Ранинский филиал МБОУ Заворонежской СОШ
Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению методическим
советом МБОУ Заворонежской СОШ
от____________ № _____________
Утверждён приказом
по МБОУ Заворонежской СОШ
от _________№ ___________
Директор школы__________/Жукова В.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИНОГО КУРСА
ПО ФИЗИКЕ
«ФИЗИКА В НАШЕМ ДОМЕ»
ДЛЯ 9 КЛАССА
2016 -2017 уч. год
Учитель физики и математики
Сухарева С.Н.
Пояснительная записка
Физика является базовым предметом для технического образования после школы. Социальный спрос на технические специальности неуклонно возрастает, это требует качественной подготовки учащихся по предмету. Наилучший результат может дать профильное обучение физике в старшей школе.
Целью данного элективного курса является: дать учащимся 9-х классов возможность определится с выбором профиля дальнейшего обучения в старшей школе, при этом показать значимость знаний по физике в жизненных различных ситуациях и их роль для различных профессий.
Для этого необходимо решить задачи:
· Тема курса должна быть доступна, интересна и значима для каждого ученика. Этому полностью соответствует выбранная тема «Физика в нашем доме».
· Каждый ученик должен иметь возможность посетить элективный курс, сравнив его содержание с аналогичными курсами по другим предметам. Этому соответствует краткость курса рассчитанного на 17 часов, который можно пройти за две учебные четверти.
· Материал курса не должен дублировать школьную программу, а лишь опираться на полученные, на уроках знания, давая им новую практическую направленность.
Данный элективный курс позволит так же повысить познавательный интерес к предмету и приобрести конкретные практические навыки. В ходе изучения наглядно демонстрируется значимость физики для рабочих профессий (электрик, сантехник, столяр и др.), для инженерно технических, а так же для специальностей связанных с дизайном, архитектурой, экологией, медициной.
Программа охватывает все основные темы общего курса физики, который завершается в 9-м классе, это позволит дополнительно повторить и закрепить наиболее значимые для жизни вопросы физики.
В ходе работы предполагается использование методов активного обучения, таких как эвристическая беседа, разрешение проблемной ситуации, обучение пользованию необходимых в быту электротехнических устройств, экспериментальное моделирование реальной бытовой ситуации, унифицированное использование элементарных бытовых предметов на основе знания законов физики, знакомство с техническими новинками.
Ожидаемые результаты обучения:
· Формирование конкретных навыков, решения бытовых проблем на основе знания законов физики.
· Формирование четкого представления по соблюдению правил техники безопасности в быту.
· Повышение самооценки учащимися собственных знаний по физике.
· Преодоление убеждения «физика – сложный предмет, и мне он в жизни не понадобится».
· Повышение познавательного уровня к предмету на уроках.
· Увеличение количества учащихся выбирающих для профилизации предметы естественнонаучного цикла.
Формы контроля достижения результатов:
· Анкетирование учащихся на начало и конец курса.
· Решение индивидуальной задачи: «Проблема в моем доме»
· Контроль выбора профиля обучения учащимися.
Содержание элективного курса.
(17 часов)
(Теоретические вопросы / Практическая часть)
Механика. Принципы работы бытовых механизмов. Золотое правило механики в действии. Колебания. Изготовление и использование сообщающихся сосудов для «отбивания горизонтали», отвес, правильное и безопасное пользование молотком, пилой, гвоздодером; современные смазочные средства.
Тепловая физика. Виды теплопередачи в быту. Диффузия. Влажность. Кипение. Вопросы безопасности в тепловых процессах. Значение цвета для оформления бытовых приборов, посуд; проверка работы вентиляции; ароматизация помещения, изготовление волосяного гигрометра.
Электричество. Электростатические заряды. Бытовые электроприборы. Домашняя электропроводка. Техника безопасности в работе с бытовым электричеством. Знакомство с работой индикаторной отверткой, электрическим тестером; исследование квартирной проводки на пожароопасность, составление принципиальной и монтажной схемы электропроводки, основы элементарного ремонта бытовых электроприборов.
