Курс «Социализация в условиях диалога культур»
Пояснительная записка
Поликультурность социального пространства является одним из системообразующих качеств современного мира. Поликультурное образование занимает центральное место в образовательной практике многих стран, где сосуществуют носители разных культурных традиций, представители разных этнических и конфессиональных групп.
В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.
Важной предпосылкой поликультурного образования является становление и развитие в России гражданского демократического общества, в котором усиливается борьба с шовинизмом, расизмом, этническим эгоизмом, и в то же время проявляется открытость по отношению к другим странам, народам и культурам, осуществляется воспитание в духе мира и взаимопонимания.
Важной социально-политической детерминантой развития поликультурного образования является интенсивное развитие интеграционных процессов как важной составной развития современного мира, а также стремление России и других стран интегрироваться в мировое и европейское социально-культурное и образовательное пространство, сохранив при этом национальное своеобразие.
В этой связи проблемы воспитания и образования, обусловленные культурными и этническими различиями, приоритетны для отечественной педагогики и школы. Современная школа не может не учитывать национальных различий и должна включать множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентаций, адекватных мировоззрению и запросам различных этнокультурных групп.
В предлагаемой программе учебного курса «Диалог культур» рассмотрены возможности сопряжения в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы культурных ценностей всех участников межэтнического и межкультурного диалога, создания целостного культурного образовательного пространства.
Нормативно-правовой и методической основой программы учебного курса «Диалог культур» является Конституция Российской Федерации; Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года); Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (2011г.); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Проект Концепции развития поликультурного образования в РФ; Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (2002 г.); Программа поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО «РЖД» (2011г.); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) (2009г), «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков (2009г.).
Общая характеристика учебного курса
Целью данного курса является создание системы поликультурного образования, обеспечивающей развитие у младшего школьника стремления к сохранению собственного этнокультурного наследия, пониманию и принятию других культур, готовности к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде.
Основные задачи:
приобщение младших школьников к основам национальной культуры, языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России;
создание условий для осуществления этнорегиональной идентификации детей младшего школьного возраста в процессе освоения ими истории и культуры региона, представителей различных населяющих данный регион этноязыковых и этноконфессиональных групп;
приобщение к основам мировой культуры и воспитание бережного отношения к национальным ценностям, этнокультурным особенностям, самобытности культур разных народов,
формирование культуры межнационального общения младших школьников в полиэтническом коллективе.
Основные принципы реализации данной программы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни:
Принцип межнационального соавторства нацеливает ребенка на понимание того, что Россия - многонациональная страна, ее создавали многие народы, строить новый российский Дом надо сообща.
Принципа историко-культурной и цивилизационной направленности, предполагающего необходимость раскрытия исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций, выявление и анализ «культурных стереотипов», развитие целостного поликультурного мировоззрения.
Принцип самоактуализации личности, основанного на включении в социально полезную деятельность (коллективные творческие дела), формировании коммуникативных особенностей личности в современном мире.
Принцип этнокультурности и поликультурной толерантности, отражающего механизм этнокультурной идентификации личности и гармонизации межэтнических отношений.
Новизна программы состоит в реализации комплексного подхода к приобщению младших школьников к ценностям традиционных культур при трансформации доминирующей культуры как базы воспитания и образования за счет интеграции с иными культурными ценностями.
Актуальность данного курса состоит в том, что поликультурное воспитание в многонациональной России пока не стало приоритетом образования и педагогики. Современные учебные заведения слабо ориентируются на диалог культур. Целевое назначение предлагаемого учебного курса состоит в том, чтобы оказать методическую поддержку педагогам начальной школы при организации поликультурного воспитания в многонациональной социальной среде.
Формы и виды организации учебной деятельности:
Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности: дискуссии, диспуты; ролевые, деловые, образовательные игры; экскурсии, походы; «круглые столы», ток-шоу; соревнования; викторины; встречи; тренинги; аукционы знаний; интерактивные путешествия; интеллектуальные марафоны; проектные игры; театры-экспромты; уроки в музее; КВН; акции милосердия.
Практическая деятельность: выпуск школьной газеты «На перекрестке культур»; создание музея «Мир похож на цветной луг» (мини-музей куклы, мини-музей народного костюма); проектная деятельность; изготовление поделок, кукол, пошив костюмов своими руками.
