Проблемные ситуации в экологическом воспитании дошкольников.
Вот уже двадцать лет я работаю воспитателем в детском саду. Очень люблю детей. И любовь эта, мне кажется, взаимна. Главной особенностью моей работы является творческий подход, находчивость и оригинальность. Основной задачей в работе я считаю выбор наиболее эффективных методов и приемов воспитания детей.
Тема экологии, выбрана мной не случайно. Изучение экологической проблемы открывает огромные перспективы в работе с дошкольниками.
Сформированная экологическая культура дошкольника выражается в твердых знаниях o природе, бережном отношении к ней. Ребенок не только владеет знаниями, но и хочет беречь, охранять природу, призывает других делать это.
Мне очень понравилась педагогическая технология проблемного обучения, которую использую в работе по экологическому воспитанию дошкольников.
Цель этой технологии в ДОУ — воспитание способности самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и находить правильный ответ. В основе любой проблемной ситуации должно лежать противоречие. Решение проблемных ситуаций дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубинштейн С. Л. Говорил, что «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия», то есть ценность проблемной ситуацией в том, что оно воздействует на эмоции, побуждает потребность в познании нового. Эмоция, возникшая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль.
Существует четыре уровня решения проблемных ситуаций:
- педагог обозначает проблему и сам ее решает при активном обсуждении с детьми
- педагог обозначает проблему – но решают ее под руководством педагога.
- педагог направляет воспитанников на поиск решения проблемной ситуации (частично – поисковый метод),
- проблему ставит сам ребенок ,педагог оказывает помощь в ее разрешении.
Проблемные ситуации использую в разных направлениях и в различных режимных моментах .
1. Наиболее усваиваемым использованием проблемного обучения является экспериментальная деятельность. Целью опытно-экспериментальной деятельности у дошкольников является формирование и расширение представлений об окружающем мире через практическое самостоятельное познание.
Очень важно создать в детском саду правильную развивающую среду. Примером такой развивающей среды в моей группе стал уголок опытно-экспериментальной деятельности, одна из задач которого - развитие познавательной активности детей, желания и умения самостоятельно искать и находить ответы на возникающие вопросы и предложенные проблемно-поисковые ситуации.
В рамках опытно-экспериментальной деятельности провожу следующие виды занятий:
- Игры - эксперименты. К занятию привлекается сказочный персонаж, который просит o помощи в проблемной ситуации.
‒ Моделирование. Построение моделей объектов природы позволяет получить знания o свойствах этих объектов, особенно, если эти объекты невозможно изучить в непосредственном контакте.
‒ Проведение опытов. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру.
2. Во время занятий на экологической тропе. Экологическая тропа — это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На маршруте происходит знакомство детей с естественными объектами, многообразием живого мира природы и взаимообусловленностью его объектов. Использование проблемных ситуаций на маршруте позволяет закреплять нормы и правила поведения в природе.
Например, можно отработать следующие ситуации:
‒ Дети нарвали большой букет цветов для воспитателя, но он не обрадовался, а расстроился. Почему?
‒ Перед вами ягодная поляна. Ягод очень много, а времени у вас мало. Может, стоит собирать ягодки не по одной, а просто наломать веток?
Также на тропе можно отработать навыки участия в природоохранной деятельности, труде в природе. Например, ситуация с деревьями, у которых кто-то поломал ветви.
3. В уголке живой природы при помощи проблемно-поисковых ситуаций можно отработать навыки ухода за растениями. Например, ситуация, когда два ребенка по очереди полили один и тот же комнатный цветок и «слишком напоили его». Задача педагога в данном случае натолкнуть детей на мысль o том, как можно спасти растение («просушить») и каким образом можно реализовать данную задачу.
В процессе решения проблемно-поисковых ситуаций у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умение работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Я сравнительно недолго использую метод проблемного обучения при построении образовательного процесса в экологическом воспитании дошкольников, но уже сегодня могу сказать, что регулярное использование проблемно - поисковых ситуаций экологического содержания и решение их детьми, даёт положительные результаты.
Очень важно педагогу усвоить и соблюдать, что дети не принимают новые знания, если они им не понятны и не вписываются в их систему знаний, в сформированную картину мира. Мы не должны переубеждать и навязать им новые знания. Мы должны внимательно выслушать все возражения, и предположения детей, поощрять их за самостоятельность суждений, активность в обсуждении. Приучать детей не бояться говорить, допускать ошибки. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему — он будет стремиться получить помощь от взрослого. Он будет решать только легкие проблемы», что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Мы не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только на занятиях по «Познанию мира», но и на математике, развитии речи, грамоте, конструировании. То есть педагоги должны творчески подходить к процессу развития ребенка на занятиях и во всех других видах деятельности. Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность
педагога и ребенка.
А для лучшего усвоения проблемной ситуации она должна быть максимально четко и понятно сформулирована.
В настоящее время мною продолжается пополнение картотеки проблемно-поисковых ситуаций экологического содержания, которые я буду и дальше использовать в своей работе.