Магнитные явления. Использование магнитов в быту. Использование магнита как металлоискателя
Электромагнитные волны. Радио. Телевидение. Оптика. Влияние электромагнитного излучения на живой организм. Исследование интенсивности электромагнитного излучения электробытовых приборов с помощью рентгеновской пленки.
Тематическое планирование элективного курса
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Лекции. Сообщения учащихся. | Практические занятия, лаб. раб., тесты, контрольные работы, экскурсии, конкурсы. | Форма контроля, примечание |
1 | Техника безопасности. Механика. Рычаги в быту. Установка горизонтальности, вертикальности. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Резонанс. Трение. | 1 | 1 | | |
3 | Тепловые явления. Термометры. Теплопроводность, конвекция, излучение. | 2 | 1 | 1 | |
4 | Использование диффузии. Насыщенный пар, ненасыщенный пар. Кипение. | 2 | 1 | 1 | |
5 | Электричество. Электростатические разряды – вред и защита. Устройство и неполадки электроприборов. Безопасность домашней электропроводки. Расчет энергозатрат. | 2 | 1 | 1 | |
6 | Магнитные явления Магниты в доме. | 1 | 1 | | |
7 | Электромагнитное воздействие на организм человека. | 1 | 1 | | |
8 | Электромагнитные волны. Излучение и прием электромагнитных волн в быту. Телевизор. Радио | 2 | 1 | 1 | |
9 | Компьютер. Освещение. Отражение, поглощение света. | 2 | 1 | 1 | |
10 | Обобщение. Решение индивидуальной задачи «Проблема в моем доме» | 1 | | 1 | Творческая работа |
11 | Контрольное тестирование по курсу «Физика в нашем доме» | 1 | | 1 | Тест |
| Итого | | 9 | 8 | |
Список литературы.
1. Аракелян М.К., Вайнштейн Л.И. Электробезопасность в жилых зданиях.- М.: Энергоатомиздат 1983.
2. Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике. М.: «Просвещение» 1965.
3. Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе. М. «Просвещение», 1990, стр. 103.
4. Енохович Н.И. Справочник по физике и технике. М.: «Просвещение»,1985.
к списку авторов
Магнитные явления. Магниты в доме.
Магнит — тело, обладающее собственным магнитным полем. Слово происходит от др.-греч. Μαγνῆτις λίθος (Magnētis líthos), «камень из Магнесии» — от названия региона Магнисия и древнего города Магнесия в Малой Азии, где в древности были открыты залежи магнетита.
Простейшим и самым маленьким магнитом можно считать электрон. Магнитные свойства всех остальных магнитов обусловлены магнитными моментами электронов внутри них.[1] С точки зрения квантовой теории поля электромагнитное взаимодействие переносится безмассовым бозоном — фотоном (частицей, которую можно представить как квантовое возбуждение электромагнитного поля).
Постоянный магнит — изделие, изготовленное из ферромагнетика, способного сохранять остаточную намагниченность после выключения внешнего магнитного поля. Постоянные магниты применяются в качестве автономных (не потребляющих энергии) источников магнитного поля. Свойства магнита определяются характеристиками размагничивающего участка петли магнитного гистерезиса материала магнита: чем выше остаточная индукция Br и коэрцитивная сила Hc, тем выше намагниченность и стабильность магнита. Характерные поля постоянных магнитов — до 1 Тл (10 кг·с).
Электромагнит — устройство, магнитное поле которого создаётся только при протекании электрического тока. Как правило, это катушка-соленоид, со вставленным внутрь железным сердечником с большой магнитной проницаемостью . Характерные поля электромагнитов 1,5-2 Тл определяются т. н. насыщением железа, то есть резким спадом дифференциальной магнитной проницаемости при больших значениях магнитного поля.
