Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы «__»_______2019 г. Протокол №___ | Утверждена приказом МБОУ «ЖердевскаяСОШ» №___ от « » _____2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
для 11 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Будущие выпускники часто стоят перед выбором: как реализовать себя, в каких сферах общественной жизни стать профессионалом. Данный элективный курс рассматривается как минимальная основа для того, чтобы самостоятельно ориентироваться в общественной жизни после школы и начинать подготовку к получению профессии в гуманитарной сфере, прежде всего в области права.
В элективном курсе объединён правоведческий и политологический материал, так как право и политику объединяет глубокая внутренняя связь. Соединение юридической и политологической тематики весьма важно и с дидактической точки зрения. Знания в этих областях взаимообогащают друг друга, помогают глубже понять как сущность политики, ее институтов, так и особенности правового регулирования общественной жизни. Не все нормы права связаны с политикой, но есть такие отрасли, которые невозможно плодотворно изучить, не обладая минимумом политических знаний. Речь идет, прежде всего, о конституционном (государственном) праве.
Существенной основой единства политики и права является и феномен гражданственности. Следовательно, объединение политических и правовых тем обусловлено также необходимостью обеспечения оптимальных условий гражданско-правового образования учащихся школы.
При изучении большое внимание уделяется усвоению правовых и политических знаний, логических, методических, оценочных умений учащихся, что достигается посредством изучения юридических документов. Изучение элективного курса поможет учащимся подготовиться к вступительным экзаменам в ВУЗы, сориентирует на самостоятельное дополнительное ознакомление с первоисточниками.
Первые два раздела посвящены понятийному аппарату, касающемуся государства; третий раздел связывает проблематику государства и общества; в четвёртом разделе раскрываются основы правоведческого понятийного аппарата; пятый раздел содержит материал о Российском государстве, обществе, праве; в шестом разделе более обстоятельно раскрываются особенности отдельных видов общественных отношений; в седьмом разделе помещён материал о международных отношениях и основах международного права.
Цели изучения
1. Освоение знаний о государстве, политической власти, правовых принципах, нормах и институтах современного гражданского общества, необходимых для получения дальнейшего гуманитарного образования, прежде всего в области права.
2. Развитие основ правовой культуры учащихся, создание условий для формирования у них собственных установок, основанных на современных правовых ценностях, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности.
3. Приобретение опыта применения способов познавательной, коммуникативной и практической деятельности, необходимых для эффективного действия в типичных и в нетипичных ситуациях.
4. Воспитание гражданской ответственности, уважения к праву.
Задачи курса:
1. Изучить основные обществоведческие и правовые категории, получить знания о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни.
2. Выработать умения понимать законы и другие нормативные правовые акты; составлять официальные бумаги, не требующие юридического образования.
3. Научить ориентироваться в специальной литературе.
Виды учебных занятий: интерактивные лекции с последующими дискуссиями, диспуты, семинары, мини- сочинения, доклады, составление опорных схем, уроки с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, форумы, экскурсии, встречи со специалистами, практикумы, уроки- презентации.
Умения и навыки: конспектирование, реферирование, анализ источников
Формы контроля: разноуровневые тестовые задания; творческие задания; правовая игра;
реферативные работы; презентации; вопросы – ответы; анкетирование; собеседование по предлагаемой теме.
Срок реализации: второе полугодие, 1 час в неделю.
Содержание
Тема 1. Государство и политическая власть.
Основные черты первобытно-общинного строя. Роль и значение власти в обществе. Политическая система общества и ее компоненты. Государство и разделение властей. Предпосылки возникновения государства. Пути возникновения государства. Понятие государства. Признаки государства. Функции государства. Сущность государства. Теории происхождения.
Тема 2. Формы и типы государств.
Понятие формы государства. Форма правления. Виды монархий и республик. Форма государственного устройства. Унитарные государства. Федерации, виды федераций. Конфедерации. Федерация и субъекты федерации. Формы политического режима. Политический режим в России. Классификация государств. Два подхода к классификации. Типы государств.
Тема 3. Государство и общество.
Понятие общества. Типы общества. Государство в системе общественных отношений. Социальные нормы. Государство и право. Неправовые нормы. Роль обычаев, религиозных, моральных норм в регулировании общественных отношений. Гражданское общество и его признаки. Правовое государство и его признаки. Неправовое (полицейское) государство. Государство и личность.
Тема 4. Основные понятия о праве.
Происхождение и понятие права. Древние сборники писаного права. Признаки права. Норма права, ее структура. Виды правовых норм. Понятие и виды источников права. Закон и подзаконные акты. Система институтов и отраслей права. Система законодательства. Правоотношение: понятие, состав. Участники (субъекты) правоотношений, их правоспособность, дееспособность. Объекты правоотношений. Субъективные права, юридические обязанности. Юридические факты. Правовая ответственность. Механизм правового регулирования. Типы правового регулирования. Законность и правопорядок. Правосознание. Правовые семьи.
Тема 5. Российское государство, право, общество.
Эволюция Российского государства и права. Основы конституционного строя современной России. Конституция – основной закон государства. Система органов государственной власти РФ. Институт президентства в России. Конституционный статус и компетенция Президента. Федеральное собрание РФ. Законодательный процесс. Правительство РФ и другие органы федеральной исполнительной власти. Судебная система России. Третейские суды. Основы федеративного устройства. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления.
