СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этико-педагогические взаимоотношения школы и семьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал отражает формы и методы работы с родителями, правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьёй. По своему содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми. Каждое собрание требует от учителя тщательной подготовки.

Просмотр содержимого документа
«Этико-педагогические взаимоотношения школы и семьи»

Методическое объединение классных руководителей


МБОУ Бондарской средней общеобразовательной школы
















ЭТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ






Учитель МБОУ Бондарской СОШ:

Прокопьева Е.В.



с. Бондари


Педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей.

В.А. Сухомлинский

Обучение и воспитание - два взаимосвязанных взаимопротекающих процесса. Их нельзя разрывать. Но каждый учитель скажет: учить детей легче, чем воспитывать. Воспитание - это процесс постоянного творчества, когда учитель применяет свои знания и опыт к постоянно изменяющимся си­туациям. Родители и учитель являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их помощь и поддержку. Взаимодействие с родите­лями я строю на том, что не поучаю их, а советуюсь, размышляю вместе с ними. Мы договариваемся о совместных действиях. При общении с родителями чаще стараюсь использовать фразы: «А как вы думаете?», «Давайте вместе подумаем, как быть», «Хочется услышать ваше мнение...». Общаясь с родителями, стараюсь показать, что они мои союзники, и я не могу обойтись без их помощи и поддержки. Задача совместной деятельности учителя и родителей - создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы.

Работа педагогических коллективов школ с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Формы и методы такой работы очень разнообразны: это и общие классные собрания, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конфе­ренции, походы и т.д. Но учитель должен помнить, что многообразие форм и методов еще не обеспечивает успех в работе. Определяющим является все-таки стиль отношений, который складывается между учителем и родителями школьников. Классный руководитель является ключевой фигурой в образовательном учреждении. Эффективность проводимых мероприятий во многом определяется качеством взаимодействия в системе «школа – семья ученика». Сложившаяся в школе система воспитательной работы позволяет буквально с первых дней пребывания ребенка в школе включиться в деятельность, интересную и полезную для детей. А чтобы сформировать детский коллектив и направить его на развитие, каждый учитель с учетом своего опыта, педагогической практики ищет новые формы работы, так как каждый новый набор учащихся не похож на предыдущий и нельзя автоматически переносить одни и те же формы работы из класса в класс. Здесь надо учитывать многие факторы - это и уровень воспитанности детей, и характер складывающихся отношений между ребятами и родителями, между родителями и учителем. Формируя взаимоотношения детей в коллективе, педагог во внеурочной деятельности стремится создать ситуацию, в которой этот процесс проходит наиболее интенсивно.

Перечисленные выше направления совместной деятельности классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы взаи­модействия с семьями своих учеников.

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом ро­дителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы и дети и родители понимали значение тех требований, которые шко­ла предъявляет к семье. Немаловажным условием взаимодействия семьи и классного руководителя является разумность тех требова­ний, которые классный руководитель предъявляет к семье и к ре­бенку.

Во взаимодействии с коллективом родителей классный руково­дитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдер­живать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на под­держку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.

Начиная работать с семьями своих учеников, классный руково­дитель должен обсудить те правила общения, которыми он хотел бы руководствоваться в работе с родителями.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут быть примерно такими:

  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, — создайте необходимые условия для общения с вами!

  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время!

  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старай­тесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и нега­тивную реакцию со стороны родителей!

  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

  • Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!

  • То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоя­нием других родителей, учащихся и педагогов!

Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность! Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее!

  • Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!

  • Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпе­тентен, он должен извиниться перед родителями и предло­жить им обратиться за консультацией к специалистам!

  • Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руко­водителем и администрацией школы!

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные и групповые формы работы.

К групповым формам работы классного руководителя с семьей можно отнести родительские собрания, конференции, вечера во­просов и ответов, родительские университеты. Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по са­мым насущным проблемам школьной жизни или, к примеру, по вопросам реформирования школы.

