Экологический проект
«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Выполнила воспитатель
МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №4»
Ачмиз Г.Д.
г. Майкоп
Информационный раздел
Название проекта: «Покормите птиц зимой»
Практическая значимость проекта
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу.
Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдают за поведением даже обычных домовых воробьев или больших синиц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение детей к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Актуальность:
В орнитофауне Адыгеи отмечено 275 видов птиц, 41 вид птиц занесено в Красную книгу Адыгеи. Многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако некоторые остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей, ворона, сорока, синица, снегирь.
Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь и за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства, птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.
Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Когда морозы чередуются, с оттепелями все покрывается ледяной коркой. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм, к нему невозможно добраться. Молодые особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 7 - 8 из 10 зимующих птиц погибают от голода!
Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения.
Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель: способствовать развитию экологической культуры дошкольников, и формированию бережного их отношения к представителям животного мира (птицам) через различные виды деятельности.
Задачи:
Привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года и о роли человека в жизни птиц.
Обогащение и углубление представлений о зимующих птицах Республики Адыгея.
Развивать познавательный интерес к родной природе.
Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Способствование развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей.
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.
Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Тип проекта: информационно – познавательный.
Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: среднесрочный
Ожидаемый результат:
Дошкольники закрепят умение классифицировать зимующих и перелётных птиц;
Дети получат представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года.
Научатся различать птиц по внешнему виду, составлять о них короткие описательные рассказы.
Смогут называть зимующих птиц; будут знать, каким кормом и как подкармливать птиц.
У детей будет сформировано умение получать сведения об объекте наблюдения, анализировать собственную деятельность, делать выводы и применять знания в процессе практических действий.
Принципы:
принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
принцип опоры на интересы ребенка;
принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
принцип наглядности;
принцип системности;
принцип последовательности;
принцип сотрудничества и взаимоуважения,
интеграционный принцип.
Методы и приёмы:
Сбор информации;
Работа с литературой, интернет - источниками;
Экскурсии по территории детского сада;
Наблюдения;
Обработка собранной информации;
Создание проблемных ситуаций;
Рассматривание иллюстраций;
Игры и игровые упражнения.
Творческая работа.
Этапы реализации проекта.
I этап - подготовительный
Постановка проблемы и введение в игровую ситуацию.
Довести до сведения родителей идею и план реализации проекта (устно и в виде информационного листка).
Донести до всех участников проекта важность и нужность данной темы.
Создание условий для реализации проекта:
Пополнение книжного уголка книгами о птицах (художественными и познавательными).
Изготовление наглядных пособий и дидактических игр.
Создание презентации по данной теме.
Подборка стихов, рассказов, загадок, пословиц, поговорок о птицах, народные приметы, связанные с птицами.
Подборка аудиозаписей с голосами птиц.
II этап – основной
Реализация проекта в разных видах детской деятельности.
Социально-коммуникативное развитие.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
«Узнай птицу по описанию»
«Накорми птиц»
«Филин и пташки»
«Один - много»
«Назови ласково»
«Узнай птицу по силуэту»
«Закончи предложение»
«Счёт птиц»
«Четвёртый лишний»
Настольные игры:
«Домино»
«Зоологическое лото»
Лото «Птицы»
«Собери картинку»
«Составь из частей целое»
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук.
Раскраски с изображениями птиц.
Упражнения на обводку трафаретов, шаблонов (птицы).
Штриховка в разных направлениях контуров птиц.
Коммуникативная деятельность.
Беседы:
«Что мы знаем о птицах?»
«Как живут птицы зимой?»
«Как мы можем позаботиться о птицах зимой?»
Задачи: поговорить с детьми о важности подкормки птиц; воспитывать бережное отношение к птицам; поощрять стремление приносить пользу, помогая птицам зимой.
Обсуждение ситуации
«Что может случиться с птицами без нашей помощи?».
Рассматривание иллюстрации
«Зимующие птицы».
Просмотр презентаций
«Зимующие птицы Адыгеи»,
«Разнообразные кормушки».
Интерактивные игры
«Узнай птицу по голосу»,
«Чей силуэт?».
Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Трудовая деятельность: изготовление кормушек, чистка кормушек,
наполнение кормушек кормом, изготовление угощения для разных видов птиц.
Задачи: приобщать детей к труду, воспитывать ответственность за порученное дело, поощрять стремление заботиться о птицах, подчеркнуть важность нашего участия в жизни птиц.
Познавательное развитие.
Формирование целостной картины мира
«Пернатые друзья»,
«Зимующие птицы республики Адыгея».
Задачи: Дать детям представление о зимующих птицах, об их приспособленности к условиям жизни зимой; учить устанавливать причинно-следственную связь между природными явлениями и жизнью птиц; учить отвечать на вопросы полными предложениями; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Наблюдение за птицами: за вороной, за голубями, за синицами, за воробьями.
Опытно-исследовательская деятельность.
Изготовление и развешивание кормушек на нашем участке.
Ведение дневника наблюдений за прилетающими на кормушки птицами.
Наблюдение за поведением птиц на кормушках.
Наблюдение за птичьими следами под кормушками, определение кому они принадлежат и сравнение их.
Обсуждение проблемной ситуации «Что будет. Если не подкармливать птиц зимой?».
Речевое развитие.
Коммуникация
Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок.
Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц.
Составление рассказа по сюжетной картине «Дети помогают птицам».
Знакомство с художественной литературой.
Чтение рассказов:
М. Горький «Воробьишка»,
И. Тургенев «Воробей»,
В. Бианки «Птичий год: Зима»,
Г. Скребицкий «Берегите птиц»,
В. Сухомлинский «О чем плачет синичка».
Чтение и заучивание и стихотворений зимующих птицах:
С. Есенин «Поет зима-аукает»,
А. Яшин «Покормите птиц»,
Л. Прокофьев «Снегири»,
Л. Воронкова «Птичьи кормушки».
Творческое рассказывание.
Художественно-эстетическое развитие.
Изобразительная деятельность:
Рисование
«Снегири на ветках».
«Как мы кормили птиц»,
Лепка
«Пичужки на кормушке».
Аппликация
«Сидят на ветке птички: снегири, синички».
Музыкальная деятельность.
Слушание аудиозаписи «Голоса птиц».
Физическое развитие.
Двигательная деятельность.
Подвижные игры:
«Птички в гнёздышках»
«Зимующие и перелётные птицы»
«Совушка»
«Воробушки и кот»
«Воробушки и автомобиль»
Работа с родителями.
Консультации для родителей:
«Из чего можно сделать кормушку для птиц»
«Воспитание любви к природе».
Папка-передвижка «Наши пернатые друзья».
Изготовление кормушек совместно с детьми.
Рекомендации по совместным прогулкам.
Рекомендации по заучиванию стихотворений о зимующих птицах.
Рекомендации по развитию словаря детей во время совместных прогулок и подкармливания птиц.
III этап - заключительный.
Итоговые мероприятия.
Выставка кормушек «Птичье кафе».
Выставка рисунков и совместных творческих работ детей и родителей «Птицы - наши друзья».
Фотовыставка «Как мы птицам помогали».