СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по информатике 10-11 класс "Программирование"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый курс составлен на основе элективного курса «Исследование информационных моделей», созданного зав. лабораторией информатики Московского института открытого образования, к.п.н. Н.Д.Угринович и элективного курса Дьячковой А.А. «Основы Web-программирования».

Курс  является преемственным по отношению к базовому курсу информатики и ИКТ, обеспечивающему требования образовательного стандарта для основной школы.

В ходе изучения курса будут расширены знания учащихся в различных предметных областях, что позволяет максимально реализовать межпредметные связи, служит средством профессиональной ориентации.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по информатике 10-11 класс "Программирование"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»













Элективный курс

«Языки программирования в проектной деятельности»





Разработал:

Учитель информатики

Грищенко Е.Е.

























г.Батайск

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Предлагаемый курс составлен на основе элективного курса «Исследование информационных моделей», созданного зав. лабораторией информатики Московского института открытого образования, к.п.н. Н.Д.Угринович и элективного курса Дьячковой А.А. «Основы Web-программирования».

Курс является преемственным по отношению к базовому курсу информатики и ИКТ, обеспечивающему требования образовательного стандарта для основной школы.

В ходе изучения курса будут расширены знания учащихся в различных предметных областях, что позволяет максимально реализовать межпредметные связи, служит средством профессиональной ориентации.

Место курса в образовательном процессе

Программа элективного курса составлена для учащихся 10-11 классов старшей школы, и ориентирована в основном для подготовки обучающихся к осуществлению дальнейшего образования в высших учебных заведениях, является начальным этапом формирования научно-исследовательских компетенций, необходимых для успешной образовательной деятельности человека в обществе. Однако уровень подготовки учащихся может быть различным, поэтому и содержание курса может видоизменяться, варьироваться в зависимости от подготовленности обучающихся.

Программа рассчитана на 68 часов по 1 час в неделю в 10 (34 часa) и 1 час в неделю в 11 классах (34 часов). Концентрированное изучение позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих программирование.



Цели, задачи и образовательные результаты

Цель:

  • формировать информационную грамотность обучающихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания с использованием информационных компьютерных технологий;

  • формирование информационной и коммуникативной компетентностей для личностного развития и профессионального самоопределения

В программе излагается изучение объектно-ориентированного языка программирования, направленного с одной стороны, на формирование теоретической базы, с другой стороны – на овладение учащимися конкретными навыками использования языков программирования для реализации исследовательской деятельности при решении прикладных задач, знакомство с web-программированием для создания собственного сайта, являющееся неотъемлемой частью современных информационных технологий, с целью представления результата исследовательской деятельности.

Задачи курса:

  • введение в проектно-исследовательскую деятельность через построение и исследование информационных моделей на языках объектно-ориентированного программирования и web-программирования,

  • формирование теоретических знаний и практических умений в области основ объектно-ориентированного и Web-программирования,

  • формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий;

  • формирование умений и способов деятельности для решения практически важных задач, создание учащимися собственных Web- продуктов; продуктов, созданных на основе ООП;

  • подготовка к обоснованному выбору профессии, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути.



Образовательные результаты

Учащиеся должны знать:

  • Теоретические основы объектно-ориентированного программирования:

  • понятие программы,

  • основные объекты ООП,

  • типы данных в ООП,

  • программирование алгоритмических структур,

  • работу с массивами;

  • графические возможности ООП) и

  • Теоретические основы Web-программирования:

  • необходимые инструменты для создания web-сайтов,

  • основные принципы использования языков HTML ,JavaScript,

  • этапы проектирования Web-сайта.

  • Особенности проектно-исследовательской деятельности;

  • Этапы проектно-исследовательской деятельности.

Учащиеся должны уметь:

  • Программировать на языках HTML, JavaScript.

  • Программировать и решать задачи с помощью объектно-ориентированного программирования.

  • Применять проектно-исследовательскую деятельность при решении задач.

Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.

Итоговый контроль реализуется в форме защиты итогового проекта. В начале курса каждому учащемуся должно быть предложено самостоятельно в течение всего времени изучения данного курса разработать проект, реализующий компьютерную модель конкретного объекта, явления или процесса из различных предметных областей. В процессе защиты учащийся должен будет представить не только проект на языке объектно-ориентированного программирования или web-программирования, но и полученные с его помощью результаты проектно-исследовательской деятельности.

Методы и формы проведения занятий:

  • Лекции;

  • Мини-лекция с элементами дискуссии;

  • Конференция;

  • Практическая работа;

  • Проектная деятельность;

  • Исследовательская деятельность

  • Самостоятельная работа.

Дидактическая и методическая поддержка

  • комплект теоретического материала (лекции);

  • комплект практических работ.

