СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основная направленность программы заключается в использование цифровой лаборатории «Точка роста» по темам курса физики 7 класса и ориентирована на возраст учащихся 13 - 14 лет.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»
РАССМОТРЕНО на заседании Методической кафедры Протокол №1 от «30» августа 2023г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по НМР ____/Власова Л.Н./ «30» августа 2023г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __/Буянова С.Л./ «30» августа 2023г. |
Рабочая программа
элективного курса «Экспериментальная физика»
для обучающихся 7 класса
Основная направленность программы заключается в использование цифровой лаборатории «Точка роста» по темам курса физики 7 класса и ориентирована на возраст учащихся 13 - 14 лет.
Составитель:
Мордовская Светлана Владимировна,
учитель физики и информатики
первой квалификационной категории
МАОУ «Селенгинская СОШ №1»
Селенгинск, 2023 г.
В оргкомитет муниципального конкурса
«Лучший элективный курс
для предпрофильной подготовки и
профильного обучения»
ЗАЯВКА
Направления | Информация |
ФИО разработчика | Мордовская Светлана Владимировна |
Район | Кабанский |
Место работы | МАОУ «Селенгинская СОШ №1» |
Преподаваемые предметы | Физика, Информатика |
Контактный телефон | 89021626600 |
Электронный адрес | |
Номинация | Разработка программ проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения |
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе элективного курса «Экспериментальная физика»
Рабочая программа элективного курса «Экспериментальная физика» обязательной предметной области «Естественно-научные предметы» разработана в соответствии с ФГОС ООО, утвержденного приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370, Письмом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов” и реализуется 1 год в 7 классе.
Рабочая программа разработана учителем физики Мордовской Светланой Владимировной в соответствии со школьным Положением о рабочей программе и определяет организацию образовательной деятельности учителем при реализации элективного курса «Экспериментальная физика».
Рабочая программа элективного курса определяет:
- цели и задачи;
- содержание;
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные);
- тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР;
- требуемые ресурсы.
В школьном обучении физика рассматривается как один из важных предметов, способствующих формированию у обучающихся единой картины мира. Использование и активное применение физических знаний определило характер и бурное развитие разнообразных технологий в сфере энергетики, транспорта, освоения космоса, получения новых материалов и т.д. Без физики было бы невозможным само появление информационных технологий, лавинообразное развитие вычислительной техники. В качестве школьного предмета физика вносит основной вклад в формирование естественнонаучной картины мира школьников и предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, то есть способа получения достоверных знаний об окружающем мире. А главное, физика – это предмет, который, наряду с другими естественнонаучными предметами, должен дать школьникам представление об увлекательности научного исследования и радости самостоятельного открытия нового знания.
Развитию познавательных интересов в различных областях проектной, исследовательской, экспериментальной деятельности обучающихся способствует и разработанный элективный курс «Экспериментальная физика». Программа реализована учителем физики как элективный курс в 7 классе при реализации ФГОС ООО, составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, при 34 часах годовых. Занятия представлены в виде экспериментальных, проектных, исследовательских, лабораторных, виртуальных лабораторных работ. В основе курса разнообразные эксперименты и исследования физических явлений и законов, которые могут провести под руководством учителя и самостоятельно обучающиеся 13-14 лет.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Экспериментальная физика» разработана в соответствии с утвержденными требованиями. Основная направленность программы заключается в использование цифровой лаборатории «Точка роста» по темам курса физики 7 класса и ориентирована на возраст учащихся 13 - 14 лет. Срок реализации программы — 1 год (34 академических часа).
Реализация программы обеспечивается следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 No 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2020).
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (редакция от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Паспорт национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
ФГОС ООО, утвержденный приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”
Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6).
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, а дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету и выходит за рамки изучения физики в школьном курсе.
Элективный курс является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В рамках реализации ФГОС ООО элективный курс – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего образования. Реализация рабочей программы элективного курса «Экспериментальная физика» способствует общеинтеллектуальному направлению развитию личности обучающихся 7 класса.
Цель курса: опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка, при реализации программы курса развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной активности.Данный курс позволит обучающимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики, расширить целостное представление о проблеме данной науки, а экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, экспериментировать в условиях школьной лаборатории. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Занятия курса представляют собой введение в мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы научного познания.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социальной адаптации в обществе.
Задачами программы элективного курса по физике «Экспериментальная физика», для учащихся 7- х классов являются:
развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций – учебно – познавательных, информационно-коммуникативных, социальных, и как следствие - компетенций личностного самосовершенствования;
формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
формирование представления о научном методе познания;
воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей;
помощь учащимся в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения;
включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую.
Элективный курс направлен на воспитание у школьников уверенности в своих силах и умение использовать разнообразные приборы и устройства бытовой техники в повседневной жизни, а также на развитие интереса к внимательному рассмотрению привычных явлений, предметов. Желание понять, разобраться в сущности явлений, в устройстве вещей, которые служат человеку всю жизнь, неминуемо потребует дополнительных знаний, подтолкнет к самообразованию, заставит наблюдать, думать, читать, изобретать.
Методы обучения и формы организации деятельности обучающихсяРеализация программы элективного курса «Экспериментальная физика» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение эксперимента.
Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, еѐ реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией. Высоких результатов могут достичь в данном случае не только ученики с хорошей школьной успеваемостью, но и все целеустремлѐнные активные ребята.
Функции:
- расширение, углубление, компенсация предметных знаний;
- расширение коммуникативного опыта;
- организация исследовательских и практических навыков.
Форма выражения итога, результата: защита учебных проектов.
Курс предусматривает проведение экспериментов, фронтальных практических работ.
Каждое занятие включает лекционные и практические виды деятельности, сочетает коллективные и индивидуальные формы обучения.
В результате прохождения программного материала учащиеся должны:
• получить представление о наиболее общих законах физики;
• уметь проводить опыты для подтверждения истинности действия законов физики, самостоятельно планировать и проводить исследование физического явления;
• моделировать простейшие приборы;
• владеть определенными навыками исследовательской работы;
• получить представление о методах исследования живой природы.
Оценка знаний и умений обучающихся может быть проведена в форме творческих работ (например, создание физических моделей и приборов и т. д.), а также - через диагностику учащихся.
Контроль и оценка результатов освоения программы - это творческие конструкторские задания.
1. Изготовить приборы:
- прибор для наблюдения и изучения взаимодействия тел,
- прибор для наблюдения и изучения инерции и инертности тел,
- прибор для наблюдения и изучения силы тяжести,
- прибор для наблюдения и изучения силы упругости;
- прибор для наблюдения и изучения веса тела, невесомости и перегрузки;
- поршневой жидкостный насос невесомости,
2. Изготовить:
- фонтан,
- сифон обыкновенный,
- картезианский водолаз,
- модели черных ящиков.
