Предлагаемый курс составлен на основе элективного курса «Исследование информационных моделей», созданного зав. лабораторией информатики Московского института открытого образования, к.п.н. Н.Д.Угринович и элективного курса Дьячковой А.А. «Основы Web-программирования».
Курс является преемственным по отношению к базовому курсу информатики и ИКТ, обеспечивающему требования образовательного стандарта для основной школы.
В ходе изучения курса будут расширены знания учащихся в различных предметных областях, что позволяет максимально реализовать межпредметные связи, служит средством профессиональной ориентации.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по информатике 10-11 класс "Программирование"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»
Элективный курс
«Языки программирования в проектной деятельности»

Разработал:
Учитель информатики
Грищенко Е.Е.
г.Батайск
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Предлагаемый курс составлен на основе элективного курса «Исследование информационных моделей», созданного зав. лабораторией информатики Московского института открытого образования, к.п.н. Н.Д.Угринович и элективного курса Дьячковой А.А. «Основы Web-программирования».
Курс является преемственным по отношению к базовому курсу информатики и ИКТ, обеспечивающему требования образовательного стандарта для основной школы.
В ходе изучения курса будут расширены знания учащихся в различных предметных областях, что позволяет максимально реализовать межпредметные связи, служит средством профессиональной ориентации.
Место курса в образовательном процессе
Программа элективного курса составлена для учащихся 10-11 классов старшей школы, и ориентирована в основном для подготовки обучающихся к осуществлению дальнейшего образования в высших учебных заведениях, является начальным этапом формирования научно-исследовательских компетенций, необходимых для успешной образовательной деятельности человека в обществе. Однако уровень подготовки учащихся может быть различным, поэтому и содержание курса может видоизменяться, варьироваться в зависимости от подготовленности обучающихся.
Программа рассчитана на 68 часов по 1 час в неделю в 10 (34 часa) и 1 час в неделю в 11 классах (34 часов). Концентрированное изучение позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих программирование.
Цели, задачи и образовательные результаты
Цель:
формировать информационную грамотность обучающихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания с использованием информационных компьютерных технологий;
формирование информационной и коммуникативной компетентностей для личностного развития и профессионального самоопределения
В программе излагается изучение объектно-ориентированного языка программирования, направленного с одной стороны, на формирование теоретической базы, с другой стороны – на овладение учащимися конкретными навыками использования языков программирования для реализации исследовательской деятельности при решении прикладных задач, знакомство с web-программированием для создания собственного сайта, являющееся неотъемлемой частью современных информационных технологий, с целью представления результата исследовательской деятельности.
Задачи курса:
введение в проектно-исследовательскую деятельность через построение и исследование информационных моделей на языках объектно-ориентированного программирования и web-программирования,
формирование теоретических знаний и практических умений в области основ объектно-ориентированного и Web-программирования,
формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий;
формирование умений и способов деятельности для решения практически важных задач, создание учащимися собственных Web- продуктов; продуктов, созданных на основе ООП;
подготовка к обоснованному выбору профессии, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути.
Образовательные результаты
Учащиеся должны знать:
необходимые инструменты для создания web-сайтов,
основные принципы использования языков HTML ,JavaScript,
этапы проектирования Web-сайта.
Учащиеся должны уметь:
Программировать на языках HTML, JavaScript.
Программировать и решать задачи с помощью объектно-ориентированного программирования.
Применять проектно-исследовательскую деятельность при решении задач.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итогового проекта. В начале курса каждому учащемуся должно быть предложено самостоятельно в течение всего времени изучения данного курса разработать проект, реализующий компьютерную модель конкретного объекта, явления или процесса из различных предметных областей. В процессе защиты учащийся должен будет представить не только проект на языке объектно-ориентированного программирования или web-программирования, но и полученные с его помощью результаты проектно-исследовательской деятельности.
Методы и формы проведения занятий:
Дидактическая и методическая поддержка
Технические средства обучения
Персональный компьютер;
Проектор с доской;
Сканер;
Принтер;
Модем.
