СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Современен ли сегодня опыт В.А. Сухомлинского?"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Современен ли сегодня опыт В.А. Сухомлинского?"»

ЭССЕ «Современен ли сегодня опыт В.А. Сухомлинского?»

Известный российский педагог В.А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд, большое внимание уделяя формированию мировоззрения учащихся. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского актуально. Оно направлено на жизненность, на настоящего человека. Оно воспитывает самоуважение. Сухомлинский может стать нашей путеводной звездой в любви к детям, к своей профессии, к своей родине. Он – для живых. И он помогает остаться живыми даже в самые трудные времена кризиса нашей отечественной школы. Сухомлинский возник не на пустом месте. Сухомлинский считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя. Кроме того, важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм». Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и, наконец, подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно- эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного. Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, что бы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым - значит прежде всего помочь ему учиться. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. Согласно же Сухомлинскому учитель должен быть неким «добрым наставником» для ученика, действовать не по принципу тирании, а сотрудничать с ребенком. Кроме того, такая организация детского труда как в Павлышевской школе, когда младшие дети сотрудничают со старшими, учится напрямую у них, является именно той ситуацией развития, которая благоприятно влияет на развитие ребенка. Ведь высшие психические функции возникают именно в процессе сотрудничества и социального общения.

Сухомлинский был категорически против наказаний, даже оценка рассматривалась им лишь как похвала ребенку за его труды. Безусловно, идеи Сухомлинского имеют свои достоинства и недостатки. Однако, на мой взгляд, это одна из самых гуманных педагогических идей из ныне существующих.

Сухомлинский искренне желал воспитывать хорошего человека, он считал, что желание быть хорошим свойственно человеку: «Желание быть хорошим — моя педагогическая вера. Я твёрдо верю в то, что воспитание лишь тогда становится ваянием человека, когда оно основано на культе человеческого достоинства. На том, чтобы человеку неприятно, мерзко было даже думать о себе как о плохом, чтобы ему хотелось быть хорошим, чтобы это было сокровенное, неискоренимое желание...».