Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования; программы по географии для общеобразовательных учреждений для 10-11 классов (базовый уровень),
автор А.П. Кузнецов, 2010 г.; на основе методических рекомендаций к учебнику «География. Современный мир. 10-11 классы (базовый уровень), авторы Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина (М.: Просвещение, 2010 г.)
Основная цель курса - формирование у учащихся системы знаний географической картины единого географического мира, формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимодействии.
Задачи курса:
-способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
-передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
-формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством.
Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой деятельности. Старшеклассники, уже имеющие опорные знания по физической и экономической географии, откроют для себя мир фактов и передовых достижений географии, проблем современной мировой экономики и
политики - среди них - эволюция географических взглядов на мир и методов географического анализа, география религий и культурные районы мира, теория и практика геополитики, модели размещения хозяйства, географические границы, территориальная справедливость, география городов и экономическое районирование.
Усвоение содержания курса обеспечивает формирование умений, необходимых для решения конкретных практических задач данного курса:
-оценка сравнительной выгодности географического положения экономических объектов;
-оценка геополитического положения России;
-оценка уровня социально-экономического развития страны через систему показателей;
-выделение типов стран по методике много признаковой классификации;
-оценка динамики демографической структуры населения стран;
-оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам мира);
-оценка уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики;
-оценка факторов размещения промышленных предприятий;
-анализ статистики по внешней торговле в динамике (объёмы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира.
Многочисленные задания курса, выполнение которых способствует развитию навыков самостоятельного добывания знаний и информации (работа с научными и публицистическими текстами, анализ информации по картам, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск необходимой информации, а также в СМИ и Интернете).
Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения
Содержание учебного курса
1.Введение
Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации
2. План и карта
Понятие карты как модели действительности. Масштаб карты. Язык карты. Проекции карт. Способы картографического изображения.
Практическая работа: Сравнение карт атласов и установление различий в показе объектов.
3.Форма и размер Земли
Форма и размер Земли. Почему Земля сплюснута у полюсов и как она вращается. Форма Земли - геоид.
4. Литосфера
Внутреннее строение Земли. Что такое литосферная плита. Почему плиты могут перемещаться по поверхности Земли. Какие факторы способствовали возникновению такой теории (исследования рельефа и магнитного поля днаокеанов; размещение очагов землетрясений и др.) Что позволяет объяснить теория литосферных плит.Важные геологические процессы: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние) процессы.
Экзогенные процессы:
Выветривание и его типы: физическое(температурное), химическое и биологическое. Причины разрушения горных пород под воздействием
природных факторов. Примеры выветривания пород с различной скоростью на равнинах, в средней полосе, в горах и в пустынях.
Геологическая работа поверхностных текучих вод. Эрозионная деятельность рек и её причины (расход воды в единицу времени, масса
взвешенного материала и его размеры, скорость течения и т.д.).Аккумулятивная деятельность рек - формирование речных наносов
(аллювиального материала) на отмелом берегу, в поймах и русле. Образование речных террас. Геологическая работа подземных вод. Образование карстовых форм рельефа, их распространение. Сталактиты и сталагмиты. Геологическая работа ледников. Как образуется лёд. Превращение снега в фирн, а затем в лёд. Современное распространение ледников. Движение льда и его работа: экзарационная (выпахивание троговых долин, бараньи лбы); аккумулятивная (различные типы морен).
Эндогенные процессы.
Вулканизм. Причины извержения вулканов. Вулканические продукты: лава, туф, пепел. Примеры наиболее сильных извержений в истории(Везувий, Кракатау, Безымянный). Распространение вулканов. Использование вулканического пепла.
Деформация горных пород. Можно ли «смять» или «разорвать» твёрдые горные породы. Образование складок и разрывов. Роль времени в складкообразовании. Виды основных складок и разрывов. Современные вертикальные и горизонтальные тектонические движения, методы их измерения.
5.Гидросфера и атмосфера Земли
Общая характеристика атмосферы. Общая характеристика земной атмосферы. Состав атмосферы. Изменение температуры воздуха с высотой. Главные климатообразующие факторы. Солнечная радиация. Типы воздушных масс. Роль западного переноса. Климатическое районирование России. Характеристика типов климата и свойственных им типов погоды.
Общая характеристика гидросферы. Формы нахождения воды на нашей планете. Главные составные части. Терморегулирующая роль Мирового океана. Круговорот воды в природе и его движущие силы. Главные речные системы: бассейн рек, падение, уклон, скорость течения, их значение для хозяйства. Использование рек. Зависимость рек от климата. Ледовый режим рек. Тип питания. Водные ресурсы РФ, неравномерность их размещения. Сравнительная оценка водных ресурсов разных частей России. Охрана внутренних вод.
6. Природные комплексы
Изменения природных комплексов на территории России. Проблемы охраны растительного и животного мира.