Программное обеспечение:
OC Windows XP/7;
Visual Basic;
Web-браузеры Internet Explorer, Opera, Mozilla Firefox;
Текстовый редактор Блокнот.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Основы объектно-ориентированного программирования
Проектно-исследовательская деятельность
10 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Всего | Лекции | Практические работы | Самостоятельная работа |
1 | Введение. Цели и задачи курса. Безопасная работа в компьютерном классе. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. | 1 | 1 | - | — |
2 | Система объектно-ориентированного программирования Visual Basic | 3 | 1 | 1 | 1 |
3 | Переменные в языке программирования Visual Basic. | 3 | 1 | 1 | 1 |
4 | Функции в языке программирования Visual Basic | 4 | 1 | 2 | 1 |
5 | Основные типы алгоритмических структур и их кодирование на языке Visual Basic | 5 | 2 | 2 | 1 |
6 | Графические возможности языка программирования Visual Basic | 3 | 1 | 1 | 1 |
7 | Массивы в языке программирования Visual Basic | 4 | 1 | 1 | 2 |
8 | Введение в проектно-исследовательскую деятельность | 5 | 3 | 2 | — |
9 | Реализация проектно-исследовательской деятельности (работа над проектом) | 5 | – | – | 5 |
12 | Зачетные мероприятия. Подведение итогов | 1 | 1 | — | — |
| Итого: | 34 | 12 | 10 | 12 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Основы web-программирования.
Основы языка JavaScript.
11 класс
№ | Темы и основное содержание | Кол-во часов |
Всего | Лекции | Практические работы | Самостоятельная работа |
| Проектирование сайта | 2 | 1 | 1 | - |
| Основы HTML понятие гипертекста; язык гипертекстовой разметки HTML; структурные теги, теги формирования, атрибуты тегов, цвета фона, текста. | 3 | 1 | 1 | 1 |
| Основы языка JavaScript | 2 | 1 | 1 | - |
| JavaScript в действии | 2 | 1 | 1 | - |
| Управление данными с помощью переменных Значения в языке JavaScript; Переменные в языке JavaScript; Отладка; Использование метода prompt(). | 3 | 1 | 1 | 1 |
| Массивы JavaScript и Escape-последовательности Как пользоваться массивами; Быстрое создание массива; Размер массива; Вывод на экран всех элементов массива; Интерактивное творчество; Escape-последовательности. | 4 | 1 | 2 | 1 |
| Выражения, условия, операции, строки и числа | 2 | 1 | 1 | - |
| | | | | |
| Использование операторов в языке JavaScript | 2 | 1 | 1 | - |
|
| Создание сценариев с помощью функций и событий Что такое функция События Использование событий Создание полезных функций Как запустить функцию на выполнение с помощью другой функции Перевод температуры из одних единиц в другие | 3 | 1 | 2 | - |
| Динамический HTML Что такое динамический HTML Основные принципы функционирования Различия между браузерами Что можно сделать с помощью DHTML | 3 | 1 | 2 | |
| Каскадные таблицы стилей Введение в CSS JavaScript и CSS Создание анимационных объектов Анимация в браузере Internet Explorer 5 Как сделать сценарий совместимым с обоими браузерами Перемещение по вертикали Перемещение по диагонали. | 4 | 1 | 2 | 1 |
| Разработка проекта по теме исследования | 3 | | | 3 |
| Представление проектов | 1 | | | 1 |
| Итого: | 34 | 11 | 15 | 8 |
Тематическое планирование 10 класс (ООП)
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | Создание первого проекта «Обычный калькулятор». Проект «Обычный калькулятор». Проект-задание «Расположение формы и управляющих элементов». | |
-
| | | | Лекция с обратной связью Практикум |
-
| | | Проект «Перевод чисел». Проект-задание «Мультисистемный калькулятор». Проект «Инженерный калькулятор». Проект-задание «Треугольник». Проект «Строковый калькулятор». Проект «Проверка знаний». Проект-задание «Игра Баше». | |
-
| | | Проект-задание «Поиск большего из двух чисел». Проект «Отметка». Проект-задание «Тест с выборочным ответом». Проект «Коды символов». Проект-задание «Факториал», Проект «Количество символов». Проект-задание «Слово-перевертыш». -
| |
-
| | | Проект «Построение графика функции». Проект-задание «График функции_2». Проект-задание «Графический редактор». Проект-задание «Установка цвета». | |