Предметные результаты:
Обучающиеся совершенствуют умения на практике пользоваться приборами, проводить измерения физических величин (определять цену деления, снимать показания, соблюдать правила техники безопасности);
научатся пользоваться приборами, с которыми не встречаются на уроках физики в основной школе;
разработают (сконструируют) приборы и модели для последующей работы в кабинете физики.
Личностные результаты:
Обучающийся получит возможность научиться:
Определять и предлагать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
1) Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
З. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
2) Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
1.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
2. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
3.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.
3) Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других.
Слушать и понимать речь других.
Учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Настоящая рабочая программа разработана в полном объеме на 7 класс, но в проектном варианте прилагается Перспективное планирование на 2-й и 3-й год ее реализации (8-9 класс).
7 класс
Содержание курса | Кол-во часов | Формы организации | Виды деятельности учителя | Виды деятельности обучающихся |
Введение Ознакомление с лабораторным и цифровым оборудованием «Точка роста», инструктаж по ТБ | 1 | Беседа | Наблюдение за учебно-познавательной деятельностью, что позволит учителю составить представление о том, как ученики воспринимают и осмысливают учебный материал, в какой степени проявляют самостоятельность, сообразительность, творчество и т.д. | Слушают учителя. Активно участвуют в обсуждении. |
Первоначальные сведения о строении вещества. Цена деления измерительного прибора. Определение цены деления измерительного цилиндра. Определение геометрических размеров тела. Изготовление измерительного цилиндра. Измерение температуры тела. Измерение размеров малых тел. Измерение толщины листа бумаги | 7 | Беседа, практикум, экспериментальная, практическая, проектная работа | Постановка опытов для демонстрации. Постановка опытов. Выполнение работ практикума. Сборка приборов. Выявление и устранение неисправностей в приборах. Выполнение заданий. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. Проверка методики экспериментальной работы. Проведение исследовательского эксперимента. Разработка новых вариантов опыта. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Выполняют практические работы и экспериментальные задания. Активно участвуют в обсуждении результатов |
Взаимодействие тел Измерение скорости движения тела. Измерение массы тела неправильной формы. Измерение плотности твердого тела. Измерение объема пустоты. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. Определение массы и веса воздуха. Сложение сил, направленных по одной прямой. Измерение жесткости пружины. Измерение коэффициента силы трения скольжения. Решение нестандартных задач. | 8 | Экспериментальная, практическая, проектная работа, беседа, практикум. | Наблюдение. Вовлекать детей в процесс самостоятельных «открытий» и поиска новых знаний; - разнообразить учебный труд, объяснять важность и нужность своего предмета; - связывать новую тему с уже усвоенными ранее знаниями. | Выполняют практическую работу. Представляют результаты эксперимента. Анализируют и корректируют свою работу. Активно участвуют в обсуждении. |
Давление. Давление жидкостей и газов Исследование зависимости давления от площади поверхности. Определение давления твердого тела. Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола. Определение массы тела, плавающего в воде. Определение плотности твердого тела. Определение объема куска льда. | 7 | Экспериментальная, практическая, проектная работа, беседа, практикум. | Наблюдение. Вовлекать детей в процесс самостоятельных «открытий» и поиска новых знаний; - разнообразить учебный труд, объяснять важность и нужность своего предмета; - связывать новую тему с уже усвоенными ранее знаниями. | Представляют результаты эксперимента. Анализируют и корректируют свою работу. |
Работа и мощность. Энергия Вычисление работы и мощности, развиваемой учеником при подъеме с 1 на 3 ступеньку крыльца. Определение выигрыша в силе. Нахождение центра тяжести плоской фигуры. Вычисление КПД наклонной плоскости. Измерение кинетической энергии. | 8 | Экспериментальная, практическая, проектная работа, беседа, практикум. | Наблюдение. Вовлекать детей в процесс самостоятельных «открытий» и поиска новых знаний; - разнообразить учебный труд, объяснять важность и нужность своего предмета; - связывать новую тему с уже усвоенными ранее знаниями. | Выполняют практическую работу. Представляют результаты эксперимента. Анализируют и корректируют свою работу. Активно участвуют в обсуждении. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование | Основные виды учебной деятельности учащихся | |||
Предметные действия | Метапредметные результаты | |||
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | ||
Физика — наука о природе | Определить цену деления и погрешность. Определять объем жидкости с помощью мензурки. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия. | Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. | Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами |
Строение вещества | Приводить примеры, доказывающие существование молекул; определять состав молекул. Определять размер малого тела. | Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели. | Уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. |
Движение и взаимодействие тел | Приводить примеры различных видов движения материальной точки, доказывать относительность движения, пути, траектории. Применять формулы скорости; переводить единицы измерения скорости в си. Определять массы тел, их объемы, плотности. Работать с табличными данными, переводить единицы плотности в си. Работать с весами, мензуркой. Пользоваться динамометром. | Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели. | Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
| Графически изображать силу и находить авнодейств щ ю нескольких сил. | | | |
Давление твердых тел, жидкостей и газов | Проводить эксперимент по определению давления бруска. Объяснять причины возникновения архимедовой силы. Определять атмосферное давление, силу Архимеда. Работать с таблицей. Выяснять условия плавания тел. | Проводить опыты. Устанавливать причинно-следственные связи. Проводить самоконтроль. Умение выделять главное. Уметь делать вывод. | Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. | Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения |
Энергия. Работа. Мощность. | Определять механическую работу, мощность, энергию и КПД простого механизма. Выполнять опыт и проверять условие равновесие рычага. Приводить примеры полезной и затраченной работы. | Устанавливать причинно-следственные связи. Умение проводить опыты, делать выводы, обобщать. Проводить самоконтроль. | Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера | Уметь работать в малых группах |
Итоговое повторение | | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия | Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. | Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения |
Характеристики заданий и система оценивания.
