Региональный конкурс лучших воспитательных практик
Номинация:
Организация и деятельность общественных объединений, самоуправления.
Описание воспитательной практики:
«Экологическое воспитание обучающихся в рамках малокомплектной сельской школы во внеурочное время»
Автор: Абдуразакова Валентина Петровна,
учитель химии и биологии
ГБОУ СОШ с. Дмитриевка Нефтегорского района
с. Дмитриевка, 2024 г.
1.Название Воспитательной практики
Проект «Экологическое воспитание обучающихся в сельской малокомплектной школе во внеурочное время» реализуется мною в 5-11х классах нашей школы и имеет долгосрочную перспективу.
Экологическая ситуация, сложившаяся в России, да и во всем мире в целом, настоятельно требует скорейшей перестройки мышления, как всего человечества, так и конкретно каждого человека. Важная роль в стратегическом документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» отводится формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей и молодежи как основного условия сохранения государственности и национальной безопасности страны. Современная Концепция общего экологического образования в РФ составлена в соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). В Концепции экологическое образование определяется как «важнейший элемент общего патриотического воспитания молодежи и эффективный инструмент реализации государственных программ устойчивого развития и национальной безопасности. Нацеленность на формирование экологической культуры детей продиктована социальным заказом, ФГОСами, вызовами времени.
Актуальность проекта определяется:
– социальным заказом на экологичную личность, способную к решению экологических задач, способной к творчеству, обладающая высокой культурой и гражданской ответственностью в соответствии с требованиями ФГОС и стратегической государственной задачи - переходу общества к устойчивому развитию;
2. Цель, задачи Воспитательной практики
Цель проекта: создание условий формирования экологической культуры через социализацию обучающихся посредством социально-экологического проектирования, а также вовлечение обучающихся в природоохранную и просветительскую деятельность на благо родному селу.
Задачи:
1. Объединить вокруг себя учащихся школы, неравнодушных к проблемам села, стремящихся сохранить свою малую Родину, оказывающих посильную помощь в наведении порядка на улицах родного села; Сформировать единую команду ребят для принятия коллективных решений и выработки командного результата, направленного на воплощение идей устойчивого развития.
2. Популяризировать экологические проблемы и пытаться найти пути их решения.
3. Содействовать профессиональному самоопределению учащихся.
4. Создать условия для:
- приобщения детей и подростков к системе духовно-нравственных ценностей и обучения их жизни в контексте данных ценностей;
- формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области исследования факторов, влияющих на здоровье человека и на природу в целом;
4. Оказание помощи в развитии личностных качеств учащихся, их социализации в процессе экологической деятельности через социальное проектирование, исследовательскую деятельность и социальные акции и партнерства и, как следствие, формирование экологической культуры.
3.Участники Воспитательной практики: обучающиеся начальных классов (3-4), обучающиеся 5-11х классов ГБОУ СОШ с. Дмитриевка( в том числе с ОВЗ, девиантным поведением), администрация школы, педагоги, родители обучающихся, общественные организациии села: Дом культуры, администрация села, фермеры. А также Самарский детский эколого-биологический центр(сотрудничество на бесплатной договорной основе с 2014г) и вузы г. Самары
4. Оригинальная идея Воспитательной практики.