Технические средства обучения

  • Персональный компьютер;

  • Проектор с доской;

  • Сканер;

  • Принтер;

  • Модем.

Программное обеспечение:

  • OC Windows XP/7;

  • Visual Basic;

  • Web-браузеры Internet Explorer, Opera, Mozilla Firefox;

  • Текстовый редактор Блокнот.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Основы объектно-ориентированного программирования

Проектно-исследовательская деятельность


10 класс


Тема

Кол-во часов

Всего

Лекции

Практические работы

Самостоятельная работа

1

Введение. Цели и задачи курса. Безо­пасная работа в компьютерном классе. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.


1

1

-

2

Система объектно-ориентированного программирования Visual Basic

3

1

1

1

3

Переменные в языке программирования Visual Basic.

3

1

1

1

4

Функции в языке программирования Visual Basic

4

1

2

1

5

Основные типы алгоритмических структур и их кодирование на языке Visual Basic

5

2

2

1

6

Графические возможности языка программирования Visual Basic

3

1

1

1

7

Массивы в языке программирования Visual Basic

4

1

1

2

8

Введение в проектно-исследовательскую деятельность

5

3

2

9

Реализация проектно-исследовательской деятельности (работа над проектом)

5

5

12

Зачетные мероприятия. Подведение итогов

1

1


Итого:

34

12

10

12



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Основы web-программирования.

Основы языка JavaScript.


11 класс


Темы и основное содержание

Кол-во часов

Всего

Лекции

Практические работы

Самостоятельная работа

Проектирование сайта

  • установочное занятие

  • концептуальное проектирование

  • Тип структуры сайта. Название разделов.

2

1

1

-

Основы HTML

  • понятие гипертекста;

  • язык гипертекстовой разметки HTML;

  • структурные теги, теги формирования, атрибуты тегов, цвета фона, текста.

3

1

1

1

Основы языка JavaScript

  • Введение в JavaScript;

  • Внедрение JavaScript в HTML-документ

2

1

1

-

JavaScript в действии

  • Ввод/вывод информации

  • Объекты, методы и свойства,

  • Комментарии

2

1

1

-

Управление данными с помощью переменных

  • Значения в языке JavaScript;

  • Переменные в языке JavaScript;

  • Отладка;

  • Использование метода prompt().


3

1

1

1

Массивы JavaScript и Escape-последовательности

  • Как пользоваться массивами;

  • Быстрое создание массива;

  • Размер массива;

  • Вывод на экран всех элементов массива;

  • Интерактивное творчество;

  • Escape-последовательности.


4

1

2

1

Выражения, условия, операции, строки и числа

  • Что такое выражения и условия

  • Знакомство с операциями

  • Снова о строках и числах

2

1

1

-








Использование операторов в языке JavaScript

  • Что такое операторы

  • Оператор variable

  • Оператор if

  • Операторы организации цикла

  • Оператор continue

  • Оператор break

  • Оператор switch

2

1

1

-

Создание сценариев с помощью функций и событий

  • Что такое функция

  • События

  • Использование событий

  • Создание полезных функций

  • Как запустить функцию на выполнение с помощью другой функции

  • Перевод температуры из одних единиц в другие


3

1

2

-

Динамический HTML

  • Что такое динамический HTML

  • Основные принципы функционирования

  • Различия между браузерами

  • Что можно сделать с помощью DHTML



3

1

2


Каскадные таблицы стилей

  • Введение в CSS

  • JavaScript и CSS

  • Создание анимационных объектов

  • Анимация в браузере Internet Explorer 5

  • Как сделать сценарий совместимым с обоими браузерами

  • Перемещение по вертикали

  • Перемещение по диагонали.

4

1

2

1

Разработка проекта по теме исследования

3



3

Представление проектов

1



1


Итого:

34

11

15

8





  • Тематическое планирование 10 класс (ООП)

    • Темы

    • Содержание

    • Практические работы

    • Форма занятий

    • Введение. Цели и задачи курса. Безопасная работа в компьютерном классе

    • Назначение курса. Формы организации и проведения заня­тий. Техника безопасности при работе в компьютерном классе.

    • Беседа

    • Групповая работа

    • Система объектно-ориентированного программирования Visual Basic

    • Интегрированная среда разработки языка программирования Visual Basic.

    • Этапы разработки проектов на языке Visual Basic.

    • Создание первого проекта «Обычный калькулятор».

    • Проект «Обычный калькулятор».

    • Проект-задание «Расположение формы и управляющих элементов».

    • Практикум

    • Переменные в языке программирования Visual Basic

    • Определение понятия переменной. Имя и значение переменной. Объявление типа переменной в программе. Присвоение переменной значения.

