
Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека.
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений деятельности педагогов в современном детском саду. Ведь эмоции – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.
Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей.
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. А ведь эмоциональная сфера и является ведущей в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основной для осознания ребенком себя.
Детство – это не только светлый и радостный промежуток времени, это не только состояние беззаботности, но и нехватка общения, неуверенности в себе, недостаток любви и понимания. Вот что сказал В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям»: «В период большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно. Дети могут забыть то, что им сказали, но они никогда не забудут те чувства, которые вы у них вызвали. Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать психологическую нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического, эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность. Именно комфортность самочувствия дошкольника, на взгляд М.С. Мазур, обязана занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.
Наукой доказано, что у ребенка в раннем и дошкольном возрасте происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающим. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на всё происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства и, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижение гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должны быть ярким, комфортным и позитивным.
Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.
Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, плаксив, смущается при обращении к нему взрослых и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что ходит в детский сад без желания, по необходимости.
Важно отметить, что эмоциональная сфера является составляющей в развитии дошкольника, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а, во-вторых, управлять своими эмоциями. Компетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ должна включать в себя создание определенных условий эмоционально-психологического благополучия каждого ребенка, а значит и группа в целом.
Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности – игре, рисовании, танцах… Воспитателю важно научить дошкольников пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний.
Каждая ступень развития ребенка очень важна, так как на каждой ступени развития ребенок сталкивается с определенного рода задачами, от решения которых зависит его дальнейшее развитие и становление как личности. Поэтому каждая должна быть прожита ребенком полноценно - ведь тем самым закладывается основа для перехода на следующую ступень развития. В случае нарушения этого принципа имеют место негативные последствия. Так, ограничение ребенка в раннем возрасте в ласке, любви и физическом контакте приводит к его отставанию в познании окружающего мира, к снижению активности и нарастанию вялости, апатичности, к затрудненному развитию навыков общения. В результате недостаточности эмоционального опыта на ранних этапах развития у ребенка впоследствии возникают проблемы в адаптации, неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумение распознавать и учитывать чувства других людей (эмоциональная невосприимчивость). Не случайно многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, М. И. Лисина и др.) утверждают, что формирование эмоций человека - важнейшее условие развития его как личности.
Таким образом, грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии. Именно от нас – педагогов во многом зависит сохранение психологического здоровья.
ИГРЫ НА ВОСТОНАВЛЕНИЕ
ПСИХО – ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (собственная разработка)
«Полежим в тишине»
Наши детки лучики - дети ложатся на коврике на спину в
круг ножками
Вытянули ножки - солнышко
Вытянули и ручки - руки и ноги выпрямлены
Мы играли,
Мы устали
Полежим мы в тишине - лежат молча
Глазки все закрыли - закрывают глазки
И обо всём забыли
Музыку послушаем - играет музыка, дети слушают
закрытыми глазами (1мин.)
Ох, как тихо мы лежим - дети продолжают лежать
И тишину мы сторожим
Полежали, отдохнули - открывают глаза
Глазки все открыли - встают на ноги
Встали
Ручки, ножки встряхнули - встряхнули сначала руки, потом ноги
Дружно, весело вздохнули - упражнение на дыхание: вдыхаем . носом, выдыхали ртом
«Гном»
Жил на свете старый гном, - дети сидят на коврике
Разбирая он бурелом. - пальчиками массажируют свои . головки
Протирая окошечки, - массаж глаз, пальчиками . круговыми движениями
Где сидели кошечки. - прогибание спины, руки . на пояс
Отворял он дверцы, - мочкой уха, то закрывают, . то открывают ушную . раковину
Чтоб входили звери. - сидя продвигаются вперёд
Заходил гном в огород, - сидя переставляют ноги . (имитация ходьбы)
Там капуста растёт. - в воздухе рисуют круг
Во дворе гусята ходят, - наклоны вправо, влево
И зерно они находят.
Зёрна весело клюют, - пальчики в пучок стучат по . ножкам
Звонко песенку поют.
Пощипали травку, - легко щипали щечки
В луже у канавки. - гладят щечки
Гном сердито топнул ножкой, - удары ногами об пол
И захлопал он в ладошки. - хлопки в ладони
Ну, идите же домой, - взмахи руками вверх
Напою я вас водой.
Гусята побежали, - руки согнуты в локтях, . поднимаем вверх, вниз
И детишек повстречали.
Эй вы гуси не щеплитесь, - упражнение на дыхание вдох . носом, выдох ртом
Лучше с нами подружитесь.
«Мы проснулись»
Мы проснулись, потянулись - потягиваются
Разбудили глазки, ушки. - дёргают себя за ушки, протирают . круговыми движениями глазки
Потрепали носик, - дёргают за носик
Улыбнулся ротик. - растягивают губы в широкой улыбке
Ножками потопали, - сидя топают ногами
Ручками похлопали. - хлопают в ладони
Пошли дружно умываться, - сидя топают ногами
Чистить зубы, - зубы сжаты, губы растянулись в . улыбке, указательным пальцем . водят возле зубов
Мыть лицо и руки. - имитируют мытьё лица и рук
Вот умылись, причесались - имитируют расчёсывание волос
Завтракать скорей помчались. - сидя топают ногами
Чай вскипел, дымится паром,
Пирожки пылают жаром. - произносят звук «ш-ш-ш»
Мы сейчас ещё спечём, - выполняют движения руками, . приговаривая «Я пеку, пеку, пеку.»
А потом и чай попьём. - имитируют чаепитие
Вот поели и попили,
И посуду помыть не забыли.
Побежала вода - дети произносят звук «с-с-с»
Ты куда, ты куда? - пожимают плечами
Кружечки мыть и чашечки мыть - имитация мытья посуды
И поставили, всё сушить.
Что же делать нам теперь? - разводят руками
А пойдем гулять скорей.
Мы оденем: кофту, носочки и штаны, - имитируют одевание
Шапку, куртку и ботинки. - у куртки застёгивают молнию, . произнося звук «з-з-з», ботинки . зашнуровывают
Шарфик, - завязывают шарфик
Варежки пуховые, - вытягивают руки вперёд
Вот мы и готовые.
Открываем дверь, - отвести руку в сторону
Пойдём гулять скорей. - встают и топают ногами
Подметём дорожки, - имитируют подметание
Поиграем в снежки немножко. - играют в снежки
А сейчас пора домой, - стоя топают ногами
Поспешим ребята. - садятся на пол
Быстро раздеваемся, - имитируют раздевание
И чисто умываемся. - умываются
Покушать не забыли, - кушают
Посуду мы помыли. - моют посуду
Пошли все дружно спать, - сидя топают ногами
Расправили кровать.
Сделали зарядку, - упр. на дыхание: разводят . руки в стороны, при этом . вдыхают воздух носом; . обняв себя руками, . выдыхают воздух ртом
И легли в кроватки. - ложатся на коврик
Все закрыли глазки, - закрывают глаза
И попали в сказку. - лежат с закрытыми глазами
Раз, два, три, ура! - дети поднимаются
Просыпайся детвора! - поднимают руки вверх