Ведущая идея практики -непрерывное экологическое образование для устойчивого развития общества(села,страны), результатом которого будет развитие деятельной высоконравственной экологичной личности. Такая личность будет жить с учётом природоподобных и ресурсосберегающих технологий, перейдет к новому природоохранному укладу в «умном доме», рационально и экологически грамотно будет вести домашнее хозяйство, поддерживать здоровый образ жизни, активно участвовать в местных гражданских инициативах и демократических процессах. Вторая идея практики-целенаправленно спроектированная инновационная образовательная среда, которая обеспечит формирование выпускника, который останется жить и успешно работать в родном селе и строить свою деятельность экономически и экологически рационально, в соответствии с интересами окружающей его природной среде. Третья идея практики- значимость проектно-исследовательской деятельности (ПИД) в экологическом воспитании. Результаты применения ПИД в практике: воспитание самостоятельности; работа в режиме взаимопонимания и сотрудничества; формирование исследовательских, цифровых,ФГ-компетенций; успешные практики, обмен опытом, взаимообучение, мотивация к действию; построение индивидуальной траектории обучения при реализации индивидуального проекта, формирование навыков публичного выступления, личностный рост
5. Ценностно-смысловое наполнение Воспитательной практики
Реализация воспитательной практики осуществляется в ходе работы школьного эковолонтерского отряда «Зеленая планета» в рамках кружковой деятельности в соответствии с авторскими программами «Экологическая тропа», «Основы проектно-исследовательской деятельности», «Основы фермерского хозяйства» на базе центра образования «Точка роста», а также на базе сотрудничества с Самарским областным эколого-биологическим центром и вузами области в рамках областного конкурса «Взлет» (см табл1).
Табл. 1 Наличие авторских программ, отражающих сущность проекта
Название издания, год | Выходные данные пособия | Тиражирование | Наличие экспертизы |
«Экологическая тропа», 2018 | Составитель: Абдуразакова Валентина Петровна, учитель биологии и химии. Пособие может быть полезным учителям биологии в качества руководства с целью формирования эколого-ориентированных ценностей у детей во внеурочной деятельности через проектно-исследовательскую работу. | Отпечатано в СИПКРО г. Самара, Московское шоссе, дом 125А Заказ № 488 Тираж 50 экземпляров | 1. Утверждено методическим советом ГБОУ СОШ с.Дмитриевка от 29.08.2017 2.Внешний эксперт: БережноваМ.Н., методист Юго-Восточного округа Внешний эксперт: Осипова И.А., заведующая отделом микробиологии Самарского детского эколого-биологического центра |
«Основы проектно-исследовательской деятельности», 2018 | Составитель: Абдуразакова Валентина Петровна, учитель биологии и химии. Пособие может быть полезно учителям биологии, химии, географии в работе по организации и сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся | Отпечатано в СИПКРО г. Самара, Московское шоссе, дом 125А Заказ № 848 Тираж 50 экземпляров Имеет номер книжного и серийного издания- УДК 373 Самара: ООО «Научно-технический центр» | 1. Утверждено методическим советом ГБОУ СОШ с.Дмитриевка от 29.08.2017 2.Внешний эксперт: кандидат с/х наук, доцент, кафедра растениеводства ГСХА О.П. Кожевникова |
«Основы фермерского хозяйства»,2020 | Составитель: Абдуразакова Валентина Петровна, учитель биологии и химии. Пособие может быть полезно учителям биологии. | Отпечатано в СИПКРО г. Самара, Московское шоссе, дом 125А Заказ № 848 Тираж 50 экземпляров Имеет номер книжного и серийного издания- УДК 373 Самара: ООО «Научно-технический центр» | 1. Утверждено методическим советом ГБОУ СОШ с.Дмитриевка от 10.04.2019 2.Внешний эксперт: кандидат с/х наук, доцент, кафедра растениеводства ГСХА О.П. Кожевникова |
На основе проведенной диагностики уровня экологических ценностных ориентаций учащихся мною был разработан проект деятельности экологического кружка «Экологическая тропа». Следующим шагом было создание экологического отряда «Зеленая планета» и его инициативной группы, выполняющая организаторскую и координирующую роль вовлечения учащихся в работу отряда, формирование органов самоуправления, разработка атрибутики, Ребята определили поле деятельности, выявили экологические проблемы села, наметили пути решения проблем, наладили связи с общественными организациями села и стали расширять свою деятельность. Количество ребят, принимавших участие в экологической деятельности школы становилось больше.
Ведущая идея отряда: формирование экологически культурного человека, на основе экологического сознания и экологической деятельности, воспитание патриотизма - любви к Родине, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству, на формирование гражданственности.
Основные направления деятельности экологического отряда в соответствии с задачами школы и личностными потребностями обучающихся: проектно--исследовательская деятельность; информационно-просветительная деятельность; волонтерское движение; культурно-массовая и досуговая деятельность.