Средства организации учебной деятельности: устное народное творчество; художественная литература; игра, народная игрушка и национальная живопись; декоративно – прикладное искусство, живопись; музыка; этнический мини-музей; общение с представителями разных национальностей;
Формы контроля знаний учащихся: самоконтроль, взаимоконтроль, проектная деятельность, контроль со стороны преподавателя (тесты, викторины, проблемные вопросы, творческие задания и др.).
Главными условиями реализации программы поликультурного образования младшего школьника «Диалог культур» являются:
Интеграция учебной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования.
Опора на возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника в реализации задач поликультурного образования.
Учет культурных особенностей окружающей среды, этнопедагогических и этнопсихологических черт культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся в пространстве прогимназии, в социуме, семье.
Наличие специалистов, внутренне мотивированных и профессионально компетентных для реализации целей и задач поликультурного образования.
Включенность родителей в работу по реализации целей поликультурного образования младших школьников.
Наличие организационно-методических возможностей для реализации программы (материальных, организационных, психолого-педагогических и методических).
Место учебного курса в учебном плане
Программа данного учебного курса рассчитана на 34 часа (четыре года, 0,5 час в неделю). Часы для курса «Диалог культур» предусмотрены в вариативной части учебного плана. Спецификой данного курса является интеграция учебной и внеурочной деятельности, общего начального и дополнительного образования, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития в многонациональной среде современной начальной школы.
Программа включает в себя 4 раздела, содержание которых отражает систему связей между предметами учебного плана: русский язык, литературное чтение, риторика, окружающий мир, иностранный язык, информатика, изобразительное искусство, технология, музыка, ритмика, физическая культура; направлениями внеурочной деятельности: гражданско-патриотического, духовно-нравственного, художественно-эстетического; интеллектуального; физкультурно-оздоровительного.
Количество часов на каждую тему дано ориентировочно и может быть изменено по усмотрению учителя. В помощь учителю и учащимся прилагается список рекомендуемой литературы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Диалог культур»
Обучение учащихся должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания курса.
Личностные результаты: положительное отношение к изучению родной культуры, культуры народов, населяющих Россию и народов мира; к деятельности познания культур, желание приобретать новые поликультурные знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивая новые виды поликультурной деятельности, участвовать в диалоге культур региона проживания и мировых культур, созидании культурных ценностей; осознание себя как представителя этноса и его культуры и одновременно как члена общества, гражданина мира; признание для себя общечеловеческих морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам и культурам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды своего региона и во всем мире.
Показатели сформированности личностных результатов:
• действие смыслообразования (интерес, мотивация к освоению этнокультурных и поликультурных ценностей);
• действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо») в контексте ценностей этнических и мировых культур;
• личное, эмоциональное отношение к себе, своему народу, окружающему миру и народам, его населающим;
• интерес к себе как представителю этнической культуры и окружающему миру как общности и диалогу культур (когда ребенок задает вопросы);
• эмоциональное осознание себя и окружающего мира в контексте этнокультурных и поликультурных ценностей;
• позитивное отношение к себе и окружающему миру как общности и диалогу культур;
• желание выполнять учебные действия, направленные на повышение уровня собственной культуры и мировоззрения;
• использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
Показатели сформированности регулятивных УУД:
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение ставить и формулировать цели деятельности, направленной на решение учебной задачи
умение прогнозировать способы, этапы и результаты решения учебной задачи
умение планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
умение корректировать процесс и результаты собственной учебно-познавательной деятельности;
способность мобилизовывать собственные силы и энергию для решения учебных задач, т.е. проявлять способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий (волевую саморегуляцию).
