СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономическая сущность налогов и основы налогообложения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дз по Мдк 03.01 "Экономическая сущность налогов и основы налогообложения"

Просмотр содержимого документа
«Экономическая сущность налогов и основы налогообложения»

Министерство образования и науки Алтайского края

КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»






Реферат


МДК 03.01 «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»

Тема: «Экономическая сущность налогов и основы налогообложения»






Выполнил студент: Анненков Дмитрий

Группа Б-161

Руководитель: Соловьёва Юлия Валерьевна



















Барнаул 2017


Виды и порядок налогообложения


Виды налоговых систем в РФ обычно подразделяются на две основные группы:

  • общая система налогообложения (ОСН, ОСНО);

  • специальные налоговые режимы.

Разделение видов систем налогообложения на общие и специальные ставится в зависимость от наличия или отсутствия обязанности по уплате налога на прибыль.

Однако даже не находясь на спецрежиме, налогоплательщик может не являться и плательщиком налога на прибыль. Речь идет об индивидуальных предпринимателях, которые если и не находятся на спецрежиме, плательщиками налога на прибыль все равно не признаются, а уплачивают НДФЛ. Про них также можно сказать, что вид налогового режима для них – ОСНО.


Наименование налогового режима, действующего в РФ

Кто может применять

Основные уплачиваемые налоги

Глава НК РФ

ОСНО

Организации

Налог на прибыль, НДС

Гл.25 НК РФ

ИП

НДФЛ, НДС

Гл.23 НК РФ

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН)

Организации и ИП

ЕСХН

Гл.26.1 НК РФ

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Организации и ИП

Налог при УСН

Гл.26.2 НК РФ

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)

Организации и ИП

ЕНВД

Гл.26.3 НК РФ

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП)

Организации

Налог на прибыль, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, платежи за пользование природными ресурсами, плата за негативное воздействие на окружающую среду

Гл.26.4 НК РФ

Патентная система налогообложения (ПСН)

ИП

Налог при ПСН

Гл.26.5 НК РФ


Таблица 1 – Виды систем налогообложения в России



Элементы налогообложения. Источники уплаты налогов, сборов, пошлин


Общие принципы построения системы налогообложения находят конкретное выражение в общих элементах налогообложения. К элементам системы налогообложения относятся:

- субъект налогообложения или плательщик налогов, сборов и обязательных платежей - объект налогообложения;

- база налогообложения (налогооблагаемый оборот) - единица налогообложения;

- источник уплаты налога, сбора и обязательного платежа;

- налоговая ставка (норматив) - налоговая льгота;

- налоговая квота;

- сроки уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.

Субъекты налогообложения или плательщики налогов, сборов и обязательных платежей - это лица, на которых Конституцией Украины и налоговым законодательством возложены обязанности:

а) уплачивать налоги, сборы и обязательные платежи;

б) начислять, удерживать и перечислять налоги, сборы и обязательные платежи в бюджеты и в государственные целевые фонды.

Налогоплательщик может признаваться субъектом налогообложения одним или несколькими налогами, сборам и обязательным платежам в зависимости от деятельности, которую он осуществляет, владение имуществом или других обстоятельств, при наличии которых возникают налоговые обязательства.

Субъектом налогообложения может признаваться и лицо, на которое в соответствии с налоговым законодательством Украины возложены обязанности по начислению налогов, сборов и обязательных платежей, содержания их с плательщика и перечисление в бюджету.

Субъектами налогообложения или плательщиками налогов, сборов и обязательных платежей являются юридические или физические лица, банки, бюджетные организации, международные объединения и организации, которые в соответствии с действующим налоговым законодательством непосредственно обязаны начислять, удерживать и уплачивать налоги, сборы и другие обязательные платежи.

Налоговое законодательство всегда начинается с определения субъектов налогообложения или плательщиков налогов, сборов и обязательных платежей, поскольку необходимо четко знать, кто должен платить тот или иной вид платежа в бюджет или в государственный целевой фонд и кто несет перед государством ответственность за неуплату или несвоевременную уплату этого платежа.