В рамках проектно-исследовательской деятельности ребятами проводятся эколого-биологические и социологические исследования, экологические мониторинги на базе цифровых лабораторий Точки Роста, а также на базе сотрудничества с Самарским областным эколого-биологическим центром и вузами г. Самары. Ежегодно учащиеся Дмитриевской СОШ становятся победителями и призёрами международных, региональных и областных экологических конкурсов и конференций: детский экологический форум «Зелёная планета», юниорский водный конкурс, конкурс юных исследователей окружающей среды, конкурс «Юннат», областной конкурс «Взлет», международная научно-исследовательской конференция «Образование. Наука. Профессия».
В рамках информационно-просветительной деятельности в школе проводятся экологические праздники и акции: "Чистый берег Чапаевки», "Мусора
больше нет!», «Планета без пакета», «Уборка кладбища» и другие. В рамках раздельного сбора мусора учащиеся и население проводят акции по сбору макулатуры. Это говорит о том, что население нашего поселка активно собирают! , а не выбрасывают макулатуру. Экологические акции пользуются популярностью: и учащиеся, и население принимают в ней активное участие. Как же население узнает о начале акции? Есть у нас волонтеры в отряде, которые распространяют информацию в социальных сетях, что будет, например, акции по сбору макулатуры. Волонтеры также информируют, какое количество деревьев спасли жители села, в том числе и учащиеся нашей школы. Во время проведения акций разрабатываются и распространяются информационные листовки о вреде пластиковых пакетов, несанкционированных свалок и т.д. Информационные листовки разрабатываются учащимися самостоятельно. Акции школа проводит постоянно, приобщая детей к тому, чтобы мусор не выбрасывать! В нашей школе есть специальные контейнеры для раздельного сбора отходов, куда собирают отдельно бумагу и пластик.
В рамках волонтерской деятельности члены отряда «Зеленая планета» проводят субботники по посадке саженцев деревьев, рассады цветов; изготавливаются скворечники и кормушки, осуществляется подготовка и реализация проектов по раздельной утилизации отходов и применению ЭМ-технологий, раздаются листовки и ведется разъяснительную работа по противопожарной безопасности (именно по вине человека в 90% случаях происходят пожары) и т.д. Экологическая волонтерская деятельность в школе - это важное направление формирования экологической культуры учащихся, целью которой является привлечение учащихся и широких масс населения к проведению экологических мероприятий. Очень важно информирование школьников, так в этом у нас занимается школьная газета «Олимп». Она обеспечивают информационное освещение всех экологических мероприятий, проведенных в школе.
В рамках культурно-массовой и досуговой деятельности популярны экотуризм и
творческие экологические мастерские, когда из бросового материала школьники изготавливают костюмы, игрушки, подделки. Творческая деятельность является благодатной почвой для развития у школьников талантов, и если задаться целью, то можно найти очень талантливых детей, которые способны превратить уже никому ненужные вещи в оригинальные изделия.
Работа над проектами позволила вовлечь учащихся в коллективную деятельность, стимулировать их познавательный интерес. Выполнение проектов «Экологическое состояние реки Чапаевка» и «Аналитический контроль химического состава поверхностных вод реки Чапаевка вызвало особый интерес у учащихся 9-11-х классов. Был проведён мониторинг водопроводной воды школы и воды природных водоёмов. А такой проект, как «Проблема мусора в селе и ее решение ЭМ-технологиями» привлек учащихся к разработке модели системы бытового биокомпостирования как эффективное решение утилизации бытовых отходов. Полученные в работе результаты были переданы в экологическую службу района.
Таким образом, реализуется мероприятия, обращенных на оптимизацию формирования эколого-ориентированных ценностей обучающихся через:
-проектно-исследовательскую деятельность;
-эколого -значимые дела социальной направленности;
систему исследовательских проб, практик;
-волонтерскую деятельность;
- здоровьесберегающую деятельность;
6. Описание основных этапов реализации Воспитательной практики.
