Тема: Экономико-географическая характеристика Германии
Цель: Сформировать у обучающихся систему знаний об особенностях экономико-географического положения Германии, природно-ресурсном потенциале, населении, хозяйстве. Развивать навыки оценки ЭГП и ПГП, характеризовать структуру хозяйства, роль страны в международном разделении труда; развивать умение работать с разными источниками географических знаний
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: Объяснительно-иллюстративная беседа, учебная лекция с использованием информационно-компьютерной технологии.
Оборудование: учебники, атласы, политическая карта мира, стенд с информацией о Германии, педагогическое программное средство, экран, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока:
I. Организационный момент: приветствие, проверка подготовки обучающихся к занятию.
II. Актуализация знаний и умений обучающихся:
Интеллектуальная разминка:
(Обучающийся пишет ответы на доске в столбик)
1. | Какие поля есть во Франции? | Елисейские |
2. | Столица вальсов. | Вена |
3. | Столица государства, расположенного на Апеннинском п-ве | Рим |
4. | Душистая вода, впервые изготовленная в Кельне. | Одеколон |
5. | Какой автомобиль украшает лев? | Пежо |
6. | Столица Греции | Афины |
По первым буквам прочти название части света и покажи ее на карте
«Мозговой штурм» (фронтальная беседа)
1. Почему Европу можно назвать одним из очагов мировой цивилизации?
2. Какие типы стран можно выделить в Европе?
3. Какие из стран «большой семерки» расположены в Европе?
4. Приведите примеры постсоциалистических стран переходной экономики.
5. Есть ли в Европе колониальные владения?
6. Назовите несколько малых промышленно-развитых стран Eвропы.
7. Назовите государства-карлики в Европе.
8. На какие регионы делят Европу?
9. Назовите наиболее влиятельные межгосударственные образования в Европе .
10.Сколько государств входит сегодня в Европейский Союз?
11.Каковы цели создания ЕС?
12.Согласны ли Вы с высказыванием: «Эпоха евроцентризма уже в прошлом»?
Обучающиеся делают вывод: «Европа играет важную роль в мировой политике,
Экономике и общественной жизни».
III. Мотивация учебной деятельности (сообщение темы, цели, задач урока).
IV. Восприятие и осознание учащимися нового материала.
Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы познакомимся с самой экономически развитой страной Европы — Германией. ФРГ – крупнейшая экономика Европы и одна из самых состоятельных и развитых экономик в мире. Цифры экономической статистики говорят сами за себя: в 2018 г. в рейтинге стран по общему объему ВВП Германия занимала четвертую позицию, по объему ВВП по паритету покупательной способности – пятую. Если обратиться к рейтингу экономик мира в 2020–2021 гг. (по данным ООН), то здесь Германия уверенно занимает четвертую позицию, уступая только лишь Японии, Китаю и США и имеет всесторонне развитую и сбалансированную экономику с эффективной организационно-управленческой и финансовой системами, современной промышленностью и отраслями непроизводственной сферы. Как и другие экономически развитые страны, Германия вступила в постиндустриальную стадию развития, характеризующуюся дальнейшим развертыванием технологической революции и развитием наукоемких отраслей.
Откуда произошло название государства : От латинского Germania — экзоним для обозначения региона обитания германских племён. Возможно, слово было названием одного из племён, по другой версии — происходило из галльск. языка и означало «шумный» (ср. др.-ирл. garim «кричать») или «сосед» (ср.: др.-ирл. gair «сосед»)
А сейчас познакомимся с визитной карточкой Германии (На экране мультимедиа Германия. Общие сведения)
Столица – Берлин (3,5 млн.чел)
Государственный язык – немецкий
Форма правления – парламентская республика
Форма государственного устройства — федеративное государство.
Преобладающая религия — христианство.
Административно-территориальное деление — 16 земель.
Денежная единица — евро.
Площадь — 357 тыс.км
Население — 83,2 млн. чел.
Официальное название — Федеративная Республика Германия.
