
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Иркутский государственный университет»
(ФГБОУ ВО «ИГУ»)
Педагогический институт
Кафедра педагогики
Эссе «Проблема целеполагания в современном образовании»
Выполнил:
Студент 1 курса
Крупович П.Н.
Профиль:
«Высшее образование»
Иркутск, 2018
Цель – это то, к чему стремятся, что нужно осуществить (по Ожегову) Обычно, само понятие цель трактуется как идеальное мысленное предвосхищение результата, являющееся главным мотивационным компонентом для субъекта, который действует. С одной стороны, цель имеет черты несбыточного, нереального - идеализированного результата, к которому возможно только стремится, с другой – цель может быть чем-то весьма реальным, достигаемым и планируемым. В педагогике под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовки подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
Вообще, равновесие на оси «человек-общество» на уровне целей достигается корректировкой в соответствии с динамикой развития общества. Общество в своем развитии постоянно как бы «обгоняет» воспитание и образование, подталкивает их к научному переосмыслению, а затем и к реформированию. Задача педагогической деятельности на каждом этапе – установление соответствия воспитания уровню развития общества по всем основным и надстрочным направлениям и параметрам. Т.е. цели, содержание, методы и формы педагогической деятельности зависят не только от потребностей, но и от возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс.
Во все времена проблема постановки цели воспитания является актуальной, она очень зависима от государственной и национальной принадлежности, она показатель общественного благоустройства.
Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение, так как непосредственным образом влияет на разработку педагогической теории. Сегодня многие ученые-теоретики, а также практикующие педагоги сходятся во мнении, что основной целью педагогического процесса является воспитание и формирование всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной личности. Издаются законы, пишутся нормативы, выпускаются научные труды.
Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.
В педагогике под целью воспитания понимают те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Цели воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное общество.
Однако воспитание всесторонне развитого человека становится доминирующей целью тем чаще, чем ближе она к современности.
Целеполагание — непрерывный процесс. Неотождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию. Надо отметить, что учение о цели настолько масштабно, что породило много развитых и совершенных философских систем, но не одна из этих систем не решила вопрос о цели и о целесообразности окончательно.
Постмодернизм вообще обрушился на целеполагание всей своей "парадигмой". Одно из утверждений постмодернизма, например, гласит, что большинство действий человека осуществляется по произволу, и лишь затем замысел и цель просто приписываются тем же действиям. В постмодернизме исчезает понятие субъекта, наделенного сознательными целеполаганием и волей. На первый план выходят бессознательные компоненты духовной жизни.
Что мы имеем сегодня: источник успеха в обществе не объем и качество профессиональных, «технологических» умений и навыков, не «мозги», а такие чисто «гуманитарные» качества, как коммуникабельность человека, его способность завязать «нужные связи» с «нужными людьми». Отношения «деньги-образование - связи» сегодня хорошо просматриваются в нашем обществе. Именно количество этих связей и наличие денег определяет статус и благосостояние человека. Под «гуманитарными знаниями» может, как крайний случай, пониматься и знание основных способов влиять на другого человека с целью достижения выгоды, то есть - способов манипулирования им. На активную, предприимчивую жизнь именно в таком непростом «обществе будущего» ориентируют своих детей состоятельные родители. Их цели вполне прагматичны: ощущая себя принадлежащими к некоей особой социальной прослойке - «элите», они стремятся сохранить тот же статус для своих детей, в перспективе - передать им «свой бизнес», «своё дело». Путь в «элиту» лежит через личные связи и личную предприимчивость. Диплом престижного вуза является почти необходимым условием на этом пути. По закону рынка потребности клиента-родителя становятся целями деятельности в образовании. Причём - прагматическими, достижимыми, по нашей терминологии, конкретными целями. Те, кто имеет «мозги», но не имеет денежного эквивалента, остаются за бортом нашего образования – у них более приближенные цели – прокормить свою семью, а «элита» приходит потом на работу с дипломом: и лечат нас, и руководят, и образовывают… Конечно, можно протестовать – есть бюджетные места в ВУЗах, кто вам не дает; а на этих местах кто учиться? Опять же «деньги»! И сколько бы мы не рассуждали о возвышенном, пока это так. Выросшие в Совдепии, вспоминают ее с уважением, какая бы идеология там и тогда не присутствовала, но ребенок мог, имея свои способности, свой интеллект учиться там, где он хочет; имея при этом – маму, дежурного по станции, и папу – шофера на кране…
Любая из сфер бытия человека подвержена сегодня существенным трансформациям. Радикальные изменения претерпевает и сфера мышления, и, прежде всего, основания и содержания образования. Адекватное решение жизненно важных вопросов во многом зависит от того, в какой мере и на какой социальной основе люди смогут обеспечить управление общественной жизнью, какими ценностными и, в частности, целевыми критериями будет руководствоваться человечество. Все это делает актуальным изучение критериев выбора социальных целей, оценки эффективности человеческой деятельности и, в связи с этим - философский анализ сущности целеполагания и деятельности человека вообще, и, прежде всего, в сфере образования. Все эти процессы сопровождаются многообразными инновациями в сфере теории и практики образования, порождая тем самым необходимость общего анализа и сопоставления различных, а зачастую и противоположных по своим глубинным философским основаниям методологических установок, используемых в решении проблем и задач современного образования.
Очень хорошо, что сегодня государство серьезно задумалось над тем, куда мы идем и «верной ли дорогой». Хорошо, что оно заставляет обывателя верить в престижность труда педагога – участие его в конкурсах, профстандарты, ФГОСы, достойная зарплата с оценкой эффективности труда – это очень замечательно!
Целеполагание должно быть не в достижении сиюминутного для себя результата, чтобы мне было хорошо; а в достижении глобальных перемен в образовании и воспитании в целом. Ведь верили мы раньше в коммунизм, почему бы сегодня не поверить в то, что мы растим наше будущее, только мы ответственны за него, и мы можем сделать это на сто процентов. Главное – иметь цель, желание – получить достойный результат.