Реализация воспитательной практики потребовали решения ряда задач:
-проведение диагностики уровня сформированности экокультуры
-изучение документов, определяющих современную методологическую базу экологического воспитания;
-обучение на базе образовательного округа и СИПКРО;
-проектирование модели экологического воспитания, разработка воспитательных программ и проектов.
-оценивались возможности школьной среды для становления экологичной личности учащихся, проявления активности родителей
План реализации проекта
Этапы и сроки реализации | Содержание | Результат |
1. Подготовительный 01.09.2020 – 01.01.2021 Цель - выявить позитивный опыт экологическоговоспитания, определить приоритетные направления развития коллектива отряда | 1. Организация и оценка запросов и ожиданий учащихся и их родителей Диагностика готовности детей и взрослых к включению в добровольческую деятельность экологического отряда | Предварительное описание модели воспитательной системы. Составление перечня регламентирующих документов по оптимизации деятельности в условиях реализации ФГОС |
2. Прогностический 01.01.2021 – 01.09.2021 Цель - разработать программу, подготовив условия для её внедрения. | Определение способов и действий и ресурсов, необходимых для реализации проекта Определение пути формирования личности учащегося, соответствующего "социальному заказу". | Воспитательная программа экоотряда. |
3. Практический 01.09.2021 – 30.05.2024 Цель - реализация программы воспитательной деятельности, внесение коррективы в концептуальные положения. | Апробация и совершенствование механизмов реализации воспитательной программы Корректировка технологий воспитательного процесса Организация комплексного изучения личности школьника, сопоставление его развития, его ценностных ориентиров с моделью идеала выпускника. | Реализация проекта с учётом его корректировки. Представление деятельности добровольческого объединения в СМИ |
4. Завершающий 30.05.2024 – 30.08.2025 Цель - обобщить позитивный опыт реализации концепции воспитательной программы экоотряда. | Анализ эффективности воспитательного проекта. Выявление "проблемных зон" и способов их решения. Обобщение опыта и выработка рекомендаций по его усовершенствованию и внедрению в других ОУ. | 1. Выявление уровня влияния воспитательной среды экоотряда на уровень экологической культуры учащихся. 2. Анализ и коррекция воспитательной программы, внесение корректив в воспитательную программу. 3. Выявление и оценка реальных результатов. |
Экологическое воспитание учащихся требует соответствующей развивающей среды, для создания которой я учитываю следующие условия:
1-интеграция урочной и внеурочной форм обучения;
2- системность методов, этапов организации и форм организации экологического воспитания учащихся;
3-сотрудничество школы с областным эколого-биологическим центром, с вузами (в рамках программы «Взлет»).
4-принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта
5- изменение роли учителя: консультант, наставник
6- учёт возрастных, психологических особенностей развития учащихся; .
7- системное и поэтапное включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность
6. Учет интересов, мотивов, потребностей обучающихся при выборе проблемы исследования; предоставление свободы выбора темы и содержания исследования
7. Высокая степень самостоятельности при выполнении проектов
7. Результаты Воспитательной практики
Применение инновационных методик и современных образовательных технологий позволило добиться высоких предметных и метапредметных результатов:
Предметные результаты:
1. Позитивная динамика итогов учебной деятельности учащихся и качества знаний по предмету с 48,2 до 61,4%.
2. Положительная динамика участия учащихся в школьном и окружном этапах Всероссийской олимпиады школьников
3. Результативное участие обучающихся в научно-исследовательских конференциях различного уровня, выходы на Всероссийский и Международный уровни, наличие собственных публикаций учащихся.
Метапредметные результаты:
1. Критерием оценки результатов работы служит сформированность у обучающихся УУД (регулятивных, познавательных и коммуникативных). В результате диагностики обучающихся уровень сформированности УУД изменился с 21,0% до 67,0%.
Уровень сформированности УУД (средний показатель по классам, %)
Рисунок 1. Уровневые показатели сформированности УУД обучающихся
Личностные результаты:
Используемые методики: «Уровень тревожности» (методика Спилбергера); Степень сформированности личностных качеств; тест «САН» (самочувствие, активность, настроение).