|
ХАРАКТЕРИСТИКИ: Содержательная область: физические системы Компетентностная область: Научное объяснение явлений, интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов, применение естественно-научных методов исследования. Контекст: личный Уровень сложности: средний. Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы, описывать или оценивать способы проведения эксперимента, распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления |
8 класс
№ | Название раздела (темы) | Содержание курса. |
1 | Физический метод изучения природы: теоретический и экспериментальный | Определение цены деления приборов, снятие показаний. Определение погрешностей измерений. |
2 | Тепловые явления и методы их исследования | Определение удлинения тела в процессе изменения температуры. Решение задач на определение количества теплоты. Применение теплового расширения для регист-рации температуры. Исследование процессов плавления и отвердевания. Изучение устройства тепловых двигателей. Приборы для измерения влажности воздуха. |
3 | Электрические явления и методы их исследования | Определение удельного сопротивления проводника. Закон Ома для участка цепи. Решение задач. Исследование и использование свойств электрических конденсаторов. Расчет потребляемой электроэнергии. Расчет КПД элект-рических устройств. Решение задач на закон Джоуля -Ленца. |
4 | Электромагнитные явления | Получение и фиксированное изображение магнитных полей. Изучение свойств электромагнита. Изучение модели электродвигателя. Решение качественных задач |
5 | Оптика | Изучение законов отражения. Наблюдение отражения и преломления света. Изображения в линзах. Определение главного фокусного расстояния и оптической силы линзы. Наблюдение интерференции света. Решение задач на пре-ломление света. Наблюдение полного отражения света. |
| | |
9 класс
№ | Название раздела (темы) | Содержание курса. |
1 | Магнетизм | Компас. Принцип работы Магнит. Магниты полосовые, дуговые. Магнитная руда. Магнитное поле Земли. Изготовление магнита. Решение качественных задач. |
2 | Электростатика | Электричество на расческах. Осторожно статическое электричество. Электричество в игрушках. Электричество в быту. Устройство батарейки. Решение нестандартных задач. |
3 | Свет | Источники света Устройство глаза. Солнечные зайчики. Тень. Затмение. Цвета компакт диска. Мыльный спектр. Радуга в природе. Лунные и Солнечные затмения. Как сломать луч? Как зажечь огонь? Решение нестандартных задач. |
Календарно – тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Тема занятия | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Комплект лабораторного оборудования | Формы организации занятий | Проектная работа | ЭОР | Виртуальная лабораторная работа | Дата проведения | |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1 час | Описывать, выбирать необходимые измерительные приборы. Наблюдать и описывать физические явления, высказывать гипотезы и предлагать способы их проверки. Составлять письменный отчет по эксперименту. | |||||||
Функциональная грамотность. | Ознакомление с цифровой лабораторией "Точка роста" (демонстрация технологии измерения) | фронтальная работа | https://globallab.ru/ru/project/list/7e89e12a-b285-466a-a74d-26e5984130b2/general | https://ipk74.ru/virtualcab/osnovnoe-i-srednee-obshhee-obrazovanie/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-obrazovatelnoj-deyatelnosti/fizika/video-instruktsiya-po-teme-tekhnika-bezopasnosti-v-kabinete-fiziki/ | | | |||
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/ЕНГ%20Методические%20рекомендации%20_МФГ_2022.pdf | |||||||||
Первоначальные сведения о строении вещества 7 часов. | Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин (прямые и косвенные измерения). Правила приближенных вычислений. Физические приборы. Цена деления приборов. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Планирование эксперимента. Оформление отчёта о работе Наблюдать и объяснять и проводить опыты по тепловому расширению тел, окрашиванию жидкости, диффузии. Выполнять опыты по обнаружению сил молекулярного притяжения. Изготавливать простейшие приборы (Изготовление прибора для наблюдения и изучения диффузии газов и жидкостей). Выбирать необходимые измерительные приборы, определять цену деления. | ||||||||
| | Функциональная грамотность | Комплект лабораторного оборудования | Формы организации занятий | Проектная работа | ЭОР | Виртуальная лабораторная работа | Дата проведения | |
2 | Экспериментальная работа № 1 «Определение цены деления различных приборов». | . | Линейка, измерительная лента, мензурка и др. | индивидуальная работа; | https://globallab.ru/ru/project/list/abfa6765-13a7-4589-b676-f59e3263b657/general | https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2022/09/21/opredelenie-tseny-deleniya-razlichnyh-priborov https://inventic.tech/physics_for_schools | http://seninvg07.narod.ru/004_fiz_lab.htm (https://freesoft.ru/windows/virtualnaya_laboratoriya_po_fizike_dlya_shkolnikov) | | |
3 | Экспериментальная работа № 2 «Определение геометрических размеров тел». | | Линейка, штангенциркуль, предметы различной формы. | индивидуальная работа; | | https://edu-homelab.ru/prepodavateli/22-7-klass-zanyatie-1 | https://inventic.tech/physics_for_schools#form | | |
4 | Практическая работа № 3 «Изготовление измерительного цилиндра». | Диагностическая работа В-1(решаем вместе) http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/eg-7-2022/ЕГ_7_2022_Диагностическая%20работа_Вариант%201.pdf | | индивидуальная работа; фронтальная работа | https://multiurok.ru/files/domashnii-praktikum-po-fizikie-izghotovlieniie-izm.html | | | | |
5 | Экспериментальная работа № 4 «Измерение температуры тел». Мы за чаем не скучаем. | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/ЕГ_7_ВолшебныйКувшин_текст.pdf функциональная грамотность «Волшебный кувшин» | Цифровая лаборатория "Точка роста" термометр, датчик те-мпературы. | индивидуальная работа; групповая форма работы | https://globallab.ru/ru/project/list/stop_kadr_izuchaem_temperaturu_vozdukha/general https://globallab.ru/ru/project/list/izmerenie_temperatury_tela_cheloveka/general | https://урок.рф/library/masterklass_opiti_i_eksperimenti_dlya_detej_180947.html | http://sverh-zadacha.ucoz.ru/Virtual_lab/8-5/8-5-lab.html | | |