История открытия
Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. Он обнаружил однажды, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом», по названию местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). Таким образом, за много веков до нашей эры было известно, что некоторые каменные породы обладают свойством притягивать куски железа. Об этом упоминал в 6 в. до н. э. греческий физик и философ Фалес. Первое научное изучение свойств магнита было предпринято в 13 веке ученым Петром Перегрином. В 1269 г. вышло его сочинение «Книга о магните», где он писал о многих фактах магнетизма: у магнита есть два полюса, которые ученый назвал северным и южным; невозможно отделить полюса друг от друга разламыванием. Перегрин писал и о двух видах взаимодействия полюсов — притяжении и отталкивании.
В 1600 г. вышло сочинение английского врача В. Гильберта «О магните». К известным уже фактам Гильберт прибавил важные наблюдения: усиление действия магнитных полюсов железной арматурой, потерю магнетизма при нагревании и другие. В 1820 г. датский физик Ганс Христиан Эрстед на лекции попытался продемонстрировать своим студентам отсутствие связи между электричеством и магнетизмом, включив электрический ток вблизи магнитной стрелки. По словам одного из его слушателей, он был буквально «ошарашен», увидев, что магнитная стрелка после включения тока начала совершать колебания. Большой заслугой Эрстеда является то, что он оценил значения своего наблюдения и повторил опыт. Соединив длинным проводом полюса гальванической батареи, Эрстед протянул провод горизонтально и параллельно свободно подвешенной магнитной стрелке. Как только был включен ток, стрелка немедленно отклонилась, стремясь встать перпендикулярно к направлению провода. При изменении направления тока стрелка отклонилась в другую сторону. Вскоре Эрстед доказал, что магнит действует с некоторой силой на провод, по которому идет ток.
Открытие взаимодействия между электрическим током и магнитом имело огромное значение. Оно стало началом новой эпохи в учении об электричестве и магнетизме. Это взаимодействие сыграло важную роль в развитии техники физического эксперимента.
Узнав об открытии Эрстеда, французский физик Доминик Франсуа Араго начал серию опытов. Он обмотал медной проволокой стеклянную трубку, в которую вставил железный стержень. Как только замкнули электрическую цепь, стержень сильно намагнитился и к его концу крепко прилипли железные ключи; когда выключили ток, ключи отпали. Араго рассматривал проводник, по которому идет ток, как магнит. Правильное объяснение этого явления было дано после исследования французского физика Андре Ампера, который установил внутреннюю связь между электричеством и магнетизмом. В сентябре 1820 г. он сообщил Французской Академии наук о полученных им результатах.
Затем Ампер в своем «станке» заменил раму свободно подвешенным спиральным проводником. Этот провод при пропускании по нему тока приобретал свойство магнита. Ампер назвал его соленоидом. Исходя из магнитных свойств соленоида, Ампер предложил рассматривать магнетизм как явление, обязанное круговым токам. Он считал, что магнит состоит из молекул, в которых имеются круговые токи. Каждая молекула представляет собой маленький магнитик, располагаясь одноименными полюсами в одну и ту же сторону, эти маленькие магнитики и образуют магнит. Проводя вдоль стальной полосы магнитом (несколько раз в одну и ту же сторону), мы заставляем молекулы с круговыми токами ориентироваться в пространстве одинаково. Таким образом стальная пластинка превратится в магнит. Теперь стал понятен и опыт Араго со стеклянной трубкой, обмотанной медным проводом. Вдвинутый в нее железный стержень стал магнитом потому, что вокруг него шел ток. Это был электромагнит.
В 1825 г. английский инженер Вильям Стерджен изготовил первый электромагнит, представляющий собой согнутый стержень из мягкого железа с обмоткой из толстой медной проволоки. Для изолирования от обмотки стержень был покрыт лаком. При пропускании тока железный стержень приобретал свойства сильного магнита, но при прерывании тока он мгновенно их терял. Именно эта особенность электромагнитов позволила широко применять их в технике.
