СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Электромонтажные провода, шнуры и кабели».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 способствовать формированию понятий: провод, проводник, диэлектрик,  токоведущая жила,  изоляция, провод, кабель, шнур и т.д; применение проводов, кабелей, шнуров ; способы обработки и приемы разделки концов проводов. кабелей и шнуров, их оконцевание ;  формированию умений, систематизировать знания по химии, спецтехнологии ;  формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;

Просмотр содержимого документа
««Электромонтажные провода, шнуры и кабели».»

ГККП « Западно- казахстанский индустриальный колледж»    Мастер- класс  на тему   « Электромонтажные провода, шнуры и кабели».     Подготовили: мастер производственного обучения  С.Н. Герасимова  электромеханик ЛАЦ ЦТО МС АО «Казахтелеком»  С.А.Щеглов  

ГККП « Западно- казахстанский индустриальный колледж»

Мастер- класс на тему

« Электромонтажные провода, шнуры и кабели».

Подготовили: мастер производственного обучения

С.Н. Герасимова

электромеханик ЛАЦ ЦТО МС АО «Казахтелеком»

С.А.Щеглов

 

Цели мастер- класса         ознакомить студентов с марками , маркировкой электромонтажных проводов, шнуров и кабелей; способами их обработки.         способствовать  формированию понятий: провод, проводник, диэлектрик, токоведущая жила, изоляция, провод, кабель, шнур и т.д; применение проводов, кабелей, шнуров ; способы обработки и приемы разделки концов проводов. кабелей и шнуров, их оконцевание ; формированию умений, систематизировать знания по химии, спецтехнологии ;  формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;          обеспечить  реализацию межпредметных связей;         способствовать воспитанию  эстетического вкуса, внимательности;        способствовать привитию навыков аккуратности; развитию пространственного представления, логического мышления.

Цели мастер- класса

  •         ознакомить студентов с марками , маркировкой электромонтажных проводов, шнуров и кабелей; способами их обработки.
  •         способствовать  формированию понятий: провод, проводник, диэлектрик, токоведущая жила, изоляция, провод, кабель, шнур и т.д; применение проводов, кабелей, шнуров ; способы обработки и приемы разделки концов проводов. кабелей и шнуров, их оконцевание ; формированию умений, систематизировать знания по химии, спецтехнологии ;  формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;
  •          обеспечить  реализацию межпредметных связей;
  •         способствовать воспитанию  эстетического вкуса, внимательности;
  •        способствовать привитию навыков аккуратности; развитию пространственного представления, логического мышления.
Формируемые компетенции:   базовые – знать конструкцию, классификацию, основные парметры макировку и область применения проводов, кабелей и шнуров; правила работы с электромонтажным инструментом. профессиональные - уметь различать и определять марки проводов, кабелей и шнуров; методы разделки и оконцевания проводов и кабелей; уметь пользоваться электромонтажными инструментами специальные - производить разделку, оконцевания, соединения проводов и кабелей, изготавливать коммутационные шнуры

Формируемые компетенции:

  • базовые – знать конструкцию, классификацию, основные парметры макировку и область применения проводов, кабелей и шнуров; правила работы с электромонтажным инструментом.
  • профессиональные - уметь различать и определять марки проводов, кабелей и шнуров; методы разделки и оконцевания проводов и кабелей; уметь пользоваться электромонтажными инструментами
  • специальные - производить разделку, оконцевания, соединения проводов и кабелей, изготавливать коммутационные шнуры
2:  Актуализация прежних знаний студентов  КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ - технический диктант   Проверь и оцени свой уровень  технического интеллекта.

2:

Актуализация прежних знаний студентов

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ - технический диктант

Проверь и оцени свой уровень

технического интеллекта.

