Российская Федерация, 356530.
Целевая аудитория | Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Вариант 2 (тяжёлые множественные нарушения развития (далее - ТМНР)), 3 класс, 8-11 лет. |
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя | Здоровье – основной показатель всей жизнедеятельности человека и является его высшей национальной ценностью. Тема здоровья заявляет о себе еще на стадии зарождения жизни человека и проходит ключевой нитью всю его жизнедеятельность. А потому словосочетание «здоровье человека» отражает актуальную тему для всего населения России, каждого его гражданина. Иными словами, здоровье есть одно из важнейших прав человека. Особенно тема здоровья важна для детского населения, потому как фундамент основ здоровья ребенка закладываются в детстве. Сбережение здоровья детей - один из основных запросов, которые предъявляются к современному обществу. Задачи здоровьесбережения и здоровьеобогащения являются актуальными, приоритетными и в контексте модернизации современного российского образования. В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения и укрепления физического, психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия. Финальная цель образовательных организаций заключается в формировании личности, нацеленной на здоровый образ жизни, развивая важные качества: гигиенической грамотности, умения реагировать на различные непредвиденные жизненные ситуации, связанные с личным здоровьем; в потребности и желании заботиться о своем здоровье, основанном на занятиях физической культурой и спортом, ее ценностей, духовно нравственных норм и сохранения традиций, сложившихся веками; в формировании у школьников понятий о правильном питании, сбалансированной диете, полезных пищевых продуктах, пользе регулярных физических упражнений. Вся эта работа ложится на плечи педагогического сообщества в целом и в частности на классных руководителей. Особую значимость принимает это направление в работе педагогов коррекционных учреждений для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одним из целевых ориентиров реализации адаптированных образовательных программ для детей с ТМНР, является создание здоровьесберегающей комфортной среды, направленной на развитие ребёнка в специфических для него видах деятельности и учётом индивидуальной образовательной траектории и потребности особого ребёнка, иными словами, важна ориентировка на актуальные возможности ребёнка и его ограничения. Вся организация жизнедеятельности такого ребенка носит оздоровительную направленность в учреждении. В центре внимания классного руководителя, педагога дефектолога - здоровье ребенка с особыми образовательными потребностями, улучшение качества его жизни посредством тесного взаимодействия с семьёй ребёнка и учётом всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья на всех этапах обучения, развития и сопровождения. Успех работы во многом зависит от поведения и культуры самого педагога, его согласованной работы со всеми участниками образовательных отношений и на первом месте - родители (законные представители). Социальная направленность всего образовательного процесса предусматривает подготовку детей с ТМНР к адекватной ориентировке в окружающем мире, формированию навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях. Актуальность темы здоровьесбережения и направления, предлагаемого воспитательного мероприятия, резко возрастает в осенне-зимний период, когда увеличивается число респираторных заболеваний, ухудшается эпидемиологическая обстановка и при сохраняющейся высокой угрозе распространения коронавирусной инфекции, в настоящее время. Мероприятие имеет гибкую структуру (учет настроения ребенка, его психологического состояния, отсутствие посторонних раздражителей, соблюдение посильной, дозированной нагрузки). Задача педагога дефектолога - определение путей и способов формирования культуры здоровья обучающихся указанной нозологии, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении, что и вызывает необходимость разработки подобных профилактических, оздоровительных мероприятий, которые включают в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспекты. |
