СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронное учебное пособие "Текст, его особенности".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электронное учебное пособие "Текст, его особенности"можно использовать на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Электронное учебное пособие "Текст, его особенности".»

Текст, его особенности .

Текст, его особенности .

Текст ли это? Докажите .  Вот уже и сентябрь. В ноябре на землю ляжет снег. Дети вновь идут в школу. Вчера с березы осыпались листья. Мы не можем гулять под осенним дождём. Ноябрь наступил!

Текст ли это? Докажите .

Вот уже и сентябрь. В ноябре на землю ляжет снег. Дети вновь идут в школу. Вчера с березы осыпались листья. Мы не можем гулять под осенним дождём. Ноябрь наступил!

Текст ли это? Докажите .  Это весёлый, пронизанный светом березняк. По белым стволам берёз бегают солнечные зайчики. Флейтой заливается иволга, и словно не от ветра, а от самой этой песни раскачиваются веточки березы.  Много стихов и песен сложено про красавицу-березу. О ней всегда вспоминают, когда говорят о России.

Текст ли это? Докажите .

Это весёлый, пронизанный светом березняк. По белым стволам берёз бегают солнечные зайчики. Флейтой заливается иволга, и словно не от ветра, а от самой этой песни раскачиваются веточки березы.

Много стихов и песен сложено про красавицу-березу. О ней всегда вспоминают, когда говорят о России.

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу. Предложения располагаются в определённом порядке. Последовательность предложений соответствует последовательности событий. Предложения связаны общей темой, общей мыслью.   Текст может иметь заглавие. По форме тексты могут быть устными и письменными.

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу. Предложения располагаются в определённом порядке. Последовательность предложений соответствует последовательности событий. Предложения связаны общей темой, общей мыслью. Текст может иметь заглавие.

По форме тексты могут быть устными и письменными.

 По виду речи - монологическими и диалогическими.  По типу речи тексты делятся на повествование, описание, рассуждение.  Устойчивые разновидности текстов - это жанры (заявление, информационная заметка, письмо и т. д.).

По виду речи - монологическими и диалогическими. По типу речи тексты делятся на повествование, описание, рассуждение. Устойчивые разновидности текстов - это жанры (заявление, информационная заметка, письмо и т. д.).

предложения связаны общей темой,  общей мыслью.

предложения связаны общей темой,

общей мыслью.

По форме: устные

По форме:

устные

По виду речи:

По виду речи:

По типу речи:

По типу речи:

Тема – это то, о чём (или о ком) говорится в тексте.

Тема – это то, о чём (или о ком) говорится в тексте.

Тему можно определить различными способами: 1) по началу текста; 2) по ключевым словам; 3) по ключевым эпизодам; 4) по поступкам или размышлениям героев или самого автора; 5) по заглавию текста.

Тему можно определить различными способами:

1) по началу текста;

2) по ключевым словам;

3) по ключевым эпизодам;

4) по поступкам или размышлениям героев или самого автора;

5) по заглавию текста.

 Основная (главная) мысль текста, идея  – то, что хотел сказать нам автор.   Что нам помогает сформулировать идею? 1) Общая тональность звучания текста; 2) настроение, вызванное прочтением текста; 3) отношение автора к событиям, героям; 4) наличие в тексте тезиса, прямо или косвенно формулирующего основную мысль.

Основная (главная) мысль текста, идея – то, что хотел сказать нам автор.

Что нам помогает сформулировать идею?

1) Общая тональность звучания текста;

2) настроение, вызванное прочтением текста;

3) отношение автора к событиям, героям;

4) наличие в тексте тезиса, прямо или косвенно формулирующего основную мысль.

 Композиция – построение текста. Основные композиционные части текста.        Вступление Основная часть Заключение

Композиция – построение текста.

Основные композиционные части текста.

Вступление

Основная часть

Заключение

Это текст? Что необходимо изменить, чтобы получился текст? Запишите получившийся текст.  Тайга была такой чистой, словно осень прошла по ней свистящей метлой. Во всем мире жила прозрачность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным. В середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. 6

Это текст?