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Студентам представлены десять предложений. На краю стола в порядке нумерации необходимо отметить верные высказывания полоской  розового  цвета, неверные – оранжевого . И оценить свои знания по контрольной линейке самостоятельно. 10 правильных ответов оценивается на «отлично», 7-9 правильных ответов оценивается на «хорошо», 4-6 правильных ответов оценивается на «удовлетворительно», 3 и менее правильных ответов оцениваются как «неудовлетворительные»

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

  • Студентам представлены десять предложений. На краю стола в порядке нумерации необходимо отметить верные высказывания полоской розового цвета, неверные – оранжевого . И оценить свои знания по контрольной линейке самостоятельно.
  • 10 правильных ответов оценивается на «отлично»,
  • 7-9 правильных ответов оценивается на «хорошо»,
  • 4-6 правильных ответов оценивается на «удовлетворительно»,
  • 3 и менее правильных ответов оцениваются как «неудовлетворительные»
ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 1 . Проводники - вещество, среда, материал, хорошо проводящие  электрический ток  2. Среди наиболее распространённых твёрдых проводников известны металлы, полуметаллы, углерод.  3. Диэле́ктрик  — вещество (материал), который не проводит   электрический ток . )  4. Алюминий и железо яляются самыми распространенными металлами на земле.   5. Окисляемость, растворимость, коррозийность - это химические свойства металлов.  6. Металлы  вещества, обладающие высокими теплопроводностью и электропроводностью.    7. В качестве диэлектриков применяют следующие материалы фарфор, стекло, бумага, пластик, резина, дистиллированная вода.  8. К защитным средствам электромонтера во время работы от поражения электрическим током относят резиновые перчатки, инструмент с изолированными ручками , указатели напряжения(розовая полоска)   9. Изоляция электрическая – это разделение проводников диэлектриками.   10. Основные средства защиты должны подвергаться контрольным испытаниям один раз в 6 месяцев.    

ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

1 . Проводники - вещество, среда, материал, хорошо проводящие  электрический ток

2. Среди наиболее распространённых твёрдых проводников известны металлы, полуметаллы, углерод.

3. Диэле́ктрик  — вещество (материал), который не проводит   электрический ток . )

4. Алюминий и железо яляются самыми распространенными металлами на земле.

  5. Окисляемость, растворимость, коррозийность - это химические свойства металлов.

6. Металлы вещества, обладающие высокими теплопроводностью и электропроводностью.  

7. В качестве диэлектриков применяют следующие материалы фарфор, стекло, бумага, пластик, резина, дистиллированная вода.

8. К защитным средствам электромонтера во время работы от поражения электрическим током относят резиновые перчатки, инструмент с изолированными ручками , указатели напряжения(розовая полоска)

  9. Изоляция электрическая – это разделение проводников диэлектриками.

  10. Основные средства защиты должны подвергаться контрольным испытаниям один раз в 6 месяцев.

 

 

Освоение нового материала  ГОСТ-ами определено более 30 тысяч различных видов кабельной продукции  К ним относятся:  провода кабели шнуры

Освоение нового материала

ГОСТ-ами определено более 30 тысяч различных видов кабельной продукции

К ним относятся:

  • провода
  • кабели
  • шнуры
Провод - это  Провод  — это проводник электрического тока, состоящий из одной или нескольких токоведущих жил (проволок из меди, алюминия, реже стали )

Провод - это

Провод  — это проводник электрического тока, состоящий из одной или нескольких токоведущих жил (проволок из меди, алюминия, реже стали )

КАБЕЛЬ  Кабель – это электротехническое устройство состоящее из двух и более изолированных друг от друга проводников, заключенных во влагозащитную оболочку.  Кабель предназначен для передачи видео-, радио-, электро – и др. сигналов на расстояние .

КАБЕЛЬ

Кабель – это электротехническое устройство состоящее из двух и более изолированных друг от друга проводников, заключенных во влагозащитную оболочку.

Кабель предназначен для передачи видео-, радио-, электро – и др. сигналов на расстояние .

 ШНУР – две или более изолированных гибких или особо гибких жил , скрученных или уложенных параллельно, поверх которых наложены не оболочка и защитные покрытия. оконцованный с одной или обоих концов .

ШНУР – две или более изолированных гибких или особо гибких жил , скрученных или уложенных параллельно, поверх которых наложены не оболочка и защитные покрытия. оконцованный с одной или обоих концов .