Магнитные материалы
Термин магнит, как правило, используется для объектов, которые имеют свое собственное магнитное поле, даже в отсутствие приложенного магнитного поля. Такое возможно лишь в некоторых классах материалов. В большинстве материалов магнитное поле появляется в связи с приложенным внешним магнитным полем; это явление известно как магнетизм. Есть несколько типов магнетизма, и все материалы имеют по крайней мере один из них.
В целом поведение магнитного материала, может значительно варьироваться, в зависимости от структуры материала и, в частности, от его электронной конфигурации. Существует несколько типов взаимодействия материалов с магнитным полем, в том числе:
Ферромагнетики и ферримагнетики: материалы которые, обычно, и считаются 'магнитными'; они притягиваются к магниту достаточно сильно, так что притяжение ощущается. Только эти материалы могут сохранять намагниченность и стать постоянными магнитами. Ферримагнитные материалы, сходны, но слабее, чем ферромагнетики. Различие между ферро- и ферримагнитными материалами, связаны с их микроскопической структурой.
Парамагнетики: вещества, такие, как платина, алюминий, и кислород которые слабо притягиваются к магниту. Этот эффект в сотни тысяч раз слабее, чем притяжение ферромагнитных материалов, поэтому оно может быть обнаружено только с помощью чувствительных инструментов, либо с помощью очень сильных магнитов.
Диамагнетики: вещества, намагничивающиеся против направления внешнего магнитного поля. По сравнению с парамагнитными и ферромагнитными веществами, диамагнитные вещества, такие как углерод, медь, вода и пластики ещё слабее отталкиваются от магнита. Проницаемость диамагнитных материалов меньше проницаемости вакуума. Все вещества, не обладающие одним из других типов магнетизма, являются диамагнитными; к ним относится большинство веществ. Силы, действующие на диамагнитные объекты от обычного магнита, слишком слабы. Однако в сильных магнитных полях сверхпроводящих магнитов диамагнитные материалы, например, кусочки свинца, могут парить. Ну а поскольку углерод и вода являются веществами диамагнитными, то в мощном магнитном поле могут парить даже и органические объекты. Например, живые лягушки.
Существуют другие виды магнетизма, например, спиновые стёкла, суперпарамагнетизм, супердиамагнетизм и метамагнетизм.
Использование магнитов
Жесткие диски записывают данные на тонких магнитных покрытиях.
Магнит линейного двигателя, который перемещает головку жесткого диска.
Магнитные носители информации: VHS кассеты содержат катушки из магнитной ленты. Видео и звуковая информация кодируется на магнитном покрытии на ленте. Также в компьютерных дискетах и жестких дисках запись данных происходит на тонком магнитном покрытии. Однако носители информации не являются магнитами в строгом смысле, так как они не притягивают предметы. Магниты в жёстких дисках используются в ходовом и позиционирующем электродвигателях.
Кредитные, дебетовые, и ATM карты: Все эти карточки имеют магнитную полосу на одной стороне. Эта полоса кодирует информацию, необходимую для соединения с финансовым учреждением и связи с их счетами.
Обычные телевизоры и компьютерные мониторы: телевизоры и компьютерные мониторы, содержащие электронно-лучевую трубку используют электромагнит для управления пучком электронов и формирования изображения на экране. Плазменные панели и ЖК мониторы используют другие технологии.
Громкоговорители и микрофоны: большинство громкоговорителей используют постоянный магнит и токовую катушку для преобразования электрической энергии (сигнала) в механическую энергию (движение, которое создает звук). Обмотка намотана на катушку, прикрепляется к диффузору и по ней протекает переменный ток, который взаимодействует с полем постоянного магнита.
Другой пример использования магнитов в звукотехнике — в головке звукоснимателя электрофона и в кассетных диктофонах в качестве экономичной стирающей головки.
Магнитный сепаратор тяжелых минералов
Электродвигатели и генераторы: некоторые электрические двигатели (так же, как громкоговорители) основываются на комбинации электромагнита и постоянного магнита. Они преобразовывают электрическую энергию в механическую энергию. Генератор, наоборот, преобразует механическую энергию в электрическую энергию путем перемещения проводника через магнитное поле.