Объект налогообложения - это то, что подлежит налогообложению тем или иным налогом, сбором или обязательным платежом, - доходы, прибыль, имущество, операции по продаже товаров, работ, услуг и другие определенные действующим налоговым законодательством объекты.

Каждый налог, сбор и обязательный платеж имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый действующим налоговым законодательством.

Объект налогообложения должен быть стабильным, четко определенным, иметь непосредственное отношение к плательщику.

База налогообложения (налогооблагаемый оборот) - это стоимостное, физический или иной характерное выражение объекта налогообложения, законодательно закреплена часть доходов или имущества плательщика, учитывается при расчете налога, сбора и обязательного платежа.

Единица обложения - единица измерения объекта налогообложения. Это, в частности, денежная единица для налога на доходы физических лиц, единица измерения площади (га, кв. М) для налога на землю, единица измерения мощности двигателя (кВт) для налога с владельцев транспортных средств и самоходных машин и механизмов.

Источник уплаты налога, сбора и обязательного платежа - это доход налогоплательщика, сборов и обязательных платежей, из которого он уплачивает налог, сбор и обязательный платеж.

Налоговая ставка (норматив) - это законодательно установленная величина налоговых начислений на единицу измерения базы.

Налоговые ставки (нормативы) могут устанавливаться единые для всех плательщиков или быть дифференцированными, когда устанавливается основная ставка (норматив) для всех плательщиков и снижены или повышены ставки (нормативы) для отдельных плательщиков. При этом преследуется цель создания или одинаковых, или разных условий налогообложения для плательщиков.

В одних случаях единая ставка налога (норматива) ставит всех плательщиков в равные условия, а дифференциация создает одним льготные, а другим - более жесткие условия налогообложения.

Установления налоговых ставок (нормативов) базируется на имеющемся опыте в налогообложении с учетом необходимости обеспечить расходы государства. При проведении расчетов учитывается также и такой фактор, как влияние налога на финансовые ресурсы плательщика.

Ставки налогов, сборов и обязательных платежей могут корректироваться.

При установлении налоговых ставок (нормативов) обращается внимание и на возможное поведение налогоплательщика, сбора и обязательного платежа.

Налоговые ставки (нормативы) бывают:

- адвалорные (в процентах к базе налогообложения);

- специфические (в твердых суммах с единицы измерения веса, объема, количества или иного натурального показателя) - смешанные (одновременно в процентах к базе налогообложения и в твердых суммах).

Адвалорные ставки (нормативы) устанавливаются в процентах к базе налогообложения (облагаемого оборота), которая имеет денежное выражение. Адвалорные ставки (нормативы) делятся на три вида:

-пропорциональные, т.е. единые ставки (нормативы), которые не зависят от размера объекта налогообложения. Они упрощают налоговую работу и более всего соответствуют принципу ривнонапружености в налогообложении;

-прогрессивные, т.е. ставки (нормативы), размер которых возрастает по мере увеличения объемов объекта налогообложения;

-регрессивные - это ставки (нормативы), которые, в отличие от прогрессивных, уменьшаются по мере роста объекта налогообложения, и они необходимы тогда, когда государство хочет стимулировать такой рост.

Прогрессия шкалы при применении прогрессивных ставок (нормативов) налогообложения может быть простой и ступенчатой.

При простой шкале повышенные ставки (нормативы) применяются ко всему объекту налогообложения. При размерах объекта налогообложения, близких к предельным ограничениям, плательщику выгоднее не увеличивать этот объект, поскольку сумма налога может существенно увеличиться.

Такая шкала устанавливается тогда, когда государство хочет ограничить размеры объекта налогообложения и ведет жесткую налоговую политику.

При ступенчатой шкале прогрессии повышенные ставки (нормативы) применяются не ко всему объекту налогообложения, а только к той его части, которая превышает ограничение размера объекта налогообложения.

Специфические ставки (нормативы) налогообложения - устанавливаются в денежном выражении до единицы объекта налогообложения, то есть в твердых суммах с единицы измерения веса, объема, количества или другого натурального показателя.