Назначение проводов  Провода, кабели и шнуры   предназначены для соединения источника электрического тока с потребителем, компонентами электрической схемы.  Они используются при сооружении линий электропередач, изготовлении обмоток электродвигателей и трансформаторов, при монтаже радиоаппаратуры и устройств электросвязи

Назначение проводов

Провода, кабели и шнуры   предназначены для соединения источника электрического тока с потребителем, компонентами электрической схемы.

Они используются при сооружении линий электропередач, изготовлении обмоток электродвигателей и трансформаторов, при монтаже радиоаппаратуры и устройств электросвязи

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОВОДОВ, ШНУРОВ И КАБЕЛЕЙ К ним относятся:  токопроводящие жилы   изоляции   экраны    оболочка    наружные покровы

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОВОДОВ, ШНУРОВ И КАБЕЛЕЙ

К ним относятся:

токопроводящие жилы

изоляции

экраны

оболочка

наружные покровы

Классификация проводов  Провода классифицируются:  по назначению;  по конструкции;  по роду изоляции;  по сечению жил.

Классификация проводов

Провода классифицируются:

  • по назначению;
  • по конструкции;
  • по роду изоляции;
  • по сечению жил.
Классификация проводов по  назначению  По техническому назначению все выпускаемые промышленностью провода делятся : на с и л о в ы е или у с т а н о в о ч н ы е – АПВ, АППВ, ПРВПМ, ПРВППМ; м о н т а ж н ы е – МР, МРГ, МШП, МГШП, МШВ, МГШВ, МГТФ, МГШВЭ, МГТФЭ, МГШД, МГШДО, ЛПЛ -2(4, 6, 8);  о б м о т о ч н ы е – ПМВ, ПМОВ ; Телефонные – ТРП, П-274, КСПВ и др.  п р о в о д а з а ж и г а н и я - ПТЛ-1, ПТЛ -2 и др.

Классификация проводов по назначению

По техническому назначению все выпускаемые

промышленностью провода делятся :

  • на с и л о в ы е или у с т а н о в о ч н ы еАПВ, АППВ, ПРВПМ, ПРВППМ;
  • м о н т а ж н ы еМР, МРГ, МШП, МГШП, МШВ, МГШВ, МГТФ, МГШВЭ, МГТФЭ, МГШД, МГШДО, ЛПЛ -2(4, 6, 8);
  • о б м о т о ч н ы еПМВ, ПМОВ ;
  • Телефонные – ТРП, П-274, КСПВ и др.
  • п р о в о д а з а ж и г а н и я - ПТЛ-1, ПТЛ -2 и др.
Классификация проводов по конструкции  Провода  по конструкции токопроводящей жилы могут быть:  однопроволочными (негибкими) и многопроволочными (гибкими). По способу изоляции провода  могут быть  изолированными и неизолированными . По способу защиты  провода  могут быть  защищенными и незащищенными . По сечению жилы провода  могут быть  большого и малого сечения и м икропровода

Классификация проводов по конструкции

Провода по конструкции токопроводящей жилы могут быть:

однопроволочными (негибкими) и многопроволочными (гибкими).

По способу изоляции провода могут быть

изолированными и неизолированными .

По способу защиты провода могут быть

защищенными и незащищенными .

По сечению жилы провода могут быть

большого и малого сечения и м икропровода

Технические характеристики электрических проводов  Сила и частота тока проходящего по проводам.  Номинальное напряжение постоянного тока .  Интервал рабочих температур. Толщину проводов выбирают в зависимости от  силы и частоты проходящего по ним тока,  а изоляцию – от напряжения, под которым  она находятся.

Технические характеристики электрических проводов

Сила и частота тока проходящего по проводам.

Номинальное напряжение постоянного тока .

Интервал рабочих температур.

Толщину проводов выбирают в зависимости от

силы и частоты проходящего по ним тока,

а изоляцию – от напряжения, под которым

она находятся.

