СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭССЕ.Современные проблемы обучения основам безопасности жизнедеятельности

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание: Современные проблемы обучения основам безопасности жизнедеятельности.

Просмотр содержимого документа
«ЭССЕ.Современные проблемы обучения основам безопасности жизнедеятельности»

Домнина Н.А.

ЭССЕ.Современные проблемы обучения основам

безопасности жизнедеятельности


Относительно «молодой» курс ОБЖ находится в динамичном развитии теории, дидактики и методики обучения.

В отличие от дидактики методика обучения является более динамичным, вариативным инструментарием, включающим методы обучения, методические приемы, педагогические технологии. Все они должны обеспечить при обучении ОБЖ: -  формирование практических умений и навыков - необходимого условия успешной защиты от опасностей, - повышение психической устойчивости, внимания и сообразительности учащихся в условиях ЭС.

Для формирования практических умений и навыков защитных действий в ЭС предлагается использовать практикум в курсе ОБЖ. В содержание практикума включены практические работы, а также задачи: ситуационные – различной степени трудности – от репродуктивных до компетентностных.

Различные научно-педагогические школы классифицируют методы обучения по разным основаниям. Наиболее очевидно использование на уроках практических работ как метода обучения. Их выполнение основывается на практической деятельности учащихся.

Однако для достижения целей обучения по ОБЖ практические работы не охватывают содержание предмета. Поэтому в практикум по ОБЖ включены задачи, решение которых также придает учащимся практические умения и навыки защитных действий в ЭС.

Предполагается, что специально организованный процесс их решения также позволяет формировать практические умения и навыки. При использовании задач в качестве составляющей части практикума необходимо осознавать, что массив задач по каждой теме должен быть значительным, чтобы учащиеся смогли получить навыки и умения по изучаемой теме.

Таким образом, можно выделить два способа реализации практических занятий: - во-первых, практические занятия как метод обучения. - во-вторых, практические занятия как технологически организованный процесс обучения учащихся. Практические занятия в виде решения ситуационных задач можно организовать как технологический процесс решения трехуровневых задач. Задачи первого, минимального уровня (так называемые шаблонные задачи) имеют репродуктивный характер, так как закрепляют полученные учениками знания. Ключевыми в таких заданиях будут вопросы “Кто?”, “Что

Задачи второго, общего уровня по конструкции состоят из нескольких, объединенных ассоциативными связями, задач минимального уровня.

Задачи третьего уровня, повышенной сложности, предполагают организацию развивающего и эвристического обучения. Эвристический подход к образованию ориентирует ученика на достижение неизвестного заранее результата.

Для формирования и оценки компетентности школьников в вопросах безопасности развитие получил метод использования компетентностных ситуационных задач.

Компетентностная ситуационная задача при ее решении предполагает осваивать учащемуся последовательно следующие уровни ее познания: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Структура ситуационной задачи в данном случае имеет следующий вид: а) название задачи; б) личностно-значимый познавательный вопрос, чтобы заинтересовать учащегося в решении проблемы, представленной в задаче; в) собственно информация – содержание задачи, которые можно представлять в различном виде: текст, график, рисунок, таблица и т.д. г) вопросы, на которые должен ответить ученик: на понимание, применение, анализ, синтез и оценку ситуации.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» предписывает, что порядок разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время приоритетным направлением системы образования в соответствии с ФГОС является достижение учащимися метапредметных результатов на основе деятельностного подхода. На первый план наряду с предметной грамотностью выступает формирование у школьников умения самостоятельно решать жизненные задачи, или иначе, формирование компетентности на основе освоения универсальных способов деятельности. Курс ОБЖ по своей сущности представляет изучение жизненных ситуаций с точки зрения безопасности. Поэтому он формирует навыки и умения практических действий в опасных, чрезвычайных жизненных, а не в каких-либо гипотетических  ситуациях. Во-вторых, достижение результатов обучения по ОБЖ будет соответствовать требованиям ФГОС, если так организовать деятельность учащихся, чтобы они кроме предметных результатов осваивали метапредметные результаты. Для этого при реализации практикума необходимо применять «современные» инновационные педагогические технологии.