Экология духовности в современном обществе
Что есть духовность? Что есть духовный человек? Эта одна из важнейших проблем нашего времени. В современном обществе многие забыли такие понятия как человечность, духовность, доброта, искренность. Нам кажется, что духовно богатый человек тот, кто читает много книг, интересуется искусством, посещает кино и театры. Я думаю, что это не совсем правильная мысль.
Я считаю, что духовность – это собственное стремление человека. Это внутренняя потребность, которая идет их души, из детства, от родителей, окружения. Такой человек будет искать в искусстве и культуре подтверждение и поддержку своим идеалам. Значит, он будет выбирать «настоящие» произведения, искренние, те, которые несут добро. Ведь не секрет, что многие люди, якобы увлекающиеся искусством, довольствуются подделкой, тем, что дает лишь развлечение, но не подталкивает к облагораживанию души. Таких людей вряд ли можно назвать духовными.
Чтобы понять, что такое духовность, не надо далеко идти. Достаточно вернуться к нашей истории, к ее национальным духовным и историческим ценностям, которым уже более тысячи лет, к тому, чем раньше жила Россия, а именно к православию. До революции 1917 года, все сословия (дворяне, помещики, купцы, крестьяне и т.д.), жили по законам Божьим. Но мир был значительно лучше и добрее. Страна росла, развивалась, богатела.
В современном обществе духовность занимает далеко не первое место среди жизненных потребностей. Ценностная дезориентация постепенно приводит к вырождению духовных благ, под которыми в каждой сфере жизнедеятельности человека подразумеваются разные понятия.
В наш век все меньше внимания уделяется повышению образованности. С процесса формирования нравственной культуры акцент сместился на результат обучения. Получение образования рассматривается как формальность, а не как источник духовного роста личности.
Еще одной важной проблемой является то, что семья перестает быть эталоном воспитания, и статистика разводов это только подтверждает. Деньги становятся главной составляющей успеха, вытесняя любовь, доброту и заботу. В мире, где правит индивидуализм, людям попросту не хватает взаимопонимания и взаимоподдержки. Личностный рост оказался важнее деятельности на благо ближнему.
Ведь, духовная жизнь – это работа. Монотонная, кропотливая, каждодневная работа по отыскиванию своего внутреннего божественного начала. Она необходима для того, чтобы понять: мы не тело, не ум, не эго, мы – лишь вечная душа. Однако в современном обществе большинство людей живёт совсем недуховной жизнью. Высшее начало, Дух остаётся вне жизни человека. Люди постепенно теряют взаимосвязь со своей изначальной духовной природой под натиском чувств, желаний, впечатлений, переживаний и проблем. Они полностью погружаются в телесную жизнь и перестают переживать даже малейшие духовные опыты. Люди прекращают удивляться, испытывать восторг, забывают о созерцании, размышлении и теряют связь с природой – как внешней, так и внутренней. Они отождествляют себя с телом – материальным и конечным, и потому прожигают жизнь, боясь упустить хоть малейший шанс сиюминутной радости и наслаждения. Чтобы вновь разбудить духовное начало, необходимо питать его духовной пищей и духовными переживаниями. Постепенно через эти внутренние переживания пространство души становится столь же реальным и осязаемым, как и телесная оболочка. А дух осознаётся как подлинное начало, который, в отличие от телесности, не подлежит тлению и потому является первостепенным.
Закономерным остается ещё один вопрос: зачем современному человеку в стремительно меняющемся мире такая «неудобная» духовная жизнь? Всё просто. Каждый человек ищет в своей жизни счастье. Путь к счастью через внешние атрибуты – жилище, одежду, друзей, пищу, впечатления – неустойчив. Путь через духовное развитие, через обретение внутреннего спокойствия – единственно верный. Поскольку внешнее счастье, в какой бы роскоши ни жил человек, без внутренней гармонии не сможет быть постоянным и устойчивым.
Зачем прикладывать усилия в самопознании и помощи другим ,когда можно спокойно проживать жизнь в собственное удовольствие? Здесь можно ответить словами Бхагвана Шри Раджниша:
«Смерть заберет всё, что находится снаружи, вне тебя, и если ты не обрёл духовность, то тебя будет преследовать страх остаться ни с чем, ибо смерть заберёт у тебя абсолютно всё. Но если ты обрёл духовность, если ты обрёл душевный покой, блаженство, безмолвие, радость – а они совершенно не зависят от внешнего мира, – если ты разбил цветник и увидел цветы своего сознания, то страх смерти исчезнет сам собой. Повторюсь опять, а ты запомни: человек бессмертен. Пусть это будет чужим опытом, прими это как гипотезу – не как веру, а как гипотезу для проведения эксперимента».
Я считаю, что главное, чтобы в душе человека царило добро. Когда мы обогащаем наш жизненный опыт, когда мы делаем выводы и исправляем ошибки, когда мы привыкаем бережно относиться к окружающему миру и окружающих нас людей, только тогда мы раскрываем самые красивые свои черты и светимся истинной красотой. Безусловно, идеальных людей нет. Но, я думаю, что в любое время необходимо не терять человеческого лица, иначе мы не сможем вырастить достойных потомков. Без современного не бывает будущего. Надо стремиться к лучшему, становиться нежнее друг к другу, относиться с пониманием и уважением. Впоследствии в нашем мире воцарится согласие. Помните, что самое красивое, что может быть в человеке — это красота не внешняя, а духовная. И русский философ И. А. Ильин сравнивает красоту души с песней, в которой необъяснимым образом сливаются воедино и «человеческое страдание, и глубочайшая молитва, и сладостная любовь, и великое утешение».