Что необходимо изменить, чтобы получился текст?

Запишите получившийся текст.

Тайга была такой чистой, словно осень прошла по ней свистящей метлой. Во всем мире жила прозрачность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным. В середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.

6

 Сентябрь был отменно сухим и солнечным. В середине месяца вернулись погожие летние денечки.  Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.  Тайга была такой чистой, словно осень прошла по ней свистящей метлой. Во всем мире жила прозрачность, ощущение легкой тревоги. 6

Сентябрь был отменно сухим и солнечным. В середине месяца вернулись погожие летние денечки.

Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.

Тайга была такой чистой, словно осень прошла по ней свистящей метлой. Во всем мире жила прозрачность, ощущение легкой тревоги.

6

Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной основной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения. Что такое микротема? О чем этот текст? Какова его тема? 1.  Тема  (про что?):  осень в тайге.  2. Основная мысль  (что хотел донести автор?): неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге все-таки навевает грусть.

Абзац

  • служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной основной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения.
  • Что такое микротема?
  • О чем этот текст? Какова его тема?

1.  Тема  (про что?):

  • осень в тайге. 

2. Основная мысль  (что хотел донести автор?):

  • неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге все-таки навевает грусть.

 Микротема  – часть темы. Все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.  Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Микротема выделяется в отдельный абзац, то есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. Пронумеруйте абзацы. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

Микротема – часть темы. Все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.

Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Микротема выделяется в отдельный абзац, то есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. Пронумеруйте абзацы. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

  Ключевые слова  – это слова, которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон текста.

Ключевые слова – это слова, которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон текста.

Определите тип речи. Озаглавьте текст.

Определите тип речи. Озаглавьте текст.

Работа с текстом:   Роза распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, пронизывавшего её тонкие лепестки розовым светом. В цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить. Она могла только, склонив свою голову, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой.  (По В. М. Гаршину.)

Работа с текстом:

Роза распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, пронизывавшего её тонкие лепестки розовым светом. В цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить. Она могла только, склонив свою голову, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой.

(По В. М. Гаршину.)

 Предложения в тексте объединяются не только темой, но и основной мыслью, идеей. Основная мысль — это то главное, что хочет сказать автор своим произведением, то, ради чего он его пишет.  В тексте о розе основной мыслью является описание состояния розы, радости, счастья, что она живёт. Эта мысль заключается в таких предложениях: Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро...; …если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить .  По особенностям структуры (построения) различают следующие типы организации речи: повествование, описание, рассуждение .

Предложения в тексте объединяются не только темой, но и основной мыслью, идеей. Основная мысль — это то главное, что хочет сказать автор своим произведением, то, ради чего он его пишет.

В тексте о розе основной мыслью является описание состояния розы, радости, счастья, что она живёт. Эта мысль заключается в таких предложениях: Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро...; …если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить .

По особенностям структуры (построения) различают следующие типы организации речи: повествование, описание, рассуждение .

 Предложения в тексте могут быть связаны разными средствами: местоимениями, однокоренными словами, союзами, повтором одних и тех же слов и др. Например, в данном тексте для связи предложений используются местоимения (она, вокруг неё, её) и союзы (но, и, когда).  Цельность тексту придаёт смысловое единство. Каждый текст заключает в себе определённое содержание, т. е. имеет свою тему.  Тема — это то, о чём идёт речь в тексте. Если в тексте говорится о розе, значит, роза и есть тема данного текста.

Предложения в тексте могут быть связаны разными средствами: местоимениями, однокоренными словами, союзами, повтором одних и тех же слов и др. Например, в данном тексте для связи предложений используются местоимения (она, вокруг неё, её) и союзы (но, и, когда).

Цельность тексту придаёт смысловое единство. Каждый текст заключает в себе определённое содержание, т. е. имеет свою тему.