Глава государства — президент (избирается на 5 лет, выполняет
представительские и церемониальные функции).
Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с
федеральным канцлером.
Парламент состоит из 2-х палат: Бундестаг (Палата депутатов) и
Бундесрат (Палата земель).
Германия — член «большой семерки», ЕС, НАТО.
(Обучающиеся прослушивают гимн Германии).
Учитель: Продолжат нашу лекцию отдельные исторические и экономические сведения о Германии.
(на экране мультимедиа)
Учитель: В прошлые века Германию называли Тевтонией — по имени племен тевтонов, заселявших страну во II ст. до н.э. Немцы называют свою страну Дойчланд. До 19 ст. страна состояла из 300 светских и духовных княжеств и 50 имперских городов, формально входивших в состав «Священной Римской империи». В последней четверти 19 ст. прусский канцлер Отто фон Бисмарк восстановил Немецкую империю, провозгласив в 1871 г. прусского короля Вильгельма 1 кайзером (императором). Германия стремилась к территориальным захватам и в ХХ ст. инициировала две мировые войны. В 1914 г. и в 1939 г. После окончания Второй Мировой войны на территории Германии образовалось два государства: в 1949 г. ГДР и ФРГ.
Вопрос: Какое важное политическое событие изображено на одном из слайдов? (падение Берлинской стены). В октябре 1990 г. произошло объединение Германии, символом которого стало падение Берлинской стены.
Учитель: Познакомимся с экономико-географическим положением Германии. По ходу рассказа заполнить таблицу
Плюсы | Минусы |
Выход к морям. Северные моря не промерзают, что дает возможность круглогодично осуществлять международную торговлю. По грузоподъемности судов занимает 4 место в мире. Крупнейшими портами называют: Гамбург, Висмар, Бремерхафен, Вильгельмсхафен. | Ограниченность запасов природных ресурсов. Ассортимент полезных ископаемых в стране велик (нефть, природный газ, уголь, железная руда, калийная соль), однако, их объемы небольшие. |
Расположение в центре Европы. Германия — центр пересечения транспортных путей, соединяющих державы Западной и Восточной Европы.Речное сообщение осуществляется по рекам Дунай и Рейн. Через территорию Германии проходят крупные нефтепроводы и газопроводы. Аэропорт во Франкфурте занимает 1 место в Европе по грузообороту и 3 место по пассажирообороту. | Низкое качество железной руды приводит к необходимости её импорта из Бразилии и Либерии. Запасы угля, нефти и газа не восполняют потребности страны. |
География: Германия расположена на Западноевропейской платформе. В силу устойчивым характеристикам, для данной литосферной плиты не характерны природные катастрофы (землетрясений, извержения вулканов и так далее). На территории страны созданы благоприятные условия для развития сельского хозяйства (выращивание ячменя, сахарной свеклы, пшеницы). Особенности альпийской местности способствуют развитию животноводства. | Гористая местность затрудняет торговлю со странами Азии и Африки. |
Соседи — экономически развитые государства. Граничащие с Германией страны высокоразвиты экономически, являются членами Европейского Союза, что предполагает укрепление сотрудничества, добрососедских отношений. | Преобладание малоплодородных почв затрудняет развитие сельского хозяйства и требует дотирования от правительства. |
Благоприятные климатические условия способствуют комфортному проживанию населения и увеличивают приток туристов. | Привязанность промышленности к сторонним энергоресурсам. |
(на экране мультимедиа)
Учитель: А сейчас познакомимся с природными условиями и минерально-сырьевой базой страны.
(на экране мультимедиа)
Учитель: Германия испытывает дефицит энергоносителей — нефти и газа. Нефть импортирует из Стран Персидского залива, газ поступает трубопроводами из Нидерландов, Норвегии, России транзитом через Украину. Железная руда импортируется из Швеции.
Учитель: Познакомимся с особенностями населения Германии.