Тема 6. Сферы общественных отношений.
Общественные отношения и правоотношения. Конституционные отношения. Права и свободы человека и гражданина. Международные документы о правах человека.
Государство и экономика. Имущественные отношения в обществе. Право собственности. Право интеллектуальной собственности. Понятие гражданского права. Гражданское право – основной регулятор имущественных отношений в рыночной экономике. Юридические лица, их виды. Гражданско-правовые сделки и договоры. Международное частное право (МЧП).
Защита общества от преступлений. Понятие уголовного права. Преступления. Обстоятельства, исключающие ответственность. Система и виды наказаний.
Исполнительная власть и государственное управление. Понятие административного права. Административные правонарушения и ответственность. Государственная служба. Управление финансами.
Трудовые отношения. Понятие трудового права. Трудовой договор. Коллективные договоры. Трудовая дисциплина. Дисциплинарная и материальная ответственность. Трудовые споры.
Роль семьи в жизни общества и государства. Понятие и эволюция семейного права. Семья и брак. Семейные правоотношения. Брачный договор.
Правовая охрана природы. Экологическое право. Право гражданина на благоприятную окружающую природную среду Ответственность за экологические правонарушения.
Процессуальные правоотношения. Уголовный процесс и уголовно-процессуальное право. Гражданский процесс и гражданское процессуальное право. Арбитражное процессуальное право.
Тема 7. Международные отношения и основы международного права.
Международные отношения. Государства и международные организации. Глобализация. Понятие международного права, ею особенности. Эволюция МП. Система МП. Принципы МП. Международное право и внутреннее право. Глобальная правовая система.
Учебно-тематический план
№ | Тема урока | Количество часов | Уроки контроля |
1 | Государство и политическая власть | 2 | Вопрос- ответ, тестирование |
2 | Формы и типы государств | 2 | Творческая работа, собеседование, тестирование |
3 | Государство и общество | 2 | Реферативная работа, лабораторная работа, вопрос – ответ |
4 | Основные понятия о праве | 5 | Презентация, тестирование, собеседование, решение правовых ситуаций |
5 | Российское государство, право, общество | 2 | Тестирование, творческая работа, правовая игра |
6 | Сферы общественных отношений | 3 | Реферативная работа, составление документов по образцу, решение правовых ситуаций, тестирование, собеседование, вопрос – ответ, творческая работа |
7 | Международные отношения и основы международного права | 1 | |
| итого | 17 | |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного предмета учащийся должен
знать \понимать:
систему и структуру права, современные правовые системы: общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно -правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь:
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной зашиты и социального обеспечения;
объяснять:
происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
различать:
формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно - правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты: отдельные виды гражданско - правовых договоров;
приводить примеры:
различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики.
Общеучебные умения:
- выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;
- конспектировать (не только на основе одного текста, но и по определенной проблеме на основе нескольких источников);
- описывать изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью конкретных примеров, а потом теоретически;
- сравнивать и делать вывод по изученному вопросу и аргументировать их;
- участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам.
Специальные умения:
- анализ конкретных жизненных ситуаций;
- выработка личностного отношения к явлениям окружающей действительности;
- принятие практических решений на основе теоретических знаний основ правоведения, а также изучении документов правотворческой деятельности;
- составление ряда документов, необходимых для жизнедеятельности человека: заявления, договора, завещания и т.д.
В области компетенции саморазвития – данный элективный предмет стимулирует потребность к самообразованию, саморазвитию, личностному целеполаганию.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Основы государства и права: учебн. Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин - М.: Вита-Пресс, 2014
Уголовный кодекс РФ
Конституция РФ
Закон о защите прав потребителей
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Элективный курс «Основы правоведения», 11 класс./Сост. Н. И. Ерёменко. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2015
2. Правоведение. 10-11 классы: элективные курсы/ сост. М. В. Мустафина. - Волгоград: Учитель, 2011
№ п/п | Сроки прохождения | Тема урока | Кол. час. | Уроки контроля |
план | факт |
1 | 02.09 | | Роль и значение власти в обществе. Пути возникновения государства | 1 | |
2 | 09.09 | | Понятие государства, его признаки, функции, сущность | 1 | |
3 | 16.09 | | Понятие формы государства | 1 | |
4 | 23.09 | | Правовое государство и его признаки | 1 | тест |
5 | 30.09 | | Происхождение и понятие права. Признаки права | 1 | |
6 | 07.10 | | Норма права, ее структура. Виды правовых норм | 1 | |
7 | 14.10 | | Источников права: понятие, состав | 1 | |
8 | 21.10 | | Система институтов и отраслей права | 1 | Творческая работа |
9 | 28.10 | | Правоотношение: понятие, состав, субъекты, объекты | 1 | |
10 | | | Правовая ответственность и система наказаний | 1 | |
11 | | | Правовые семьи | 1 | |
12 | | | Основы конституционного строя современной России | 1 | реферат |
13 | | | Государство и экономика. Понятие гражданского права | 1 | |
14 | | | Сфера уголовно- правовых отношений. Преступления | 1 | презентация |
15 | | | Понятие административного права. Административные правонарушения и ответственность | 1 | |
16 | | | Трудовые правоотношения в обществе | 1 | Решение задач |
17 | | | Роль семьи в жизни общества и государства. Семейные правоотношения. Брачный договор | 1 | |