Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по английскому языку "Культуроведение Великобритании и США"»
Пояснительная записка
Общее гуманитарное развитие школьников в процессе изучения иностранного языка неотделимо от изучения истории, культуры, природных и климатических особенностей, традиций и обычаев страны изучаемого языка. Если человек мало знает о той стране, язык которой он изучает, то он лишен той основы мировоззрения, которая делает процесс обучения глубоким и осмысленным.
Предлагаемый школьный курс «Культуроведение Великобритании и США» относится к числу элективных курсов, обязательных для посещения по выбору учащихся, которые входят в состав гуманитарного профиля обучения на старшей ступени школы и реализуются за счет школьного компонента учебного плана.
Этот элективный курс направлен на развитие способности старшеклассников использовать английский язык как средство образования и самообразования в области культуроведения и лингвокультуроведения, на их художественно-эстетическое развитие при соизучении английского языка и одной из англоязычных культур и на удовлетворение их современных познавательных интересов в культуроведческом освоении мира и коммуникативных потребностей в межкультурном общении.
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов, обучающихся в школах с углубленным изучением английского языка. При этом предполагается опора на знания, умения и навыки, приобретенные в школе в рамках базового курса по английскому языку.
Мы считаем необходимым проведение данного элективного курса по культуроведению Великобритании и США, так как он направлен на совершенствование всех видов компетенции: коммуникативной, лингвистической, страноведческой, общеучебной. Навыки, которые предполагается выработать в проессе изучения курса, окажутся полезными для:
Практического изучения языка
Умения оперировать основными типами речи: описанием, повествованием, рассуждением
Умения классифицировать, объединять, обобщать факты и явления, формировать собственное отношение к проблеме.
Основные методы и принципы элективного курса
Личностная направленность
Практическая направленность
Коммуникативная направленность
Занятия по данному курсу следует проводить из расчета 1 час в неделю.
Общее количество часов для изучения курса – 34 часа, что включает в себя 17 часов на изучение культуры, традиций и обычаев Великобритании и 17 часов на изучение культуры, традиций и обычаев США.
Элективный курс максимально обеспечен учебной литературой, построенной с ориентацией на такие принципы культуроведческого образования учащихся средствами иностранного языка, как:
Принцип соизучения языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций
Принцип дидактической культуросообразности
Принцип приоритета проблемных заданий и творческих работ при соизучении языков и культур
Принцип взаимосвязанного поликультурного и билингвального развития личности учащегося
Принцип опоры на межпредметные знания и умения старшеклассников
Занятия, в соответствии с программой курса предполагают:
Знакомство с культурой англоговорящих стран (Великобритании и США)
Бережное отношение к культуре стран изучаемого языка
Совершенствование монологической и диалогической речи
Выполнение творческих заданий
Участие в дискуссиях
Активизацию использования ИКТ на уроках
Обогащение лингво-страноведческих знаний
Цели и задачи курса
Цели курса:
Подготовка учащихся к участию в межкультурном общении на иностранном языке.
Расширение и углубление общего кругозора учащихся в области географии, истории, культуры, экономики, политики, образования стран изучаемого языка.
Воспитание уважительного отношения к традициям и культуре стран изучаемого языка.
Развитие навыков и умений устного общения на базе страноведческих знаний.
Задачи курса:
обогатить знания школьников об историкокультурном развитии Великобритании и США.
развить у учащихся умения сопоставлять культурные факты и явления на иностранном языке, умения представлять свою страну в англоязычной среде с учетом особенностей культуры последней.
продолжить развитие у школьников представлений о политкультурности Британии/ США и России способствовать развитию у них культурной непредвзятости, культуроведческой и речевой наблюдательности.
обогатить представления школьников об этике общения в англоязычной среде с носителями и неносителями языка.
Содержание курса
Необходимость курса обусловлена познавательными потребностями учащихся в области межкультурной коммуникации. Основной упор сделан на использование иностранного (английского) языка для расширения и углубления страноведческих знаний учащихся. В процессе ознакомления с материалом данного курса учащиеся знакомятся с информацией по 11 темам:
географическое положение и природные условия Великобритании и США
основные этапы истории
общая характеристика экономики
государственное устройство и общественно-политическая жизнь
национальный и социальный состав населения
система образования (среднее и высшее образование)
искусство
средства массовой информации
литература
спорт
праздники и традиции
Усилению мотивации к изучению культуры стран изучаемого языка, расширению познавательных интересов учащихся способствует усвоение и накопление фоновых знаний, чтение текстов по необходимой тематике, составление диалогов и выступлений по представленной тематике, поиск информации в различных источниках, использование аудио и видео материалов на уроке.
