СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Моя педагогическая философия"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе на конкурс "Учитель года" - «Что6ы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь».

В.О.Ключевский

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Моя педагогическая философия"»

Филиал МОБУСОШ им. Н.Н.Володина с. Большая Елань

«ООШ с. Кучки»

Пензенского района, Пензенской области.


Эссе


Моя педагогическая философия.


«Что6ы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь

и любить тех, кому преподаешь».

В.О.Ключевский



Мудро сказал тот, кто считает, что школы - мастерские гуманности, если они достигает того, что люди становятся действительно людьми. Это будет происходить в том случае, если каждый учитель много потрудится над тем, чтобы сделать людей мудрыми по уму, добронравными в действиях и честными сердцем.

Стать учителем я мечтала с детства. Еще в детском садике я устраивала «школу» для своих младших сестер и подруг. В школу пошла с удовольствием, а когда познакомилась со своей первой учительницей, сомнений в том, кем быть, не осталось. До сих пор помню тот день, когда меня выбрали командиром октябрятской звездочки. Мои организаторские способности не остались незамеченными и я прошла все ступеньки школьной детской организации - от командира отряда до секретаря комитета комсомола.

После окончания педагогического института по специальности «химия - биология» я оказалась в с. Кучки. В селах учителей не хватает, поэтому встретили меня с радостью. Ученики тоже оказались на редкость послушными, добрыми и отзывчивыми. Они часто приходили ко мне в гости, предлагали помощь по хозяйству. Здесь я и познакомилась с ними поближе. Сельские дети более приспособлены к жизни, чем городские. Они обладают практическими навыками, и с предметом «биология» у меня особых проблем не было. Мы выполняли практические работы, собирали лекарственные растения, изучали повадки диких и домашних животных. Они учились у меня, а я — у них. А вот с химией было гораздо сложнее. Дети имели проблемы в знаниях по не зависящим от них причинам. Не доставало химического оборудования и реактивов. Мое объяснение казалось детям сложным. Все смышленые мальчики и девочки мечтали стать экономистами и юристами. Очень трудно было увлечь их моим предметом. Я проводила внеклассные мероприятия, интегрированные уроки, конкурсы, игры. После долгого перерыва дети стали поступать в ВУЗы химического профиля.

Первый свой в жизни урок в качестве учителя я провела в одиннадцатом классе. Готовилась к нему особенно тщательно, так как понимала: от него зависит и мой авторитет у ребят, и то, как дети будут относиться к моему предмету. К уроку я приготовила плакаты, экскурс в историю, интересные примеры. И вот урок. Дети смотрят оценивающе, немного недоверчиво, так как преподаватель ушел от них в начале года, поставив их в трудное положение. Выслушав мое объяснение, дети хором заявили, что многое из того, что я считала усвоенным, они вообще не изучали. Быстро перестраиваюсь и начинаю объяснять материал десятого класса. Так продолжалось всю первую четверть. Изучали материал одиннадцатого класса и одновременно повторяли или заново учили курс химии десятого класса. Еще хуже дела обстояли в девятом классе. Дети здесь были очень умными, но прочно усвоили, что химия им ни к чему. В журнале появились «4», а иногда и «3», и начались конфликты с родителями. И здесь на помощь пришла классный руководитель этого класса. Мы собрали классное собрание, долго беседовали с родителями и детьми, убеждая в том, что химия и физика связаны между собой. К урокам я готовилась основательно. Старалась решать как можно больше задач, где дети могли бы использовать свои знания по математике и физике. Ребята подготовили конференцию по теме «Производство серной кислоты». К уроку дети начертили графики, диаграммы, в том числе магнитофонную запись с рассказами непосредственных участников процесса производства серной кислоты. Кроме этого было проведено внеклассное мероприятие «Неметаллы» и классное собрание «Роль химии в быту» с участием родителей. Результаты такой работы я ощутила уже через год. Часть ребят после школы решили связать свою жизнь с экологией, химией, биологией. Наверное, есть еще какие-то пути решения проблем, постоянно возникающих у учителя в начале творческого пути. Ответы на эти вопросы я надеюсь получить, участвуя в конкурсе «Учитель года». Только общаясь с коллегами, проводя уроки в непривычной обстановке, что-то переоценивая, отбрасывая ошибочное, черпая опыт своих коллег, учитель становится личностью, способной увлечь своих воспитанников.

