ЭССЕ
Принципы выбора темы
Понять тему и проблему:
- нельзя брать тему, которая не понятна;
- нельзя брать тему, которая кажется нам темой «ни о чем»;
- воздержимся от тем, где упомянуты большие понятия, здесь трудно будет выделить главное;
- нельзя брать темы, в которых нет проблематики;
- не желательно брать публицистические темы;
- не выбираем темы, которые выходят за курс школьной программы;
- не берем темы по социологии, если они «уходят в прошлое» или направлены на объяснение сегодняшней реальности;
- выбираем тему, где есть явная позиция, которую можно рассмотреть – согласиться или не согласиться с ней.
II. Алгоритм
1.
- выписываем тему;
- формулируем проблему (выбранное мною высказывание посвящено проблеме о том… данная проблема… влияет…воздействует…);
- определить значимость и важность проблемы (многие сегодня…. большинство людей… сегодня как никогда становится актуальна…);
2.
- представляем автора и его точку зрения – поясняем (интерпретируем) точку зрения,
- соглашаемся или не соглашаемся,
- обозначаем свою позицию
3. Основная часть
Теоретическая аргументация по проблеме, поднятой в тексте ( определения, понятия, характеристика, признаки, черты и т.п.).
4. Примеры
- из истории;
- из современных реалий;
- возможны по отдельным темам примеры из литературы, географии, науки
5. Ссылка на собственный жизненный опыт (Я сталкивался… мне кажется…. Со мной был случай, когда….)
6. Вывод
Таким образом, рассмотрев проблему и приведя примеры, мы можем в определенной мера увидеть…. Мы доказали…. Нам становится очевидно…
ЭТАЛОН
«Государство растит людей: прекрасное – хороших, противоположное – дурных»
Сократ
Выбранное мною высказывание затрагивает проблему связанную с пониманием того, как государственный строй, политическая система связаны с воспитанием нравственных гражданских качеств. Данный вопрос представляется мне очень интересным. Действительно, как и каким образом государство может воспитывать хороших граждан и наоборот. Нужно осмыслить причины, почему в каких-то странах появляется много дурных, жестоких людей.
Греческий философ Сократ, которого считают во многом основоположником философской мысли, говорил: «Государство растит людей: прекрасное – хороших, противоположное – дурных». То есть состояние человека, его личные качества напрямую зависят от государства, а значит от его устройства, которое в свою очередь создается властью. Значит, мы можем объяснить его мысль так: власть, политический строй и государственные устои в отдельно взятом государстве находят прямое отражение в гражданах этого самого государства, активно влияют на воспитание гражданских качеств. И я не могу с этим не согласиться. Ведь граждане, проживающие в определенном государстве, в прямом смысле этого слова им выращены и воспитаны. Им привита определенная идеология, они воспитаны определенными национальными идеалами и примерами, они привыкли быть частью определенного, особым образом сформированного общества. И, несомненно, демократический режим, (который, на мой взгляд, и нужно понимать под «прекрасным государством») к которому так стремятся многие государства в наше время, в основу которого заложено уважение к людям, и «взращивает» «хороших» людей. Противоположностью же демократии принято считать тоталитаризм, при котором отдельный человек – ничто.
Прежде всего, коснемся вопроса о предназначении государства. Что такое государство? Современные обществоведы определяют государство как особый институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общих групп, классов. Государство осуществляет различные функции в жизни общества. Ту, о которой мы ведем речь можно назвать духовной или нравственно-воспитательной. Ответ на то, какими средствами государство влияет на воспитание своих граждан лежит в устройстве государства, его политическом режиме. Политический режим принято определять, как совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы.
По своей структуре политические режимы можно разделить на два типа: «государство для людей» и «люди для государства». Или же, те, при которых государственные органы стараются на благо своего народа и те, при которых народ вынужден работать исключительно для своего государства, где человек – лишь винтик или шестеренка в огромной «государственной машине». Первые принято называть «демократическими», вторые «антидемократическими» или «недемократическими». К последним относятся тоталитарные, авторитарные, военные и т.д. По своему устройству эти режимы противопоставляются друг другу.
«Демократия» в переводе с греческого будет звучать, как «народовластие». Главный признак демократии – воля народа, его участие в политической жизни государства. При демократическом режиме у каждого человека есть право на свое мнение, и это мнение учитывается в государственной жизни. Принятие решение осуществляется посредством народного голосования. Также демократия подразумевает многообразие во всех сферах жизни, а как следствие – свободу выбора. Под тоталитарным же режимом понимается такой режим, основу которого составляет жесткая диктатура, характеризующаяся полным контролем государства над жизнью общества. Власть стремится подмять под себя все, «пролезть» во все сферы человеческой жизни и регламентировать их.
При тоталитаризме у человека не может быть своего мнения или воли, за него все решит государство. Власть при тоталитарном строе опирается, прежде всего, на страх, насилие, физическое принуждение. Мысли и мнения, неугодные власти, противоречащие царствующей идеологии, караются по закону. Тоталитаризм стремится к однообразию, унификации всей жизни людей. Так можно ли говорить о том, что такое государство в страхе и неволе взрастит «хороших» людей? По-моему, ответ очевиден. И как сказал римский драматург II века до нашей эры Теренций Публий: «Глубоко заблуждается тот, кто считает более прочной и твердой власть, покоящуюся на силе, чем ту, которая основана на любви».
В качестве примера того, как современный демократический режим воспитывает людей, хотелось бы привести граждан США. Они участвуют в общественной жизни государства, имеют право свободно высказывать свое мнение и могут быть уверены в том, что это мнение будет услышано и рассмотрено. Более того, они точно знают, что государство защитит их, если в этом появится необходимость.
