СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание в семье

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие направлено на воспитание экологической грамоте в семье.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание в семье»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей

города Димитровграда Ульяновской области»







Творческий проект

«Экологическое воспитание в семье»





Номинация

Педагогический проект





Автор работы:

педагог дополнительного образования

Емелина Ольга Владимировна

МБУДО ЦДОИРД





Димитровград 2023 г.







Аннотация:

Предлагаемый сценарий занятия представлен в форме игровой программы по станциям. Сценарий построен в форме виртуального путешествия. Творческие задания сменяются интеллектуальными. Они рассчитаны не только на ребят но, и для родителей предусмотрены интересные задания. Данная разработка адресована педагогам дополнительного образования, может быть полезна учителям общеобразовательных школ при организации досуговых мероприятий с участием родителей.

Пояснительная записка

Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Оно предусматривает воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к живой и не живой природе, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Актуальность:

В век скоростей и компьютерных технологий, мы не замечаем как отдаляемся от своих детей, их воспитание и образование с малых лет мы перекладываем на плечи образовательных учреждений различного типа (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования и др.). Наши дети вырастают незаметно для нас. Родители, бабушки, дедушки перестают быть для ребёнка носителями знаний, теряется нить общения.

Цель данной работы: способствовать формированию экологического мировоззрения в семье.

Задачи: пропаганда экологического воспитания посредством семейного общения.

Общение со своими детьми в неформальной обстановке помогает членам одной семьи взглянуть друг на друга с новой стороны. Досуговое занятие построено в форме виртуального путешествия в природу. Путешествие проходит по станциям. Дух соревновательности помогает раскрыться с новой стороны в интеллектуальных и творческих заданиях не только ребятам, но и их родителям, что способствует поднятию престижа родителей в глазах детей.

Формы и методы: практическая работа, выставка домашних питомцев, игра, беседа.

Новизна: так как участниками занятия являются как дети так и их родители то на каждом этапе предусматриваются интегрированные задания.









Сценарий «Экологическое воспитание в семье»

Природа!-Без нее нет жизни на планете

Ты не губи ее, а береги!

Знай!" Что ты за все в ответе:

опомнись человек, остановись и посмотри"



Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые. Мы рады вас приветствовать в естественнонаучном отделе МБУДО ЦДОИРД. Сегодня у нас не обычное мероприятие у нас в гостях семьи разрешите вам представить

1 семья ________________________________________________________



2 семья ________________________________________________________



3 семья ________________________________________________________



4 семья ________________________________________________________



Сегодня наше мероприятие посвящено семье и экологии. Два этих понятия тесно связаны между собой и сопровождают человека всю его жизнь.

Скажите а вы любите путешествовать. Я приглашаю вас в путешествие.

1 станция. «Зверьё моё»

Для воспитания чувства ответственности за братьев наших меньших родители очень часто заводят детям домашних питомцев. У кого дома есть домашние любимцы, поднимите руку. Я очень хочу с ними познакомиться, но фотографий у вас, конечно же, нет. Я предлагаю вам изобразить своего питомца из подручных материалов.



Продемонстрируйте нам ваших питомцев.

- Кто это?

- Как его зовут?

Что он любит?



2 станция Лес чудес.

Наш лес чудес полон звуков. (Звуки леса)

А сейчас я предлагаю вам с играть в игру.


Вопрос детям

Вопрос взрослым


1

Почему кукушку называют первым помощником леса.

Она истребляет прожорливых гусениц шелкопряда соснового и бабочки-монашенки, объедающих хвою у сосны и ели. Этих покрытых ломкими ядовитыми волосками гусениц другие птицы не трогают.

2




,,

ль



почему в городах сажают много тополей

Деревья растут быстро. Тополь эффективно удерживает в себе металлосодержащую пыль. Тополевые насаждения выделяют кислорода в несколько раз больше, чем, например, еловые.


3

Самое медоносное дерево.

Чем полезен липовый мёд?

В нём содержится много полезных веществ, витаминов. Он обладает антибактериальными средствами.

4

Что изучает ботаника?

Почему иногда коровы с удовольствием поедают горькую полынь; лось – ядовитые красные мухоморы, папоротник, черемуху; ондатра и кабан – ядовитый хвощ топяной; речные бобры – вех ядовитый, калужницу, ландыш, частуху болотную?

Они обладают лечебным действием.

5

Кто над нами вверх ногами?