    • Проект «Переменные».

    • Проект-задание «Переменные_1».

    • Лекция с обратной связью

    • Практикум

    • Функции в языке программирования Visual Basic

    • Вычисление значения арифметического выражения. Функции преобразования типов данных. Математические функции. Финансовые функции. Строковые функции. Обработка строковых выражений. Функции ввода и вывода данных. Выражения как функции.

    • Проект «Перевод чисел».

    • Проект-задание «Мультисистемный калькулятор».

    • Проект «Инженерный калькулятор».

    • Проект-задание «Треугольник».

    • Проект «Строковый калькулятор».

    • Проект «Проверка знаний».

    • Проект-задание «Игра Баше».

    • Практикум

    • Основные типы алгоритмических структур и их кодирование на языке Visual Basic

    • Линейный алгоритм. Логические выражения и вычисление их значений. Алгоритмическая структура «ветвление». Примеры использования условного оператора при создании приложений. Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Общие процедуры.

    • Проект-задание «Поиск большего из двух чисел».

    • Проект «Отметка».

    • Проект-задание «Тест с выборочным ответом».

    • Проект «Коды символов».

    • Проект-задание «Факториал»,

    • Проект «Количество символов».

    • Проект-задание «Слово-перевертыш».

    • Лекция

    • практикум

    • Графические возможности языка программирования Visual Basic

    • Графические методы.

    • Проект «Построение графика функции».

    • Проект-задание «График функции_2».

    • Проект-задание «Графический редактор».

    • Проект-задание «Установка цвета».

    • Практикум

    • Массивы в языке программирования Visual Basic

    • Типы массивов и объявление массива. Числовые массивы: заполнение и поиск. Заполнение массива случайными числами. Сортировка числовых массивов. Двумерные массивы и вложенные циклы.

    • Проект «Поиск минимального элемента в числовом массиве». Проект-задание «Поиск максимального элемента в числовом массиве». Проект «Сортировка числового массива по возрастанию».

    • Проект-задание «Сортировка числового массива по убыванию». Проект «Таблица умножения»

    • Проект-задание «Развертка».

    • Лекция

    • Практикум

    • Введение в проектно-исследовательскую деятельность

    • Содержание занятий. Виды исследовательских работ. Логика научного исследования. Постановка проблемы. Формулирование цели и гипотезы исследования. Предмет, объект исследования. Оформление работ.

    • Исследовательская работа: Исследование методов поиска информации с помощью поисковых систем и по ключевым словам. Проанализировать эффективность используемых ресурсов.

    • Лекция

    • Исследовательская работа

    • Реализация проектно-исследовательской деятельности

    • Работа над проектом. Оставление плана и обоснование темы. Конструирование проекта (теоретическая и практическая части). Разработка проекта с помощью языка VB

    • Проект «Реализация проектно-исследовательской деятельности с помощью VB»

    • Исследовательская работа

  • Тематическое планирование 11 класс по теме: «Web-программирование»

    • Темы

    • Содержание

    • Практические работы

    • Форма занятий

    • Проектирование сайта.

    • Установочное занятие

    • Цели и задачи проектной деятельности. Концептуальное проектирование. Разделы сайта. Логическое проектирование. Название разделов

    • Работа над проектом. Составление плана и обоснование темы проекта.

    • Беседа. Индивидуальные или групповые консультации

    • Основы HTML

    • Понятие гипертекст. Язык HTML. Браузер, как средство просмотра Web-страниц.

    • Исследовательская работа «Исследование методов создания абзацного отступа в HTML».

    • Творческая работа. Создать свою визитку в виде простейшей веб-страницы «Самоопределение».

    • Лекция

    • Практикум

    • Основы языка JavaScript

    • Введение в JavaScript. Внедрение JavaScript в HTML-документ.

    • «Первый скрипт»

    • Лекция

    • Практикум

    • JavaScript в действии

    • Ввод/вывод информации. Объекты, методы, свойства.

    • «Использование методов ввода и вывода данных»

    • Лекция

    • Практикум

    • Управление данными с помощью переменных

    • Значения в языке JavaScript. Переменные. Отладка.

    • «Вычисление среднего дохода»

    • «Площадь квадрата»

    • «Применение логически операторов»

    • «применение операторов сравнения»

    • Лекция

    • Практикум

    • Массивы JavaScript и Escape-последовательности

    • Массив в JavaScript. Создание быстрого массива. Размер массива. Вывод данных на экран. Интерактивное творчество. Escape-последовательности.