Маркировка проводов, кабелей и шнуров Силовые, установочные провода и шнуры соединительные . Марку провода и шнура записывают в виде сочетание букв и цифр:  1 буква указывает материал токоведущей жилы ( А – алюминий , М – медь , Б – биметаллическая токоведущая жила ); 2 буква П -  означает провод , Ш – шнур; 3 буква указывает материал изоляции: Р – резина, В - поливинилхлорид , П – полиэтилен, Ф – фторопласт, С – стирофлекс, Н – наиритовая резина; 4 Число жил и сечение указывают следующим образом: ставят черточку, записывают число жил, ставят знак умножение, записывают сечение жилы. В марках проводов и шнуров могут быть другие буквы, характеризующие другие элементы конструкции:  Д - провод двойной, О оплетка, Т для прокладки в трубах, П – плоские с разделительным оснаванием, Г - гибкий (многожильный) Пример: АППВ – 2*2.5 – установочный провод с алюминиевой жилой, в поливинилхлоридной изоляции ,плоский с разделительным основанием, двух жильный сечением 2,5 мм

Маркировка проводов, кабелей и шнуров

Силовые, установочные провода и шнуры соединительные .

Марку провода и шнура записывают в виде сочетание букв и цифр:

1 буква указывает материал токоведущей жилы ( А – алюминий , М – медь , Б – биметаллическая токоведущая жила );

2 буква П - означает провод , Ш – шнур;

3 буква указывает материал изоляции: Р – резина, В - поливинилхлорид , П – полиэтилен, Ф – фторопласт, С – стирофлекс, Н – наиритовая резина;

4 Число жил и сечение указывают следующим образом: ставят черточку, записывают число жил, ставят знак умножение, записывают сечение жилы.

В марках проводов и шнуров могут быть другие буквы, характеризующие другие элементы конструкции:

Д - провод двойной, О оплетка, Т для прокладки в трубах, П – плоские с разделительным оснаванием, Г - гибкий (многожильный)

Пример: АППВ – 2*2.5 – установочный провод с алюминиевой жилой, в поливинилхлоридной изоляции ,плоский с разделительным основанием, двух жильный сечением 2,5 мм

Изготовление контактных колец

Изготовление контактных колец

Наложение нитяного бандажа

Наложение нитяного бандажа

Кабели связи  Для передачи информации на расстояние в настоящее время применяются электрические кабели связи, марок: ТРП; П-274; КСПВ и др. , а также высоко- производительные кабели марки UTP категории 5Е для передачи цифровой и аналоговой информации.

Кабели связи

Для передачи информации на расстояние в настоящее время применяются электрические кабели связи, марок: ТРП; П-274; КСПВ и др. , а также высоко- производительные кабели марки UTP категории 5Е для передачи цифровой и аналоговой информации.

. КОНСТРУКЦИЯ КАБЕЛЯ UTP  Кабель состоит из 2, 4- парных одножильных медных проводников, помещенных в ПВХ оболочку . Каждый проводник заключен в ПВХ изоляцию. Два проводника , скрученных с различным , специально подобранным шагом , составляют одну витую пару . Для удобства по оболочку укладывается разрывная нить , при вытягивании которой образуется продольный разрез. Он применяется для горизонтальных кабельных проводок и для изготовления коммутационных шнуров – патч-кордов .

.

КОНСТРУКЦИЯ КАБЕЛЯ UTP

Кабель состоит из 2, 4- парных одножильных медных проводников, помещенных в ПВХ оболочку . Каждый проводник заключен в ПВХ изоляцию. Два проводника , скрученных с различным , специально подобранным шагом , составляют одну витую пару . Для удобства по оболочку укладывается разрывная нить , при вытягивании которой образуется продольный разрез. Он применяется для горизонтальных кабельных проводок и для изготовления коммутационных шнуров – патч-кордов .

Коммутационный соеденительный шнур(патч-корд)  Коммутационный соединительный шнур  (патч-корд) – это мини кабель , оконцованный с обоих сторон коннекторами.

Коммутационный соеденительный шнур(патч-корд)

Коммутационный соединительный шнур

(патч-корд) – это мини кабель , оконцованный с обоих сторон коннекторами.