Трансформаторы: устройства передачи электрической энергии между двумя обмотками провода, которые электрически изолированы, но связаны магнитно.
Магниты используются в поляризованных реле. Такие устройства запоминают своё состояние на время выключения питания.
Компасы: компас (или морской компас) является намагниченным указателем, который может свободно вращаться и ориентируется на направление магнитного поля, чаще всего магнитного поля Земли.
Искусство: виниловые магнитные листы могут быть присоединены к живописи, фотографии и другим декоративным изделиям, что позволяет присоединять их к холодильникам и другим металлическим поверхностям.
Магниты часто используются в игрушках. M-TIC использует магнитные стержни, связанные с металлическими сферами
Игрушки: Учитывая их способность противостоять силе тяжести на близком расстоянии, магниты часто используются в детских игрушках с забавными эффектами.
Магниты могут использоваться для производства ювелирных изделий. Ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку, или могут быть изготовлены полностью из серии связанных магнитов и черных бусин.
Магниты могут поднимать магнитные предметы (железные гвозди, скобы, кнопки, скрепки), которые либо являются слишком мелкими, либо их трудно достать или они слишком тонкие чтобы держать их пальцами. Некоторые отвертки специально намагничиваются для этой цели.
Магниты могут использоваться при обработке металлолома для отделения магнитных металлов (железа, стали и никеля) от немагнитных (алюминия, цветных сплавов и т. д.). Та же идея может быть использована в рамках так называемого «Магнитного испытания», в которой кузов автомобиля обследуется с магнитом для выявления областей, отремонтированых с использованием стекловолокна или пластиковой шпатлевки.
Маглев: поезд на магнитном подвесе, движимый и управляемый магнитными силами. Такой состав, в отличие от традиционных поездов, в процессе движения не касается поверхности рельса. Так как между поездом и поверхностью движения существует зазор, трение исключается, и единственной тормозящей силой является сила аэродинамического сопротивления..
Магниты используются в фиксаторах мебельных дверей.
Если магниты поместить в губки, то эти губки можно использовать для мытья тонких листовых немагнитных материалов сразу с обеих сторон, причём одна сторона может быть труднодоступной. Это могут быть, например, стёкла аквариума или балкона.
Магниты используются для передачи вращающего момента «сквозь» стенку, которой может являться, например, герметичный контейнер электродвигателя. Так была устроена игрушка ГДР «Подводная лодка».
Магниты совместно с герконом применяются в специальных датчиках положения. Например, в датчиках дверей холодильников и охранных сигнализаций.
Магниты совместно с датчиком Холла используют для определения углового положения или угловой скорости вала.
Магниты используются в искровых разрядниках для ускорения гашения дуги.
Магниты используются при неразрушающем контроле магнитопорошковым методом (МПК)
Магниты используются для отклонения пучков радиоактивных и ионизирующих излучений, например при наблюдении в камерах.
Магниты используются в показывающих приборах с отклоняющейся стрелкой, например, амперметр. Такие приборы весьма чувствительны и линейны.
Магниты применяются в СВЧ вентилях и циркуляторах.
Магниты применяются в составе отклоняющей системы электронно-лучевых трубок для подстройки траектории электронного пучка.
До открытия закона сохранения энергии, было много попыток использовать магниты для построения «вечного двигателя». Людей привлекала, казалось бы, неисчерпаемая энергия магнитного поля постоянного магнита, которые были известны очень давно. Но рабочий макет так и не был построен.
Магниты применяются в конструкциях бесконтактных тормозов состоящих из двух пластин, одна - магнит, а другая из алюминия. Одна из них жёстко закреплёна на раме, другая вращается с валом. Торможение регулируется зазором между ними.