Тема — это то, о чём идёт речь в тексте. Если в тексте говорится о розе, значит, роза и есть тема данного текста.

  Повествование – это текст (монологическое высказывание), в котором предложения находятся в отношениях временной последовательности. В повество-вании события рассматриваются в движении, как следующие одно за другим.

Повествование – это текст (монологическое высказывание), в котором предложения находятся в отношениях временной последовательности. В повество-вании события рассматриваются в движении, как следующие одно за другим.

Примеры повествования: 1. После прилёта скворцы начинают устраивать свои гнёзда. Они чистят домики-скворечники, носят в клювах былинки и лёгкую подстилку, устраивают уютное гнездо. Весь день скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща чёрными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.  Тема текста — рассказ о действиях скворцов. Основная мысль текста — показать птиц-тружеников, которые никогда не остаются без дела. 2. Вот уж снег последний в поле тает.  Тёплый пар восходит от земли,  И кувшинчик синий расцветает,  И зовут друг друга журавли. (А. К. Толстой.)

Примеры повествования:

1. После прилёта скворцы начинают устраивать свои гнёзда. Они чистят домики-скворечники, носят в клювах былинки и лёгкую подстилку, устраивают уютное гнездо.

Весь день скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм.

Сидя на ветке дерева, трепеща чёрными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.

Тема текста — рассказ о действиях скворцов. Основная мысль текста — показать птиц-тружеников, которые никогда не остаются без дела.

2. Вот уж снег последний в поле тает.

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли. (А. К. Толстой.)

  Рассуждение  Рассуждение — это текст, в котором предложения находятся в причинно-следственных отношениях.  Рассуждение строится по следующей схеме: 1) тезис (что нужно доказать); 2) доказательства; 3) вывод.

Рассуждение

Рассуждение — это текст, в котором предложения находятся в причинно-следственных отношениях.

Рассуждение строится по следующей схеме:

1) тезис (что нужно доказать);

2) доказательства;

3) вывод.

Примеры рассуждения: 1. Любите чтение, потому что литература даёт вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, — словом, делает вас мудрыми. (Д. С. Лихачёв.) Основной тезис текста — читайте, потому что литература даёт опыт жизни. Доказательства этого: литература делает человека интеллигентным, развивает чувство красоты, даёт понимание жизни, служит проводником в другие эпохи, раскрывает сердца людей. Вывод: литература делает человека мудрым.

Примеры рассуждения:

1. Любите чтение, потому что литература даёт вам обширнейший и глубочайший опыт жизни.

Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, — словом, делает вас мудрыми. (Д. С. Лихачёв.)

Основной тезис текста — читайте, потому что литература даёт опыт жизни. Доказательства этого: литература делает человека интеллигентным, развивает чувство красоты, даёт понимание жизни, служит проводником в другие эпохи, раскрывает сердца людей. Вывод: литература делает человека мудрым.

Описание. Жираф.  Жираф – самое высокое животное на земле. Высота его почти шесть метров, хотя туловище не больше туловища лошади. У него длинные ноги и длинная шея. Голова у жирафа небольшая, с двумя маленькими рожками. Окраска его светло-желтая с черными пятнами, как у леопарда.

Описание.

Жираф.

Жираф – самое высокое животное на земле. Высота его почти шесть метров, хотя туловище не больше туловища лошади. У него длинные ноги и длинная шея. Голова у жирафа небольшая, с двумя маленькими рожками. Окраска его светло-желтая с черными пятнами, как у леопарда.

Рассуждение. Почему нужно есть много овощей и фруктов?  Однажды сын спросил у мамы: «Для чего организму человека нужны овощи и фрукты?» «Потому что в них содержатся витамины »,- ответила мама. «Чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы, быть бодрым и реже простужаться», - добавил папа.

Рассуждение.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Однажды сын спросил у мамы: «Для чего организму человека нужны овощи и фрукты?» «Потому что в них содержатся витамины »,- ответила мама. «Чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы, быть бодрым и реже простужаться», - добавил папа.