Коннектор Коннектор RJ-11,  RJ-12, RJ-45  – это модульная вилка с дискретными врезными контактами, запрессованными в пластмассовый корпус, предназначенные для оконцевания одножильного и многожильного ( патч- кордового) кабеля.

Коннектор

Коннектор RJ-11, RJ-12, RJ-45 – это модульная вилка с дискретными врезными контактами, запрессованными в пластмассовый корпус, предназначенные для оконцевания одножильного и многожильного ( патч- кордового) кабеля.

Назначение коммутационных шнуров  Основная функция шнура – обеспечение соединения между различными устройствами электросвязи, например, для подключения телефонов и факсов, компьютеров, телефонных трубок и др.  В настоящее время на предприятиях связи широко применяют технологию мгновенного присоединения жил методом опрессования.

Назначение коммутационных шнуров

Основная функция шнура – обеспечение соединения между различными устройствами электросвязи, например, для подключения телефонов и факсов, компьютеров, телефонных трубок и др.

В настоящее время на предприятиях связи широко применяют технологию мгновенного присоединения жил методом опрессования.

Обжимной инструмент

Обжимной инструмент

  Технология изготовления коммутационного 4- парного шнура- UTP патч-корда  RJ-45 - RJ-45

Технология изготовления коммутационного 4- парного шнура- UTP патч-корда RJ-45 - RJ-45

Технологическая последовательность  выполнения операций Заготовка строительной длины кабеля. Тестирование кабеля . Удаление оболочки. Разбивка сердечника кабеля по парам. Рихтовка и укладка жил по нумерации пар в соответствии с цветовой гаммой. Укорачивание жил до необходимой длины. Ввод подготовленных жил в коннектор. Установка коннектора в пресс-механизм и его опрессование. Тестирование смонтированного патч- корда.

Технологическая последовательность выполнения операций

  • Заготовка строительной длины кабеля.
  • Тестирование кабеля .
  • Удаление оболочки.
  • Разбивка сердечника кабеля по парам.
  • Рихтовка и укладка жил по нумерации пар в соответствии с цветовой гаммой.
  • Укорачивание жил до необходимой длины.
  • Ввод подготовленных жил в коннектор.
  • Установка коннектора в пресс-механизм и его опрессование.
  • Тестирование смонтированного патч- корда.

Тестирование шнура Патч-корд (шнур) тестируется: на целостность электрических цепей; на отсутствие короткого замыкания; на правильность разводки.

Тестирование шнура

Патч-корд (шнур) тестируется:

  • на целостность электрических цепей;
  • на отсутствие короткого замыкания;
  • на правильность разводки.
Закрепление Задание №1 1-й подгруппе : на плакате клеем закрепить конструктивные элементы кабеля так, что бы получилась конструкцию кабеля определенной марки. Определить и назвать марку кабеля.  Задание№! 2-й подгруппе : на плакате клеем закрепить конструктивные элементы шнура так, получилась конструкция шнура определенной марки. Определить и назвать марку шнура.  ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ . Каждой подгруппе пооперационно в порядке эстафеты изготовить патч-корд, с соблюдением  технологической последовательности.

Закрепление

  • Задание №1 1-й подгруппе : на плакате клеем закрепить конструктивные элементы кабеля так, что бы получилась конструкцию кабеля определенной марки. Определить и назвать марку кабеля.

  • Задание№! 2-й подгруппе : на плакате клеем закрепить конструктивные элементы шнура так, получилась конструкция шнура определенной марки. Определить и назвать марку шнура.

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ . Каждой подгруппе пооперационно в порядке эстафеты изготовить патч-корд, с соблюдением технологической последовательности.
Рефлексия  Ребята понравился ли вам урок? Какие трудности возникли при изготовлении шнура? Если были трудности как вы их преодолели?  Пожелания

Рефлексия

  • Ребята понравился ли вам урок?
  • Какие трудности возникли при изготовлении шнура?
  • Если были трудности как вы их преодолели?

Пожелания

Благодарим за участие в проведении мастер- класса!

Благодарим за участие в проведении мастер- класса!