«Какими дети рождаются, - говорил Плутарх, - это не от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими - зто в нашей власти». Сегодня нам, учителям, не хватает веры, веры в собственные силы и в своих учеников. Очень многих мы записываем в очень испорченных. Но они исчезнут все до одного, если мы поверим в то, что можем их исправить, а тогда и они захотят этого. Средства, которыми мы будем добиваться этого, могут быть различными. Я стараюсь, чтобы ученики мне верили, и хочу быть для них нравственным идеалом. Мы можем сколь угодно повторять ученику общепризнанные истины, но пока они не будут пропускать их через свой разум, пока они не ощутят их своими руками - все бессмысленно. Но всегда передо мной встает вопрос: «Как же можно привести человека к этому осознанию?»

Само добро и путь к нему не могут быть омрачены худыми средствами. Переиначивая библейскую фразу, можно сказать, что оно – «Есть свет и в нем нет ни какой тьмы». Часто взрослые, наполненные жизненным опытом, в глазах ребенка не замечают, как их разум начинает повелевать над сердцем. Им кажется, что багаж знаний в их руках освещает путь, и ребенок должен лишь последовать за ними по проторенной тропе к этому светочу. Но ведь проблема в том, что ребенок идет к ней своей тропой, в конце которой нет маяка, непохожей на чьи-то другие. Мы можем забыть об этом, а ребенок никогда, иначе он потеряет интерес не только к знаниям, школе, но и к самому себе. Учитель и воспитатель держит в своих руках светоч, но его ценность не в том, чтобы осветить свою тропу, а в том, чтобы вернувшись к ребенку, поджечь его маленький факел от своего, постараться сохранить этот еще слабый огонек от буйных ветров. Каждый ребенок - особый мир, но каждый из этих миров нуждается в совершенствовании и развитии. Этим целям служит образование. «Учить всех всему» - эта мысль великого педагога Я.А. Каменского мне кажется сегодня особенно актуальной. «С рождения дана человеку жажда к знанию...» Это проявляется в раннем детском возрасте и сопровождает нас всю жизнь. Почему же многие дети теряют интерес к учению? Наверное, дело в том, что ребенок перестает видеть конечную цель своего образования. Многие родители и учителя, упрощая эту конечную цель, представляют учебу в школе как первую необходимую ступень к дальнейшему образованию и обретению престижной профессии. Ребенка необходимо научить свободе. Главную роль здесь играет учитель. Ребенок должен видеть перед глазами истинно свободного человека, который способен уважать свободу других, не подчинять своей воле.

Педагогическая философия каждого учителя — это не те правила и методики, которые он использует в своей работе. Это, скорее, принципы по которым он живет, это его мнение, «человеческая» философия. Рассказать о своих педагогических убеждениях — значит раскрыть свою жизненную позицию, обрисовать собственные идеалы.

Итак, звенит звонок, вхожу в класс, объявляю тему урока и начинаю объяснение. Кажется, что все так привычно, обыденно, неизменно изо дня в день. Но, на самом деле, это не верно. Каждый новый урок совсем не похож на предыдущий. Ребята иначе ведут себя, иначе воспринимают мои слова. Если удалось заинтересовать всех, между нами завязывается доверительный диалог. Я давно убедилась, что слова учителя не должны быть абстрактны, лишены всякой связи с реальной жизнью.

При проведении урока я стараюсь создать положительные эмоции, настрой в классе. Урок не должен быть для учеников «обязаловкой». Глупо заставлять ребенка делать что-то из-под палки: он все равно не сделает или сделает плохо, и полученная информация окажется для него бесполезной. В ходе учебного процесса я стараюсь заинтересовать детей, стимулирую учеников к выбору и самостоятельному использованию различных заданий. Моим ученикам важно видеть увлеченного своим предметом человека, и тогда они сами могут увлечься. Хотелось бы, чтобы школа для них стала миром радостных открытий все новых и новых сторон жизни.

«Познайте истину, и она сделает вас свободными». Не думайте, не послушайте, а именно - познайте, примите в себя, сделайте ее гостьей своего естества, и тогда она преобразит вас и мир в целом. Великая роль учителя не только найти или хотя бы нащупать ее для себя и других, но и помочь ребенку принять ее, познать.

Во имя радостных событий

Нам быть в походе до конца

Нельзя иначе: я - УЧИТЕЛЬ

И мне доверены сердца!!!

2