6 | Экспериментальная работа № 5 «Измерение размеров малых тел». | | Компьютер, мультимедийный проектор; интернет, класс с ПК, рабочий лист, материал к опытам: линейка, пшено, горох, нитка, волос, иголка, тонкая проволока | индивидуальная работа; | https://globallab.org/ru/project/cover/a4992069-f8b6-45cb-9915-6035d685b558.ru.html | https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/03/31/urokno5-laboratornaya-rabota-izmerenie-razmerov-malykh-tel | http://seninvg07.narod.ru/004_fiz_lab.htm | | |
7 | Экспериментальная работа № 7 «Измерение толщины листа бумаги». | | Учебник, линейка | индивидуальная работа; групповая форма работы | | https://infourok.ru/praktikum-dlya-zanyatij-v-cr-tochka-rosta-po-teme-izmerenie-tolshiny-lista-bumagi-s-pomoshyu-linejki-6669563.html | | | |
8 | Итоговая работа «Модели молекул своими руками» | | Материалы для изготовления моделей атомов и связей между ними. Бумага и ручка (цветные карандаши). | индивидуальная работа; | https://globallab.ru/ru/project/list/modeli_molekul_svoimi_rukami/investigation | | | | |
Взаимодействие тел 12 часов. | Наблюдать и объяснять и проводить опыты по изучению равномерного и неравномерного движения, силы тяжести, веса тела, силы упругости и силы трения. Проводить эксперименты по изучению инерции и инертности тел. Измерять размеры малых тел и тел неправильной формы, экспериментально определять массу тел разными способами. Выполнять эксперимент по заданному плану. Уметь самостоятельно выбирать необходимое оборудование и описывать ход эксперимента. Изготавливать простейшие приборы (прибор для наблюдения и изучения взаимодействия тел, прибор для наблюдения и изучения инерции и инертности тел, прибор для наблюдения и изучения силы тяжести, силы упругости; прибор для наблюдения и изучения веса тела, невесомости и перегрузки) | ||||||||
9 | Экспериментальная работа № 8 «Измерение скорости движения тел» | | измерительная лента ( рулетка), часы, калькулятор, тетрадь, пишущие принадлежности. | индивидуальная работа; групповая форма работы | https://teachmen.csu.ru/work/mechanic/regular/regular1m.html | https://infourok.ru/prezentaciya-proektnoy-raboti-na-temu-izmerenie-skorosti-pri-ravnomernom-i-neravnomernom-dvizhenii-872437.html | https://teachmen.csu.ru/work/mechanic/mechanic.html https://infourok.ru/laboratornaya_rabota._7_klass.__izmerenie_skorosti_dvizheniya_tela-304513.htm?ysclid=lpgr48snoo183087891 | | |
10 | Экспериментальная работа № 9 «Измерение массы 1 капли воды» | | Мензурка, секундомер. | индивидуальная работа; | https://efizika.ru/html5/181/index.html | https://www.youtube.com/watch?v=_RB9wbgcoBA | http://sosh2-zmeysk.aln.eduru.ru/media/2023/07/18/1280044644/kapl_vod.pdf | | |
11 | Экспериментальная работа № 10 «Измерение плотности куска сахара» | | Мензурка, вода, сахар | индивидуальная работа; | | https://www.youtube.com/watch?v=lHKVl4hdBCY | https://goodvar.ru/kak-opredelit-plotnost-sakhara-fizika-7-klass/?ysclid=lpgrwtqwfl536463070 | | |
12 | Экспериментальная работа № 11 «Измерение плотности хозяйственного мыла». | | Компьютер, выход в Интернет | индивидуальная работа; | https://globallab.ru/ru/project/list/18028a20-4584-4d13-adf6-5d3e75ce4387/general | | | | |
13 | Проект «Дерево для плота» | | Компьютер, рычажные весы для измерения массы тела с точностью до 1г, мерный стакан для определения объема (см3) | индивидуальная работа; | https://globallab.ru/ru/project/list/derevo_dlja_plota/general | | | | |
14 | Экспериментальная работа № 13 «Определение массы и веса воздуха в комнате». | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/eg-7-2022/ЕГ_7_2022_Диагностическая%20работа_Вариант%202.pdf | Компьютер (для проведения диагностической работы) | индивидуальная работа; групповая форма работы | | https://www.youtube.com/watch?v=byWf53Vd4vI | https://vk.com/topic-193555611_40540553?ysclid=lpgs8mspo0980281563 (домашняя лабораторная) | | |
15 | Экспериментальная работа № 14 «Сложение сил, направленных по одной прямой». | https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2016/11/16/laboratornaya-rabota-po-fizike-7-klass-po-teme-sily-v-prirode-list (описание лабораторной работы) | Динамометр, набор гриков, нить | индивидуальная работа; | | https://ya.ru/video/preview/344457062942564432 | | | |
16 | Экспериментальная работа № 15 «Измерение жесткости пружины» | | Динамометр, набор грузов. | индивидуальная работа; групповая форма работы | https://vk.com/wall-136153002?z=photo-136153002_457239333%2Falbum-136153002_00%2Frev | | http://seninvg07.narod.ru/004_fiz_lab.htm https://efizika.ru/html5/104/index.html | | |
17 | Экспериментальная работа № 16 «Измерение коэффициента силы трения скольжения». | | | индивидуальная работа; | | https://www.youtube.com/watch?v=sWSroTNE8yQ | | | |
18 | Экспериментальная работа № 17 «Изготовление модели фонтана» | | Пластиковые бутылки воздушный шарик клей узкая стеклянная трубочка соломинка для коктейля канцелярский нож пробка сверло чайник вода капроновая нить | групповая форма работы | https://globallab.ru/ru/project/list/konstruiruem_fontany/general | | | | |
19 | Экспериментальная работа № 18 «Отливка парафиного солдатика» | https://stol-massag.ru/10339/ (создание) | Парафин, плитка, форма. | групповая форма работы | | https://www.youtube.com/watch?v=iGlyZJR0uwY (просмотр видео) | | | |
20 | Функциональная грамотность Как заставить воду течь вверх? | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/ЕГ_7_КакЗаставитьВодуТечьВверх_текст.pdf | | индивидуальная работа; | | | | | |
| Давление. Давление жидкостей и газов 7 часов. | Наблюдать, объяснять и проводить опыты демонстрирующие зависимость давления газа от объема и температуры, опыты, демонстрирующие передачу давления твердыми телами, жидкостями и газами. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр. Изготавливать простейшие приборы (поршневой жидкостный насос, фонтан, сифон обыкновенный, датчик давления, сосуд тантала, поршневой насос, гидравлическая машина, воздушный насос, модель магдебурских полушарий, Картезианский во | |||||||
21 | Экспериментальная работа № 20 «Исследование зависимости давления от площади поверхности» | https://infourok.ru/prakticheskaya_rabota_issledovanie_zavisimosti_davleniya_tverdyh_tel__ot_ploschadi-293992.htm?ysclid=lpgts4tjsr184441823 (описание лаб работы) | Бруски, линейка. | индивидуальная работа; | | https://www.youtube.com/watch?v=Ng903ZEnHNQ (просмотр видео) | | | |
22 | Проект «Зимняя метеозависимость» | | Цифровая лаборатория "Точка роста", цифровой датчик температуры психрометр барометр - анероид | индивидуальная работа; | https://globallab.ru/ru/project/list/zimnjaja_meteozavisimost/general | | | | |
23 | Экспериментальная работа № 22 «Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола». | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/eg-7-2022/02_ЕГ_7_Воздушные%20шары%20-%202_текст.pdf (функцион грамотность) | Набор одинаковых воздушных шариков игла или медицинский шприц доска с гвоздями (10 рядов по 18 гвоздей в каждом, гвозди вбиты в доску остриём вверх на расстоянии 1 см друг от друга) скотч ножницы кожура апельсина свеча со спичками или зажигалка вода фотоаппарат | индивидуальная работа; групповая форма работы | https://globallab.ru/ru/project/list/kogda_sharik_lopnet/investigation | | | | |
24 | Экспериментальная работа № 23 «Определение массы тела, плавающего в воде». | https://infourok.ru/eksperimentalnie-raboti-po-fizike-1087905.html?ysclid=lpgu79vb4c866857645 (ЭР4) | | индивидуальная работа; | | https://www.youtube.com/watch?v=vtK04CsGHhc (видео) | | | |
25 | Экспериментальная работа № 24 «Определение плотности твердого тела». | Выполнение и оформление отчёта при просмотре видео. | Компьютер | индивидуальная работа; | | https://phscs.ru/video/RangHS_o0_M | | | |
26 | Экспериментальная работа № 25 «Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления» | Проектная работа во внеурочное время. | Динамометр, брусок, грузик | индивидуальная работа; групповая форма работы | https://globallab.ru/ru/project/list/ljubi_i_sanochki_vozit/investigation | https://www.youtube.com/watch?v=uzcUIleMWlA | | | |
27 | Экспериментальная работа № 26 «Изучение условий плавания тел». | | Две банки с чистой водой емкостью (0,5–1 л). Два одинаковых пустых стакана (например, пластиковых). Поваренная соль. Брусочек из сырой картошки. Физические тела небольшого произвольного объёма (например, игрушки) из разных веществ. 2 одинаковых кусочка пластилина. 2 одинаковых полоски фольги. Столовая ложка, нож. | индивидуальная работа; | https://globallab.ru/ru/project/list/vsplyvaet_ili_pogruzhaetsja/general | | | | |
| Работа и мощность. Энергия 8 часов | Наблюдать, объяснять и проводить опыты по изучению механической работы, мощности, изучать условия равновесия подвижных и неподвижных блоков и условия равновесия рычага. Предлагать способы облегчения работы, требующей применения большой силы. Выполнять эксперимент по заданному плану. Уметь самостоятельно выбирать необходимое оборудование и описывать ход эксперимента. Изготавливать простейшие приборы ( модель винта Архимеда, воздушная ракета) | |||||||
28 | Экспериментальная работа № 27 «Вычисление работы, совершенной школьником при подъеме с 1 на 3 ступеньку крыльца». | https://www.soloby.ru/881246/определить-механическую-мощность-результаты-полученные | Линейка, секундомер, весы напольные. | индивидуальная работа; групповая форма работы | | https://infourok.ru/domashnyaya-laboratornaya-rabota-vichislenie-raboti-i-moschnosti-sovershaemoy-uchenikom-pri-podeme-s-pervogo-na-vtoroy-etazh-shk-3374628.html?ysclid=lpgxho4wes818279460 домашняя лабораторная работа | | | |
29 | Экспериментальная работа № 28 «Вычисление мощности развиваемой школьником при подъеме с 1 на 5 ступеньку лестницы» | https://www.soloby.ru/881246/определить-механическую-мощность-результаты-полученные | Линейка, секундомер, весы напольные. | индивидуальная работа; групповая форма работы | | | | | |
30 | Экспериментальная работа № 29 «Определение выигрыша в силе, который дает подвижный и неподвижный блок» | https://moluch.ru/young/archive/5/265/ работа с текстом и рисунками. | | групповая форма работы | | https://www.youtube.com/watch?v=pTo9L7M5smw познавательное видео про блоки | | | |
31 | Экспериментальная работа № 30 «Изготовление работающей системы блоков» | | штатив подвижный и неподвижный блок нить набор грузов по 100 или 102 г динамометр линейка фотоаппарат | групповая форма работы | https://globallab.ru/ru/project/list/573a3cc3-7643-4d75-a45e-e87d603a9b64/general | | | | |
32 | Экспериментальная работа № 31 «Вычисление КПД наклонной плоскости» | | | групповая форма работы | https://vk.com/wall-136153002?z=photo-136153002_457239324%2Falbum-136153002_00%2Frev | | http://seninvg07.narod.ru/004_fiz_lab.htm | | |
33 | Экспериментальная работа № 32 «Измерение кинетической энергии тела» | https://electrophysic.ru/pomosch/izmereniye-kineticheskoy-energii-tela-laboratornaya-rabota.html | Тело определенной массы, которое будет использоваться в эксперименте. Важно, чтобы тело было достаточно гладким и не имело поверхностных дефектов или неровностей, весы. Секундомер. | индивидуальная работа; | | https://www.youtube.com/watch?v=wWerswH8w6g познавательное видео | | | |
34 | Экспериментальная работа № 33 «Измерение изменения потенциальной энергии». | | | индивидуальная работа; | | https://www.youtube.com/watch?v=wWerswH8w6g познавательное видео | | | |
| Экспериментальная работа № 34 « Измерение пульса»
| | Различные инструменты и приспособления в зависимости от исследования | индивидуальная работа; | https://globallab.ru/ru/project/list/a83a0333-3f23-4a03-8821-d32626b497f7/general | https://www.youtube.com/watch?v=vEjVKOjMp4k | | |
Перспективное тематическое планирование (2-й год обучения) 8 класс | |||||||||||
Дата | № урока | | Тема занятия | Лабораторный комплект или использование оборудования «Точка роста» | ЭОР | Проект | Лабораторная или практическая работа. | ||||
| | Физический метод изучения природы: теоретический и экспериментальный писывать известные свойства тел, соответствующие им величины и способы их измерения; выбирать необходимые измерительные приборы, определять цену деления. Наблюдать и описывать физические явления, высказывать гипотезы и предлагать способы их проверки. Составлять письменный отчет по эксперименту 3часа | | ||||||||
| 1 | | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | Ознакомление с цифровой лабораторией "Точка роста" (демонстрация технологии измерения) | | | | ||||
| 2 | | Экспериментальная работа №1 «Определение цены деления приборов, снятие показаний». | Линейка, измерительная лента, мензурка, термометр, датчик те-мпературы, компьютер. | https://inventic.tech/physics_for_schools (видео) | https://globallab.ru/ru/project/list/graduiruem_izmeritelnyi_pribor/general | | ||||
| 3 | | Определение погрешностей измерения. Решение качественных задач. | Линейка Рулетка измерительная Штангенциркуль Портновский сантиметр Парта Учебник физики | | https://globallab.ru/ru/project/list/969a2d77-4e19-44a5-949c-0edefd9b0435/general | | ||||