При работе по каждой из тем учащиеся:
выполняют познавательно-поисковые культуроведческие задания из предлагаемых учебных пособий
слушают лекции учителя по тематическим подразделам, которые могут представлять особую трудность при их изучении
выполняют групповые и индивидуальные проекты и выступают с результатами работы по ним
оценивают вместе с учителем качество своей работы при изучении культуроведения Великобритании и США, выполняют культуроведческие задания сопоставительного плана, связанных со сравнением культуры Британии, США и России.
Данный курс предполагает интенсивное использование англоязычных сайтов в сети Интернет по культуроведческой, страноведческой и лингвострановедческой тематике при работе над проектами и курсовыми работами.
Новые знания, полученные учащимися с помощью данного курса, могут быть использованы на уроках, во внеклассной работе, а также в будущей профессиональной деятельности.
Учебно-тематический план
№ темы | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Умения и навыки | Форма контроля |
1 | Географическое положение и природные условия Великобритании и США | 2 | Умение читать тексты с полным охватом содержания, отвечать на вопросы по тексту, находить общее и различное в географическом положении и природных условиях 2х стран, анализировать влияние природных условий на характер Британцев и Американцев | Заполнение карты. Тест. |
2 | Основные этапы истории Великобритании и США: Британия в древности. Англо-саксонский период. Раннее и позднее средневековье Династия Тюдоров Династия Стюартов 18-20 века роль королевской семьи в жизни современной Британии История США в лицах: президенты Америки и их вклад в историю страны | 6 | Уметь составлять хронологию важнейших дат, Умение кратко передавать информацию о важнейших событиях. Умение воспринимать информацию на слух, выделяя главное. Знание важнейших дат и имен в истории 2х стран. Умение читать тексты с целью поиска определенной информации. Умение высказывать собственное мнение о прочитаном. | Тест. Составление хронологии важнейших дат. Сообщение по теме. |
3 | Общая характеристика экономики Великобритании и США. Столицы и крупные города. | 3 | Умение извлекать необходимую информацию из потока устной и письменной речи. Умение анализировать и сопоставлять основные характеристики экономики обоих стран с экономической ситуацией в современной России. | Монологическое высказывание. |
4 | Государственное устройство и общественно-политическая жизнь стран | 2 | Умение составлять краткую характеристику государственного устройства 2х стран в сравнении с Россией. Умение читать информацию, выделяя главное. | Сравнительная таблица. |
5 | Национальный и социальный состав населения. Семейные традиции. Религия. Досуг. | 3 | Умение составлять связное монологическое высказывание на основе полученной информации по теме. Умение приводить примеры из собственной жизни в сравнении с семейными традициями и формами проведения досуга в англоговорящих странах. Умение вести диалог-расспрос на одну из предложенных тем из данного раздела. | Краткий пересказ. Контроль диалога-расспроса о семье иностранного друга |
6 | Система среднего и высшего образования. Система государственного и частного образования. | 3 | Умение читать тексты с полным охватом содержания. Умение выражать собственное мнение о достоинствах и недостатках систем образования в странах изучаемого языка и России. | Тест. |
7 | Искусство: кино, живопись, музыка, театр | 4 | Умение искать информацию в сети Интернет о жанрах музыки, известных художниках, актерах, о современных тенденциях в кино Великобритании и США. | Групповой проект с презентацией на любую из тем из раздела «Искусство» |
8 | Средства массовой информации: телевидение, газеты, журналы, интернет | 3 | Уметь составлять характеристику СМИ в форме таблицы, выделяя главное в потоке предлагаемой информации. | Эссе «Лучший источник информации» |
9 | Литература | 3 | Умение читать биографическую информацию, составлять краткий конспект, излагать информацию в доступной форме. | Конспект. Доклад о личности 1-го писателя. |
10. | Спорт | 1 | Умение вести диалог расспрос о роли спорта в жизни англоязычных стран на основе предложенных текстов. | Диалог |
11 | Праздники и традиции | 4 | Умение извлекать информацию из предложенных компьютерных презентаций. Умение кратко излагать информацию, полученную на уроке. Умение инсценировать проведение какого-либо праздника на основе полученной информации. | Проект «Инсценировка одного из праздников» |