    • «Определение времени посещения страницы»

    • «Поиск максимального числа»

    • «Объединение массивов»

    • Работа над проектом

    • Лекция

    • Практикум

    • Индивидуальные или групповые консультации

    • Выражения, условия, операции, строки и числа

    • Что такое выражения и условия. Знакомство с операциями. Снова о строках и числах

    • «Сводка по результатам экзамена»

    • «Проверка идентификатора»

    • «Создание объекта NUMBER»

    • Лекция

    • Практикум

    • Использование операторов в языке JavaScript

    • Что такое операторы. Оператор variable. Оператор if. Операторы организации цикла. Оператор continue. Оператор break. Оператор switch

    • «Создание приложения, выводящего различные сообщения»

    • Лекция

    • Практикум

    • Создание сценариев с помощью функций и событий

    • Что такое функция. События. Использование событий. Создание полезных функций. Как запустить функцию на выполнение с помощью другой функции. Перевод температуры из одних единиц в другие.

    • «Использование сценариев с функцией»

    • Лекция

    • Практикум

    • Динамический HTML

    • Что такое динамический HTML. Основные принципы функционирования. Различия между браузерами. Что можно сделать с помощью DHTML.

    • «Конструирование динамических web-страниц»

    • Лекция

    • Практикум

    • Каскадные таблицы стилей

    • Введение в CSS. JavaScript и CSS. Создание анимационных объектов. Анимация в браузере Internet Explorer 5. Как сделать сценарий совместимым с обоими

    • «Создание динамического HTML-документа» с использованием каскадных таблиц стилей CSS

    • Лекция

    • Практикум

    • Разработка проекта по теме исследования

    • Работа над проектом

    • Индивидуальные и групповые консультации

    • Представление проектов

    • Конференция

  • Заключение

  • Опыт проведения проектно-исследовательской работы в профильной школе подтверждает важность организации учебного процесса, способствующего повышению познавательной активности учащихся и их приобщению к поисково-исследовательской работе за счет формирования проблемного мышления, целостного восприятия окружающего мира, освоения навыков научного подхода к изучаемым дисциплинам, стремления к реализации своего творческого потенциала. В результате такой деятельности у учащихся вырабатывается устойчивая привычка находить нестандартные решения стандартных задач, формируется первый опыт проведения научных и научно-практических исследований. Они учатся оформлять результаты своего труда в письменной, устной и электронной форме, представлять их для публикаций, участвовать в конкурсах поисково-исследовательских работ, выступать с докладами на конференциях и семинарах, прогнозировать направления дальнейших самостоятельных исследований. Это создает у учащихся положительный образ личности, занимающейся научной деятельностью, повышает мотивацию к осуществлению научных исследований в будущей учебной и профессиональной практике.

  • В то же время изучение языков программирования является составной частью общеобразовательной подготовки учеников. Программирование, как немногие дисциплины в современной средней школе, имеет потенциал по включению в обучение элементов творческой, инновационной, продуктивной учебной деятельности. Поэтому легко интегрируется с проектно-исследовательской деятельностью.

  • С помощью основ программирования могут раскрыться не только выдающиеся навыки этой области, но и склонности к «генерированию» инновационных идей, глубокие знания по интересующей тематике, а также способности к дизайнерской деятельности.

  • Для учащихся актуальным является развитие алгоритмического мышления, знание различных языков программирования, умение их сравнивать, сопоставлять, анализировать. Кроме того, они должны уметь применять языки программирования для решения конкретных прикладных задач, выбирать оптимальные способы и программные средства для достижения поставленных целей. Этому способствует программа данного курса и предлагается для учащихся, желающих расширить свои знания по предмету, получить умения, способствующие более полному раскрытию способностей.

  • Список литературы:

  1. Арцев М.И. Учебно-исследовательская работа учащихся // «Завуч». -2005.-№6.-с.4-29.

  2. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.

  3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

  4. Волчёнков Н.Г. Программирование на Visual Basic. Часть 1-3. М.:ИНФРА-М, 2002.

  5. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

  6. Гусева О.Л. Практикум по Visual Basic – М.: Финансы и статистика, 2007.–544с.

  7. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

  8. Дмитриева М.Б. JavaScript – СПб.: ВХБ-Петербург, 2010.

  9. Дунаев В.В. Самоучитель JavaScript – СПб.: Питер – 2005.

  10. Информационный ресурс – [http://anton-roman.narod.ru/glava01.html ]

  11. Информационный ресурс – [http://i.voenmeh.ru/kafi5/Kam.loc/LabJS/JavaScript.html]

  12. Кузьмина О. В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся http://bio.1september.ru.

  13. Макарова Н.В. Практикум по программированию. – СПб.: Питер, 2010.

  14. Семакин И.Г. Лекции по программированию. - Пермь, изд-во ПГУ, 2001.