1.Повысился уровень позитивного отношения к учению с 11,5% до 43,1% (за последние три года)
Эмоциональное отношение к учению
Год обучения | Показатели |
Позитив. отношение | Позитив. отношение со снижен. мотивацией | Средний, «школьная скука» | Сниженная мотивация | Негативное отношение |
2020-2021г | 11,5% | 13,3% | 41,5% | 27,7% | 6,0% |
2021-2022г | 26,1% | 19,9% | 29,6% | 24,4% | 0,0% |
2022-2023г | 43,1% | 37,4% | 17,0% | 2,5% | 0,0% |
Рисунок 2. Уровневые показатели эмоционального отношения к обучению
2. Снизилась тревожность учащихся с 62,5 до 37.5% (методика Спилбергера «Изучение уровня и характера тревожности»).
«Уровень тревожности» (методика Спилбергера)
Год обучения | Показатели |
Ситуативная тревожность | Личностная тревожность |
Высо кий | Умерен ный | Низкий | Высо кий | Умерен ный | Низкий | Умеренный | Низкий |
2020-2021г | 62,5% | 25,5% | 12,5% | 50,0% | | | 25,0% | 25,0% |
2021-2022г | 58,0% | 13,0% | 28,0% | 33,0% | | | 39,0% | 28,0% |
2022-2023г | 37,5% | 50,0% | 12,5% | 25,0% | | | 62,5% | 12,5% |
Рисунок 3. Уровневые показатели тревожности обучающихся
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в экологическом воспитании способствует:
1.Активное использование высокотехнологического оборудования цифровой лаборатории. А это значит формирование не только проектно-исследовательских навыков, но и навыков конструкторской деятельности, развитие у ребенка технологического мышления, которые помогают ему ответить не только на вопрос «как это устроено?», но и «что можно сделать, зная, как это устроено?»(для создания таким учеником в будущем новых материалов, устройств, технологий)
2. Формирование базовых компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности: креативность, критическое мышление, коммуникация, командная работа
3.Формирование такой развивающей образовательной среды, когда ученик имеет возможности реализовать свои способности
Именно такие обучающиеся определяют ключевой ресурс нашей страны.
Эффективность воспитательной практики
-в результате инновационной деятельности была создана новая воспитательная система, имеющая экологическое и духовно-нравственное содержание;
- повысился интерес к экологической деятельности школы со стороны родителей, сельчан, их участие в реализации программ и проектов стало более активным; повысился уровень владения воспитательными технологиями, проектно-исследовательской методикой, групповыми и индивидуальными формами взаимодействия с обучающимися и их родителями;
-в систему экологического воспитания включены все классные коллективы;
-происходит передача накопленного опыта деятельности обучающихся от старших к младшим, что позволяет обеспечивать преемственность;
-действует эффективная модель взаимодействия педагогов школы, родителей и специалистов высшей школы, различных структур социума, что позволяет говорить о выходе системы в открытое пространство социума.
8. Место Воспитательной практики в системе воспитания образовательной организации
Результаты моей Воспитательной практики соответствуют поставленным целям и задачам Программы воспитания ГБОУ СОШ с. Дмитриевка–модуль «Экологическое воспитание». Данная воспитательная практика позволяет решить воспитательные задачи ОО в соответствии с реализацией Программы воспитания.
Результативность данной практики отслеживается через пополнение раздела “Наши достижения” портфолио обучающегося.
Мною ведется систематическая работа по распространению педагогического опыта, в том числе и через Интернет. Мой персональный сайт https://multiurok.ru/abdurazakova/files/?act=addfile
Приложение 1
9. Фотоматериалы, иллюстрирующие реализацию воспитательной практики:
Приложение 2
Приложение 1
Обобщение и распространение опыта Воспитательной практики Абдуразаковой В.П.
