План – конспект
урока по технологии 6 классе по теме:
Ознакомление с приемами работы электромонтажными инструментами.
Тип урока - комбинированный -45 мин.
Характеристика темы
Тема не является новой для учащихся, так как ими были прослушаны темы:
«Электротехнические работы в быту», «Бытовые электрические светильники». Межпредметные связи: с математикой,черчением, физикой
Цель урока: формирование умений и навыков пользования электромонтажными инструментами
Задачи:
Развивающий аспект - создание условий для развития у учащихся познавательной активности, систематизация и коррекция умений и навыков пользования электромонтажными инструментами, навыков работы электромонтажными инструментами
Образовательный аспект - обеспечить усвоение учащимися значения данного оборудования, устранить пробелы в знаниях пользования электромонтажным инструментом, техники безопасности при работе с данными инструментами.
Воспитательный аспект - воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешную деятельность: внимательность, целеустремленность, наблюдательность, любознательность, ответственность. Воспитание трудовой мотивации, помочь ориентироваться в мире профессий
Цели учащихся
Знать: электромонтажный инструмент, приемы работы им.
Уметь: проводить электромонтажные работы.
Критерии оценки
• степень самостоятельности;
• характер деятельности
• качество выполненных работ.
Методы обучения по уровню познавательной активности: продуктивные -«мозговая атака», частично-поисковый; метод формирования новых знаний - индуктивный.
Формы реализации методов обучения: беседа, самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая
Средства обучения
-план работы
-технологическая карта,
-электромонтажные инструменты,
-инструкции по охране труда при работе электромонтажными инструментами
-заготовки (детали)
-презентация.
Ход урока
1. Организационный момент: определить посещаемость и готовность учащихся к уроку – 2 минуты
2. Формулировка целей урока (целеполагание) - обучающие формулируют тему занятия самостоятельно (3 минуты)
Мотивация и актуализация
На этом этапе ставится образовательная задача по созданию фундамента для усвоения нового материала и создания мотивации к предстоящей деятельности
Задача развития психических процессов - внимание, память, мыслительные операции по анализу. Эти задачи могут быть решены с помощью следующего содержания: утро началось неудачно, перегорел фен, замкнула проводка возле вилки. Что делать? (Размышления учеников).
Формулировка темы урока и цели урока учениками
Данное содержание можно реализовать с помощью метода «мозговой атаки»
3.Повторение пройденного материал (7 минут)
-какие источники тока вы знаете?
-что такое изолятор, привести примеры изоляторов?
-что такое проводник, привести примеры проводников?
-что такое потребители, привести примеры?
-виды соединений? (показать на доске)
4. Объяснение нового материала
Для работы электрику необходим инструмент. Каждый электрик подбирает инструмент индивидуально так, что бы им было удобно пользоваться. Каким же инструментом проводят электромонтажные работы?
(вопросы учащимся)
У: С помощью кусачек отрезают провода. Рабочая часть кусачек имеет заостренные режущие кромки. Ручки покрыты изоляционным материалом.
Нож монтёрский необходим для снятия изоляции с проводов.
Круглогубцы и плоскогубцы нужны для сгибания и скручивания проводов.
Отвертка используется для сборки соединений.
На рабочем столе все инструменты располагают справа от себя, причем ближе кладут те, которые чаще используются. Провода, шнуры, изоляционные материалы располагают слева. Правила техники безопасности при работе с этим инструментом.
5.Практическая часть занятия: Изготовление переносного светильника.
У: раздаю технологические карты, работа учащихся в парах.
Объясняю по презентации порядок работы, текущий инструктаж
6. Заключительная часть занятия:
Уборка рабочих мест и мастерской.
Оценка работ учащихся самими учениками
Закрепление материала по вопросам:
-виды электромонтажных инструментов, правила работы с ними,
техника безопасности при работе с инструментом
7.Рефлексия. Итак, что мы сегодня узнали, как вы думаете, это в жизни вам пригодится? Кто считает, что пригодится, поднимите красную лампочку
Дом. задание. Составить загадки по электромонтажным работам.
Спасибо за работу, всего доброго, удачи.
Приложение 1.
Технологическая карта
«Ремонт переносного светильника».
Последовательность операций | Эскиз |
1. Осмотрев светильник определить поломку. Удалить неисправную электроарматуру при помощи кусачек. |
2. Взять двухжильный многопроволочный провод. От конца отмерить 35 мм. | |
3. Надрезав ножом изоляционную оболочку, снять её с конца проводов. | |
4. Зачищенные провода скрутить в тугой жгутик. | |
5. На концах провода загнуть колечки с внутренним диаметром около 4 мм. на расстоянии 8-10 мм. от изоляционной оболочки. | |
6. Оставшимся концом обвить провод на 2-3 оборота между колечком и изоляционной оболочкой- получатся 2 «петельки». |
Если замене подлежит ламповый патрон: |
7. Разобрать ламповый патрон: отвинтить нижнюю часть разъёмного корпуса, вынуть фарфоровый сердечник. | |
8. Конец провода продеть сквозь верхнее отверстие фланца патрона. Присоединить оконцованные провода к контактным винтам фарфорового сердечника. Собрать ламповый патрон. | |
Если замене подлежит электрическая вилка: |
8. Разобрать вилку: разъединить корпус, вынуть контактные штифты и прижимную планку. | |
9. Присоединить оконцованные провода к контактным штифтам. |
10. Уложить провода со штифтами в корпус вилки и закрепить их прижимной планкой |
11. Собрать штепсельную планку. |
12. Проверить работоспособность собранного переносного светильника, следуя указаниям учителя. |
Приложение 2.
Карточка контроля знаний
Ученики______________________________________________________________________
Выбери правильные ответы.
1. К проводникам электрического тока относятся (выбери из списка):
Резина;
Металлы;
Вода;
Ткань.
2. К изоляторам относятся:
Резина;
Металлы;
Вода;
Фарфор.
3. Подкладная доска служит для:
Отрезания проводов;
Зачистки проводов;
Изолирования проводов;
Вообще не нужна.
4. Определите три потребителя электрического тока в нашем классе:
____________________,
____________________,
____________________
5. Установи соответствие:
1. Отвёртка | А. Для отрезания проводов |
2. Круглогубцы | Б. Для снятия изоляции с проводов |
3. Нож монтёрский | В. Для сгибания и скручивания проводов |
4. Кусачки | Г. Для сборки соединений |
1- ___, 2-____, 3-____, 4-_____.