Цель: | формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни через игру и элементарные понятия о необходимости соблюдать гигиену; формировать потребность в сохранении и укреплении своего личного здоровья и применении в повседневной жизни полученных знаний, умений, посредством переноса практических действий на бытовой уровень; формирование положительной мотивации на выполнение поставленных задач путем создания ситуации успеха. |
Задачи: | Образовательные: дать общее представление о симптоматике гриппа, о причинах его возникновения, возбудителе, симптомах заболевания; учить защищать свой организм от простудных заболеваний; вести эффективную профилактику данного заболевания, вырабатывать потребность в ежедневном соблюдении правил личной гигиены в чистоте и опрятности, соблюдении важных ежедневных режимных моментов; необходимости выполнения физических упражнений, приема овощей и фруктов; формирование элементарных навыков самообслуживания. Коррекционно-развивающие: сохранение и укрепление психоэмоционального состояния здоровья через доступные технологии его стимулирования, технологии обучения здоровому образу жизни; побуждение к развитию речи, альтернативной коммуникации учащегося; развитие - сенсорно-моторной сферы ребенка, движений и правильной координации тела; мелкой и крупной моторики, слухового, зрительного и тактильно-двигательного восприятия; позитивного общения и взаимодействия в команде, друг с другом, педагогом и его рефлексивных способностей, умений; развитие потребности действовать по подражанию и умение переносить действия по соблюдению личной гигиены в повседневную жизнь; различение и распознавание междометий. Воспитательные: воспитывать у учащихся потребность к выработке привычки к здоровому образу жизни; воспитание дружеских чувств в коллективе с помощью игры, чувства сопереживания к заболевшему, желание позаботиться о нем. Методы проведения: игра, рассказ-беседа, практические упражнения задания, индивидуальная работа, наблюдение, анализ, обобщение. Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, использование игровой зоны кабинета. Материал дидактический: конверты-вирусы, картинки с изображением предметов личной гигиены (кран, полотенце, мыло, зубная щётка и паста), детская кроватка и посуда, кукла, свежие фрукты и овощи (чеснок, лук, груша, яблоко), сервировочная тарелка, салфетка. |
Форма проведения | Форма проведения - игра. Форма организации - коллективная. |
Педагогические технологии, методы, приёмы используемые для достижения планируемых результатов | Технологии: коррекционные технологии, отвечающие актуальным индивидуальным потребностям и способностям учащегося; сохранения и стимулирования здоровья; технологии обучения здоровому образу жизни; физкультминутка, технология сотрудничества, мультимедийные и компьютерные технологии. Элементы педагогической системы М. Монтессори - достижение ключевого принципа – «Помоги мне сделать это самому». Методы: индивидуально-дифференцированного обучения, объяснительно-иллюстративный, доступности, наблюдения (за предметами); методы практической и командной работы, создания игровой ситуации; частой смены видов деятельности, наглядный; методы продуктивной деятельности (целенаправленные действия с дидактическими игрушками; многократное повторение практических действий; наглядно-действенный показ способа действий; подражательные упражнения), приём внезапного появления (исчезновения) объектов, выполнение педагогом игровых действий, метод витаминотерапии. Словесные: речевая инструкция, адресованная учащемуся; указания и пояснения способов выполнения задания, последовательные действия; похвала, одобрение как повышение интереса к выполняемым действиям, использование вербальных и невербальные форм коммуникации. |
Описание этапов подготовки и проведения мероприятия | 1. Организационный момент (создание психологически комфортной обстановки обеспечение активизации психической деятельности). 2. Актуализация познавательной активности и введение в тему (активизация познавательной деятельности и активность обучающихся, привлечение внимания и интереса к заявленной теме, происходящему через игру; актуализация базисных умений, от которых зависит процесс формирования нового умения, согласно поставленным к занятию задачам). 3. Сообщение темы занятия. 