| | | Тема занятия | Лабораторный комплект или использование оборудования «Точка роста» | ЭОР | Проект | Лабораторная или практическая работа. | ||||
Тепловые явления и методы их исследования Наблюдать, объяснять и проводить опыты по изучению нагревания и охлаждению веществ, процессов плавления и кристаллизации, парообразованию и конденсации. Измерять размеры малых тел и тел неправильной формы, экспериментально определять массу тел и плотность веществ разными способами. Выполнять эксперимент по заданному плану. Уметь самостоятельно выбирать необходимое оборудование и описывать ход эксперимента. Изготавливать простейшие приборы (термометр) 8 часов | | ||||||||||
| 4 | Экспериментальная работа №2 «Определение удлинения тела в процессе изменения температуры». | Лабораторный термометр, цифровая лаборатория температурный датчик. | https://www.youtube.com/watch?v=ON8YRdSx-4U (видео) | | | |||||
| 5 | График нагревания жидкости. | Компьютер, интернет. | | | https://teachmen.csu.ru/work/molec/engine/index.html | |||||
| 6 | Применение теплового расширения для регистрации температуры. Анализ и обобщение возможных вариантов конструкций. | | https://lesson.edu.ru/lesson/8c4963e2-e087-4422-b570-09fedb1b0447?backUrl=%2F03%2F08 | | | |||||
| 7 | Экспериментальная работа №3 «Исследование процессов плавления и отвердевания». | Датчик температуры, калориметр, сосуд с тающим льдом, сосуд с водой, электронные весы. | | | https://inventic.tech/physics_for_schools | |||||
| 8 | Практическая работа №1 «Изучение строения кристаллов, их выращивание». | крупная поваренная соль нитка прозрачный стакан | https://lesson.edu.ru/lesson/3968e498-c8c2-47c4-9e73-a7f2bc5e54d1?backUrl=%2F03%2F08 | https://globallab.ru/ru/project/list/vyrashivaem_kristally_soli/general | | |||||
| 9 | Изучение устройства тепловых двигателей. | Самостоятельное составление тестов поможет лучше понять изучаемые темы. | | https://globallab.ru/ru/project/list/1914b3b4-8442-11ed-9860-2cf05d0dcc4c/general | https://teachmen.csu.ru/work/molec/engine/index.html | |||||
| 10 | Приборы для измерения влажности воздуха. Экспериментальная работа №4 «Определение влажности воздуха в кабинетах школы». | Датчик температуры, термометр, сосуд с водой, марля, психометрические таблицы. | . | | https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-vliyanie-vlazhnosti-vozduha-na-zhiznedyaetelnost-uchenika-v-mou-timiryazevskaya-sosh-1200263.html?ysclid=lpkzupzbu0415663011 | |||||
| 11 | Создание обучающего видеоролика по физике для сценаристов фильма в стиле Стимпанк, объясняющего принципы работы технических устройств с научной точки зрения. | Компьютер, доступ в сеть Интернет. | | https://globallab.ru/ru/project/list/fizika_v_stile_stimpank/general | | |||||
| | Тема занятия | Лабораторный комплект или использование оборудования «Точка роста» | ЭОР | Проект | Лабораторная или практическая работа. | |||||
Электрические явления и методы их исследования 8 часов Наблюдать, объяснять и проводить опыты. Выполнять эксперимент по заданному плану. Уметь самостоятельно выбирать необходимое оборудование и описывать ход эксперимента. Изготавливать простейшие приборы. | |||||||||||
| 12 | Практическая работа №2 «Определение удельного сопротивления различных проводников». | Датчик напряжения, вольтметр двухпредельный, источник пита-ния, ключ, комплект проводов. | | | http://seninvg07.narod.ru/004_fiz_lab.htm | |||||
| 13 | «Закон Ома для участка цепи». | | | | http://seninvg07.narod.ru/004_fiz_lab.htm | |||||
| 14 | Багдадская батарейка | Функциональная грамотность. | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/ЕГ_8_БагдадскаяБатарейка_текст.pdf | | | |||||
| 15 | Зависимость сопротивления проводников от температуры. | | | | | |||||
| 16 | Практическая работа №3 «Расчёт потребляемой энергии в собственном доме». | Датчик тока, датчик напряжения, ампер-метр двухпредельный, вольтметр двухпреде-льный, лампочка, ком-лект проводов, ключ, источник питания. | | | | |||||
| 17 | Творческая лабораторная работа. КПД электрических устройств. | Компьютер, интернет. | https://globallab.ru/ru/project/list/izuchaem_elektrizatsiju_tel/investigation | | http://sverh-zadacha.ucoz.ru/lab_rab/22_kpd_edv/22.htm | |||||
| 18 | закон Джоуля-Ленца. | | | | http://seninvg07.narod.ru/004_fiz_lab.htm | |||||
| 19 | Решение качественных задач. | | | | | |||||
| | Тема занятия | Лабораторный комплект или использование оборудования «Точка роста» | ЭОР | Проект | Лабораторная или практическая работа. | |||||
Электромагнитные явления Определять цену деления вольтметра; включать амперметр и вольтметр в цепь; измерять напряжение и силу тока на различных участках цепи; исследовать зависимость сопротивления проводника, чертить схемы электрической цепи; анализировать результаты опытов и графики; собирать электрические цепи разного содержания,устанавливать зависимость силы тока от напряжения и сопротивления проводника.Выполнять эксперимент по заданному плану. Уметь самостоятельно выбирать необходимое оборудование и описывать ход эксперимента. Изготавливать простейшие приборы модели черных и серых ящиков. 5 часов. | | ||||||||||
| 20 | Практическая работа №4 «Получение и фиксирование изображения магнитных полей». | Демонстрация «Измерение магнитного поля вокруг проводника с током»: датчик магнитного поля, два штатива, комплект проводов, источник тока, ключ. | | | https://infourok.ru/vipolnenie-laboratornoy-raboti-izuchenie-svoystv-postoyannogo-magnita-i-poluchenie-izobrazheniy-magnitnih-poley-s-ispolzovaniem--1862130.html | |||||
| 21 | Проект «Любящий камень» | Фотоаппарат, Интернет, печатные научные издания, металлические опилки | | https://globallab.ru/ru/project/list/ljubjashii_kamen/general | | |||||
| 22 | Практическая работа №6 «Изучение устройства и работы модели электрического звонка». | | | | | |||||
| 23 | Практическая работа №6 «Изучение устройства и работы модели электродвиегателя». | Цифровое оборудование, лабораторный электродвигатель источник тока амперметр ключ реостат соединительные провода фотоаппарат | | https://globallab.ru/ru/project/list/19e0f85b-0391-4dcb-b98e-f400cb8dbc52/general | | |||||
| 24 | Творческая лабораторная работа «Сравнение свойств бытовых ламп различных типов» | ампа накаливания, люминесцентная лампа, светодиодная лампа настольная лампа с подходящим для этих ламп патроном, хлопчатобумажная салфетка, сложенная в несколько слоев. | | | http://sverh-zadacha.ucoz.ru/lab_rab/23_lamp/23.htm | |||||