Для того, чтобы групповые формы общения родителей и педаго­гов были эффективными, необходимо, чтобы родители имели воз­можность принять участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодей­ствия со школой.

Для этого в конце учебного года на итоговом родительском соб­рании в классе родители получают примерное тематическое пла­нирование групповой работы с семьей в школе на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения.

Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле в классе и ор­ганизовать будущие встречи максимально эффективно. Родители отмечают те формы взаимодействия, которые им наиболее инте­ресны и в которых они смогли бы принять участие, проявить себя. Затем классный руководитель анализирует ответы родителей и на основании данных ответов планирует участие родителей в жизни классного коллектива на новый учебный год. Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость при­обретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими родителями.

Групповые формы работы с семьей, их разнообразие в школе помогает родителям выбрать тот вид общения с педагогами и ины­ми специалистами школы, который для них наиболее приемлем.

Наиболее распространенной формой групповой работы с родите­лями является родительское собрание.

Родительское собрание проводится один раз в месяц или в чет­верть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. Если подбор родителей класса таков, что это люди, которые уже имеют старших детей, то в таком случае они многое знают и практически, и теоретически о том, что означает иметь ребенка-школьника. Если в составе родителей в основном молодые люди, то им необходимо гораздо чаще встречаться и с пе­дагогами, и со специалистами для приобретения своего родитель­ского педагогического опыта.

Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом ро­дители четко знали сроки проведения родительских собраний, за­ранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это очень здорово дисциплинирует родителей и дает понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделя­ет такому сотрудничеству большое внимание.

В течение всего учебного года классный руководитель обязан провести четыре обязательных родительских собрания. Однако, практика показывает, что классный руководитель проводит на одно-два собрания больше, это касается, в первую очередь, начальной школы и связано с конкретными проблемами, с которыми сталки­ваются родители в начальной школе.

Первое родительское собрание является, как правило, органи­зационным и проводится в конце августа начале сентября.

Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы.

Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие родительские собрания - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов. Тематические родительские собрания — это собрания, которые посвящены актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические роди­тельские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспита­ния детей.

Итоговые родительские собрания — это собрания, в задачу кото­рых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют воз­можность оценить достижения учащихся класса, собственного ре­бенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели родительского собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, ко­гда педагог планирует собрание, пишет его своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться самим педагогом или с по­мощью родительского комитета классного коллектива.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диаг­ностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Для того, чтобы родительское собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый из пришедших на него ро­дителей должен получить то, что для него особенно актуально. Для этого в содержание родительского собрания можно ввести такие рубрики, которые будут уместны на каждом собрании. Такими тра­диционными рубриками могут быть следующие рубрики:

  • «Из истории воспитания детей в семье»;

  • «Великие педагоги мира»;

  • «Традиции воспитания народов мира»;

  • «Крылатые фразы о воспитании»;

  • «Азбука воспитания детей в семье»;

  • «Советуем прочесть»;

  • «Книжная полка родителей»;

  • «Обсудите вместе с ребенком»;

  • «Шкатулка мудрости»;

  • «Творческая мастерская семьи».

Такие рубрики позволят сделать родительское собрание не­обычным; рейтинг родительских собраний повысится и будет спо­собствовать изменению взаимоотношений в лучшую сторону в сис­теме «учитель—ученик—родитель».

Большое значение классный руководитель должен уделить
формированию традиций в проведении родительских собраний.
Это позволит сформировать у родителей интерес к участию в соб­рании, ответственность и потребность в участии в делах классного
коллектива. Какие традиции родительского собрания являются значимыми и эффективными? В первую очередь, это традиция поощрения ро­дителей, активно участвующих в жизни класса. Поощрение родите­лей может осуществляться в различной форме. Это может быть на­граждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными рука­ми учащихся. В честь родителей-помощников может быть подго­товлена концертная программа, выпущены именные поздрави­тельные газеты.

Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые классный руководитель может послать как домой ученику, так и на работу его родителей. Очень здорово, если такое благодарственное письмо родители получают в день рождения своего ребенка. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

Хорошей традицией родительского собрания является и введе­ние в его ход определенных ритуалов. Например, ритуал, который можно условно назвать «Волшебная шкатулка». Этот ритуал заклю­чается в том, что к каждому родительскому собранию ребята класса пишут письмо родителям, помещают его в конверт, надписывают его и опускают письмо в волшебную шкатулку, которая стоит в по­мещении, где проходит собрание. Такие письма ребята начинают писать уже в первом классе. В своих письмах они могут рассказать о том, что их волнует, о своих проблемах и радостях; о том, что им порой трудно сказать вслух.

Если такой ритуал становится традиционным, родители его с нетерпением ждут. Иногда такая традиция становится семейной традицией написания друг другу писем, о чем родители рассказы­вают с удовольствием и благодарят за введение такой традиции в практику родительских собраний.

Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому очень важно вво­дить в содержание родительского собрания элементы рефлексии.

Они могут быть разными: устное мнение родителей, письмен­ный анализ родителями результатов собрания, оформление колла­жа или газеты.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них огром­ный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых и когда педагог, который его го­товит, авторитетен в глазах родителей.

Важной формой групповой работы с родителями является конфе­ренция.

Конференции уместно проводить как обмен опытом по воспи­танию детей или как обмен мнением по определенной проблеме. Предметом обсуждения родительской конференции могут стать документы по реформированию школьного образования (10-балльная оценка знаний учащихся и ее содержание или, к примеру, документы Конвенции о правах ребенка).

Конференция, как и любая встреча с родителями, заранее пла­нируется и тщательно готовится. К конференции необходимо гото­вить выставку литературы по обсуждаемой проблеме, изучить мне­ние взрослых и детей, ученых. В ходе конференции может быть принято какое-то решение в рамках обсуждаемой проблемы, кото­рое невозможно без участия родителей.

Предметом обсуждения родительской конференции могут быть и насущные проблемы учебного заведения: оформление и ремонт школьного здания, результаты организация сотрудничества семьи и школы, нравственные и эстетические аспекты организации школьных праздников и многое другое.

Хорошей традицией школы могут стать ежегодные конферен­ции родительских комитетов классов. Такая конференция может проводиться два-три раза в учебном году.

В начале учебного года она проводится для того, чтобы проде­монстрировать представителям родительских комитетов классов готовность школы к новому учебному году, рассказать о достигну­тых успехах, поделиться планами на будущее, в которых особая роль отводится сотрудничеству с родителями. Значение такой встречи состоит в том, что родительские комитеты смогут затем компетентно общаться с остальными родителями классного кол­лектива на родительских собраниях.

В конце учебного года такая конференция необходима для того, чтобы подвести итоги, отметить вклад родительских комитетов школы в сотрудничество со школой, очертить круг проблем, кото­рые требуют помощи родителей.

Огромное значение в сотрудничестве школы и семьи имеют встречи родителей классов и родительских комитетов с админист­рацией школы, специалистами в различных областях знаний, с пе­дагогическим коллективом.

К примеру, хороший эффект дает встреча родительского коми­тета класса с победителями интеллектуальных марафонов, участ­никами олимпиад, призерами различных соревнований. Это ог­ромный стимул как для учащихся, так и для родителей для даль­нейшего сотрудничества.

Хорошей традицией в работе с классным коллективом является проведение встреч поколений, которые проводятся в честь празд­ника Победы. На этой встрече рядом дедушки и бабушки, внуки и правнуки, отцы и матери: одним есть что вспомнить, другим есть что узнать от старшего поколения.

Такие встречи позволяют изменить многое в общении детей и родителей, повлиять на взаимоотношения взрослых и детей в луч­шую сторону. Однако, надо помнить о том, что такие встречи требуют серьезной подготовки, огромного вклада душевных сил само­го педагога.