4. Работа по теме занятия. Формирующий этап. Этап групповой коллективной работы учащихся. Достижение ключевого принципа – «Помоги мне сделать это самому» путем создания ситуации успеха (организация коррекционной работы с применением наглядного материала, мультимедийного и компьютерного оборудования; соблюдение принципов обучения особого ребенка (игровая форма, частая смена видов деятельности, доступность и повторяемость программного материала, обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия, практическая направленность обучения с использованием здоровьесберегающих технологий; содержательное наполнение занятия игровыми сюжетами и персонажами). 4.1. Физминутка в соответствии с заявленной темой (предупреждение и снятие умственного утомления, усталости, напряжения, восстановление умственной работоспособности). 5. Подведение итогов и оценка деятельности обучающихся (выявление состояния сформированности умения (умений), над которым (и) работали на занятии. 6. Заключительная часть. Обобщение (выявление эмоционального состояния детей, развитие рефлексивных навыков и умений). |
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия | https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11886594354636494462&from=tabbar&parent-reqid=1602671973101377-221160566468306853500275-production-app-host-sas-web-yp-163&text=физминутка+на+тему+здоровье&url=http%3A%2F%2Fvk.com%2Fvideo274614986_170934819 https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/01/21/kartoteka-utrennih-privetstviy https://zvukipro.com/zvukiludei/1388-zvuki-kashlja-rebenka.html https://zvukipro.com/zvukiludei/88-zvuki-chihaniya-lyudey.html |
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей | Настоящая разработка может быть использована работниками системы специального коррекционного (дефектологического) образования, узкими специалистами, воспитателями, педагогами образовательных организаций, классными руководителями, использующими практику инклюзивного образования и работающих с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). |
1. Организационный момент (создание психологически комфортной обстановки, обеспечение активизации психической деятельности обучающихся) |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) компетенции |
(Слайд 1) -Ребята, перед вами на рабочих местах наши друзья – «Смайлики». | Слушание | Формировать эмоциональный контакт, сотрудничество с педагогом |
(Слайд 2) - Покажите того какой из них выражает ваше настроение. - Молодцы! С таким настроением мы можем начинать наше занятие. - Давайте поприветствуем друг друга. | Находят и показывают выбранный «Смайлик» | Учить понимать элементарную инструкцию педагога, выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией |
(Слайд 3) Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука! Здравствуй друг, Здравствуй друг! Дружно встанем все мы в круг! Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! | Слушают и выполняют словесную инструкцию педагога | Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с педагогом. Развивать внимание, фиксацию взгляда на предмете, слежение взглядом за перемещающимся предметом по подражанию и образцу действия взрослого. |
2. Актуализация познавательной активности и введение в тему (активизация познавательной деятельности и активность обучающихся, привлечение внимания и интереса к заявленной теме, происходящему через игру; актуализация базисных умений, от которых зависит процесс формирования нового умения, согласно поставленным к занятию задачам). |
- Ребята, как я рада, что вы здоровы, в хорошем настроении! (Аудио звук: чихание). | Слушание | Эмоциональный контакт обучающегося и педагога; формирование умение определять первичные признаки заболевания. |
- Кто это у нас тут чихает?! - Максим, это ты?! - А может это ты, Женя?! - Маша, ты чихнула??? (Дети с учителем переходят в игровую зону учебного кабинета: на детском стульчике сидит кукла Маша). | Дети отвечают на вопрос учителя | Способствовать развитию потребности в сопереживании, умение определять первичные признаки заболевания. Различение и распознавание междометий. |
(Слайд 4) -Ты что, простудилась? (Аудио звук: кашель). (Учитель пробует лоб у куклы, у неё горячий лоб, кашель…). - Дети, приложите ладошку ко лбу Маши. - Горячий?! - Что же случилось с нашей Машей? | Слушают, следят за действиями учителя и повторяют их, имитируя ощущение «горячего», отвечают на поставленный вопрос учителя | Обучать детей сигнализировать о появлении первичных признаках заболевания и ухудшение состояния здоровья с помощью речевых и неречевых средств |
