СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы проектной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элементы проектной деятельности»

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопро­сы, связанные с подготовкой подраста­ющего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельнос­ти являются чрезвычайно важными.
Наша практика показывает, что обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Приме­нение нашими учителями разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинте­ресовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Создание условий для реализации творческого развития на наших уроках, осно­вано на активности обучаю­щихся в тесном сотрудничестве с учите­лем и достигается благодаря:

  1. формированию и развитию позна­вательного интереса, активизации по­знавательной деятельности (мы стараемся учить детей только с опорой на интерес, обязательно создавая ситу­ацию успеха; бессмысленно и безнрав­ственно заставлять детей обучаться тру­ду, если они не осознали его значимос­ти, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);

  2. сотрудничеству между мною-учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;

  3. созданию благоприятных условий для обучения, что является основой для развития про­фессионально-трудовой деятельности учащихся;

  4. дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении;

  5. использованию методов, активизи­рующих учебный процесс;

Опираясь на свой богатый опыт, можно прийти к выводу, что, обучая детей труду, всех одинаково учить нель­зя. Необходим учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка и такую возможность предоставляет метод проектов. На своих уроках ПТО и ПО метод проектов мы используем при изучении любой темы, на всех этапах обучения, в особенности, на завершающем этапе, при подготовке к промежуточной итоговой аттестации. Использование этой технологии дает возможность обучающимся больше работать самостоятельно на уроке. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность. Идеи проектных работ могут успешно нахо­дить не только учителя, но и сами дети (пример-Удовкин Юрий – раскладной табурет для рыбалки). И конечно, продук­тивное развитие, обучение и воспитание ребенка невозможны без профессио­нальной и высоконравственной позиции самого учителя.
Да – это трудно. Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методи­ческого и материально-технического обеспечения. В этом мы находим поддержку у администрации нашей школы. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы, но тематика проектных заданий подбирается с уче­том интересов учащихся.
Сейчас мне хотелось бы остановиться на использовании проектных методик при подготовке учащихся к промежуточному экзамену, который в нашей школе традиционно проходит в форме защиты обучающимися 10 класса своих экзаменационных изделий. Этому предшествует долгая подготовка, которая начинается с выбора темы проекта каждым учащимся. Для наиболее эффективного выполнения проектов обучающимися я, как учитель, обязан учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, сре­ди которых наиболее существенными являются следующие:

  • подготовленность учащихся к дан­ному виду деятельности;

  • интерес школьников к проблеме;

  • практическая направленность и зна­чимость проекта;

  • практическая осуществимость про­екта.

Существенными условиями учебной проектной деятельности являются:
- возможность применения получен­ных знаний, умений и навыков;
- соответствие учебной задачи инди­видуальным возможностям обучающихся;
-  наличие необходимых материально-технических средств;
 -соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требо­ваниям;
  - обеспечение безопасных условий труда;
-  использование образовательных ре­сурсов школы и произ­водственных структур;
-  применение природных материалов и отходов производства;
- рациональное планирование и оформление учебного комплекса.
Для нас самую большую трудность в проектном обучении детей с ОВЗ вызывает информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную лите­ратуру, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, составление планов и отче­тов обучающихся. Все школьники с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы я имею «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подго­товленности учащихся. «Копилка» сопровождается приложением примерных проектов с соответствующим обес­печением и оформлением, что позволя­ет мне проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта. Работа начинается с определения сфе­ры интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки зада­чи (темы) проекта. Далее следуют сбор, изучение и обра­ботка информации по теме проекта. Это является основой для предложения ва­риантов решения задачи (желательно нескольких). Выдвинутые идеи анализируются с каждым обучающимся, и из них отбираются наиболее перспективные. После определения ведущей идеи ре­шения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации (совместно с учителем)
Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения рабо­ты материалами, инструментом и обору­дованием. В процессе выполнения технологических операции, анализа и кон­троля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.
По завершении изготовления прово­дятся испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По их результатам учащимися выдвига­ются перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта, определяются возможности его практической реализации.
Защита проекта на промежуточном экзамене итог работы каждого учащегося, где он должен не только продемонстрировать выполненное изделие, но и грамотно его представить, обосновать необходимость выбора данного изделия, суметь рассказать об этапах выполнения и используемых материалах. Этому помогает параллельное написание письменной экзаменационной работы совместно с изготовлением изделия, в которой обучающийся и отвечает на поставленные ранее вопросы.
Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю воз­можность разнообразить формы прове­дения занятий, стимулировать творчест­во и развить мотивационную сферу школьников. Работая над проектом, наши дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок (разработка эскиза изделия), до проекта на четверть, на учебный год, на промежуточный квалификационный экзамен. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, и в теории необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы обучающиеся с разными уровнями развития. И, здесь огромное поле для нашей деятельности


Похожие файлы