Эмоциональный интеллект – новый результат образования
Автор: преподаватель ГАПОУ ЧАО «ЧМК»
Дунаева А.А.
Динамичные изменения всех сфер современной жизни бросают вызов к уровню адаптивности, компетентности, психофизиологической и эмоциональной устойчивости человека.
А. В. Кандаурова отмечает, что динамичные, масштабные социальные изменения современной ситуации истощают адаптационные возможности человека, провоцируя у него поэтапно:
1.Смущение
2.Потеря ориентации.
3.Искаженное восприятие
реальности.
3.Проявления усталости, страха, напряженности и/или предельной возбудимости
(раздражительности).
4.Возникновение точки,
порога, после которых нет обратного хода, —
точки апатии и потери эмоциональности.
Образовательное пространство активнее
и болезненнее других сфер реагирует на происходящие экономические и политические, социально-общественные и научно-технологические изменения; изменения в общественном развитии, процессы информатизации, глобализации и другие трансформации.
Педагог как ключевая фигура должен стать
проводником в меняющемся мире.
Образовательное пространство нередко выступает неким индикатором трансформационных
процессов в обществе.
На стадии доверия учителю предоставляется больше прав и свобод.
На стадии оптимизма образование считается полезным, профессия учителя воспринимается как нужная, а компетентность учителя не ставится под сомнение.
На стадии разочарования считается, что
образование не справляется со своей задачей, не дает ожидаемых экономических и социальных результатов; профессия учителя воспринимается как бесполезная, его компетентность ставится под сомнение, растет число всевозможных проверок, возникает тенденция к сужению функций педагога
Не только жизнь педагогических работников подвержена изменениям, но жизнь современных детей.
В последние десятилетия в жизни детей произошли колоссальные изменения: ускорился темп жизни, увеличилось число факторов стресса, возрастает конкуренция и ответственность без наличия своевременных и доступных способов релаксации. Вдобавок ко всему растет и количество информации, необходимой к переработке и усвоению.
К такому образу жизни добавляется повсеместная компьютеризация, зависимость от гаджетов, переизбыток развлекательных ресурсов, отклоняющих вектор внимания на юмористический, развлекательный контент. В итоге мы имеем ребенка, который мало проводит времени со сверстниками, общается посредством социальных сетей, личные разговоры он отводит на второй план и заменяет его дистанционными способами взаимодействия. В такой ситуации страдают коммуникативная и перцептивная стороны общения. Также указанные факторы приводят к повышению эмоциональной перегруженности, повышению чувства тревоги, апатии, беспомощности.
Запрос государства к результатам освоения основной образовательной программы на страницах Федерального государственно стандарта, содержит в себе требования к формированию эмоционального интеллекта ребёнка. Такая деятельность даст возможность детям понять и справиться с беспокоящими их ощущениями и позволит взять контроль над негативными импульсами, а также научит понимать чувства и эмоции окружающих людей.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в младшем школьном возрасте , поскольку именно в этот период идет активное развитие всех сторон личности ребенка. На данном этапе происходит совершенствование их самосознания, возможности к рефлексии и умения вставать на место другого человека, а также учитывать его потребности и чувства.
Школа — это важный фактор развития эмоционального интеллекта. Вступая в школьную жизнь, ребенок начинает тесно взаимодействовать с одноклассниками, заводит новых друзей, принимает участие в жизни коллектива.
Формирование и развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте — это актуальная проблема современной психолого-педагогической науки.
Развитие данного конструкта происходит в процессе специально организованной деятельности, в которой ребенок обретает непосредственный индивидуальный опыт переживаний эмоций и чувств.
В полной мере раскрыть все вышеназванные стороны личности в ходе обычной учебной деятельности на уроке довольно проблематично. При этом огромные возможности для работы над аффективной сферой личности ребенка раскрывает внеурочная деятельность. Её потенциал реализуется через клубные объединения, факультативы, различные мероприятия (экскурсии, олимпиады, конкурсы, проекты, акции и др.).
Методы внеучебной деятельности, которые потенциально могут оказать наиболее благотворное влияние на развитие эмоционального интеллекта.
Беседа . Важно обсуждать с ребенком все ситуации, которые вызвали у ребенка эмоциональные реакции в течение дня. Обсуждать, как можно иначе вести себя в той или иной ситуации, какие варианты поведения были бы возможны, как другие чувствовали себя тогда и воспринимали его поступки.
Чтение и анализ художественной литературы.
литература позволяет раскрыть перед школьником разнообразие чувств и эмоций, вызвать интерес к собственному внутреннему миру и к личности героев художественных произведений.
Гуманистическая педагогика рассматривает музыкальное развитие , как наиболее походящую среду для развития эмоциональной сферы. С помощью музыкальных произведений можно обогатить и гармонизировать внутренний мир, реализовать творческий потенциал. Более того, данный метод может реализовать потребность младшего школьника в двигательной активности. Танцевальные движения становятся средством передачи собственных чувств, переживаний, образа.
Театрализованная деятельность. Театр позволяет решить многие проблемы современной педагогики и психологии, связанные с созданием благоприятного социального климата, снятием тревоги, напряженности, повышением уверенности в себе, расширением словаря эмоций. Немаловажной частью деятельности по развитию эмоционального интеллекта является внеучебная деятельность. На базе школы возможна организация клуба, кружка, студии или секции.
Таким образом , в настоящее время существуют большие возможности для развития эмоционального интеллекта школьника внутри внеучебной деятельности, которые, в свою очередь, помогут оптимизировать эмоциональные процессы и состояния, возникающие у детей в процессе межличностного взаимодействия. Более того, развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры в детском обществе в целом.