-Конечно, верно! - Она заболела… - Как вы думаете какое настроение сейчас у Маши? - Подберите ей нужный «Смайлик»? | Слушают, подбирают «Смайлик» с соответствующим настроением | Формирование элементарных навыков коммуникации и сопереживания |
- Верно, молодцы! - Её настроение грустное. - Покажите грустное лицо. | Дети мимикой изображают грусть |
- Ей совсем не до веселья... - Ребята, чем мы можем помочь Маше? (Слайд 5) - Давайте позвоним врачу, что нам для этого нужно? | Слушают и отвечают на поставленные вопросы учителя |
- А какой номер нужно набрать, чтобы вызывать врача? - Посмотрите, доска-помощница нам даёт подсказку. (На слайде телефон – «03»). - Чтобы вызвать врача, нужно позвонить по номеру «03»! - Женя, какой номер будем набирать? - Максим, по какому номеру позвоним врачу? (Учитель набирает номер «03»). | Слушают и отвечают на поставленные вопросы учителя, используя помощь интерактивной доски | Формирование умений своевременного обращения за помощью |
3. Сообщение темы занятия. |
(Учитель имитирует телефонный разговор с врачом). - Здравствуйте, Врач! - У нас заболела Маша! - У неё кашель и температура! - Да… Хорошо… - Мы всё сделаем, спасибо. - До свидания! | Слушание и наблюдение за действиями учителя | Формирование умений своевременного обращения за помощью |
- Дети, врач сказал, что больную нужно напоить горячим чаем, и уложить спать. (В игровой зоне: детская кровать с постельными принадлежностями и чайный набор) - Женя, положи куклу в кровать. (Учитель вместе с детьми имитирует приготовление чая) - Чай готов, но он горячий! - Давайте его немного остудим. (Дети по очереди дуют на кружку): - Максим, поднеси и угости Машу чаем. - Женя укрой одеялом, погладь по головке. - Максим, а ты пожелай Маше скорейшего выздоровления. | Практическая работа обучающихся по указаниям учителя | Дать элементарные знания по уходу за больным, по приготовлению чая и перенос этих действий на бытовой уровень; способствовать развитию потребности в сопереживании |
- Пока она спит и набирается сил, давайте мы с вами подумаем и найдём причину, почему заболела кукла Маша! | Слушание | Сопереживание и совместная коллективная деятельность |
4. Работа по теме занятия. Формирующий этап. Этап групповой коллективной работы учащихся. Достижение ключевого принципа – «Помоги мне сделать это самому» путем создания ситуации успеха (организация коррекционной работы с применением наглядного материала, мультимедийного и компьютерного оборудования; соблюдение принципов обучения особого ребенка (игровая форма, частая смена видов деятельности, доступность и повторяемость программного материала, обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия, практическая направленность обучения с использованием здоровьесберегающих технологий; содержательное наполнение занятия игровыми сюжетами и персонажами). |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) компетенции |
(Слайд 6) (На экране кукла Маша, окружённая вирусами) - Ребята, посмотрите сколько вирусов напало на Машу! - Давайте поможем ей стать ЗДОРОВОЙ! | Слушание | Сопереживание и совместная коллективная деятельность |
- Вирусы какого цвета? (Красный, зелёный, синий). | Слушание и ответы на вопрос (определение цветов) | Развитие ориентировки на цвет |
- Первый вирус боится «ГИГИЕНЫ». - Он у нас красного цвета! - Заберите от Маши вирус-конверт с цветом этого вируса. | Слушают, выполняют инструкции учителя | Формирование элементарных навыков самообслуживания и развитие мелкой моторики; развитие ориентировки на цвет |
- Откройте конверт и посмотрите, что нужно для соблюдения правил личной гигиены? (В конверте и на доске идентичные картинки предметы– гигиены: мыло, зубная щётка и паста, полотенце, кран) |
- Ребята, для чего нужны эти предметы? - Как вы думаете, Маша соблюдала личную гигиену? - Вы ответили правильно, молодцы, поэтому вирус красного цвета и напал на неё! - Ура! Мы прогнали первый вирус! | Слушают, отвечают на вопросы учителя | Формирование элементарных навыков самообслуживания. Назначение предметов личной гигиены и перенос знаний на ежедневный бытовой уровень; развитие ориентировки на цвет |
- А что не любит следующий вирус, нам подскажет… песенка! (Слушание аудио песенки). | Слушание аудиозаписи | Умение слушать и выделять главное из услышанного (выделение темы, возможно с помощью педагога). Формирование понятия о ежедневном выполнении зарядки (в том числе утренней) и её важности |