1. Провела «Школьную смену» по программе «Использование биологических цифровых лабораторий в исследовательской деятельности учащихся». Июнь,2023г. Ссылка-https://codsamara.ru
2 .Как слушатель курсов повышения квалификации «Образование: взгляд в будущее-2023» (ГБУ ДПО ЦПК) представила слушателям КПК опыт работы «Использование высокотехнологичного оборудования при изучении биологии и химии на базе центра «Точка Роста» 19.07.2023г
3. Принимала участие в работе окружной Августовской конференции. Выступила с докладом «Экологическое воспитание учащихся при изучении биологии и химии на базе центра «Точка роста» в соответствии с требованиями обновленного ФГОС ООО» 28.08.2023г
4. Принимала участие в работе форума учителей химии школ Самарской области. Выступила с докладом «Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности с использованием оборудования цифровых лабораторий» 03.11.2023г Ссылка- forumchem@samgtu.ru
5.Принимала участие в областном семинаре «Экологическое просвещение и образование подрастающего поколения» на базе Самарского детского эколого-биологического центра. Выступила с докладом «Исследовательский проект как фактор формирования экологической культуры» 20.10.2023г. Ссылка - https://unnat1928.ru
Табл. 2. Сведения о достижениях и результатах обучающихся в мероприятиях разного уровня на базе Центра «Точка Роста»
Год | Название мероприятия с указанием статуса | Организаторы мероприятия | ФИО обучающего, класс/Результат | Ссылки на материалы/ новости при наличии |
2021-2022 | | | | |
Областной конкурс исследовательских проектов «Взлет». Секция «Экология и сельское хозяйство» | Координационный совет при Администрации Губернатора Самарской области | Аскерова Милена, 9 класс-лауреат | https://vzlet.asurso.ru |
Открытый областной фестиваль «Воспитание и обучение одаренных детей «Изумруды». Секция- «Экология» | Северное управление министерства образования и науки Самарской области | Аскерова Милена, 9 класс-победитель | http://sever-okrug.minobr63.ru/ |
Региональный этап Российского национального юниорского водного конкурса. Номинация «Вода и мир» | Самарский областной детский эколого-биологический центр | Аскерова Милена, 9 класс-1 место | https://unnat1928.ru |
Региональный этап Российского национального юниорского водного конкурса. Номинация- «Вода и климат» | Самарский областной детский эколого-биологический центр | Иноземцева Валерия,10 класс-1 место | https://unnat1928.ru |
Региональный этап Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. Номинация «Экологический мониторинг» | Самарский областной детский эколого-биологический центр | Иноземцева Валерия,10 класс-1 место | https://unnat1928.ru |
Региональный этап Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. Номинация «Современная химия» | Самарский областной детский эколого-биологический центр | Колньязова Карина,10 класс- 1 место | https://unnat1928.ru |
Региональный этап Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. Номинация «Экологический мониторинг» | Самарский областной детский эколого-биологический центр | Аскерова Милена, 9 класс-2 место | https://unnat1928.ru |
Федеральный этап Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. Номинация «Современная химия» | Федеральный центр дополнительного образования, г. Москва | Колньязова Карина,10 класс- участник | https://fedcdo.ru |
Финальный этап Российского национального юниорского водного конкурса. Номинация- «Вода и мир» | Институт консалтинга экологических проектов, г. Москва | Аскерова Милена, 9 класс-участник | https://eco-project.org |
| Организация и проведение учебных и развивающих мероприятий по программе «Цифровая лаборатория химического эксперимента» в рамках реализации проекта «Школьная смена» центра «Вега» | Самарский региональный центр для одаренных детей | Бакулин Илья Насруллаев Зохит Ситухина Анна Эргашев Абдукаюм Захарова Полина Аскерова Милена | https://codsamara.ru |
