МБОУ Богородицкая СШ
Смоленского района Смоленской области
Элективный курс
«Практический курс грамматики английского языка»
Учитель английского языка МБОУ Богородицкой СШ:
Панкеева Людмила Александровна
1. Пояснительная записка.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11 класса, желающих закрепить и усовершенствовать свои знания в области грамматики английского языка.
В последние годы все больше обучающихся заинтересовано в овладении качественными умениями и навыками английского языка, что связано с компьютеризацией всех областей науки, техники и образования, а также с повсеместным распространением английского языка, а овладение языком невозможно без знания грамматики. Обучающиеся, выбирающие английский язык для сдачи ЕГЭ, также заинтересованы в овладением грамматическими умениями и навыками.
В современных УМК по английскому языку содержится обширный грамматический материал, но весь его охватить просто не возможно в силу ряда причин: кроме грамматики, необходимо развивать все виды коммуникации – устную и письменную речь, аудирование. Количества учебных часов, отведенных на изучение иностранного языка, все же недостаточно.
Требования стандарта основного общего образования по иностранному языку на базовом уровне в старшей школе в области грамматики следующие:
- совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных ранее коммуникативных и структурных типов предложения; систематизация знаний о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, в том числе условных предложениях с разной степенью вероятности: предложений первого, второго и третьего типа (Conditional I, II III;).
- формирование навыков распознавания и употребления в речи предложений с конструкцией “I wish…” (I wish I had my own room), конструкцией “so/such + that” (I was so busy that forgot to phone to my parents).
- совершенствование навыков употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present и Past Perfect, Present Perfect Continuous и Past Perfect Continuous;
- употребление в речи модальных глаголов и их эквивалентов;
- знание признаков и навыки употребления в речи глаголов в формах страдательного залога: Present Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive, Present Perfect Passive, Past Perfect Passive, Future Perfect Passive;
- знание признаков и навыки распознавания при чтении неличных форм глагола (Infinitive, Participle I и Gerund) ;
- формирование навыков распознавания и употребления в речи различных грамматических средств для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous;
- совершенствование навыков употребления артиклей; имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключения);
- систематизация знаний о функциональной значимости приставок, суффиксов, окончаний;
Однако на сегодняшний день умения и навыки школьников в области грамматики не развиты в полной мере, на столь высоком уровне. Если говорить о знании учащимися грамматической стороны речи, то они являются в большинстве случаев лишь теоретическими, а применить на практике школьники, к сожалению, их не всегда могут.
Противоречием между требованиями федерального стандарта и результатом обучения (недостаточно сформированными грамматическими умениями и навыками) и обусловлена актуальность данного элективного курса грамматики английского языка.
Целью элективного курса является углубленное изучение правил по грамматике английского языка за курс основной и средней школы для повторения, закрепления и усовершенствования полученных ранее знаний.
Структура и организация обучения.
Курс рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).
В основе курса лежат следующие методические принципы:
- последовательное развитие основных речевых умений и навыков;
- коммуникативная направленность заданий;
- контекстуальное введение грамматических структур и единиц;
- применение полученных знаний на практике;
- соответствие тем и материалов курса возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Введение данного элективного курса позволяет увеличить количество учебных часов для реализации индивидуальных потребностей учащихся, что позволит быть более уверенными при подготовке к ЕГЭ по английскому языку.
Формы проведения занятий
- групповые занятия под руководством учителя;
- работа в парах;
- индивидуальные консультации;
- самостоятельная работа;
Новизна данной программы заключается в следующем:
1) Применение в обучении грамматическим явлениям иностранного языка творческого подхода (написание сообщений, писем, личных отзывов, написание эссе) позволяет развить умения грамотной письменной и устной коммуникации, способствует естественности грамматически верной коммуникации.
2) Использование максимально адаптированных к повседневной жизни форм письменной коммуникации.
3) Активное использование материала, позволяющее быстрое запоминание и воспроизведение правил грамматики английского языка в выполнении упражнений, направленных на закрепление материала.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами являются:
- формироваие осознания важности изучения английского языка как средства общения;
- воспитание у учащихся потребность изучения английского языка как средства самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтническом мире;
- формирование толерантного отношения к проявлению иной культуры;
Метапредметными результатами являются:
- целеполагание во внеурочной деятельности: умение самостоятельно ставить познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение использовать социолингвистические аспекты формирования тех или иных структур письменной речи в английском языке (прежде всего, написание письма);
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
- умение быстрой письменной и устной коммуникации в условиях международного информационного пространства путем ознакомления с основными устойчивыми словосочетаниями, употребляемыми в письменной и устной речи;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
Предметными результатами являются:
- автоматизировать грамматические навыки устной и письменной речи;
- обобщить знания грамматики за курс основной и средней школы;
- совершенствовать грамматические умения в устной речи и письме;
- дать учащимся знания об особенностях и трудностях грамматики английского языка;
Развивающие и воспитательные цели элективного курса грамматики английского языка:
Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (дискурсивной, речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
- дискурсивная компетенция: развитие умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в изучаемом языке;
- речевая компетенция: совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
- языковая компетенция: систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; увеличение объема используемых лексических единиц; -
- социокультурная компетенция : увеличение объема знаний о странах изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре страны изучаемого языка;
- учебно-познавательная компетенция: развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком;
- развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии;
Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:
- автоматизировать грамматические навыки устной и письменной речи;
- обобщить знания грамматики за курс основной и средней школы;
- совершенствовать грамматические умения в четырех видах речевой деятельности;
- научить грамотно строить письменную речь; выполнять практические задания по грамматике;
- научить различать грамматические структуры в звучащих текстах;
– совершенствовать умение различать и грамотно переводить прочитанные грамматические структуры;
– дать учащимся знания об особенностях и трудностях грамматики английского языка;
В результате прохождения курса учащиеся усовершенствуют свои знания, умения и навыки в области грамматики английского языка.