- О чём она? - Ребята, а вы любите делать зарядку? - Когда вы её делаете? (Микровывод учителя: утром и в перерывах между работой). | Слушают, отвечают на вопросы учителя |
- Вирус испугался ребят, которые любят делать зарядку и убежал… - Давайте его поищем!... | Слушают, выполняют инструкции учителя |
- Может он спрятался у Маши под одеялом? - Так вот где он! - Он здесь, потому что, Маша никогда не делала зарядку. - Разве так можно?! (Найденный вирус зелёного цвета дети рвут на части) | Слушают, выполняют инструкции учителя; одновременный просмотр и выполнение | Развивать, совершенствовать общую и мелкую моторику |
4.1. Физминутка в соответствии с заявленной темой (предупреждение и снятие умственного утомления, усталости, напряжения, восстановление умственной работоспособности) |
- Давайте научим Машу делать зарядку. (Демонстрируется видеозапись физминутки, дети берут куклу в руки). (Слайд 7) | Просмотр и выполнение движений с куклой Машей (согласно видиозаписи) | Формирование навыков коллективизма. Развитие зрительного и слухового восприятия, двигательных функций |
(Слайд 8) - Посмотрите! Маша улыбается! - Ей очень понравилось вместе с нами делать зарядку. - Ребята, как вы думаете изменилось у Маши настроение?! - Какое оно? - Покажите Смайлик с хорошим настроением! | Слушают, отвечают на вопросы учителя, находят и показывают выбранный «Смайлик» | Учить понимать элементарную инструкцию педагога, выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией и сопоставление эмоционального личного настроения с картинкой |
- Наша кукла Маша, почти здорова! (Слайд 9) - Нам осталось прогнать последний вирус! - Какого он цвета? - Давайте его найдём… (На столе у учителя, под синей салфеткой, корзина с овощами и фруктами: лук, чеснок, яблоко, груша). - Посмотрите, какой он по размеру? - Что спрятал синий вирус? - Почему он напал на Машу? - Какие овощи Маша не любила кушать и потому заболела? - Почему она не любила их? - А какие фрукты Маша не кушала? | Слушают, отвечают на вопросы учителя и выполняют словесные инструкции | Развитие ориентировки на цвет, размер и вкусовые качества. умение выделять и обобщать группы предметов (фрукты – овощи) |
(Обобщение ответов обучающихся, микровывод, похвала, одобрение). (Слайд 10) - Ешьте овощи и фрукты - Это лучшие продукты. Вас спасут от всех болезней. Нет вкусней их и полезней. Подружитесь с овощами, И с салатами и щами. Витаминов в них не счесть. Значит, нужно это есть! | Слушание | Умение слушать и выделять главное из услышанного (с помощью педагога), перенос знаний на бытовой уровень |
5. Подведение итогов и оценка деятельности обучающихся (выявление состояния сформированности умения (умений), над которым (и) работали на занятии. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) компетенции |
5.1. Закрепление знаний. |
- Ребята, мы все вирусы прогнали от Маши? - А что это значит? - Это значит, что, Маша… ЗДО-РО-ВА! - У неё был жар, и она не видела нашу борьбу с вирусами, и не знает какие правила нужно соблюдать! | Слушают, отвечают на вопросы учителя | Формирование умения заботы о сохранности личного здоровья |
- Давайте ей расскажем, какие правила нужно соблюдать, чтобы быть здоровым. (Слайд 11) (На доске появляется ключевая тема занятия - «Если хочешь быть здоров…»). | Слушание и выполнение практической работы по указанию учителя |
- Маша говорит спасибо вам за помощь и обещает всегда соблюдать все правила здоровья! | Слушание | Формирование умения использования вежливых слов в быту и закрепление понятия их значимости в общении |
6. Заключительная часть. Обобщение (выявление эмоционального состояния детей, развитие рефлексивных навыков и умений). |
(Слайд 12) - Какие фрукты и овощи помогут нам быть здоровыми? (Слайд 13) - Давайте наше здоровье подкрепим фруктовыми витаминами! (Учитель угощает витаминами из фруктовой нарезки) - А полезные овощи, лук и чеснок, вы скушаете за обедом! (Слайд 14) - Давайте скажем друг другу: «БУДЬ ЗДОРОВ!» Учитель благодарит за коллективную дружную работу | Слушают, отвечают на вопросы учителя, приём витаминов обучающимися Дети хором с учителем произносят указанную фразу | Формирование умения заботы о сохранности личного здоровья; метод витаминотерапии; переноса практических действий на бытовой уровень; достижение ключевого принципа – «Помоги мне сделать это самому» |