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира, готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Показатели сформированности познавательных УУД:
Общеучебные универсальные действия
• умение самостоятельное выделять и формулировать познавательную цель;
• умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• умение структурировать знания;
• умение выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
умение использовать знаково-символические средства, в том числе владеть действием моделирования;
Универсальные логические действия
• способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
• владение составными логическими операциями (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
К коммуникативным УУД относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Показатели сформированности коммуникативных УУД:
• умение планировать учебное и внеучебное сотрудничество с учителем и сверстниками, представителями других культур (определение цели, функций участников сотрудничества и диалога, способов взаимодействия);
• умение задавать вопросы участника учебного и внеучебного взаимодействия, проявляя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• способность к разрешению конфликтов, в т.ч. в сфере межкультурного диалога и взаимодействия (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация);
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями учебной и внеучебной, в т.ч. межкультурной, коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного, иностранного языка и языка межкультурного общения;
• умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
• владение вербальными способами коммуникации в области как учебного, внеучебного, так межкультурного взаимодействия (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
• владение невербальными способами коммуникации (посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
• умение работать в парах и малых группах, в т.ч. с представителями других этносов и культур;
• формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
Тематическое планирование курса
№ п. п. | Название темы | К-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
1 | Введение | 1 | Знакомство с учебным пособием. Знать понятие «социальные науки», цели и задачи курса Развивать умение поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа |
| Тема1. Человек как часть природы и общества (9часов) |
2 | Общество и культура. Науки об обществе | 1 | Групповая работа. Работа со схемой «Становление общества». Знать: научные исследования о процессе зарождения и эволюции человека на земле, концепцию биосоциальной природы человека, эволюцию общества; термины и понятия: человек, человечество, антропогенез. Понимать особенности человечества как результата биологической и социокультурной эволюции, становление культуры- неотъемлемая часть становления человека и человечества; понятия: человек, человечество, эволюция. Уметь: переводить информацию из одной знаковой системы в другую |
3 | Общество как сложная динамическая система | 1 | Школьная лекция с элементами самостоятельной деятельности. Знать: социальную сущность деятельности человека, типологию деятельности, природу и особенности творческой деятельности; термины: деятельность, мотивы, средства, цель деятельности Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию |
4 | Социальные институты | 1 | Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты; знать типы, функции социальных институтов; уметь приводить примеры главных и второстепенных социальных институтов; вырабатывать гражданскую позицию |
5 | Человек как духовное существо | 1 | Групповая работа. Работа со схемой «Становление общества». Знать: научные исследования о процессе зарождения и эволюции человека на земле, концепцию биосоциальной природы человека, эволюцию общества; термины и понятия: человек, человечество, антропогенез. Понимать особенности человечества как результата биологической и социокультурной эволюции, становление культуры- неотъемлемая часть становления человека и человечества; понятия: человек, человечество, эволюция. Уметь: переводить информацию из одной знаковой системы в другую |
6 | Мировозрение человека | 1 | Знать: особенности познавательной деятельности, уровни и формы познания; термины и понятия: онтология, гносеология, чувственное познание, рациональное познание, агностицизм, априорные идеи. основные подходы к пониманию истины и ее критериев; термины и понятия: эмпиризм, рационализм, практика как критерий истины, относительная истина, абсолютная истина, сенсуализм, критерий. Знать: особенности процесса самопознания, роль самосознания в развитии личности, трудности познания человеком самого себя, «Я – концепция», «образ – Я». Уметь: сравнивать, анализировать, делать выводы, решать проблемные задачи |
7 | Общество и человек | 1 | Формировать навыки решения проблемных, познавательных, логических задач с целью закрепления знаний по теме «Человек как часть природы и общества» |
8 | Социальные нормы | 1 | Актуализировать знания об основных социальных ценностях и нормах, понимать специфику правового регулирования социальных отношений; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия |
9 | Социализация индивида | 1 | Формировать отношение к процессу социализации и социальной адаптации личности; уметь анализировать свой собственный статус |
10 | Социометрия | 1 | Практикум. |
11 | Социальный конфликт | 1 | Называть признаки отклоняющегося поведения, причины его проявления; анализировать основные формы социального контроля; уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме |
12 | Человек в социальной среде | 1 | Понимать особенности человечества как результата биологической и социокультурной эволюции, становление культуры- неотъемлемая часть становления человека и человечества; понятия: человек, человечество, эволюция. Уметь: переводить информацию из одной знаковой системы в другую |
13 | Что такое культура? | 1 | Знать, что такое культура, объяснять способы развития духовной культуры, проблемы, связанные с многообразием культур, актуальность диалога культур; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук |
| Типология культуры | 1 | Характеризовать материальную и духовную культуру, находя черты сходства и различия. |
14 | Молодежные субкультуры Урок- семинар | | Знать особенности молодежных субкультур, культуру общения в юношеском возрасте, молодежный слэнг Уметь доступно излагать наработанный материал, преподносить его одноклассникам |
15 | Что такое духовная культура? | 1 | Урок – исследование. Работа в группах Знать: особенности деятельности в сфере духовной культуры, процесс сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. Уметь: находить, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы |
16 | Художественная культура | 1 | Характеризовать материальную и духовную культуру, раскрывать сущность религии, Раскрывать сущность и природу искусства, исследовать причины его возникновения; называть и характеризовать основные функции искусства, анализировать основные виды и жанры; формировать отношение к искусству, уметь ценить прекрасное |
17 | Философия | 1 | Индивидуальная работа с документами. Составление обобщающей таблицы. Знать основные понятия по теме. Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизировать знания, отделять основную информацию от второстепенной, владеть основными видами публичных выступлений |
18 | История философской мысли | 1 | Уметь давать общую характеристику философским направлениям, находя черты сходства и различия |
19 | Религия | 1 | Раскрывать сущность религии, объяснять признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий; объяснять сущность принципа свободы совести; формировать отношение к религии, религиозному сознанию |
20 | Тоталитарные секты – угроза религиозного экстремизма. | 1 | Урок-семинар |
21 | Мораль | 1 | Выявлять причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, анализировать нравственную культуру; объяснять моральные и нравственные ориентиры в жизни человека |
22 | Мировоззрение и менталитет | 1 | Объяснять сущность и значение патриотизма и гражданственности, типы мировоззрения; сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи |
23 | Роль науки в общественном развитии | 1 | Объяснять ценность науки, ее функции и признаки, основные положения этики ученых , возрастание ответственности ученых в мире; публично выступать с сообщениями, используя дополнительную литературу |
24 | Образование | 1 | Называть и объяснять особенности системы образования в России, факторы влияния образования на функционирование и развитие общества, взаимосвязь образования и культуры; выявлять и анализировать тенденции развития образования в XXIв., главные задачи модернизации образования в России |
25 | Современная культура | 1 | Называть формы культуры, раскрывать основные черты массовой культуры, причины ее появления; анализировать современный этап массовой культуры; высказывать отношение к массовой культуре, к «человеку массы»; объяснять связь СМИ и массовой культуры |
26 | Повторительно-обощающий урок по теме " Духовная сфера жизни общества | 1 | Контрольная работа в формате ЕГЭ |
| |
27 | Динамика развития общества | 1 | Знать, объяснять: подходы к изучению истории, смысл и направленность общественного развития; понятия и термины: цивилизация, общественно – экономическая формация, стадиальный и локально – цивилизационный подходы к истории, культурно –исторический тип, базис, надстройка. Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме |
28 | Россия и мир. Особенности современного развития | 1 | Самостоятельная работа с учебником, дополнительным материалом. Заполнение таблицы Знать: характерные особенности цивилизаций, объяснять термины и понятия Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме; сравнивать, анализировать, делать выводы |
29 | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века | 1 | Понимать сущность глобальных проблем, объяснять причины их появления, пути решения данных проблем; осуществлять сопоставления, анализировать факты, делать выводы; формировать отношение к глобальным проблемам человечества, ответственность за будущее планеты Земля |
30 | Пути преодоления угроз и вызовов современному обществу. Урок-семинар | 1 | Рассказывать о процессе глобализации, понимать его противоречия, роль НТР и информационно-коммуникационных технологий в процессе глобализации; формировать ответственность за процессы, происходящие в мире |
31 | Социальное развитие современной России, мира, вашего региона. | 1 | Урок-семинар |
32 | Повторительно-обощающий урок по теме "Проблемы современного общества" | 1 | Контрольная работа в формате ЕГЭ |
33-34 | Промежуточная аттестация – итоговое собеседование | 2 | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1.Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. Обществознание: учебник: 10 класс: базовый уровень / под общ. ред. Г.А.Бордовского. – М.: Вентана - Граф, 2014. – 320 с.
2.О.Б.Соболева. Обществознание. Программа. 10-11 классы. – М.; Вентана – Граф, 2015/ /Рекомендовано Министерством образования и науки РФ/.