Огромное значение родительские встречи могут иметь в работе с проблемными детьми. Проблемными дети зачастую становятся от недостатка общения с родными и близкими людьми, от отсутствия понимания и принятия. Встречи с родителями других ребят автори­тетность чужих родителей в глазах проблемного ребенка могут сде­лать гораздо больше, чем приглашение различных специалистов.

Интересной формой работы с родителями являются родительские клубы.

В начальной школе родительские клубы — это объединения по интересам. Интерес к общему увлечению детей и родителей, общий интерес к пониманию одной проблемы, интерес к изучению лите­ратуры по проблемам воспитания.

Организация клубов родителей в начальной школе — благодат­ное дело. Оно сплачивает родителей, позволяет развивать собст­венную наблюдательность в воспитании детей, формировать роди­тельскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание, помогает избежать в будущем проблем подросткового возраста. В родительском коллективе всегда есть люди, которым интересны различные системы воспитания, резуль­таты воспитания и обучения детей в школах различных направле­ний. Таких родителей необходимо привлекать к участию в клубной работе.

Заседания клубов проходят три-четыре раза в год. Родителям за­ранее предлагается тематика клубных занятий, в которую они могут вносить коррективы.

В последнее время, в силу сложившейся в обществе ситуации, связанной с разгулом наркомании и токсикомании, родители хоте­ли бы как можно больше знать о данной проблеме, быть просве­щенными в этой области. Неформальная обстановка занятий в клу­бе, привлечение специалистов, возможность просмотра видео ма­териалов, встречи с родителями, которые пережили проблемы в воспитании таких детей — все это может сделать работу клуба по­лезной и необходимой в жизни школы. Занятия в клубе формируют единомышленников-энтузиастов, способных впоследствии стать авторитетными друзьями для многих ребят, столкнувшихся с серь­езными жизненными проблемами.

Большим подспорьем в работе классного руководителя с уча­щимися могут сыграть клубы творчества, членами которого явля­ются родители и дети. В таких клубах ребята и их родители объеди­нены общим увлечением, которое не только сплачивает взрослых и детей, но и формирует совершенно иной мир взаимоотношений детей и взрослых. Изучение мира животных и растений, флористи­ка, живопись, увлечение поэзией и спортом, шитьем и вязанием — все эти увлечения могут стать основой создания клуба.

Клубное занятие — это не просто встреча увлеченных людей; это традиции и обычаи совместного общения, это влияние на будущие поступки человека, формирование его культуры, характера. Класс­ный руководитель должен поощрять участие родителей в клубной работе, красивой традицией класса может стать ежегодная презен­тация работы клуба. Это может быть маленький видеофильм, вы­ставка работ участников клуба, клубный благотворительный аукци­он и другие формы демонстрации достижений клуба родительского общения.

Большое значение в работе классного руководителя имеет инди­видуальная работа с родителями. К индивидуальным формам рабо­ты с родителями можно отнести следующие: индивидуальные кон­сультации, беседы, посещения на дому.

Индивидуальные консультации могут проводиться по инициа­тиве родителей или по инициативе классного руководителя. Пово­дом для приглашения родителей на консультацию может быть ре­зультат наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициати­ва ребенка, связанная с семейной ситуацией.

Существует определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей:

  • родители должны быть приглашены на консультацию в доб­рожелательной и спокойной форме;

  • время консультации или беседы должно быть четко оговорено;

  • родители не должны ждать под дверью своей участи;

  • желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече;

  • необходимо четко формулировать цели консультации, ее не­обходимость и актуальность;

  • необходимо дать возможность родителям высказаться в пол­ной мере по обсуждаемой проблеме;

  • все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны быть внимательно выслушаны;

  • в ходе консультации родители должны получить четкие реко­мендации и предложения по обсуждаемой проблеме;

  • если в этом есть необходимость, в ходе консультации родите­ли получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка;

  • если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Посещение ребенка на дому — это крайняя мера. Не многие ро­дители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Однако, если совместная школьная жизнь учащихся только начинается, необходимо их учить быть нужными друг другу. Это значит, в беде и в радости учиться быть вместе. Учитель может не только придти и проверить наличие уголка школьника, но и по­здравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Каждая консультация или беседа должна классным руководите­лем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике классного руководителя, они являются руководством к действию для последующих встреч классного руководителя с семьей.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учащихся класса и классного руководителя играет родительский комитет класса.

От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выпол­нять в классе различные функции. Одной из главных функций яв­ляется помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет в начальной школе может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов-проверок бережного отношения учащих­ся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям. Большое значение имеет участие родительского комитета в Дне от­крытых дверей в классе, в Дне самоуправления.

Еще одна важная функция родительского комитета класса — оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе в классе.

В первую очередь, это организация и проведение Родительских уроков в классе. Родительские уроки - это возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, развивают свой кругозор.

Помимо Родительских уроков, родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экс­курсий, поездок. Без помощи родительского комитета классному руководителю трудно организовать посещение театров, музеев, вы­ставок учащимися класса. Польза родителей в решении этого во­проса огромна, однако, это интересно не только детям, это инте­ресно и самим родителям - увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к проис­ходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими деть­ми.

Многое может сделать родительский комитет по решению хо­зяйственно-бытовых вопросов в классе. Ремонт классного кабине­та, мебели в классе, питание детей в школьной столовой, соблюде­ние санитарно-гигиенических и профилактических мер учащимися и школой — это и многое другое может быть в компетенции роди­тельского комитета.

По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения учащихся класса в семье, профилактические беседы с неблагополучными семьями, защита прав учащихся.

Одна из важнейших и традиционных форм работы учителя с родителями -классные родительские собрания. Они сближают учителя и родителей, помогают определить наиболее оптимальные пути воспитания ребенка. Первая встреча с родителями может многое предопределить. Поэтому первую встречу я готовлю особенно тщательно, продумываю все этапы, заранее проигрываю различные ситуации. Даже расположение столов у меня в классе необычное - по кругу. И собрание по форме - ситуативное: «Расскажите о своих детях самое интересное, необычное, может быть, даже странное. Можете сделать это в зарисовках, рисунках, стихах». По окончании собрания я строю план своей работы, опираясь на ответы родителей.

Родители с большим интересом и пониманием относятся к тому, что де­лается в классе, им интересно присутствовать на уроке, на празднике, на любом мероприятии, посмотреть, как отвечает их ребенок на уроке, какие отношения у него с ребятами в классе, участвует ли он в празднике.

Как я уже говорила выше, классные родительские собрания могут быть по­строены по-разному - это зависит от цели, которую ставит перед собой учи­тель. В 1-м классе главной целью является сплочение коллектива. Затем цели могут меняться.

Во 2-м классе на очередном собрании родители вынесли на повестку дня вопрос о ребятах, которые грубят, сквернословят, обзываются - необходимо принимать к ним какие-то меры. Поступило много предложений от ро­дителей, и мы решили провести это мероприятие в форме КТД. Для выяв­ления агрессивности у ребят необходимо было провести тестирование по рисунку «Моя семья»: какие сложились отношения в семье, как чувствует себя ребенок, любят ли его? Следующий тест - «Несуществующее жи­вотное»: по рисунку можно было судить о психическом состоянии ребенка, о его личностных качествах. Вот здесь и выявились 9 человек с повышенной агрессивностью. На их рисунках у животных было много шипов, когтей, игл. Что ж, начнем работать над устранением детской агрессивности. Мы собрались с родителями и составили план работы с определяющей целью: «Воспитание добра добром». В.А. Сухомлинский говорил, что «корни добра закладываются в детстве, а человечность, доброта рождаются в труде, заботах, волнениях и красоте окружающего мира». Распределили поручения между родителями, ребятами и учителем. Наблюдаем в классе за отношениями между ребятами, но и дети — не пассивные наблюдатели, а активные участники, которые внимательны и заботливы друг к другу и в конце дня оценивают свое поведение и поведение своих товарищей жетонами разного цвета (они разложены в индивидуальные конверты и есть у каждого ребенка).

Необходимо было наладить тесное общение родителей и детей. Для этого были намечены и проведены беседы, классные часы, мини-праздники, ко­торые назывались «Загляните в мамины глаза», «Ты и твои товарищи», «До­брота в стихах и сказках». Ребята активно участвовали во всех играх, кон­курсах, соревнованиях, где нужно было отметить добрые дела и поступки. Ребята, которые выполняют поручения юнкоров, выпускают газету, где отражают успехи и неудачи своих товарищей.

В один из дней с ребятами была проведена беседа «Что такое обида?», и они сами сделали вывод, что добрый человек никогда не держит обиду на кого-то. Необходимо избавиться от обидчивости, но как? Предложений было много, но выбрали мы самое оригинальное. Обиду решили сжечь на «костре прощения»...

Большое значение в воспитании доброты имеет систематическое обще­ние ребят с природой, походы в Царство Берендея. Родители идут на природу с ребятами не только отдыхать, но и с тем, чтобы вырабатывать у них выносливость, наблюдательность, самостоятельность. К организации таких походов мы тоже относимся с выдумкой. Например, один из походов начи­нается так: накануне к нам в класс пришло письмо, в котором находилась карта с топографическими знаками. Прочитав их, ребята должны были найти место, где был спрятан клад. Надо было видеть, с каким воодушевлением мои ученики прошли все препятствия - и вот он, клад! Загляните в глаза ребят - сколько в них радости, счастья.

Сложившаяся система отношений между учителем, родителями и ребя­тами позволила мне добиться главного - сплотить детский коллектив. Исполнилась моя заветная мечта: родители, учитель и дети объединились в школе, руководимые общим интересом. Я им благодарна и верю, что зернышки доброты, посеянные в нашем классе, дадут добрые всходы. Ребенок, впервые переступающий порог школы, переполнен надеждами: ему будет интересно и радостно среди одноклассников, у него будут хорошие друзья, его будет любить учительница, он будет получать пятерки и родители будут им довольны. То, насколько сбы­ваются эти ожидания, в значительной степени определяет желание ребенка учиться и его взаимоотношения с од­ноклассниками. Многое здесь зависит от учителя, так как он для первокласс­ника - высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей.

Более полувека назад известный пе­дагог Я. Корчак писал: «Все современ­ное воспитание направлено на то, что­бы ребенок был удобен, последователь­но, шаг за шагом стремится усыпить все, что является волей и свободой ре­бенка, стойкостью его духа, силой его требований». На сегодняшний день мало что изменилось: и в школе, и до­ма любят детей послушных; взрослым удобнее, чтобы ребенок причинял как можно меньше беспокойства. Поэтому с первых дней обучения особенно ак­тивно начинается воспитание послу­шания, а вернее, беспрекословного подчинения. В связи с этим появляют­ся весьма жесткие критерии педагоги­ческой оценки: послушный - хоро­ший, непослушный - плохой. Помимо послушания, учителя ценят способно­сти детей, их умение логично отвечать на заданные вопросы, заинтересован­ное отношение родителей к учебному процессу (что гарантирует выполнение домашнего задания), и, естественно, симпатию вызывают красивые, ухо­женные и воспитанные дети.

Отношение ребенка к школе формируется задолго до того, как он в неё пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и вос­питателей детского сада. Настраивая ребенка на учебу, многие родители в своих рассказах создают эмоциональ­но привлекательный образ школы: «В школе-то как интересно учиться», «Там и друзья новые появятся», «От­личником у нас будешь», «Учителя любят таких умненьких детишек, как ты». Родители полагают, что тем са­мым они прививают ребенку заинтере­сованное отношение к учебной деятель­ности, которое будет способствовать его успехам. В действительности же ребе­нок, настроенный на радостную, увле­кательную учебу, испытав даже незна­чительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может на­долго потерять к ней интерес. Причин для подобных эмоций предостаточно: ситуация неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в по­иске друзей среди одноклассников, недостаточное внимание со стороны учителя, расхождение его оценки и привычной родительской и т.п.