Вследствие высоких показателей дефицита рождаемости (в 2019 году он составил от 130 до 170 тысяч человек), население Германии одно из самых старых в мире. В среднем в год на 1000 человек рождается один ребёнок. Первый ребенок в семье появляется поздно (когда женщине больше 30). В последние годы низкая рождаемость компенсировалась притоком мигрантов. По прогнозам, к 2030 году доля людей старше 60 будет составлять 30%.
Национальный состав населения характеризуется однородностью, количество иностранцев составляет только 7%. Однако, пребывание иностранцев порой провоцирует конфликты. 6,3% всех предприятий страны принадлежат иностранным гражданам (22% из них занимают турецкие бизнесмены).
(на экране мультимедиа)
Учитель: Германия имеет современное высокоразвитое хозяйство.
(на экране мультимедиа)
Экономика страны всесторонне сбалансированная. Но после поражения во II Мировой войне Германия утратила лидерство в атомной, аэрокосмической, телекоммуникационной отраслях, кибернетике, медицине, биологии. Это ниже, чем в других развитых странах. Характеризуя экономику Германии образца 2021 г., целесообразно очертить некоторый круг ее основных черт и специфических особенностей. Германия – государство с постиндустриальной экономикой, т.е. экономикой услуг и экономикой знаний. Именно сфера услуг занимает в экономике страны около 54%, 45,9% приходится на производственный сектор, 0,1% – на агробизнес.
Ее позиции в сфере высоких технологий слабее, чем у других стран «большой семерки».Доминирование сектора услуг является сложившимся базисом: еще по результатам 2011 г. их доля в ВВП страны составляла 78%. В некотором историческом экскурсе отметим, что с начала 1970-х гг. сфера услуг демонстрировала поступательный рост, однако уже к 2001 г. обогнала промышленность. При этом основная доля услуг приходится на область промышленности. Некоторый откат, который отмечается в последние годы, обусловлен главным образом естественным переформатированием структуры сферы услуг: за текущее пятилетие особую значимость стали обретать такие виды услуг, как электронное обеспечение, обработка цифровых параметров, логистика, лизинг и др.
Дальнейшее развитие данного сектора имеет под собой достаточно оснований: созданы все условия для развития туризма, финансовых услуг, значимым фактором в этом ключе является налаженная сеть высокоэффективных железных и автомобильных дорог, востребованные воздушные гавани и морские порты, имеющие высокую пропускную способность и безусловную логистическую значимость.
Второй доминантой, которая обеспечивает устойчивость экономики ФРГ, является промышленность страны. Анализируя ее структуру, можно выделить автомобилестроение, строение общественного транспорта, сектор технического оснащения. Весьма значима роль черной металлургии, а также химии, фармацевтики, косметики. Нельзя не отметить и ставшее своеобразным брендом понятие немецкого качества. Весьма наглядно это прослеживается на примере немецкого автопрома: именно немецкие автомобили давно зарекомендовали себя как одни из наиболее надежных, а научные центры, филиалы и дилерские центры немецких автогигантов имеют более чем широкую мировую географию.
Высокопроизводительным остается и сельское хозяйство Германии. Страна входит в число лидеров по производству зерна, продукции животноводства, молока. Отметим, что уровень эффективности сельскохозяйственного производства ФРГ – а он существенно выше, чем в ЕС в целом – обусловлен высочайшей степенью механизации, применением современных и инновационных агропромышленных технологий. При этом в сельском хозяйстве стран, где заняты всего около 2–3% работоспособного населения, превалирует мелкое семейное фермерство, которое привлекает при необходимости временных работников, располагающих основным источником дохода в других сферах занятости.
Пандемия коронавируса негативно сказалась на экономике всех стран. В этом смысле Германия исключением не стала. По данным Федерального статистического ведомства ФРГ (Destatis), на начало мая 2021 г. объем поставок немецкой продукции на мировой рынок достиг 126,5 млрд евро – объем поставок фактически восстановился до уровня февраля 2020 г., за которым последовал жесткий спад, вызванный COVID-ограничениями и локдаунами. Текущий потенциал экономки страны, а также отложенный из-за пандемии внутренний и внешний спрос допускают некоторые оптимистичные прогнозы. По результатам 2021 г. Deutsche Bank скорректировал цифры роста ВВП Германии, подняв планку с 3,7 до 4%. Аналогичная позиция и у Commerzbank, который поднял прогнозные значения с 3,5 сразу до 4%.
