Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Иланская средняя общеобразовательная школа № 41»
«Рекомендовано» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
на заседании методического совета.Протокол №1 от 28. 08.2017г | Зам. директора по УВР ________Н.В.Селиванова 29.08.2017 | Директор МБОУ «Иланская СОШ №41» ________Н.П.Седнева Приказ №209 от 31.08.2017 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Русское правописание: орфография, пунктуация» по русскому языку среднего общего образования
для 11 класса
ПоздняковаВ.П., учитель
русского языка и литературы
г. Иланский
2017 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10-11 классов МБОУ «Иланская СОШ № 41» составлена на основе авторской Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы \ авт.-сост. С.И.Львова. –М.: Мнемозина, 2006г.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Годовой календарный график школы
учебный план школы
Цель данного курса:
Задачи обучения:
овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой;
создание условий, способствующих эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
упорядочение процесса обучения путем алгоритмизации всех правил: орфографических, пунктуационных, речевых;
обеспечение качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.
Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость какможно точнее передать смысл высказывания, используя при этой возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлении ми в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения, что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную,неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правилIименно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих[правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощаютIнесколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10-й класс, пунктуация— 11-й класс Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении рфографической системы, а в процессе обучении пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лакомим ной форме дает информацию не только о происхождении слона, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует даннtoe слово и десятки других слов этой группы.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) оучетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии о определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
Отличительные особенности рабочей программы:
Элективный курс «Русское правописание: орфография, пунктуация» включен в образовательную область «Элективные курсы» учебного плана школына профильном уровне среднего общего образования в объеме 70 часов. В том числе: в Х классе – 35 часов, ХI классе – 35 часов.
Количество часов в неделю – 1.
Рабочая модифицированная программа соответствует основной образовательной программе и предусматривает на изучение по учебному плану школы - 35часов (поавторской программа- 34 часа).
К разделу «Повторение» добавлено 1 час.
Всего часов | 1 полугодие | 2 полугодие |
34 | 16 | 18 |
Количество часов в неделю – 3.
Курс русского языка в 11 классе, изучаемый на федеральном уровне, посвящен изучению синтаксиса, культуры речи и стилистики. Содержание элективного курса «Русское правописание» дополняет и расширяет знания по синтаксису и пунктуации. В рамках подготовки к ЕГЭ в курс включены часы по многоаспектному анализу текста (стили, типы речи), продуцированию текстов (основная мысль, тема, идея, проблематика; создание самостоятельных текстов). Все это является составляющей частью программы для 10-11 классов. Работа с текстами разных типов и анализ текстообразующих функций различных языковых средств; многоаспектный анализ текста; преобразование информации, в нем содержащейся, равномерно включена в содержание курса.
Сроки реализации рабочей программы
Данная программа рассчитана на один учебный год.
Форма организации учебной деятельности – классно-урочная.
При проведении уроков используются индивидуальная, дифференцированная, парная, групповая, коллективная как под руководством учителя, так и самостоятельная работа; индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы.
Формы организации учебного процесса
Урок – коммуникация
Урок – практикум
Урок – мастерская
Урок – исследование
Урок – консультация
Взаимообучающие уроки
Урок – зачет
Виды и формы контроля:
Важную роль для эффективного, успешного процесса обучения играют способы освоения учебного материала: самостоятельная работа с учебником, использование дополнительной учебной и справочной литературы, в первую очередь словарей. Необходимо формирование и развитие навыков структурирования теоретического материала, составления схем, планов, алгоритмов рассуждения. Эти виды работы расширяют диапазон учебных умений и навыков, создают базу успешного обучения в высшем учебном заведении.