Почему муха ползает по потолку, стенам и не падает?

У нее на лапках есть коготки с присосками. Их-то она и пускает в ход, когда надо удержаться на гладкой поверхности да еще и вверх ногами.

6

На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом.

Чем привлекательна черемуха для муравьев?

На каждом листовом черенке черемухи есть две особые желёзки, выделяющие нектар. Эта сладость и привлекает муравьев. А раз муравьи появились, значит, не будет спуску вредным насекомым.

7

Чего боится волк?

Всего, что принадлежит человеку. Если вы, собирая в лесу грибы или ягоды, случайно потеряете носовой платок, косынку или любой другой предмет, волк не подойдет к ним близко до тех пор, пока человеческий запах не выветрится полностью.

8

Он по комнате кружит.
Зло пищит, зудит, жужжит.
Сел тихонько мне на лоб.
Я его с размаху - Шлёп!
Увернулся он от драки.
Вновь готовится к атаке.
Превращает ночь в кошмар,
Этот маленький ...

Почему мы не чувствуем укола комара, точнее, его самки?

В ее слюне содержится вещество, обезболивающее место ранения. Когда действие наркоза кончается, возникает боль, зуд, жжение. Кроме того, в слюне содержится и вещество, препятствующее свертыванию крови.



Гуляя по лесу мы свами забываем, что пришли в гости к природе, а в гостях необходимо следовать определённым правилам.

Я прошу вас ребята объяснить, что обозначают вот эти знаки и где в лесу вы бы их расставили.

Но правил вежливости гораздо больше я прошу теперь взрослых нарисовать свой экологический знак. Ребята помогайте взрослым.

Гуляя по лесу мы свами пришли на поляну посмотрите как здесь много грибов. Грибы – ценный пищевой продукт из него можно приготовить множество различных блюд , уважаемые взрослые сразитесь в кулинарном поединке, вспомните и запишите как можно больше блюд в рецепты которых входят грибы.

Ребята посмотрите на наш грибной кресс – кросс, грибы спрятались от нас с вами. Найдите, какие грибы спрятались здесь.

Подведение итогов детей, взрослых.

3 станция бухта экологии.

Гуляя по лесу мы незаметно вышли к водоёму. Да на этом пляже экологическая ситуация не благополучная. Здесь нужна помощь экологического патруля - то есть вас нам с вами необходимо собрать мусор.

Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте. Когда в тексте стихотворения встретится название предметов загрязняющих природу. вы возьмите 1 карточку с изображением данного предмета и переложите её в мусорный наш бак.

Прогулка. Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Мы по берегу прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там – пустые банки.

И как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по-бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…

– Эй, ребята! – крикнул Дима. –

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костёр, в футбол играли –

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки –

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речке

Понедельник провести.

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

Вот так намного лучше. Вы согласны. Согласились бы вы отдохнуть на таком пляже?

Вопросы:

–Почему так долго не могли найти место для отдыха дети?

–Почему же и в понедельник нельзя было найти «чистого местечка»?

–Какие правила поведения забыли и взрослые, и дети?

– Да, так поступают люди, не умеющие правильно вести себя на природе. А вот вы знаете, как правильно вести себя в лесу? А это мы и проверим, играя в игру «Узнай правило»:

– Если вы согласны с правилом – то похлопайте в ладоши, если нет – то топайте ногами.

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. (хлопайте)

В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много ещё вырастет.   (топаем)

Наконец – то можно пошуметь, покричать, поаукать, никому при этом, не мешая.    (топаем)

Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.    (хлопаем)

Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.   (топаем)

Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе своё дело.   (хлопаем)

– Молодцы! Теперь вы знаете, как правильно вести себя в лесу и никогда не причините вред природе.



Наше путешествие подходит к концу и на прощание я хочу рассказать вам одну легенду:

О МУДРЕЦЕ И БАБОЧКЕ


Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе.

И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в рyках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?»

И тогда мудрец, который действительно был мудрым человеком, сказал:

«ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ….»


Дорогие ребята, уважаемые взрослые всё в наших руках жить нам в чистом мире или выживать при экологических бедствиях зависит только от нас с вами.


Мне очень понравилось путешествовать вместе с вами, вы такие удивительные спутники, завершая наше мероприятие, похлопаем себе за то, что так хорошо и интересно работали. До новых встреч!

Литература:

  1. Молодова Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию. Мн., 2005