Также можно привести массу аргументов, подтверждающих вторую часть высказывания Сократа. Так, например, великий советский писатель Солженицын, как и многие другие представители интеллигенции и деятели искусства того времени, всю жизнь был вынужден страдать за свои идеи и мысли. За свою долгую жизнь он успел побывать в Бутырской тюрьме, ГУЛаге, ссылке. А все лишь из-за того, что его суждения не подходили под общий стандарт. И история Советского Союза знает массу подобных примеров, когда жизни людей ломались из-за ненароком сказанного слово, мыслей, озвученных не там, где надо или просто нечаянно вызванных подозрений. В СССР сама тоталитарная система, унижающая человека, формировала в людях много негативных качеств: доносительство, иждивенчество, раболепие, безынициативность, боязнь высказывать мнение.
Другим ярким примером можно считать роман Джорджа Оруэлла «1984», который гиперболизировано описывает внутреннее устройство тоталитарного режима. В любом жилом или служебном помещении, в стену вмонтирован телеэкран, круглосуточно работающий и на прием, и на передачу. Полиция мыслей подслушивает каждое слово и наблюдает за каждым движением. Лозунг партии «Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила». Партия приказывает верить только ей, а не собственным глазам и ушам. В общем, у автора получается довольно точная критика на данный политический режим.
Политика, на мой взгляд, бывает разных уровней. Она существует на всех уровнях. Самый близкий мне уровень политики – школьная политика. В школе власть представлена директором и администрацией. Бывают директора, которые создают в школе демократический режим работы. При таком режиме учащиеся могут предлагать свои инициативы, вносить свои предложения и просто чувствовать себя на своем месте, частью жизни школы. Из таких школ ученики выходят уверенными в себе и своих знаниях людьми. А бывает наоборот, директора, строящие работу на диктатуре, выстраивающие авторитарный режим. В таких школах дети боятся отступить от заданного маршрута, сделать что-то неординарное, проявить интерес или высказать мнение. Такие школы выпускают в свет безынициативных людей, как правило, не имеющих или боящихся высказать свое мнение.
Таким образом, приведя теоретическое обоснование и примеры можно сделать вывод, что состояние людей, их добропорядочность во многом зависит от власти и политического режима. И мы с уверенностью можем сказать, что «хорошее» государство – демократическое – существует и функционирует для своих граждан, воспитывая настоящих и полноценных членов современного общества. Тогда как «иное» - тоталитарное – наоборот подминает людей под себя, воспитывая в них низшие качества.
ОБРАЗЕЦ ( сочинение выпускника)
Сократ «Государство растит людей, прекрасное — хороших, противоположное — дурных».
Выбранное мною высказывание посвящено проблеме влияния государства на человека, тому как государство влияет на человека, гражданина, формирует его поведение, точку зрения, менталитет. Сегодня это становится актуальным как-никогда, окружающая нас реальность показывает, что обстановка в государстве, его проявления в различных сферах жизнедеятельности общества способны сформировать целые поколения плохих или хороших людей.
Сократ, автор данного высказывания, считает, что государство растит людей, и именно от того какие ценности будут доминировать в государстве, какой тип правления будет для него характерен, будет зависеть какого человека оно вырастит. Я соглашусь с мнением автора, я полностью его поддерживаю. Я тоже считаю, что от государственной политики, от типа политического режима, от формы правления будет зависеть процесс воспитания человека и гражданина.
Государство – это совокупность политических институтов, главной целью которых является защита интересов и прав, как общества в целом, так и его отдельных граждан. Одними из важнейших функций государства являются идеологическая и воспитательная функция. У государства, как и у человека, есть несколько путей развития, путей выбора – каким ему стать. Во многом это зависит от политического режима в государстве. Принято считать, что «хорошим» политическим режимом является демократия – политический режим, основанный на равенстве граждан перед законом, в прямом переводе с греческого «власть народа»; а «плохим» - тоталитаризм – политический режим, основанный на жестком подчинении государству всех сфер жизни общества.
В подтверждение можно привести множество примеров. Так, в качестве примера, когда плохое государство «растит дурных людей», я хотел бы взять Германию 30-40-ых годов ХХ века. Германский нацизм, основанный на идеях расового превосходства, доминирования арийской нации, идее мирового господства воспитал целое поколение, которое не задумываясь участвовало в массовых казнях евреев, в уничтожении миллионов людей – детей, женщин, стариков в концентрационных лагерях, уничтожало и глумилось над культурными и историческими ценности целых народов. Но в то же время, в противовес сказанному, можно привести и другой пример, когда «хорошее» государство «растит хороших людей». Так, например, прогрессивные реформы императора Александра I в России начала XIX века, образно названные А.С.Пушкиным «дней александровых прекрасное начало» дали толчок к развитию национального самосознания, породили всплеск развития русского общества, вылившееся в «золотой век русской литературы», согласитесь, «плохое государство» не смогло бы дать миру гений Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
Определенной моделью государства в котором я живу, является школа. Конечно, школа, как и государство не может отвечать за всех своих «детей», но именно школа дала мне и моим товарищам «путевку в жизнь» - позволила нам выбрать для себя занятия по душе, дала знания и приучила к труду, как к единственному пути достижения успеха. Мне кажется, что моя школа, воспитала из меня и моих одноклассников хороших людей.
Таким образом, рассмотрев проблему и приведя примеры, мы можем сказать, что определенной степени от государства зависит каким станет человек, каким станем мы сами.