 Повествование  Наступила долгожданная зима.  Мороз затянул пруд ледком.  Ребята размели каток. У всех готовы коньки. Мальчишки ловко и легко скользят по льду. Радостно звучат детские голоса.  Хорошо мчаться по гладкому льду!

Повествование

Наступила долгожданная зима.

Мороз затянул пруд ледком.

Ребята размели каток. У всех готовы коньки. Мальчишки ловко и легко скользят по льду. Радостно звучат детские голоса.

Хорошо мчаться по гладкому льду!

Основные признаки текста:   Тема ( о чём или о ком говорится) Заглавие Делимость  на части (вступление, основная часть, заключение) Текст Основная мысль Композиционная завершенность связность

Основные признаки текста:

Тема

( о чём или о ком

говорится)

Заглавие

Делимость

на части

(вступление,

основная часть,

заключение)

Текст

Основная

мысль

Композиционная

завершенность

связность

Работа с текстом Тропинка.  Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.  Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.  Гуляя в лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена года.  Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка.

Работа с текстом

Тропинка.

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Гуляя в лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка.

Работа с текстом. Что называется текстом?  Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий. Текст можно озаглавить. У текста есть заглавие – « Тропинка ». Что отражается в заглавии? ( тема текста )

Работа с текстом.

Что называется текстом?

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий. Текст можно озаглавить.

У текста есть заглавие – « Тропинка ».

Что отражается в заглавии? ( тема текста )

 Что называется темой текста?  Тема текста – то, о чем говорится в тексте. Что такое основная мысль текста?  Основная мысль текста – то, в чём убеждает  нас автор. Какова тема нашего текста? Какова основная мысль текста?

Что называется темой текста?

Тема текста – то, о чем говорится в тексте.

Что такое основная мысль текста?

Основная мысль текста – то, в чём убеждает

нас автор.

Какова тема нашего текста?

Какова основная мысль текста?

 Что называется темой текста?  Тема текста – то, о чем говорится в тексте. Что такое основная мысль текста?  Основная мысль текста – то, в чём убеждает  нас автор. Какова тема нашего текста?  Тема текста – лесная тропинка. Какова основная мысль текста?  Лесная тропинка интересна, любима.

Что называется темой текста?

Тема текста – то, о чем говорится в тексте.

Что такое основная мысль текста?

Основная мысль текста – то, в чём убеждает

нас автор.

Какова тема нашего текста?

Тема текста – лесная тропинка.

Какова основная мысль текста?

Лесная тропинка интересна, любима.

 Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части. Определите их.  1. Начало  2. Основная часть  3. Заключение

Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части.

Определите их.

1. Начало

2. Основная часть

3. Заключение

 Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части. 1. Начало (1-е предложение).  2. Основная часть (2-е и 3-е предложения – что  мы видим и слышим, гуляя по тропинке).  3. Заключение (последнее предложение. Оно же  конец предложения).  Вывод: все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль.)

Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части.

1. Начало (1-е предложение).

2. Основная часть (2-е и 3-е предложения – что

мы видим и слышим, гуляя по тропинке).

3. Заключение (последнее предложение. Оно же

конец предложения).

Вывод: все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль.)

 Текст – это ряд предложений в логической последовательности, которые объединяются общей темой, выражают идею и связываются друг с другом средствами связ и.

Текст – это ряд предложений в логической последовательности, которые объединяются общей темой, выражают идею и связываются друг с другом средствами связ и.

Домашнее задание  1.Создайте текст из 5-7 предложений с учётом всех признаков текста. 2.Озаглавьте свой текст. 2.Определите его тему и идею. 3.Подчеркните средства связи между предложениями (см. образец в тетради).

Домашнее задание

1.Создайте текст из 5-7 предложений с учётом всех признаков текста.

2.Озаглавьте свой текст.

2.Определите его тему и идею.

3.Подчеркните средства связи между предложениями (см. образец в тетради).