Германия участвует в создании Европейской системы автострад и трансевропейских скоростных железных дорог. Большую роль играет водный транспорт. На его долю приходится 1/5 грузоперевозок, что выделяет страну по этому показателю в Европе. Реки Германии соединены каналами. Канал Рейн-Майн-Дунай, построенный в 90-х гг., соединяет Северное и Черное моря, образуя трансевропейскую водную магистраль. С северного порта Киль начинается глубоководный Кильский канал (длина 99 км), уступающий по значению только Суэцкому и Панамскому.
Учитель: А сейчас познакомимся с внешнеэкономической деятельностью Германии.
(на экране мультимедиа)
Учитель: Мы ознакомились с Германией, а сейчас мы выполним тренинг по карте.
Тренинг 1. Обозначьте на карте страны, с которыми Германия соединена паромными переправами (Швеция, Дания, Литва).
Тренинг 2. Назовите и покажите на карте основные районы развития химической промышленности Германии:
1. Прирейнский.
2. Дрезденский.
3. Ганновер.
4. Галле-Лейпцигский.
Выполнение задания «Мозаика»
Район | Специализация |
Южно-Западный | Зерновые, картошка, животноводство |
Южный | Пригородная |
Восточный | Пшеница, сахарный бурак, свиноводство |
Саксония-Ангальт | Виноградство, плодоводство, табаководство |
Столичный округ | Молочное животноводство, свиноводство, хмельничество, зерновые |
V.Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Вопросы:
1. На какие административные единицы делится Германия?
2. Назовите главную зерновую культуру Германии.
3. В каком году произошло объединение Германии?
4. Назовите канал, соединяющий Северное и Черное моря.
5. Назовите национальную сельскохозяйственную культуру Германии.
Тесты
Тест 1. Средняя плотность населения в Германии составляет:
а) 100 чел/км
б) 150 чел/км
в) 200 чел/км
г) более 200 чел/км
Тест 2. На какие административные единицы делится Германия?
а) штаты;
б) земли;
в) области;
г) воеводства.
Тест 3. На какой из указанных отраслей промышленности не специализируется Германия?
а) химическая;
б) машиностроительная;
в) черная металлургия;
г) швейная.
Тест 4. По экспорту какой продукции Германия занимает первое место в мире?
а) пива;
б) пшеницы;
в) вина;
г) сахара.
Тест 5. Какова главная зерновая культура Германии?
а) рис;
б) пшеница;
в) рожь;
r) ячмень.
Тест 6. Каково государственное устройство Германии?
а) унитарное государство;
б) федеративное государство;
в) конфедеративное государство.
Тест 7. Назовите две характерные черты демографической ситуации в Германии.
а) «демографический взрыв»;
б) старение населения;
в) «городской взрыв»;
г) второй тип воспроизводства.
Тест 8. Денежная единица Германии:
а) доллар;
б) марка;
в) евро;
г) фунт стерлингов.
Тест 9. Форма правления в Германии:
а) республика;
б) джамахирия;
в) монархия.
Тест 10. Ведущая отрасль сельского хозяйства Германии:
а) растениеводство;
б) животноводство.
VI. Итоги урока На контурную карту нанести территорию Германии и ее соседей.
Назовите имена выдающихся немцев: ученых, композиторов, поэтов.
Министерство образования и науки Луганской Народной Республики
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ лУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «лУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ АВТОСЕРВИСА им.А.А.Гизая»
Методическая разработка
открытого урока по географии
«Экономико-географическая характеристика Германии »
Разработана преподавателем географии
Шкроб Галиной Геннадьевной
«Согласовано и утверждено»
На заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол № ____ от «_____»__________________2022
Председатель ЦК___________________Т.М.Свиридова
Г.Луганск,2022 год