Структура и организация обучения.
Курс рассчитан на 34 учебных часа по 1 часу в неделю.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
интеграция основных речевых умений и навыков;
последовательное развитие основных речевых умений и навыков;
коммуникативная направленность заданий;
контекстуальное введение грамматических структур и единиц;
применение полученных знаний на практике;
Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении учащимися устных и письменных заданий, итогового творческого задания.
КТП элективного курса «Практический курс грамматики английского языка», 10 класс
№ | Дата | Тема занятия | Содержание | Цели | Домашнее задание |
1 | | Имя существительное | Множественное число существительных. (Существительные, употребляемые только в единственном числе. Существительные, употребляемые только во множественном числе.) | Развитие грамматических навыков письма и говорения (множественное число существительных). | Практическое задание на карточках |
2 | | Три вида артиклей. Артикли в словосочетаниях. | Артикли в английском языке (форма, смысл). « Нулевой» артикль. Артикли в застывших словосочетаниях. The в формальном общении. | Развитие умений и навыков устной речи, аудирования. Развитие умений и навыков монологической и диалогической речи. | Практическое задание на карточках |
3 | | Имя прилагательное | Понятие и признаки имен прилагательных. Разряды имен прилагательных. Прилагательные, не употребляющиеся в функции определения. Обозначение меры (возраст, рост, размеры). Субстантивируемые прилагательные. | Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, аудирования с полным пониманием основного содержания. | Эссе описательного характера |
4 | | Глагол; формы настоящего времени. | Образование времен группы Present. Особенности перевода предложений. | Развитие навыков чтения, аудирования с полным пониманием основного содержания. | Выполнение заданий формата ЕГЭ на карточках |
5 | | Формы настоящего времени глагола – выполнение тестовых заданий. | Отличие предложений в значении времен группы Present | Развитие грамматических навыков. | Тестовые задания на карточках |
6 | | Глагол; формы прошедшего времени. | Образование времен группы Past. | Развитие навыков письма, чтения, аудирования с полным пониманием основного содержания | Тестовые задания на карточках |
7 | | Формы прошедшего времени глагола – выполнение тестовых заданий. | Структура английского предложения; отличие от структуры русского предложения. Особенности перевода предложений. | Развитие навыков монологической речи (пересказ в прошедшем времени). | Тестовые задания на карточках |
8 | | Будущее время глагола. | Формы будущего времени в английском языке. Способы выражения длительных действий в будущем. | Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, монологической речи с извлечением конкретной информации. | Тестовые задания на карточках |
9 | | Способы выражения будущего времени. | Выражение будущей вероятности или предположений в английском языке. | Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, монологической речи с извлечением конкретной информации. | Тестовые задания на карточках. Выполнение тестовых заданий формата ЕГЭ |
10 | | Временные формы глаголов (Present, Past, Future) | Выполнение упражнений (все виды речевой деятельности) | Закрепление знаний о временных формах глагола. | Тестовые задания на карточках |
11 | | Временные формы глагола | Выполнение тестовых заданий формата ЕГЭ | Развитие грамматических навыков всех видов речевой деятельности. | Тестовые задания на карточках |
12 | | Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. | Понятие и признаки сложноподчиненных и сложносочиненных предложений в английском языке. | Развитие грамматических навыков. | Выполнение тестовых заданий формата ЕГЭ |
13 | | Типы условных предложений в английском языке. | Признаки условных предложений. Три типа условных предложений. | Развитие навыков употребления условных предложений. | Тестовые задания на карточках |
14 | | Условные предложения I - II типа | Теоретические сведения: I и II типы условных предложений. | Развитие навыков употребления I и II типов условных предложений | Выполнение тестовых заданий формата ЕГЭ |
15 | | Условные предложения III типа | Теоретические сведения: III тип условных предложений. | Развитие навыков употребления III типа условных предложений | Выполнение тестовых заданий формата ЕГЭ |
16 | | Модальные глаголы | Общие сведения. | Закрепление знаний. | Выполнение заданий на применение модальных глаголов в письменной и устной речи. |
17 | | Страдательный залог | Общие сведения; отличие активного залога от страдательного. | Повторение и закрепление материала в упражнениях. | Выполнение тестовых заданий формата ЕГЭ |
18 | | Страдательный залог | Общие сведения; отличие активного залога от страдательного. | Развитие навыков чтения, монологической речи с извлечением конкретной информации. | Выполнение тестовых заданий формата ЕГЭ |