Медицина и вопросы безопасности
Из-за того, что человеческие ткани имеют очень низкий уровень восприимчивости к статическому магнитному полю, не существует научных доказательств его эффективности для использования в лечении любых заболеваний[2]. По той же причине отсутствуют научные свидетельства опасности для здоровья человека, связанной с воздействием этого поля. Однако если ферромагнитное инородное тело находится в человеческих тканях, магнитное поле будет взаимодействовать с ним, что может представлять собой серьёзную опасность[3].
В частности, если кардиостимулятор был встроен в грудную клетку пациента, следует держать его подальше от магнитных полей. Именно по этой причине больные с установленным кардиостимулятором не могут быть протестированы с использованием МРТ, которое представляет собой магнитное устройство визуализации внутренних органов и тканей.
Дети иногда могут глотать небольшие магниты из игрушек. Это может быть опасно если ребенок проглотил два или более магнита, так как магниты могут повредить внутренние ткани; был зафиксирован один смертельный случай[4].
История магнитолечения
Конечно, мы не призываем вас заниматься магнитотерапией так, как это показано на картинке. Хотя когда-то это делалось и так.
Явление магнетизма известно людям очень давно. Свое название оно получило от города Магнесии в Малой Азии, где были обнаружены залежи магнитного железняка - "камня, притягивающего железо".
Не существует такой великой цивилизации, в которой магниты не применялись в одной или другой форме для улучшения состояния определенных органов и систем организма. Первые сведения о применении магнитотерапии встречаются еще 2000 лет назад - в Древнем Китае. В "Императорской книге по внутренней медицине" есть текст, в котором рекомендуется применение магнитных камней для коррекции дисбаланса энергии Ци - или живой силы. В Китае считали, что здоровье зависит от циркуляции в организме внутренней энергии Ци, которая происходит от двух противоположных начал Инь и Ян. При нарушении равновесия этой энергии возникает болезнь, которую можно вылечить с помощью прикладывания к телу магнитных камней в определенных точках.
Одно из первых практических применений магнетизма - компас. Наши предки заметили: продолговатый кусочек магнитного железо, подвешенный на нитке или прикрепленный к пробке, плавающей в воде, всегда располагается так, что один его конец показывает на север, а другой - на юг. Компас был изобретен в Китае примерно за тысячу лет до нового летосчисления в Европе он известен с XII века. Без этого простейшего навигационного прибора были бы невозможны Великие географические открытия XV-XVII веков.
Из древнего Египта до нас дошло множество документов, которые доказывают использование магнитотерапии для восстановления здоровья человека. Один из мифов этих времен связывает неземную красоту и здоровье Клеопатры с тем, что она постоянно носила магнитную ленту на голове.
В Индии бытовало мнение, что умирающего человека надо уложить на постели головой на север, а ногами на юг, чтобы его тело находилось в гармонии с магнитным полем Земли. До настоящего времени многие люди верят, что от положения голов супругов во время зачатия зависит пол будущего ребенка. Север - девочка, юг - мальчик.
Тибетские монахи до сих пор прикладывают магниты к голове особым образом для улучшения концентрации внимания и способности к обучению.
Есть много и других документов, подтверждающих применение магнитов, как у индейцев, арабов, евреев так и у других древних народов.
Интерес к воздействию магнитных полей на человека возник сразу же после открытия этого явления. Древние приписывали магниту много чудесных свойств, Считалось, что истолченный в порошок "магнитный камень" хорош как слабительное средство, излечивает от водянки и безумия, останавливает любое кровотечение и выделения из носа, ушей и даже рассасывает раковые опухоли, а принимаемый в определенных дозах гарантирует бессмертие, Правда, рекомендации часто бывали противоречивы. Например, одни лекари считали, что магнит - сильный яд, другие же предлагали его использовать как противоядие.