-
| | | Проект «Поиск минимального элемента в числовом массиве». Проект-задание «Поиск максимального элемента в числовом массиве». Проект «Сортировка числового массива по возрастанию». Проект-задание «Сортировка числового массива по убыванию». Проект «Таблица умножения» Проект-задание «Развертка». | |
-
| | | | Лекция Исследовательская работа |
-
| | | | |
Тематическое планирование 11 класс по теме: «Web-программирование»
| | | | |
-
| Проектирование сайта. Установочное занятие | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | «Вычисление среднего дохода» «Площадь квадрата» «Применение логически операторов» «применение операторов сравнения» | |
-
| | | | |
-
| | | «Сводка по результатам экзамена» «Проверка идентификатора» «Создание объекта NUMBER» | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
Заключение
Опыт проведения проектно-исследовательской работы в профильной школе подтверждает важность организации учебного процесса, способствующего повышению познавательной активности учащихся и их приобщению к поисково-исследовательской работе за счет формирования проблемного мышления, целостного восприятия окружающего мира, освоения навыков научного подхода к изучаемым дисциплинам, стремления к реализации своего творческого потенциала. В результате такой деятельности у учащихся вырабатывается устойчивая привычка находить нестандартные решения стандартных задач, формируется первый опыт проведения научных и научно-практических исследований. Они учатся оформлять результаты своего труда в письменной, устной и электронной форме, представлять их для публикаций, участвовать в конкурсах поисково-исследовательских работ, выступать с докладами на конференциях и семинарах, прогнозировать направления дальнейших самостоятельных исследований. Это создает у учащихся положительный образ личности, занимающейся научной деятельностью, повышает мотивацию к осуществлению научных исследований в будущей учебной и профессиональной практике.
В то же время изучение языков программирования является составной частью общеобразовательной подготовки учеников. Программирование, как немногие дисциплины в современной средней школе, имеет потенциал по включению в обучение элементов творческой, инновационной, продуктивной учебной деятельности. Поэтому легко интегрируется с проектно-исследовательской деятельностью.
С помощью основ программирования могут раскрыться не только выдающиеся навыки этой области, но и склонности к «генерированию» инновационных идей, глубокие знания по интересующей тематике, а также способности к дизайнерской деятельности.
Для учащихся актуальным является развитие алгоритмического мышления, знание различных языков программирования, умение их сравнивать, сопоставлять, анализировать. Кроме того, они должны уметь применять языки программирования для решения конкретных прикладных задач, выбирать оптимальные способы и программные средства для достижения поставленных целей. Этому способствует программа данного курса и предлагается для учащихся, желающих расширить свои знания по предмету, получить умения, способствующие более полному раскрытию способностей.
Список литературы:
Арцев М.И. Учебно-исследовательская работа учащихся // «Завуч». -2005.-№6.-с.4-29.
Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Волчёнков Н.Г. Программирование на Visual Basic. Часть 1-3. М.:ИНФРА-М, 2002.
Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
Гусева О.Л. Практикум по Visual Basic – М.: Финансы и статистика, 2007.–544с.
Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
Дмитриева М.Б. JavaScript – СПб.: ВХБ-Петербург, 2010.
Дунаев В.В. Самоучитель JavaScript – СПб.: Питер – 2005.
Информационный ресурс – [http://anton-roman.narod.ru/glava01.html ]
Информационный ресурс – [http://i.voenmeh.ru/kafi5/Kam.loc/LabJS/JavaScript.html]
Кузьмина О. В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся http://bio.1september.ru.
Макарова Н.В. Практикум по программированию. – СПб.: Питер, 2010.
Семакин И.Г. Лекции по программированию. - Пермь, изд-во ПГУ, 2001.