7.Политическая карта мира
Объекты политической карты мира. Независимые государства. Несамоуправляющиеся территории.
8.Типы стран мира
Показатели уровня развития стран. Методика типологии: многопризнаковые классификации. Экономически развитые страны. Страны с переходной экономикой. Развивающиеся страны. Наименее развитые страны мира. Место и роль стран различных социально-экономических типов в мировой экономике.
9. География населения и культуры
Динамика численности населения мира и его регионов. Основные демографические показатели. Источники данных о численности населения. Демографическая политика. Динамика численности населения. Гипотеза Т.Мальтуса. Теория демографического перехода. Закономерности размещения населения мира. География культуры (языки, расы, этносы).География религий.
10.География мирового хозяйства
Отраслевая структура мировой экономики. География сельского хозяйства. География промышленности. Современные тенденции развития и размещения промышленных предприятий. Территориальное разделение труда. Мировая торговля. Международная экономическая интеграция.
11.Россия в системе международных торгово-экономических и финансовых отношений
Особенности внешнеэкономической деятельности России на современном этапе. Новые направления и формы внешнеэкономического сотрудничества России. География внешнеэкономических связей.
Практические работы
1. Сравнение карт атласов и установление различий в показе объектов
Учебно-тематическое планирование.
Класс-11
Количество часов в год – 32
В неделю – 1 час
№ | Название разделов и тем | Примерная программа (всего часов) | Рабочая программа (всего часов) | теоретических | практических |
1 | Введение | 1 | 1 | 1 | |
2 | План и карта | 4 | 4 | 3 | 1 |
3 | Форма и размер Земли | 1 | 1 | 1 | |
4 | Литосфера | 4 | 4 | 4 | |
5 | Гидросфера и атмосфера Земли | 11 | 11 | 11 | |
6 | Природные комплексы | 2 | 2 | 2 | |
7 | Политическая карта мира | 1 | 1 | 1 | |
8 | Типы стран мира | 4 | 4 | 4 | |
9 | География населения и культуры | 2 | 2 | 2 | |
10 | География мирового хозяйства | 1 | 1 | 1 | |
11 | Россия в системе международных торгово-экономических и финансовых отношений | 1 | 1 | 1 | |
| Итого | 32 | 32 | 31 | 1 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Введение Введение. Источники географической информации. | 1 1 | |
2 | План и карта Географическая карта. План | 4 1 | |
3 | Проекции карт. Масштаб. Виды масштаба. Язык карты | 1 | |
4 | П/Р № 1 Сравнение карт атласов и установление различий в показе объектов | 1 | |
5 | Способы картографического изображения. Тест | 1 | |
6 | Форма и размер Земли Форма Земли-геоид. Размеры Земли. | 1 1 | |
7 | Литосфера Внутреннее строение Земли. Тектоника литосферных плит. | 4 1 | |
8 | Экзогенные процессы. Эндогенные процессы | 1 | |
9 | Рельеф Земли | 1 | |
10 | Решение тестовых заданий по теме «Литосфера» | 1 | |
11 | Гидросфера и атмосфера Земли Общая характеристика атмосферы. Нагревание атмосферы | 11 1 | |
12 | Атмосферное давление | 1 | |
13 | Циркуляция атмосферы | 1 | |
14 | Постоянные ветры | 1 | |
15 | Влажность воздуха. Атмосферные осадки | 1 | |
16 | Климаты Земли | 1 | |
17 | Решение тестовых заданий по теме «Атмосфера Земли» | 1 | |
18 | Общая характеристика гидросферы. | 1 | |
19 | Мировой круговорот воды в природе и его движущие силы. | 1 | |
20 | Главные речные системы. Озёра | 1 | |
21 | Решение тестовых заданий по теме «Гидросфера» | 1 | |
22 | Природные комплексы Природные комплексы | 2 1 | |
23 | Проблемы охраны растительного и животного мира | 1 | |
24 | Политическая карта мира Объекты политической карты мира. Независимые государства. Несамоуправляющиеся территории. | 1 1 | |
25 | Типы стран мира Показатели уровня развития стран. Типы стран современного мира | 4 1 | |
26 | Экономически развитые страны. Страны с переходной экономикой | 1 | |
27 | Развивающиеся страны. Наименее развитые страны | 1 | |
28 | Решение тестовых заданий по теме «Типы стран мира», «ПКМ» | 1 | |
29 | География населения и культуры Источники данных о численности населения. Демографическая политика. Теория демографического перехода. Закономерности размещения населения | 2 1 | |
30 | География религий | 1 | |
31 | География мирового хозяйства Отраслевая структура мировой экономики Современные тенденции развития и размещения промышленности мира и сельского хозяйства | 1 1 | |
32 | Россия в системе международных торгово-экономических и финансовых отношений Международная экономическая интеграция. Особенности внешнеэкономической деятельности России на современном этапе | 1 1 | |
7