Настоящий бум в магнитотерапии наблюдался в Древней Греции. В одном из источников - замечательной поэме "О природе вещей", написанной Титом Лукрецием Каром в I веке до нашей эры, читаем: "Также бывает, что попеременно порода железа может от камня отскакивать или к нему привлекаться"
Отец современной медицины Гиппократ и великий ученый и философ Аристотель описали терапевтические свойства магнитной руды и ее применение. Примерно в 200 году д.н.э. Гален обнаружил и описал обезболивающее действие магнитных предметов
Изучая историю магнитотерапии, можно наткнуться на интересный документ неизвестного автора, датированный 752 г. В нем написано: "...посыпьте магнитным порошком рану, чтобы уменьшить боль и остановить кровотечение". В конце 10 века персидский ученый описывает использование магнитов при различных болезненных состояниях, таких как спазм мышц и воспаления. Есть документы, которые описывают применение магнитов для увеличения силы мышц и кости, лечение болей в суставах, улучшение состояние почек, глаз и др.
В конце 15 и начале 16 веков, ряд европейских ученых начинают изучение и применение магнитотерапии в целях лечения. Королеву Елизавету 1, страдавшую артритом, ее врач лечил при помощи магнитов.
В 1530 г. Парацельс (1493-1541), знаменитый врач из Швейцарии, публикует несколько документов, которые доказывают эффективность магнитного поля. Парацельс писал: "Магнит - король всех тайн". Он использовал магниты для исцеления различных заболеваний, и, возможно, является первым человеком, использовавшим различные полюсы магнита для достижения различных целей. Хотя Парацельс ничего и не знал о китайском понятии Ци (энергия), он также считал, что различные силы природы могут одарять человека энергией. Он называл эту силу "археус" (греческое слово, означающее "древний" или "сначала"). Парацельс считал, что загадочные силы магнитов являются главной силой, воздействующей на археус, придающей энергию телу и стимулирующей самоизлечение. Он говорил, что все воспаления и многие другие заболевания лучше поддаются лечению магнитами, чем средствами обычной медицины. Он также применял магниты при лечении эпилепсии, поноса и кровотечений.
В конце 18-го века магнетизм начинает широко применяться при лечении различных заболеваний.
Франц Антуан Месмер (1734-1815) успешно излечивал с помощью магнитотерапии многие заболевания. Он практиковал в Вене, а позднее в Париже, где "Королевское медицинское общество" занималось исследованиями возможности использования магнитов в медицинских целях, Члены этого общества обнаружили, что магниты можно с успехом использовать для лечения нервных заболеваний, судорог и болей. Врачи прописывали пациентам магнитные браслеты, амулеты, пояса и обручи. Месмер написал книгу по теории "Анимального магнетизма", послужившей основой для современного гипноза и суггестивной терапии. Отсюда и происходит слово "месмеризм". Месмер защитил диссертацию на тему "Магнетизм", которая впоследствии была взята за основу магнитотерапии в западной культуре.
Основываясь на своем опыте, Месмер пришел к двум выводам: человеческое тело опоясывает магнитное поле, названное им "анимальным магнетизмом". Сами целительные магниты являются проводниками этого "анимального магнетизма". Месмер считал также, что планеты оказывают влияние на людей.
Моцарт был настолько восхищен успехами Месмера в подобном лечении, что в своей опере "Cosi van Tutti" воспел удивительную силу магнита. (Диспина поет: "Это магнит, камень Месмера, из Германии пришедший, во Франции прославившийся").
Количество научных экспериментов и публикаций быстро возрастает, и в 1777 г. появляется первое детальное исследование по магнитотерапии и ее истории, проведенное Аботтом Ленобл из французского королевского общества по медицине. Он рекомендовал применение магнитов различных форм в зависимости от места применения, и создание магнитных браслетов и украшений с терапевтической целью. В своих работах он описывал успешные результаты при лечении боли в зубах, артрите, перенапряжении, болях в животе и пр.
После Гражданской войны в Соединенных Штатах (1861-1865) магнитотерапия получила особенно сильное развитие на Среднем Западе. Это произошло, с одной стороны, оттого, что условия жизни зачастую оставляли желать лучшего, царила нехватка квалифицированных врачей и существовала традиция самолечения. Коммивояжеры и народные целители продавали в это время очень много различных магнитных обезболивающих средств и мазей. В бесчисленных рекламных объявлениях восхвалялись магнитные лечебные средства, такие, как, например, магнитные кольца, магнитные стельки, ремни или бандажи для мужчин и женщин.
