязнения воды - медуз. По приблизительным подсчетам, их биомасса в море превышает 400 млн. т. Сократилось стадо дельфинов с 2,5 млн. голов (по данным на 1947 г.) до 60-100 тыс. голов (в настоящее время). Причем встречается много мертвых дельфинов с пораженной кожей, а также дельфинов, рожденных с серьезными пороками и увечьем. Это серьезная проблема, касающаяся видового разнообразия.
1992 г. знаменуется заключением международной Конвенции о защите Черного моря от загрязняющего воздействия антропогенного характера. В этом документе говорится о правовых основах сотрудничества прибрежных государств во имя спасения и защиты живых ресурсов от негативного воздействия, а также исправлении уже существующих экологических проблем. Конвенцию подписали страны: Россия, Болгария, Турция, Греция, Украина, Грузия и Румыния.
Азовское море
Появление ощутимых экологических проблем в Азовском море, знаменуется началом 1940-х годов. Произошло изменение гидрологического режима. Это случилось по причине отбора поступающих в море речных вод, которые затем использовались для орошения полей. Третья часть от годового притока водных ресурсов попросту изымалась, лишая море своего привычного гидрологического постоянства. Река Кубань столкнулась с проблемой истощения вод. Ситуация была похожа на судьбу Сырдарьи и Амударьи. В засушливые периоды до моря мало, что доходило.
Каспийское и Аральское моря отличаются от Азовского тем, что они закрытые водоемы. Керченский пролив соединяет Черное и Азовское море. Этот своеобразный канал не способен пропускать большое количество воды, поэтому данные моря отличаются друг от друга по многим химическим и иным показателям. Основная часть гидростока в море, приходится на реки Кубань и Дон. Они обеспечивают его необходимыми минеральными и органическими компонентами. По площади, Азовское море сравнительно небольшое, примерно 37,6 тысяч квадратных километров. Оно характеризуется прекрасной прогреваемостью, чему способствует его небольшая глубина (наибольшая глубина, всего лишь 14 метров).
По сравнению с другими морями, Азовское считается одним из лидеров по продуктивности рыбных ресурсов. Здесь водится значительная часть промысловых видов рыб: сом, судак, сельдь, лещ, кефаль, а так же бычки и некоторые представители осетровых. На все эти виды рыб, да и на другие тоже, ведется охота. Браконьеры – это экологическая проблема, которая превращается в глобальную, за счет технического прогресса и неадекватного (а по другому это не назовешь) поведения человека. Человека в кавычках. Этим людям абсолютно плевать, доисторическая это рыба или на грани исчезновения. Видимо особенности их склада ума, не позволяют им не преступать рамки разумного. Несомненно, браконьеры – это беда 21 века.
Благодаря строительству, на реке Дон, большого водохранилища, существенно уменьшился сток пресных вод в Азовское море, а так же сократилось поступление в него минеральных веществ и органики. Кроме того, это повлекло изменение солености моря. Уроком того, чего нельзя допускать, может служить проблема Аральского моря.
Раньше, до нарушения гидрорежима, из Азовского моря в Черное, поступало 66-67 кубических километров воды, а из Черного в Азовское примерно 41 кубический километр воды в год. По этой причине, соленость Черного моря была выше, нежели Азовского (18% и 11% соответственно). В начале 1980-х годов, соленость Азовского моря составляла уже 13% в его центральной части и 15-16% вблизи Керченского пролива. К настоящему времени, этот перевес, практически незаметен. Это создало серьезную проблему для гидробионтов, значительно затруднило их адаптацию. Рыбопродуктивность снизилась в несколько раз, особенно сильно эта проблема затронула осетровое стадо.
Та же участь постигла и микрозоопланктон. Чего нельзя сказать о медузах, их количество наоборот возросло. Самоочистительная способность Азовского моря постепенно снижается. Если не предпринимать меры по восстановлению гидрорежима этого водоема, то он попросту может превратиться в болото. Один из проектов по улучшению экологической обстановки в Азовском море подразумевал сооружение дамбы, перекрывающей Керченский пролив. У многих ученых возникли сомнения по поводу этого проекта, и это не удивительно, так как вряд ли решение экологической проблемы, таким образом, не приведет к осложнениям и непредвидимым последствиям. К тому же, поступление речных вод в Азовское море, не возобновится в оптимальном режиме. Возможно решение проблемы в поиске альтернативы забора вод из Дона и Кубани, но выгодно ли это с экономической точки зрения, это уже другой вопрос.
Аральское море
Главная, но не единственная проблема Аральского моря – это потеря воды. Обмеление моря, дело рук человека. В 1960 году его площадь составляла 67 тысяч квадратных километров. Из-за безудержной мелиорации, она уменьшилась до 10 000 километров, а объем воды сократился в 14 раз. До 1970-х годов в Аральском море обитало 34 вида рыб, теперь немного рыбы добывают, только в малом Арале, а в большом ее вовсе нет.
Раньше, Аральск был оживленным городом, портовым. Сюда причаливали для разгрузки корабли, туристы отдыхали на пляжах, наслаждаясь морем и солнцем, а у местного населения была работа и достаток. Теперь все это пропало, вместе с водой Аральского моря. Как не странно, но всего за несколько десятков лет, люди иссушили целое море.