В случаях установления фиксированных твердых ставок (нормативов), их необходимо постоянно пересматривать, поскольку в связи с имеющейся инфляцией они теряют реальное соотношение с доходами и объектом налогообложения.

Смешанные ставки (нормативы) налогообложения устанавливаются одновременно в процентах к базе налогообложения и в твердых суммах.

Налоговая льгота - законодательно закрепленое полное или частичное освобождение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.

Налоговые льготы могут быть установлены путем уменьшения базы налогообложения или объекта налогообложения; введение пониженных налоговых ставок, уменьшение начисленных сумм налогов, сборов и обязательных платежей; освобождение от их уплаты отдельных категорий плательщиков, предоставление отсрочки или рассрочки в их уплате.

Плательщики налогов, сборов и других обязательных платежей вправе использовать налоговые льготы или отказаться от их использования. Налоговые льготы, которые плательщик налогов, сборов и других обязательных платежей не использовал, не могут быть перенесены на другие налоговые периоды, зачтены в счет будущих платежей или возмещены из бюджету.

Налоговая квота - установлена судьба налога в доходе плательщика в абсолютном и относительном выражении. ее величина характеризует допустимый уровень налогообложения. Если законодательно установить налоговую квоту, это будет означать установление предельной величины извлечения дохода плательщика. Сроки уплаты налогов, сборов и обязательных платежей устанавливаются законодательством по вопросам налогообложения отдельно для каждого из них.



Характеристика систем налогообложения в РФ

Налоговая система Федерации представляет собой совокупность законодательных мер, обеспечивающих поступление в бюджеты различных уровней налогов, сборов, пошлин, акцизов и других видов обязательных платежей, уплачиваемых налогоплательщиками – юридическими и физическими лицами.

Построение налоговой системы в России определяют закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая). Они устанавливают систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, а также общие принципы налогообложения и сборов на территории Российской Федерации. Часть первая Кодекса определяет:


– перечень и виды поступающих в бюджетную систему государства налогов и сборов;

–категории плательщиков, их права и обязанности;

–пределы компетентности налоговых органов

Часть вторая Кодекса определяет:

федеральные налоги;

–специальные налоговые режимы;

–региональные налоги и сборы.

федеральные налоги;

–специальные налоговые режимы;

–региональные налоги и сборы

Законодательно установлено, что под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Сбором называется обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах, и сборах, являются:

– организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;

– организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

– Государственная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные подразделения в РФ;

– Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его территориальные подразделения;

– государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками;

– Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов.

Все многообразие налоговых платежей, действующих в настоящее время, можно классифицировать: по способу исчисления — прямые и косвенные; по видам — федеральные, региональные и местные; по ставкам платежа — стабильные и дифференцированные; по объектам налогообложения — доход от операций с ценными бумагами; по субъектам налогообложения — юридические и физические лица, резиденты, нерезиденты; по предоставляемым льготам — необлагаемый минимум, снижение ставки налогообложения, изъятие из налогообложения, освобождение от уплаты налога; по периодичности налогообложения — непрерывного и дискретного действия; по функциональному назначению — регулирующие и стимулирующие.

Налог считается установленным лишь тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, например, такие, как:

–объект налогообложения;

–налоговая база;

–налоговый период;

–налоговая ставка;

–порядок исчисления налога;

–порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в нормативном; правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налоги могут оказывать регулирующее и стимулирующее воздействие на субъект налогового платежа. Налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц оказывают регулирующее воздействие.

Стимулирующее воздействие может оказывать, например, налог на добавленную стоимость.

Система налогообложения устанавливает порядок уплаты налогов как юридическими, так и физическими лицами на основе налоговой декларации.

Уплата налогов и сборов производится путем разовой оплаты всей суммы налога или сбора в установленные сроки. Налогоплательщик или обязанное по закону лицо перечисляет сумму оплаты в наличной или безналичной форме.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому виду налога. Например, порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом, а региональных и местных налогов — соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.


Список использованной литературы


http://glavkniga.ru/situations/k504256

http://allrefrs.ru/5-12691.html