В 19 веке во множестве различных научных публикаций и книг подчеркивалась роль электромагнитной терапии в медицине. Например, в докладе знаменитой больницы Salpetriere в городе Шарко, сообщалось, что магнитные поля повышают "электрическое сопротивление в двигательных нервах" и тем самым полезны при лечении гемипареза (одностороннего паралича).
Теперь магнетизм широко используется в науке, технике и обыденной жизни. Постоянные магниты и электромагниты стоят в генераторах, вырабатывающих ток, и в электромоторах, его потребляющих без них не может обойтись большинство транспортных средств - автомобиль, троллейбус, тепловоз, самолет, корабль, Магниты облегчают нашу жизнь и развлекают нас, служа нам в различных электробытовых приборах, а также в магнитофонах, радиолах и всевозможных игрушках. Наконец, магниты - неотъемлемая часть многих научных приборов, начиная от небольших, располагающихся на столе исследователя, и до огромных ускорителей с размерами, измеряемыми многими километрами. Но магнитные явления интересуют сейчас не только инженеров, создающих новую технику. Эти явления изучают применительно к своей специальности врачи, биологи, геологи, представители других профессий.
За долгие века использования магнитотерапии, из метода народной медицины она превратилась в научно обоснованный способ лечения разнообразных проблем. В наши дни магнитотерапией пользуются миллионы людей, с почти неизменно хорошим результатом и высоким эффектом, достигающим 80-90%. Причем, большинство из них - это пациенты, на протяжении ряда лет безуспешно лечившиеся химическими лекарственными препаратами, нередко прошедшие операции, но не достигшие желаемых результатов.
Пять миллионов американцев убеждены в эффективности магнитотерапии при лечении многих хронических заболеваний. Сегодня магнитотерапия пользуется популярностью во всем мире, особенно широко применяется в Японии, Китае, США.
В 1976 г. доктор Никагава, главврач одной из больниц Токио, первым в современной науке и медицине ввел понятие "Синдром дефицита магнитного поля".
После проведения исследований на 11786 пациентах, которые поддерживают магнитотерапию, он описал основные симптомы этого синдрома: общая слабость, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, плохой сон, головная боль, боли в суставах и позвоночнике, патология сердечно-сосудистой системы, гипертония и гипотония, нарушения пищеварения, кожные изменения, проблемы предстательной железы, гинекологические дисфункции и ряд других процессов. Конечно, дефицит магнитного поля, по-видимому, не является единственной причиной указанных заболеваний, но он, безусловно, составляет весомую часть этиологии этих процессов.
Канадский ученый Я. Крейн исследовал ряд организмов, находящихся в специальной камере, с меньшим магнитным полем, чем земное поле. После 72 часов в таких условиях, способность бактерий к размножению снизилась в 15 раз, ухудшилась нейромоторная активность у птиц, у мышей наблюдались серьезные изменения в обменных процессах. В случаях более длительного пребывание в условиях ослабленного магнитного поля, в тканях подопытных животных возникают необратимые изменения, развивается бесплодие. Подобный эксперимент провела и группа российских ученых под руководством Л. Непомнящих. Они поместили мышей в камеры, экранированные от магнитного поля Земли. Уже через сутки у них началось разложение тканей. Детеныши таких мышей рождались лысыми и росли больными.
Сегодня известно множество подобных экспериментов, и везде наблюдаются одинаковые результаты - понижение или отсутствие естественного магнитного поля приводит к серьезному и быстрому ухудшению здоровья у всех обследованных организмов.
В итоге можно сказать, что магниты помогают и дают хорошие результаты при разных заболеваниях, что показывают не только современные исследования, но и также - история на протяжении 4000 лет.