Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с.Бада»
Эссе «Я – учитель»
Автор: учитель начальных классов
Патрина Светлана Сергеевна
2017-2018 уч. год
Профессия учитель – это моя профессия! Она очень сложная, требует много усилий – моральных и физических. Но в то же время эта профессия приносит много радостных моментов: общение с детьми, переживание за их успехи и неудачи, ощущение своей значимости, нужности.
Я – учитель по специальности, но получить педагогическое образование и быть учителем, думаю, не одно и то же. Передо мной всегда стояло множество вопросов: а настоящий ли я учитель? Правильно ли я сделала свой шаг в выборе этой профессии? Все ли я делаю правильно? Может это не мое призвание? Я все время анализирую свою работу: что получается, а что нет, что мне нужно изменить в себе, чему научиться. В своем эссе я хочу поделиться своими мыслями о себе и моем видении современной педагогической профессии.
Начну с того, что мой выбор профессии не случаен. Я с детства видела перед собой человека, который свою жизнь отдал педагогической профессии – это моя мама – Нефедьева Анна Алексеевна. Она проработала долгие годы – сначала учителем начальных классов, а потом воспитателем в детском саду. Мой младший брат учился в классе у нашей мамы, а я нередко сидела на последней парте, когда мама вела уроки. Я видела, как ей было трудно: и большие стопки тетрадей, и ежедневная подготовка к урокам, и двое детей (я и брат), и муж, которым тоже нужно было внимание. Но мамин пример меня не остановил. Напротив, я сначала занималась в педагогическом классе во время учебы в школе, затем, поступила в педагогический институт, закончила его. По распределению попала в детский сад, где я проработала недолгое время. Ушла из детского сада с уверенностью, что не вернусь в профессию, испугалась трудностей. В школу работать не пошла. Был страх, неуверенность в своих силах. Я думала, что у меня получится найти другой путь в жизни, более легкий.
В школу пришла только через 7 лет. Пришлось начинать с нуля. Есть учителя, которые работают легко, все у них получается, дети слушают, родители уважают. Это касается не только учителей со стажем, но и некоторых молодых педагогов. Мне же приходилось перестраивать себя, менять характер, даже учиться заново писать, вырабатывать каллиграфический почерк. Было сложно, да и сейчас нелегко. Ведь современное общество предъявляет к учителям серьезные требования. Для начала, конечно, педагогу необходимо знать свой предмет, в моем случае предметы на высоком уровне: теоретическом, методическом, практическом. Необходимо постоянно самосовершенствоваться, повышать квалификацию, уровень педагогического мастерства. Для этого существует несколько путей: курсы повышения квалификации, вебинары, конкурсы педагогического мастерства, обмен опытом с коллегами и др.
Также учителю необходимо, как говориться «идти в ногу со временем», быть интересным ученикам, родителям, коллегам. Умение работать с различными источниками информации, выбирать самое главное, интересное, полезное – важное качество современного педагога. Как найти среди всего огромного «моря» знаний то, что подойдет для моих детей, будет им интересным, поможет в освоении материала, а что будет бесполезным, просто затратит время на уроке, не будет эффективно работать на результат. Ведь самое главное, для чего все усилия, прилагаемые учителем в работе – это, чтобы его ученикам было интересно на уроке, во внеурочное время, чтобы они росли грамотными, воспитанными, самостоятельными людьми, умеющими добывать самостоятельно знания, анализировать свои поступки, результаты своей деятельности.
На помощь учителю приходят современные образовательные технологии. В своей работе я стараюсь использовать следующие технологии: ИКТ, технология системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, технология оценивания, проблемно-диалогическая технология, технология АМО и др. Не стану скрывать, что мне было сложно перестроиться на новые стандарты, строить свои уроки, свою деятельность в соответствии с ФГОС, но по-другому сейчас уже нельзя представить педагогическую деятельность современного учителя.
Но любые современные технологии будут бессильны, если педагога не любят дети, не уважают родитель учащихся. Заслужить любовь и уважение под силу не каждому. Думаю, что, прежде всего, нужно любить своих учеников, уважать мнение каждого ребенка и взрослого. Дети хорошо чувствуют отношение учителя. Я с теплом и добротой отношусь ко всем детям, порой бываю слишком мягкой, порой мне не хватает строгости, конечно ребята этим пользуются, бывает, не слушаются. Но мне всегда приятно, когда ученики искренне мне улыбаются, стремятся помочь, выполнить поручение, потому что им это хочется сделать, а не потому что я их заставляю. Мне нравится, что дети, мне доверяют, с удовольствием рассказывают о своих увлечениях, чувствах, мальчишки делятся впечатлениями о компьютерных играх и новом конструкторе, которых купила мама, девчонки – о новых игрушках и нарядах. Я искренне радуюсь их успехам, стараюсь поддержать, если чем-то расстроены, что-то не получатся, разбираюсь в возникающих конфликтах и проблемах, выслушиваю пожелания и предложения по организации жизни класса.
В современном обществе работа учителя сложна, но очень интересна. Учитель сам постоянно учится, стремится быть активным, мобильным, целеустремленным, интересным окружающим людям. Можно сказать, что учительская профессия – стиль жизни человека, который ее выбрал. Я думаю, что попала в школу не случайно, я ощущаю себя учителем, все чаще приходит осознание уверенности в своих силах, стремление самосовершенствования и саморазвития. Просто не нужно останавливаться на достигнутом, быть учителем во всех смыслах этого слова – современным учителем!