Использование современных образовательных технологий:
СДО (способы диалектического мышления)
Технологии уровневой дифференциации
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Обоснование выбора элективного курса
Выбор данного элективного курса «Русское правописание: орфография, пунктуация» основан на анализе образовательных потребностей учащихся и их родителей. Программа
рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Тематическое планирование
№ пп | Разделы | Часы | Цель раздела | Планируемы результаты |
1 | Речевой этикет в письменном общении | 2 часа | развитие культуры письменной речи | Знать правила речевого этикета, употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения, знать речевой этикет письменной речи в частной и деловой переписке. Знать факты истории эпистолярного жанра в России. Следовать правилам речевого поведения в повседневной речи, употреблять этикетные формы извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной и устной речи. Владеть правилами речевого этикета в частной и деловой переписке. Использовать на практике зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы просьбы, благодарности, приглашения, поздравления,, приветствия. Использовать особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.) Соблюдать правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях, видеоконференциях, на тематических чатах Интернета. |
| Пунктуация | 32 часа | систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации. | Знать принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Иметь представление о пунктуации как системе правил расстановки знаков препинания, знать некоторые сведения из истории русской пунктуации. Понимать основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Уметь определять структуру предложения и правила постановки знаков препинания. Понимать смысл предложения, его интонацию и пунктуацию. Уметь определять основные функции пунктуационных знаков. Уметь расставлять знаки препинания в зависимости от их функции: разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. Уметь расставлять знаки препинания в конце предложения; знаки препинания внутри простого предложения; знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой речи; знаки препинания в связном тексте. Уметь определять функции знаков препинания в письменной речи, определять принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Иметь представление об особенностях постановки знаков препинания в связном тексте. Иметь представление о связном тексте как совокупности предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Расставлять знаки препинания в связном тексте. Уметь анализировать текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Знать критерии оценки точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка. |
| Итого | 34 часа | | |
Календарно-тематическое планирование 11 классс
№ п/п | № п/п | Тема урока | Дата | Дата корр. | Формы контроля | | Основные понятия |
Речевой этикет в письменном общении (2 часа) |
1 | 1 | Речевой этикет как правила речевого поведения | 02.09 | | Практическая работа | | Речевой этикет |
2 | 2 | Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях. | 09.09 | | Практическая работа | | Речевая ситуация Эпистолярный жанр |
Пунктуация (32 часа) Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 часа) |
3 | 1 | Принципы русской пунктуации. | 16.09 | | Устный опрос | | Грамматический смысловой интонационный |
4 | 2 | Структура предложения и пунктуация. | 23.09 | | Комплексный анализ текста | | |
5 | 3 | Разделы русской пунктуации. | 30.09 | | | | Пунктуация |
Знаки препинания в конце предложения (1 час) |
6 | 1 | Знаки препинания в конце предложения. | 07.10 | | | | разделительные, выделительные, |
Знаки препинания внутри простого предложения (13 часов). |
7 | 1 | Знаки препинания внутри простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. | 14.10 | | Самостоятельная работа | | предикативность грамматическая основа |
8 | 2 | Знаки препинания между однородными членами предложения. | 21.10 | | Комплексный анализ текста | | осложненное предложение |
9 | 3 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. | 28.10 | | Практическая работа | | обобщающие слова |
10 | 4 | Однородные и неоднородные определения. | 11.11 | | Практическая работа | | однородные и неоднородные определения, |
11 | 5 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. | 18.11 | | Комплексный анализ текста | | обособленные члены предложения |
12 | 6 | Обособленные определения. | 25.11 | | Практическая работа | | Обособленные определения |
13 | 7 | Обособление приложений | 02.12 | | Самостоятельнаяработа | | Обособление приложений |
14 | 8 | Обособление обстоятельств | 09.12 | | Практическая работа | | Обособление обстоятельств |
15 | 9 | Предложения с обособленными дополнениями | 19.12 | | Практическая работа | | обособленными дополнениями |
16 | 10 | Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом | 23.12 | | Комплексный анализ текста | | сравнительный оборот |
17 | 11 | Выделение на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения | 13.01 | | Практическая работа | | Уточняющие поясняющие и присоединительные члены предложения |
18 | 12 | Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. | 20.01 | | Практическая работа | | вводные слова вставные конструкции |
19 | 13 | Тестирование по теме «Знаки препинания внутри простого предложения». | 27.01 | | Тестирование | | |
Знаки препинания между частями сложного предложения (8 часов) |
20 | 14 | Знаки препинания между частями сложного предложения. Виды сложных предложений. | 03.02 | | Устный опрос | | Союзные и бессоюзные СП |
21 | 15 | Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | 10.02 | | Самостоятельная работа | | ССП |
22 | 16 | Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки: тире, запятая и тире, точка с запятой. | 17.02 | | Сочинение-рассуждение | | Интонационные и смысловые особенности предложений |
23 | 17 | Употребление знаков препинания между частями СПП. | 24.02 | | Практическая работа | | СПП придаточная часть |
24 | 22 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 03.03 | | Практическая работа | | БСП функции знаков препинания |
25 | 23 | выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. | 10.03 | | Сочинение | | знаки препинания в сложном предложении. |
26 | 24 | Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания. | 17.03 | | Комплексный анализ текста | | сложное предл. в разными видами связи |
27 | 25 | Тестирование по теме «Знаки препинания в сложном предложении». | 31.03 | | тестирование | | |
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 часа) |
28 | 26 | Прямая и косвенная речь. | 07.04 | | | | прямая речь, косвенная речь; |
29 | 27 | Оформление на письме прямой речи и диалога. | 14.04 | | Практическая работа | | несобственно-прямая речь и |
30 | 28 | Разные способы оформления на письме цитат. | 21.04 | | Сочинение | | Реплики цитаты |
Знаки препинания в связном тексте (4 часа) |
31 | 29 | Связный текст как совокупность предложений | 28.04 | | Комплексный анализ текста | | литературно-художественная речь, |
32 | 30 | Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста. | 05.05 | | Практическая работа | | Параллельная связь Последовательная связь |
33 | 31 | Авторские знаки. | 12.05 | | Самостоятельная работа | | Авторские знаки |
34 | 32 | Абзац как пунктуационный знак. | 19.05 | | Лингвистический анализ текста | | Абзац микротема |
СОДЕРЖАНИЕ
элективного курса
Речевой этикет в письменном общении (2 ч)
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Пунктуация (32 ч)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч)
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения (1ч)
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения(13 ч)
Система правил данного раздела пунктуации.Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений. Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления. Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста). Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов. Обособление приложений. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже. Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями. Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые и письменной речи. Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же и др. ).