С давних пор, море считается внутренним водоемом, которому присуще слабосоленая вода. Из водоемов подобного рода, Аральское море занимало почетное второе место по величине, уступая только Каспийскому морю. Система водоснабжения построена следующим образом: все поступающие воды задерживались в море и расходовались только испаряясь. Этим то и поддерживался определенный запас водных ресурсов. Реки Амударья и Сырдарья наполняли Аральское море водой. Люди издревле использовали ресурсы этих рек для полива, но море от этого не страдало, его уровень имел определенную стабильность. Средняя глубина была 16 метров, максимальная 68.
Проблема уменьшения уровня воды, начала проявлять себя в начале 1960-х годов. Около 3 миллионов гектар земли, где произрастали рис, хлопок и другие культуры, поливались водами, которые забирали из рек питающих море. Кроме того воду скапливали в Арнасайскую и Сарыкамышскую впадины. Появление Каракумского канала, означало, что еще меньшее количество воды будет доходить до Арала. В результате, в засушливые периоды, воды рек вообще не доходили до моря. Наблюдалось резкое снижение уровня моря. В 1980-х на 8 метров, а в 1990-х примерно на 15 метров.
Экологические проблемы Аральского моря не были непредсказуемыми. Некоторые ученые предсказывали упадок Аральского моря, что было игнорировано и обосновано оправданностью тех целей, из-за которых собственно и происходило истощение Арала.
Однако иссушение не единственная экологическая проблема Аральского моря. Это лишь толчок для дальнейшего распространения бедствий в районе Приаралья. Цепная реакция сопровождает такие экологические проблемы практически всегда, оставляя за собой хвост негативных последствий, распространяющихся дальше, на другие экосистемы, нарушая обыденный природный ритм.
Последствиями забора вод из рек, питающих море, стало разделение последнего на два водных объекта. Произошло увеличение солености в три раза. На некоторых участках береговая линия отступила более чем на сто метров. Рыбная ловля исчезала из обыденного. Постепенно стали обнажаться огромные площади донных отложений. Это стимулировало распространение пылевых и солевых бурь на сотни километров. В определенных местах границы переваливали за 500 километров. Сухопутные экосистемы страдали от истощения грунтовых вод. Началась гибель тугайных и пойменных лесов. Естественные кормовые угодья стали менее продуктивны и теряли способность к самовосстановлению. Оскудение флоры и фауны подключилось к цепной реакции. Исчезло большое количество промысловых животных. До экологической катастрофы оно составляло 180 видов, после же сократилось до 30. Обычным явлением стало исчезновение пресноводных озер, высыхание колодцев. Одно из главных природных богатств – питьевая вода, на глазах пропадало. Дефляция и аридизация все больше проявлялись и усиливались.
На орошение полей отбиралась значительная часть воды. Грунтовые воды и водные источники становились непригодными для использования их вод для удовлетворения питьевых потребностей и приготовления пищи. Здесь наблюдается схожесть с экологическими проблемами реки Нил.
Серьезный вклад в создание экологических проблем Приаралья внес проект, в основе которого лежит строительство Каракумского канала. И он был осуществлен. В 150 км. канал, вода отбиралась из реки Амударья. Примерно четвертая часть от ее годового поступления в Аральское море. Самое обидное здесь, что весомая доля вод, не достигала цели, а впитывалась в землю. Канал был не облицован. Это повело за собой еще ряд проблем, связанных с повышением уровня грунтовых вод и затоплением зданий и сооружений.
Дно Аральского моря пересохло и покрылось одеялом из солончаков и песка. Аральское море нужно возрождать, что бы сохранить генофонд здешних рыб. Аральский лосось, щип, усач немногие представители рыб, которым необходимо спасение.
Спасти Аральское море можно. В 2005 году была построена Кокаральская плотина, отделившая малый Арал от большого. Сток Сырдарьи, скапливается в малом Арале, и уровень воды вырос до 42 метров. Так же уменьшилась соленость, что позволило разводить промысловые сорта рыб. Возрождение малого Арала, напрямую связано с восстановлением флоры и фауны всего Приаралья. Решение такой экологической проблемы не может быть простым, ведь всегда ломать было легче, чем строить.
С помощью Кокаральской плотины удалось наполнить малую часть Аральского моря. Это дало, пусть небольшую, но все, же надежду для местного населения. Здесь начали разводить рыбу, но браконьеры просто наглеют, тем самым показывая свою бездушную сущность. Экологическая проблема реки Амазонки имеет схожесть. Браконьеры там чуть полностью не истребили древнюю рыбу, т.е. живое ископаемое. Вот так получается, что одни люди создают экологические проблемы, другие пытаются их разрешить.
Возродить Аральское море не так-то просто и эта задача требует усилий и вложений. Жители Казахстана, как никто другой знают это.
Экологические проблемы Аральского моря не такие уж и незаметные. Они упоминаются в СМИ, на эту тему пишутся доклады и рефераты, а так же готовятся презентации, но проблема игнорируется, в виду экономических приоритетов.
Список литературы
1. Л.А. Терехина «Экология: КУРС ЛЕКЦИЙ». ТУЛА 1999 г.
2. Л.Н. Боголюбов «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО». МОСКВА 2000 г.
3. Н.Д. Гладков «ОХРАНА ПРИРОДЫ». МОСКВА 1975 г.
4. А.А. Горелов «Экология: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ». МОСКВА 1998 г.