| | Тема занятия | Лабораторный комплект или использование оборудования «Точка роста» | ЭОР | Проект | Лабораторная или практическая работа. | |||||
Оптика Наблюдать отражение света; проводитьисследова-тельский эксперимент по изучению зависимости угла отражения света от угла падения; наблюдать преломление света; проводить исследовательский эксперимент по преломлению света при переходе луча из воздуха в воду, делать выводы; измерять фокусное расстояние и оптическую силу линзы; анализировать полученные при помощи линзы изображения, делать выводы, представлять результат в виде таблиц. 10 часов | |||||||||||
| 25 | Изучение законов отражения и преломления света. | | | | | |||||
| 26 | Экспериментальная работа №4 «Исследование зависимости угла преломления светового луча от угла падения на границе сред «воздух — стекло». | Лазерная указка стеклянная пластина в виде половины цилиндра транспортир либо оптический диск фотоаппарат | | https://globallab.ru/ru/project/list/7e41a9a2-9828-49ea-aaee-d5a12199cc81/general | | |||||
| 27 | Экспериментальная работа №5 «Изображения в линзах». | Осветитель с источником света на 3,5 В, источник питания, комплект проводов, щелевая диафрагма, экран стальной, напра-вляющая с измерительной шкалой, собира-ющие линзы, рассеивающие линзы, слайд «Модель предмета» в рейтере. | https://videouroki.net/razrabotki/linzy-postroieniie-izobrazhieniia-v-linzakh.html?login=ok&ysclid=lpl2sr2ig2453464555 (Презентация) | | https://reshak.ru/otvet/reshebniki.php?otvet=lab/11&predmet=per8&ysclid=lpl2w0iydl70610609 | |||||
| 28 | Экспериментальная работа №6 «Определение главного фокусного расстояния и оптической силы линзы». | | | | | |||||
| 29 | Экспериментальная работа «Оптические игрушки – предки кино». | Бумага, картон, ножницы, клей, карандаши или фломастеры | | https://globallab.ru/ru/project/list/opticheskie_igrushki_predki_kino/general | | |||||
| 30 | Деффекты зрения. | Функциональная грамотность. | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/eg-9-2022/01_ЕГ_9_Дефекты%20зрения_текст.pdf | | | |||||
| 31 | Экспериментальная работа №8 «Наблюдение полного преломления света». | | | | | |||||
| 32 | Творческая лабораторная работа сборка телескопа. | Две собирающиеся линзы. |
|
| http://sverh-zadacha.ucoz.ru/lab_rab/22_kpd_edv/22.htm | |||||
| 33 | Проекты. Защита проектов. | | | | | |||||
| 34 | Очкарики. | Функциональная грамотность. | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/eg-9-2022/04_ЕГ_9_Очкарики_текст.pdf | | | |||||
| | | | | | | |||||
Перспективное тематическое планирование (3-й год обучения) 9 класс | |||||||||||
дата | № урока | Тема занятия | Лабораторный комплект или использование оборудования «Точка роста» | ЭОР | Проект | Лабораторная или практическая работа. | |||||
| 1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов; ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования или подбирать самостоятельно; проводить опыт и формулировать выводы, понимать роль эксперимента в получении научной информации; проводить прямые измерения физических величин, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений; проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования; проводить косвенные измерения физических величин, самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, проводить оценку достоверности полученных результатов. | |||||||||
Магнетизм 9 часов Собирать электрический двигатель постоянного тока (на модели); определять основные детали электрического двигателя постоянного тока | |||||||||||
| | Тема занятия | Лабораторный комплект или использование оборудования «Точка роста» | ЭОР | Проект | Лабораторная или практическая работа. | |||||
| 2 | Экспериментальная работа №1 «Компас. Принцип работы». | | https://lspk31.ru/2023/10/25/kak-rabotaet-kompas/?ysclid=lpib8sbhme105905741 (лекция о компасе) | | | |||||
| 3 | Практическая работа №1 «Ориентирование с помощью компаса». | Топографическая карта, компас, тетрадь, карандаш, ручка. | | | https://textarchive.ru/c-2050043.html | |||||
| 4 | Практическая работа №2 «Магниты. Действие магнитов». | Выяснить, как используется магнит в жизни человека. | https://ekb.supermagnit.net/news/chto-takoe-magnit-ego-vidy-svoystva-i-sfera-primeneniya/?ysclid=lpl2xuqst2641126674 (общие сведения) | https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/11/15/kharakteristika-magnita-i-ego-rol-v-zhizni-cheloveka-konferentsiya-pervye | | |||||
| 5 | Экспериментальная работа №2 «Занимательные опыты с магнитами». | 20 фантастических экспериментов с магнитами. | https://ya.ru/video/preview/5679949336117905886 https://ya.ru/video/preview/1920326944991829272 (видео) | | | |||||
| 6 | Экспериментальная работа №3 «Действие магнитного поля. Магнитное поле Земли». | Демонстрация «Измерение поля постоянного магнита»: датчик магнитного поля, постоянный магнит полосовой. | . https://nauchniestati.ru/spravka/magnitnoe-pole-zemli-2/?ysclid=lpl34x9t9681773662 | | | |||||
| 7 | «Изучаем ферромагнетики» | Небольшие предметы из железа и различных сплавов (скрепки, булавки, гвоздики). Постоянный магнит. Свечка. Фотоаппарат. | | https://globallab.ru/ru/project/list/izuchaem_ferromagnetiki/general | | |||||
| 8 | Экспериментальная работа №5 «Определение направлений линий магнитного поля катушки с током». | | | | | |||||
| 9 | Творческий проект «Изготовление магнитов». | Цветная бумага, гипс, картон. | | https://infourok.ru/tvorcheskij-proekt-na-temu-podarok-svoimi-rukami-5842060.html?ysclid=lpib47r95l612597115 (Подарок своими руками) | | |||||
| 10 | Проекты. Презентация проектов. | | | | | |||||
Электростатика 9 часов. Определять цену деления вольтметра; включать амперметр и вольтметр в цепь; измерять напряжение и силу тока на различных участках цепи; чертить схемы электрической цепи; анализировать результаты опытов и графики; собирать электрические цепи разного содержания, устанавливать зависимость силы тока от напряжения и сопротивления проводника, определять ЭДС источника. Выполнять эксперимент по заданному плану. Уметь самостоятельно выбирать необходимое оборудование и описывать ход эксперимента. Изготавливать простейшие приборы модели черных и серых ящиков. | | ||||||||||
| | Тема занятия | Лабораторный комплект или использование оборудования «Точка роста» | ЭОР | Проект | Лабораторная или практическая работа. | |||||
| 11 | Экспериментальная работа №6 «Статическое электричество». | | | | | |||||
| 12 | Практическая работа №3 «Осторожно! Статическое электричество» | | https://www.youtube.com/watch?v=GSQCkS3SRWY (просмотр познавательного видео) | | | |||||