19 | | Страдательный залог | Упражнения на закрепление материала. | Развитие умений восстанавливать текст, содержащий предложения в активном и страдательном залоге, употребляя правильную форму глагола. | Практические задания. Выполнение заданий формата ЕГЭ |
20 | | Словообразование с помощью приставок, суффиксов и окончаний. | Суффиксы и приставки имени существительного. | Повторение и закрепление материала в упражнениях. | Практические задания. Выполнение заданий формата ЕГЭ |
21 | | Словообразование с помощью приставок, суффиксов и окончаний. | Суффиксы и приставки имени прилагательного. | Повторение и закрепление материала в упражнениях | Практические задания. Выполнение заданий формата ЕГЭ |
22 | | Словообразование с помощью приставок, суффиксов и окончаний. | Упражнения на закрепление материала: Словообразование с помощью приставок, суффиксов и окончаний. | Повторение и закрепление материала в упражнениях | Практические задания. Выполнение заданий формата ЕГЭ |
23 | | Словообразование с помощью приставок, суффиксов и окончаний. | Различные виды упражнений (восстановление текста, написание эссе и личных писем с употребление материала по теме) | Научиться применять материал при составлении предложений и высказываний. | Практические задания. Выполнение заданий формата ЕГЭ |
24 | | Прямая и косвенная речь. | Задания на преобразование прямой речи в косвенную. Преобразование диалогов в повествовательные рассказы. | Развитие навыков преобразования прямой речи в косвенную. | Практические задания. |
25 | | Грамматический материал в описании картинок (подготовка к устной части ЕГЭ) | Материалы открытого банка заданий ФИПИ | Совершенствование навыков употребления грамматического материала в описании картинок и фотографий. | Практические задания. |
26 | | Грамматический материал в описании картинок (подготовка к устной части ЕГЭ) | Материалы открытого банка заданий ФИПИ | Совершенствование навыков употребления грамматического материала в описании фотографий и картинок. | Практические задания. Выполнение заданий формата ЕГЭ |
27 | | Выполнение грамматических упражнений (тестовые задания) | Материалы открытого банка заданий ФИПИ | Совершенствование навыков употребления грамматического материала. | Практические задания. Выполнение заданий формата ЕГЭ |
28 | | Выполнение грамматических упражнений (тестовые задания) | Материалы открытого банка заданий ФИПИ | Совершенствование навыков употребления грамматического материала. | Практические задания. Выполнение заданий формата ЕГЭ |
29 | | Выполнение грамматических упражнений (тестовые задания) | Материалы открытого банка заданий ФИПИ | Совершенствование навыков употребления грамматического материала. | Практические задания. Выполнение заданий формата ЕГЭ |
30 | | Грамматический материал в написании личного письма. | Материалы открытого банка заданий ФИПИ; письменная часть – темы личных писем. | Коррекция письменной речи. Совершенствование навыков употребления грамматического материала в письменных высказываниях. | Практические задания. |
31 | | Грамматический материал в написании личного письма и эссе. | Материалы открытого банка заданий ФИПИ; письменная часть – темы эссе. | Совершенствование навыков употребления грамматического материала в письменных высказываниях. | Написать личное письмо на свободную тему, применяя изученный грамматический материал |
30 | | Грамматический материал в написании личного письма, эссе | Материалы открытого банка заданий ФИПИ; письменная часть – темы личных писем и эссе. | Совершенствование навыков употребления грамматического материала письменных высказываниях. | Написать эссе на свободную тему, применяя изученный грамматический материал. |
32 | | Итоговая контрольная работа (написание личного письма) | Материалы открытого банка заданий ФИПИ; письменная часть – темы личных писем. | Развитие навыков употребления грамматического материала в письменных высказываниях. | Написать эссе на свободную тему, применяя изученный грамматический материал. |
33 | | Итоговая контрольная работа (написание эссе) | Материалы открытого банка заданий ФИПИ; письменная часть – темы эссе. | Контроль усвоения навыков письменной речи: личное письмо и эссе. | |
33 | | Итоговая контрольная работа (грамматические задания формата ЕГЭ) | Разработанные темы контрольных работ. | Контроль усвоения грамматических навыков. | |
Итоговое количество часов - 34 |
Используемые пособия и литература:
Каушанская В.Л., Ковнер Р.Л. Грамматика английского языка. Москва, Айрис-пресс, 2008г.
Иванова Н.М., Колмогорцева И.В. Грамматика английского языка. Смоленск, 2004г.
Л.Романова. Тестовый комплекс «English grammar in tests». Айрис-пресс, 2004г.
Мультимедийная обучающая программа «Профессор Хиггинс». Истра-софт, 2001г.
Клементьева, Т. Б. Повторяем времена английского глагола / Т. Б. Клементьева. – М.: Дрофа, 1996.