Знаки препинания между частями сложного предложения(8 ч)
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте (4 ч)
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского народа;
смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы языка, их признаки;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения.;
Уметь:
осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
проводить лингвистический анализ текстов различных стилей.
Аудирование и чтение:
Говорение и письмо:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения;
использовать основные, а также приобретённые приёмы информационной переработки устного и письменного текста.
литература
Для учащихся
В.В. Маслов, В.А. Щепа, «Русский язык», единый государственный экзамен – 2014,Самара, 2014.
Для учителя:
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. .- М.:Русское слово,2009.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты. Орфография и пунктуация. 10-11 классы. .- М.:Русское слово,2009.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы .- М.:Русское слово,2010.
Интернет-ресурсы:
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
Тренажеры:
Для учителя
Справочно-информационные ресурсы:
http://www.ruscenter.ru – РОФ «Центр развития русского языка».
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Русский язык».
http://www.slovesnikk.ru – Сайт о русской словесности.
http://www.edu.ru – образовательный портал.
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Русский язык
1. Информационный портал ЕГЭ
2. Разбор всех заданий ЕГЭ
3. Решу ЕГЭ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс 35 часов (1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Дата корр. |
| Особенности письменного общения (2 ч) |
1. | Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. | 1 | 07.09 | |
2. | Особенности письменной речи. Возникновение письма. | 1 | 14.09 | |
| Орфография (32 ч) | | | |
| Орфографиякак система правил правописания (2ч) | | | |
3. | Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. | 1 | 21.09 | |
4. | Обобщающие правила разделов русской орфографии. | 1 | 28.09 | |
| Правописание морфем (18 ч) | | | |
5. | Система правил, связанных с правописанием морфем. | 1 | 05.10 | |
6. | Система правил, регулирующих правописание в корнях. | 1 | 12.10 | |
7. | Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые. | 1 | 19.10 | |
8. | Группы корней с чередованием гласных | 1 | 26.10 | |
9. | Правописание приставок | 1 | 02.11 | |
10. | Правописание суффиксов | 1 | 16.11 | |
11. | Типичные суффиксы имен существительных и их написание | 1 | 23.11 | |
12. | Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание | 1 | 30.11 | |
13. | Типичные суффиксы глаголов и их написание | 1 | 07.12 | |
14. | Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Суффиксы причастий | 1 | 14.12 | |
15. | Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или от глаголов | 1 | 21.12 | |
16. | Правописание окончаний | 1 | 28.12 | |
17. | Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | 18.01 | |
18. | Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма | 1 | 25.01 | |
19. | Правописание согласных на стыке морфем | 1 | 01.02 | |
20. | Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи. | 1 | 08.02 | |
21. | Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем. Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для правильного написания слов. | 1 | 15.02 | |
22. | Прием поморфемной записи слов. | 1 | 22.02 | |
| Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч) | | | |
23. | Система орфограмм данного раздела правописания | 1 | 01.03 | |
24. | Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы | 1 | 07.03 | |
25. | Различение приставки ни-и слова ни (частицы, союза) | 1 | 15.03 | |
26. | Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога | 1 | 22.03 | |
27. | Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях | 1 | 05.04 | |
28. | Особенности написания производных предлогов | 1 | 12.04 | |
29. | Образование и написание сложных слов | 1 | 19.04 | |
30. | Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний | 1 | 26.04 | |
31. | Употребление дефиса в словах разных частей речи | 1 | 03.05 | |
32. | Работа со специальными словарями, отражающими слитные и раздельные написания | 1 | 10.05 | |
| Написание строчных и прописных букв (3 ч) | | | |
33. | Работа со специальными словарями, отражающими написания слов со строчной или прописной буквы | 1 | 17.05 | |
34. | Ознакомление с основным содержанием данного раздела орфографии | 1 | 24.05 | |
35. | Урок самооценки учебных достижений | 1 | 31.05 | |