МКОУ Касьяновская СОШ
Эссе на тему:
«Соотношение понятий «обучение» и «воспитание»
Выполнила
педагог-психолог
Плюха Т.Б.
Когда родители приводят ребенка в школу, они считают, что учителя должны учить и воспитывать их детей. А многие педагоги, наоборот считают, что они дают только знания, а воспитывать должны родители. Я с такой точкой зрения не согласна. Обучение и воспитание – это две неразрывные составляющие. Мы, учителя, должны прекрасно понимать, что процессы обучения и воспитания не могут происходить отдельно друг от друга. Конечно, воспитанием занимаются родители, но и в педагогической деятельности есть место этому процессу. Также педагог может содействовать семейному воспитанию, путем бесед с родителями, помогая им увидеть на что следует обратить внимание и как повлиять на него, потому что у большинства родителей нет педагогического образования и даже если оно есть, их ребенок является лучше других и поэтому они не всегда замечают какие - то проблемы. Тем более педагог может увидеть зарождение проблемы еще в ее зачатке (при первых ее проявлениях).
В процессе образования человек овладевает содержанием знаний о природе, обществах, мышлении, способах деятельности, позволяющих ему занять определенное положение среди людей, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности. Образование вооружает человека системой интеллектуальных и практических навыков и умений, позволяющие ему решать любые проблемы, возникающие в его жизни и профессиональной деятельности. В процессе получения образования человек накапливает опят эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к другим людям, что дает ему возможность совершенствовать, развивать свою психику и внутренний мир, поддерживать отношения с социальной средой.
Итак, результатом образования является всестороннее развитие личности, т.е. формирование человека, имеющего широкие и устойчивые знания, навыки и умения, сочетающего в своей деятельности физический и умственный труд, человека с высокими и нравственными идеалами.
Вывод: сравнивая понятия «обучение» и «воспитание», мы видим, что воспитание неразрывно связанно с обучением и, вместе с тем, имеет относительную самостоятельность и специфические особенности по задачам, принципам и методам.
Процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр. Если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции- образовательную, воспитательную и развивающеюся. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания- в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения. Типы взаимодействия между обучением и воспитанием:
Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношений между двумя процессами, в котором они как бы сливаются. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.
Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения, или вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.
Воспитание осуществляется и вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, компании и т.д.), сопровождаясь стихийными, а иногда целенаправленным обучение.
Итак, воспитание - это процесс передачи новому поколению накопленного человечеством опыта материальной и духовной деятельности, опыта общения людей, исторически сформировавшихся отношений человека к миру, к природе и обществу - это процесс передачи культуры, процесс включения ребенка в жизнь в качестве активного ее субъекта.
Воспитание является наравне с обучением процессом, в котором происходит усвоение ребенком общественного опыта. В отличие от обучения, связанного с развитием познавательных процессов, способностей, приобретением знаний, формированием умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям, к самому себе.
Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими, отличающими их друг от друга, - результаты этих процессов. Результаты обучения - это знания, умения и навыки, а воспитания - свойства и качества личности, формы ее социального поведения.
Обучение и воспитание тесно взаимосвязаны: обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим.