СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Простое волшебство"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Тот, кто в раннем детстве на пути

к усвоению родной речи не создавал таких

слов, как «ползук», «вытонуть»,

«притонуть», «тормозило», никогда

не станет полным хозяином своего языка».

К.И.Чуковский «От двух до пяти»

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Простое волшебство"»

«Простое волшебство»/ Эссе «Моя педагогическая философия»

«Тот, кто в раннем детстве на пути

к усвоению родной речи не создавал таких

слов, как «ползук», «вытонуть»,

«притонуть», «тормозило», никогда

не станет полным хозяином своего языка».

К.И.Чуковский «От двух до пяти»

«Радуга – радует, тополь – топает, а фантазе р пускает фонтаны»…

Кто может так непосредственно, свободно и непринужденно обращаться с нашим языком? Лингвисты и языковеды? Или художники слова – поэты и писатели? Пожалуй, и те и другие. Только это вряд ли будет непосредственным и непринужденным, да и свободным его не назовешь. Словотворчество этих людей будет научно обоснованным или творчески оправданным. Но я знаю этих гениальных творцов…ДА, ЭТО ДЕТИ!

Мы можем только позавидовать им - они так искренне и чутко постигают речь. И рядом с детьми мы, взрослые, можем стать настоящими волшебниками, потому что от нас зависит, не потеряется ли эта чуткость к языку с возрастом?

Когда я училась в школе, часто задумывалась о чистоте языка и значимости слова, меня волновало небрежное и неуважительное отношение к ним. Читая классику, убеждалась: как умело и тонко можно использовать СЛОВО, чтобы оно обрело силу, как бережно авторы несут его нам, читателям. Наверно, поэтому и стала учителем русского языка и литературы.

С 1992г. по 2001г. я работала учителем в средней школе и очень старалась обратить внимание и привлечь к проблемам речи коллег, учеников и их родителей. Вместе с детьми мы готовили выставки, обсуждали жизнь и творчество русских писателей и поэтов, лингвистов и языковедов, проводили конкурсы «каллиграфического письма», устраивали переписку от лица литературных героев, творческие вечера и деловые игры. Кто-то остался в стороне и равнодушно смотрел на «наше творчество», но многие откликнулись и с интересом постигали тайны языка (в связи с этим замечу: особенно приятно получать сегодня от бывших учеников грамотные письма).

«Ошибка в мыслях вызывает ошибку в словах, ошибка в словах вызывает ошибку в делах»

Д.Писарев

Сейчас я работаю в детском саду, и проблемы речи и общения волнуют меня не меньше. Ведь именно благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Вот здесь, пожалуй, стоит горько усмехнуться: «Какой мир, такая и речь…». Ведь ни для кого не секрет, что многие сейчас не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и правильно говорить, излагать собственные мысли свободно, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться. Грустно, что у абсолютного большинства людей, выражаясь словами Корнея Чуковского, «мысли выскакивают растрепанными и полуодетыми, словно спросонья».

Такова на сегодняшний день языковая картина нашего общества. Здесь и сейчас учатся говорить наши дети. Ведь речь развивается в процессе подражания, а ребенок не в состоянии выбирать, кому он будет подражать, и бессознательно перенимает ту речь, которую слышит из уст окружающих.

Складывающаяся стихийно речевая среда, в которой воспитывается ребенок, называется естественной речевой средой.

Этой первой средой, влияющей на формирование речи ребенка, была и остается семья. Как говорят в семье, так и будет говорить ребенок.

Современные родители зачастую просто не имеют достаточно сил и времени, чтобы по душам разговаривать с ребенком. Часто они даже не знают толком, как и зачем это делается. Многие ли мамы умеют сегодня петь колыбельные песни? Чаще не поют, а ставят диск. Детям постарше – мультфильм. Дети еще старше включают сами. Так живое общение, чтение любимых книг с завораживающим процессом рассматривания иллюстраций подменяется передачей информации.

«Главное в нашей речи – слово. Чудеснее слова ничего нельзя найти на земле… Слово – самое общее и самое точное обозначение любой вещи, любого действия, любого качества предмета. Именно поэтому оно и только оно позволяет человеку думать, без него невозможна была бы мысль…»

А.Митяев

Раньше усвоение языковой нормы шло через книгу. Через книгу мы познавали мир – а для наших детей частью естественной речевой среды становятся телевизор и компьютер. Правда, неестественно, когда частью естественной (прошу прощения за тавтологию) речевой среды становится неодушевленная техника?

О проблеме «Ребенок и телевизор» я писала в четвертом номере журнала «Радость» ( он выходил в нашем детском саду) в статье «Треугольник – «пульт, диван, телевизор» становится «бермудским». Важно рассказывать родителям, как небезобидно оставлять ребенка «один на один» с телевизором или другим «чудом» науки и техники, каковы последствия бесконтрольного «общения» с ними.

Может показаться, что я выступаю против «умной техники». Ни в коем случае –пользуюсь сама , и нахожу это не просто удобным, а необходимым средством для получения и обработки информации. Именно - для информации. Не путать с живым общением!

«Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже основная, чуть ли не единственная цель искусства»

И.Гончаров

«Только общение и делает его (ребенка) человеком, то есть существом говорящим и думающим. Но если бы общение с другими людьми не выработало в нем на короткое время особую, повышенную чуткость к речевому материалу, который дают ему взрослые, он остался бы до конца своих дней в области родного языка иностранцем, бездушно повторяющим мертвые штампы учебников», - пишет К.И.Чуковский в книге «От двух до пяти».

В книге К.И.Чуковского «От двух до пяти» (ее я считаю пособием для всех педагогов и родителей) описывается процесс формирования речи у ребенка. Происходит это на основе фольклора, чтения детских книжек, классики (действительно, пока дети маленькие, действительно от двух до пяти, они еще не зависят от компьютера). На огромном фактическом материале К.И.Чуковский показал, что в дошкольном детстве ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, к смысловой и звуковой стороне речи. Эта чувствительность проявляется в легкости, с которой ребенок запоминает слова, их звучание и значение, осваивает нормы и правила грамматики, в тонкости анализа смысла слова и формы слова, а также в особом отношении к языку, интересе к словам, звукам, рифмам.

«- Почему сверчок? Он сверкает?

– Почему ручей? Надо бы журчей. Ведь он не ручит, а журчит.

– Почему ты говоришь: ногти! Ногти у нас на ногах. А которые на руках – это рукти.

– Почему ты говоришь: рыба клюет? Никакого клюва у ней нет».

Здорово, правда? А рядом мы, взрослые волшебники. От нас зависит, насколько интенсивным, интересным и плодотворным будет процесс словотворчества наших детей. Тогда и «умная техника» не станет помехой на пути формирования речевой культуры.

Выигрывают все – волшебниками чувствуем себя мы, волшебниками становятся наши дети. Я – за волшебство!












2