2022- 2023 | Областной экологический конкурс «Эко-монитор». Номинация «Эко-перспектива» | Самарский областной детский эколого-биологический центр | Аскерова Милена, 10 класс-диплом «За практическую значимость исследования» | https://unnat1928.ru |
Региональный конкурс «Первый среди равных» | Министерство образования и науки Самарской области | Аскерова Милена, 10 класс-участник | https://codsamara.ru |
| | | |
Организация и проведение мероприятий по программе «Использование биологических цифровых лабораторий в исследовательской деятельности учащихся» в рамках реализации проекта «Школьная смена» центра «Вега» | Самарский региональный центр для одаренных детей | Айдналиева Ляззат Короткова Диана Короткова Марта Баринов Дима Маукенова Сабира Синекопова Маша Аскерова Милена | https://codsamara.ru |
| | | |
| Областной конкурс исследовательских проектов «Взлет». Секция «Химия» | Координационный совет при Администрации Губернатора Самарской области | Аскерова Милена, 11 класс-лауреат | https://vzlet.asurso.ru |
| Региональный этап Российского открытого молодежного водного конкурса. Номинация- «Хранитель воды» | Самарский областной детский эколого-биологический центр | Экологический отряд «Зеленая планета»-1 место | https://unnat1928.ru |
| Региональный этап Российского открытого молодежного водного конкурса. Номинация- «Вода и мир» | Самарский областной детский эколого-биологический центр | Короткова Диана- 2 место | https://unnat1928.ru |
| Региональный этап Российского открытого молодежного водного конкурса. Номинация- «Вода и климат» | Самарский областной детский эколого-биологический центр | Айдналиева Ляззат- 3 место | https://unnat1928.ru |
| XIV Областная аграрная олимпиада учащихся | ФГБОУ ВО Самарский ГАУ | Аскерова Милена, 11 класс-1 место | |
| XV Областная аграрная олимпиада учащихся | ФГБОУ ВО Самарский ГАУ | Короткова Диана,, 9 класс-1 место | |
| Региональный конкурс «Первый среди равных» | Министерство образования и науки Самарской области | Айдналиева Ляззат, 9 класс, победитель I тура | https://codsamara.ru |
| | | | |
Приложение 2
Размещение в социальных сетях информации по работе с отрядом
1.Программа внеурочной деятельности «Основы проектно-исследовательской деятельности
https://infourok.ru/programma-vneurochnoj-deyatelnosti-osnovy-proektno-issledovatelskoj-deyatelnosti-6380054.html
2. Программа внеурочной деятельности Экологическая тропа»
https://multiurok.ru/files/proghramma-ekologhichieskaia-tropa.html и другие.
3.Методическое пособие для учителей химии и биологии. Моделирование в химии и биологии / Самара: с. Дмитриевка, 2021. – 18 с.
https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-modelirovanie-po-himii-i-biologii-6380289.html
3. Программа «Одаренные дети»
https://infourok.ru/user/andreyanov-sergey-vladimirovich/material
4. Исследование хлебопечения с водой,активированной бездиафрагменным электролизом // Пищевая химия,био- и нанотехнологии. Сборник материалов V Международной научной конференции «Пищевые инновации и биотехнологии»(25 апреля 2021гФГБОУ ВО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности») http://nu.kemtipp.ru/stories/docs/archiv/030.pdf
5. Программа внеурочной деятельности «Основы фермерского хозяйства»
https://multiurok.ru/files/osnovy-fermerskogo-khoziaistva.html
6. Победители, призеры и лауреаты областного конкурса «Взлет» на окружном и областном этапах
https://multiurok.ru/album/pobediteli-prizery-i-laureaty-oblastnogo-konkursa-vzlet-na-okruzhnom-i-regionalnom-etapakh.html
7. Призеры и победители областного конкурса «Грот», «Большие вызовы», конкурса юных исследователей окружающей среды, Российского юниорского национального водного конкурса и другие.
https://multiurok.ru/album/prizery-i-pobediteli-oblastnogo-konkursa-grot-bolshie-vyzovy-konkursa-iunykh-issledovatelei-okruzhaiushchei-sredy-rossiiskogo-iuniorskogo-natsionalnogo-vodnogo-konkursa.html. другие.
8. Достижения учащихся в НПК на окружном, областном, региональном и международном этапах
https://multiurok.ru/album/dostizheniia-uchashchikhsia-v-npk-na-okruzhnom-oblastnom-regionalnom-i-mezhdunarodnom-etapakh.html