СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на тему: научная организация педагогической деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподавательская профессия в самом высшем смысле гуманистична. Человек своим трудом преобразует природу. Но труд преподавателя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека.

Просмотр содержимого документа
«Эссе на тему: научная организация педагогической деятельности»

Подготовил студент

2 курса магистратуры

Высшее Образование

П. Н. Крупович



Эссе на тему: научная организация педагогической деятельности

Преподавательская профессия в самом высшем смысле гуманистична. Человек своим трудом преобразует природу. Но труд преподавателя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека.

Я считаю, что главное – это вера в свои силы и возможности. И чтобы стать преподавателем, надо окончить педагогическое заведение. Чтобы стать преподавателем - организатором, необходимо освоить основы научной организации педагогического труда.

Тот, кто борется за внедрение НОПД в учебное заведение, должен не только понимать стоящие перед ним сложные и трудные задачи, но и быть самокритичным, не только признавать свои недостатки, но и страстно желать их устранить.

Решение задач НОПД, с одной стороны, связано с регламентацией, так как без этого немыслимо управление учебно-воспитательным процессом, а с другой стороны требует творческого подхода. Это противоречие диалектическое. Оно разрешается успешно при условии, если педагогическое творчество является ведущей стороной деятельности педагога, если педагог владеет научными методами труда.

Научная организация педагогического труда призвана освободить преподавателя от рутинный операций, от шаблона, научить работать творчески. А творческий стиль чужд субъективизму, опирается на научный подход ко всем общественным процессам. Он предполагает высокую требовательность к себе и другим, исключает самодовольство, противостоит любым проявлениям бюрократизма и формализма.

Приобщение преподавателя к НОПД требует, прежде всего, введения его в курс основных понятий и категорий этой отрасли научных знаний.

Труд в широком понимании представляет собой целесообразную деятельность человека. Труд же в его более узком смысле – это лишь одна из форм человеческой деятельности, связанная с производством материальных или духовных ценностей. По различным признакам человеческую деятельность подразделяют на физическую и умственную, материальную и духовную, на игру, учение, труд, общение и т.д.

Педагогический труд - один из видов труда в его широком понимании, где активно взаимодействуют преподаватель и студент (последние выступают не только как объекты, но и как субъекты деятельности), материальные и духовные средства, условия труда.

Весьма специфичен и объект педагогической деятельности – учащийся, который как уже отмечалось одновременно является и ее субъектом. Активность учащегося в учебном процессе зависит от множества факторов. Среди них особое значение имеет организованность и умение педагога, самостоятельно добывать знания, что в свою очередь является результатом обучения и воспитания.

Организация. В самом общем смысле ее следует понимать, с одной стороны, как внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия частей целого, а с другой - как совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Можно ли принять за основу системы учебных занятий всем известную традиционную четырёхэлементную систему урока? Почему бы и нет. Исторически сложившаяся, она отражает не только многовековой опыт преподавателей, но и важнейшие организационно-педагогические и технологические закономерности учебно-воспитательного процесса. В ней каждый элемент: опрос, позволяющий преподавателю получить информацию об усвоении учащимися прошлого урока, готовности к изучению нового; изучение нового, закрепление, призванное перевести самое важное, существенное из кратковременной памяти в долговременную; домашнее задание, преследующее цель завершить определенный цикл деятельности.

В практике отдельных преподавателей, увлеченных использованием НОПД в своей практической деятельности, нередко можно обнаружить набор случайных, органически не связанных элементов. Лишенная целесообразной и прочной внутренней организации, такая «система» не только малоэффективна, но и не в состоянии взаимодействовать с другими системами. Случайный набор элементов – это в лучшем случае лишь исходный материал для формирования системы. Образовывать её могут не только элементы, которые имеют соответствующую целенаправленность.

Научно организованным труд может называться лишь при условии, когда он основан на современных достижениях науки и практики, на всестороннем методологическом анализе процессов труда, комплексном использовании факторов, позволяющих достичь максимального результата.

Обеспечить максимальную эффективность обучения и воспитания при наилучшем использовании времени, сил и средств всех участников трудового процесса – вот главная задача НОПД.

В понятие НОПД входит не вся наука, а та лишь её часть, которая необходима для организации процесса труда. Сюда входит не организация вообще, а только организация конкретной деятельности, не труд вообще, а лишь его организация. Специфику НОПД, которая изучает структуры и системы организации педагогического труда, методы их формирования и функционирования, определяет педагогика. НОПД преподавателя является отраслью педагогики.

О НОПД говорят довольно много и вспоминают достаточно часто, но редко по-настоящему прибегают к ее помощи. Любая инициатива преподавателя буде поддержана, встречена с одобрением, если она начнется с дела, с выполнения определенной работы. Единство слова и дела -важная предпосылка успеха.

Внедряя НОПД, отдельные преподавателя стремятся сразу же охватить чуть ли не все, выполнить как можно больший объем работы, забывая, что именно НОПД требует начинать с малого, поэтапно. В решении задач НОПД есть опасность увлечения не только большим объемом работы, но и стремлением сделать все как можно быстрее. Так что нужно помнить: «лучше меньше, да лучше»!