Муниципальное бюджетное общеобразователное учреждение
средняя школа № 1 им. А. Твардовского г. Починка Смоленской области
«Рассмотрена» Протокол № 1 От «28» августа 2020 г. Руководитель ШМО _____________/В.П.Невзорова | «Принята» педагогическим советом Протокол № __ От «28» августа 2020 г. | «Утверждена» Приказом от «28» августа 2020 г. № Директор ________/Л.В. Антоненкова |
Рабочая программа по элективному курсу по
географии «Краеведение»
8 класс
Составитель:
учитель Баринова
Анжела Александровна
«Согласовано»
Заместитель директора
____________/Н.А.Горбачёва
«28» августа 2020г.
Пояснительная записка
Введение элективного курса «География своего региона» предполагает наличие у учащихся определенных знаний, умений, навыков, которые приобретаются в ходе изучения предшествующих курсов.
Целями изучения данного элективного курса в школе являются как основные цели изучения географии в школе:
——интеллектуальное развитие учащихся, формирование диалектико -материалистических взглядов на природу и взаимодействие природы и общества;
——овладение основами географической науки и некоторых смежных наук о Земле и обществе;
——формирование в сознании школьников системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде;
——устойчивое понимание значения деятельности каждого человека как важнейшего фактора оптимизации отношения природы и общества;
——повышение культурного уровня школьников, воспитание любви и бережного отношения к Родине, так и цели частного характера;
——знакомство со специальной литературой и приемами работы с ней;
——развитие исследовательских навыков, позволяющих оценивать природу и хозяйственную обстановку;
——развитие навыков проектной деятельности;
——формирование эстетического восприятия окружающей среды;
——формирование чувства гордости за свою Родину,своих земляков;
Разработка ориентирована на применение в 8 классе.
Программа курса рассчитана на 4 учебные четверти. Занятия проводятся один раз в неделю. Всего 34 часа.
Первое занятие является вводным. На нем перед учащимися раскрываются основные задачи и направления курса; делается обзор планируемого содержания. Намечаются основные направления в изучении, формы проведения занятий, решаются организационные вопросы.
Затем следует основной цикл занятий, который поделен на 4 раздела:
1. Регион на поверхности Земли.
2. Природа региона.
3. Поселения региона.
4. История освоения и заселения региона.
В последние 2 часа предполагается проведение занятий по систематизации и обобщению полученных знаний и накопленных в самостоятельной работе учебного материала.
Организационной формой проведения такого занятия могут быть:
——тестирование;
——обобщающий урок.
Содержание программы
Введение (1 час)
Регион на поверхности Земли (4 часа). Примерное содержание: границы региона, пограничные территории, сравнение географического положения территории региона с другими субъектами страны, странами Европы, протяженность территории, влияние географического положения на природные условия, сравнение природных условий срединных параллелей и меридианов региона с условиями этих же широт в других частях Земли.
Природа региона. (11 часов). Примерное содержание: особенности поверхности края; условия развития современного рельефа; геологическое прошлое территории; связь рельефа с геологическим строением, рельефом и полезными ископаемыми; особенности распределения тепла и влаги по территории и по временам года, гидрографическая сеть и гидрологический режим; особенности органического мира; черты приспособленности растений и животных к окружающим условиям; взаимосвязи компонентов.
Поселения региона (8 часов). Примерное содержание: топонимика названий населенных пунктов, история возникновения, развития и современное состояние крупных населенных пунктов региона.
История освоения и заселения региона (9 часов).
Примерное содержание: народы населявшие территорию; возникновение коренного населения, история и роль церкви; занятия и история их развития: сельское хозяйство,
Тематическое планирование
Раздел | Тема урока | Кол.часов |
Введение(1ч) | География региона | 1 |
1.Регион на поверхности Земли.(4ч) | 1. Границы территории. | 1 |
2.Географический адрес. | 1 |
3.Параллель- кругосветный перелёт. | 1 |
4.Вокруг света по меридиану | 1 |
2.Природа региона(12ч) | 1.Поверхность края. Геология. Рельеф. | 2 |
2.Полезные ископаемы. | 1 |
3.Климатообразующие факторы. | 1 |
4.Особенности сезонов года. | 1 |
5.Водный мир территории. | 1 |
6.Условия почвообразования. | 1 |
7.Растительный мир. | 1 |
8.Животный мир. | 1 |
9.Состояние природы и его охрана. | 1 |
10.Смоленская природа. | 1 |
11.Рекреация | 1 |
3.Поселения региона(9ч) | 1.Топонимические исследования. | 1 |
2.Административно-территориальное устройство территории | 1 |
3.Города Центрального района | 1 |
4.Города Северо-Западного района | 1 |
5.Города Сафоново-Дорогобужского района. | 1 |
6.Города Восточного района | 1 |
7.Города Южного района | 1 |
8.Смоленск | 1 |
9.Мой родной населенный пункт. | 1 |
4.История освоения и заселения региона.(7ч) | 1.Тайны далекого прошлого. | 1 |
2.Возникновение коренного населения. | 1 |
3.История церкви. | 1 |
4.Сельское хозяйство. | 1 |
5.Животнводство. | 1 |
6.Промышленность | 1 |
7.Внешние экономические связи. | 1 |
Заключение(1ч) | География региона | 1 |
Требования к знаниям и умениям
Метапредметные:
——ставить учебную задачу под руководством учителя,
——планировать свою деятельность под руководством учителя,
——оценивать работу одноклассников,
——выявлять причинно-следственные связи,
——работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
——создавать объяснительные тексты
——выслушивать и объективно оценивать другого,
——уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные
Регион на поверхности Земли.
Знать: границы региона, соседние территории, особенности географического положения региона.
Уметь: объяснять особенности географического положения региона, сравнивать с другими территориями, объяснять зависимость природных условий от географического положения.
Природа региона.
Знать: особенности компонентов природы региона, их региональные особенности.
Уметь: объяснять зависимости и взаимосвязи компонентов природы территории.
Поселения региона.
Знать: географию населенных пунктов территории
Уметь: показывать на карте, обозначать на контурной карте.
История освоения и заселения региона.
Знать: народы населяющие территорию, историю их появления на изучаемой территории, занятия населения.
Уметь: объяснять связь между занятиями населения и природными условиями.
Литература:
1. Географический школьный атлас Смоленской области.
2.География Смоленской области : Учебное пособие/Под.ред. А.П. Катровского.- Издание четвертое, переработанное и дополненное.8-9 класс, - Смоленск, 2000-204с.
3.Школьная педагогика. Научный журнал №1 (01)/2015