Использование элементов дистанционного обучения
участников образовательного процесса
Все стремятся, обучая научить.
Главная цель моей педагогической деятельности – воспитать грамотную личность, готовую жить, учиться и работать в современном информационном обществе.
Информационные технологии незаменимы для обработки данных в любом из направлений профессиональной деятельности человека.
В современном педагогическом сообществе возлагают большие надежды на дистанционное обучение, как средство оперативного взаимодействия между преподавателем и учеником, находящимся вне классной аудитории.
Система дистанционного обучения функционирует на основе нормативной базы, предоставляемой Законом РФ «Об образовании».
Введение новых стандартов образования как приоритетные направления определило формирование предметных и метапредметных компетенций, ведущими из которых являются исследовательские, коммуникативные, ИКТ - компетенции. В связи с этим учитель сталкивается с рядом проблем. Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству. Одним из путей решения этих проблем является использование возможностей дистанционных образовательных технологий в практике работы учителя.
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. В некоторых случаях необходим приезд обучающегося для сдачи экзамена или защиты выпускной работы.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line, это наиболее распространенные формы дистанционных занятий:
1) on-line: режим, при котором преподаватель и ученик в определенное время встречаются в Сети, связываются по Скайпу и работают синхронно, используя материалы, размещенные на сайте;
2) off-line: ученик работает с материалами курса в удобное ему время, преподаватель организует, контролирует и направляет процесс обучения. Интенсивность занятий легко регулируется.
Интерес к дистанционному обучению в последнее время актуален. В школах оно уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения.
Необходимость (причины) введения дистанционного обучения
Несомненно, этот вариант обучения незаменим при работе:
- во время карантинных мероприятий
- с учениками, которые не посещают школу по состоянию здоровья (обучающиеся на дому);
- очень удобно проводить факультативные занятия для учащихся 10-11 классов, которым иногда бывает сложно найти время для посещения очных факультативов в школе, но которые хотели бы получать дополнительные знания;
- дистанционные консультации приносят пользу тем, кто пропустил занятия в школе в силу разных причин (спортивные соревнования, выступления в эстрадных конкурсах, отдых с родителями за границей) или просто не всё понял на уроке;
- выполнение проектов и исследовательских работ;
- работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания)
- увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и т.д.)
Но не только этим ограничивается область применения материалов для дистанционного образования.
1 Это коллекция видеоуроков по основным предметам школьной программы — постоянно пополняемая, в открытом доступе
Такая интернет школа с лекциями опытных преподавателей, открытая в любое время и работающая совершенно бесплатно, способна обучить ребенка многому из образовательной программы.
Дистанционные конкурсы и олимпиады.
Важную роль в образовательном процессе школы играет работа с одаренными детьми. Здесь на помощь нам приходят дистанционные образовательные технологии, участие педагогов школы и обучающихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, конференциях различной направленности.
Дистанционные курсы для учителей.
Например:
а) открытый виртуальный университет повышения квалификации работников образования «Университет ПРОСВЕЩЕНИЕ»;
б) Инфоурок. Дистанционные курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки
3 Общение между учителем и учащимся с помощью электронной почты:
рассылка учебных заданий, вопросы преподавателя и к преподавателю.
Школьный сайт
Школьный сайт также дает возможность дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса.
В электронном журнале каждый учитель может разместить в своем профиле рекомендации по выполнению домашнего задания, справочную информацию, методические разработки, виде - аудиофайлы, мультимедийные презентации. Для обратной связи используются блоги, форумы, которые могут создать все участники школьной сети.
Использование возможностей сетевых профессиональных сообществ «Открытый класс», «nsportal.ru», «Про школу.ру», «Сеть творческих учителей».
Видеосвязь с обучающимися с использованием программ Skype, Вайбер, WhatsApp и пр.
Сайты для подготовки к ГИА, ЕГЭ
Например, на сайтах ege.edu.ru/ru, tetrika-school.ru, ege.sdamgia.ru легко подготовиться к тестированию Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, интерактивную доску, чат, учебные материалы, тренажеры и банк задач.
8 Виртуальные музеи
Виртуальные музеи могут посетить любые школьники, не выходя из компьютерного класса. Например, на сайте http://www.museum-online.ru собраны картины самых известных художников, можно ознакомиться с биографиями художников, информацией об их картинах.
Дистанционные учебные сетевые проекты
Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения.
В современных условиях широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования, очевидным становиться факт, что за дистанционным обучением - будущее.