| 13 | Экспериментальная работа №7 «Занимательные опыты со статическим электричеством». | | | | | |||||
| 14 | Практическая работа №4 «Электричество в игрушках. Схемы работы». | | | | | |||||
| 15 | Практическая работа №5 «Устройство и построение вольтова столба». | По видео проделать практическую работу. | https://www.youtube.com/watch?v=se6SMUsmE3c (видео) | | | |||||
| 16 | Практическая работа №6 «Изобретаем батарейку». | Два электрода разного состава: цинк и марганец, или медь и алюминий, водный раствор различных веществ. | | https://globallab.ru/ru/project/list/istochnik_toka_svoimi_rukami/general | | |||||
| 17 | Проекты. Презентация проектов. | Как население разных регионов относится к утилизации токсичных бытовых отходов, выявить примеры эффективного опыта решения проблемы. | | https://globallab.ru/ru/project/list/toxic_waste_batteries/general | | |||||
| 18 | Проекты. Презентация проектов. | | | | | |||||
| 19 | Проекты. Презентация проектов. | Литература и интернет-источники, бытовые отходы. | | https://globallab.ru/ru/project/list/kak_bytovye_otkhody_mogut_stat_predmetami_obikhoda/general | | |||||
| 20 | Проекты. Презентация проектов. | | | | | |||||
3. Свет 15 часов | |||||||||||
| | Тема занятия | Лабораторный комплект или использование оборудования «Точка роста» | ЭОР | Проект | Лабораторная или практическая работа. | |||||
| 21 | Практическая работа №7 «Источники света». | Осветитель с источником света на 3,5 В, источник питания, комплект проводов, щелевая диафрагма. | | | | |||||
| 22 | проект №8 «Как мы видим?». | | https://globallab.ru/ru/project/list/81fa87cf-a785-4b54-9a61-9c35fe50d4fd/general | | | |||||
| 23 | Практическая работа №9 «Почему мир разноцветный?». | Объекты, которые нашли в Вас отклик; Принадлежности для изображения образа: различная канцелярия; | | https://globallab.ru/ru/project/list/kakogo_tsveta_mir_vokrug/general | | |||||
| 24 | Экспериментальная работа №8 «От чего зависит размер тени». | Настольная лампа, фонарик,игрушка,измерительная лента. | | https://globallab.ru/ru/project/list/ot_chego_zavisit_razmer_teni/general | | |||||
| 25 | Экспериментальная работа №9 «Солнечные зайчики». | Осветитель с источни-ком света на 3,5 В, источник питания, комплект проводов, щелевая диафрагма, полуцилиндр, планшет на плотном листе с круговым транспортиром | https://dzen.ru/a/YO244Qr0QXSZyCjg (текст из рассказа) | | | |||||
| 26 | Практическая работа №10 «Мыльный пузырь, как загадка науки». | Вода, стиральный порошок, шампунь, мыло, жидкость для мытья посуды, сахар, желатин | | https://globallab.ru/ru/project/list/mylnye_puzyri_kak_zagadka_nauki/general | | |||||
| 27 | Практическая работа №11 «Как разложить свет в спектр и собрать его? | Две треугольные стеклянные призмы источник света экран светофильтры фотоаппарат | | https://globallab.ru/ru/project/list/a47b1a9d-b773-4688-b47f-4d1d46cb8a37/general | | |||||
| 28 | Экспериментальная работа №10 «Как получить радугу?». | Осветитель с источником света на 3,5 В, источник питания, комплект проводов, щелевая диафрагма, полуцилиндр, план-шет на плотном листе с круговым транспортиром. | https://www.youtube.com/watch?v=hblNWTGXfuo (видео) | | | |||||
| 29 | Практическая работа №12 «Устройство и принцип действия перископа». | | | | | |||||
| 30 | Устройство и принцип действия телескопа-рефрактора. | Оптическая скамья, рейтер (2шт.), линза собирающая длиннофокусная, линза собирающая короткофокусная, рассеивающая линза, экран, линейка. | | | http://sverh-zadacha.ucoz.ru/lab_rab/17_tele/17.htm | |||||
| 31 | Устройство и принцип действия микроскопа. | Оптическая скамья, рейтер (2 шт.), источник света, длиннофокусная собирающая линза, короткофокусная собирающая линза, слайд рамка, пенал, соединительные провода, источник тока, лампа, линейка с миллиметровыми делениями. | | | http://sverh-zadacha.ucoz.ru/lab_rab/18_micro/18.htm | |||||
| 32 | Экспериментальная работа №11 «Мир зеркал». | | https://www.youtube.com/watch?v=bWvdNYJfxHM (просмотр фидьма) | | | |||||
| 33 | Проект «Законы физики в фотоисскустве» | Фотоаппарат. Фонарик. Компьютер (или ноутбук). Сеть интернет. Любой предмет для фотосъёмки (это может быть ваза, мягкая игрушка и т. д.). | | https://globallab.ru/ru/project/list/zakony_fiziki_v_fotoiskusstve/general | | |||||
| 34 | Тормози. | Функциональная грамотность. | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/ЕГ_9_ТормозиЗаранее_текст.pdf | | |
Интернет-ресурсы
1. https://globallab.ru/ru
2. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
3. http://seninvg07.narod.ru/004_fiz_lab.htm
4. «Первое сентября» http://fiz.1september.ru
5. Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика http://experiment.edu.ru
6. http://www.gomulina.orc.ru
7. http://fizzzika.narod.ru
8. Занимательная физика в вопросах и ответах: сайт заслуженного учителя РФ В. Елькина http://elkin52.narod.ru
9. Классная физика: сайт учителя физики Е.А. Балдиной http://class-fizika.narod.ru
10. Краткий справочник по физике http://www.physics.vir.ru
11. Мир физики: физический эксперимент http://demo.home.nov.ru
12. Онлайн-преобразователь единиц измерения http://www.decoder.ru
13. Теория относительности: интернет-учебник по физике http://www.relativity.ru
14. Термодинамика: электронный учебник по физике для 7-го и 8-го классов http://fn.bmstu.ru/phys/bib/I-NET/
15. Физика в анимациях http://physics.nad.ru
16. Физика вокруг нас http://physics03.narod.ru
17. Физика для учителей: сайт В.Н. Егоровой http://fisika.home.nov.ru
18. Сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru
19. В помощь начинающему физику http://physicomp.lipetsk.ru
20. Электродинамика: учение с увлечением http://physics.5ballov.ru
21. Образовательные ресурсы Интернета - Физика. http://www.alleng.ru/edu/phys.htm
22. Web-сайты по физике для учителей и учащихся: http://nizhnekamsk-umc.org.ru/Internet_fiz.htm
23. Популярная школьная физика http://www.mavica.ru/directory/rus/15031.html#
24. Сто великих научных открытий. – http://a-nomalia.narod.ru/100otkr/index.htm
25. Физика. Учение с увлечением. – http://physics.5ballov.ru/histor.htm
26. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.edu.ru
27. ООО «Физикон» http://www.physicon.ru/.
28. Учебные материалы по физике http://virlib.eunnet.net/win/mm.html
29. Электронный учебник по физике 7_ 9 кл. По некоторым разделам имеются дифференцированные задачи, лабораторные работы. http://kiv.sovtest.ru/