Бывают ситуации, когда дети не хо­тят идти в школу: «Не хочу в школу, там двойки ставят, за которые дома ру­гают». «Хочу, но боюсь, что у меня ни­чего не получится», «Там трудно, иг­рать и гулять некогда». Нередко к та­кому отношению приводит запугива­ние детей школой, что очень опасно, особенно если дети робкие и неуверен­ные » себе. Родители, понимая, что не все у ребенка сразу будет получаться, заранее готовят его к неудачам: «Да­вай, старайся, в школе будет еще труд­нее», «Это вам еще маленькое задание дали, скоро будут еще больше зада­вать». Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устраше­ние, делая резкие замечания, не заду­мываясь о последствиях: «За такое по­ведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут!», «Ты же двух слов связать не можешь. Как ты на уроках будешь отвечать?», «Ты ничего не понимаешь. Как же ты будешь учиться, одни двой­ки будешь получать?».

Такие напутствия вряд ли воодуше­вят детей. Стараясь быть объектив­ными, взрослые не скупятся на крити­ческие замечания и в конце концов добиваются того, что ребенок вообще отказывается что-либо делать, не предпринимает никаких попыток прео­долеть трудности, плачет и замыкается в себе. Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную с предстоящим 11-летним обучением в школе. И сколь­ко же терпения, внимания, теплоты, времени педагогу придется уделить по­том этим детям, чтобы вселить в них веру в собственные силы. А это намного труднее, чем с самого начала форми­ровать положительное отношение к школе, которое включает как интел­лектуальные, так и эмоциональные компоненты.

Таким образом, ни однозначно пози­тивный, ни однозначно негативный об­раз школы не принесет пользы ребен­ку. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве детей со школьными требовани­ями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.

Важно, чтобы сообщаемые детям" знания были не только понятны, но и прочувствованы ими. Подобный эмо­циональный опыт обеспечивается, прежде всего через включение детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства. Для этого используются сюжетно-ролевые игры, экскурсии по школе, беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях, общение с учениками на 1-2 года постарше, чтение и анализ дет­ской художественной литературы и просмотр фильмов о школьной жизни, включение в общественную жизнь школы (праздники, спортивные ме­роприятия, походы), знакомство с по­словицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги, учения, труда и т.д.

Ожидания ребенка относительно успешности в учебе оправдываются, и учится он с желанием, если по всем предметам или выборочно (но не менее 50%) ребенок получает хорошие отметки; если у него есть любимые предметы (пусть даже это будут физ­культура, ИЗО, труд, музыка, успех по которым родителями воспринимается как незначительный по сравнению с ма­тематикой, русским языком и чтением); если на уроке ребенок самостоятельно справляется с заданиями и не боится, а стремится отвечать у доски. Такие дети с настроением идут в школу.

Оценка учителем успехов и неудач в процессе учебы имеет особое значение в отношениях учителя и учеников, да и учеников между собой. Самая рас­пространенная ошибка - перенос от­метки на личность ученика: получил пятерку - значит, ты способный и перспективный, а если тройку или двойку - то ничего хорошего из тебя не получится. Для детей восприятие лич­ности сверстника на основе учитель­ских отметок нередко является стиму­лом к качественному выполнению до­машних заданий, активной работе на уроке (если я получаю пятерки и чет­верки, то я хороший, успешный и со мной захотят дружить одноклассни­ки). В таком подходе есть свои плюсы, но до той поры, пока отметку «отлич­но» ученик не захочет получить, во что бы то ни стало, не задумываясь о каче­стве выполненной работы.

Учитель может оценивать успехи ребенка с трех позиций, сравнивая сегодняшний результат:

1) с эталоном (т.е. с тем, как должно
быть в идеале);

  1. с предыдущими достижениями ученика;

  2. с результатами сверстников, и ставить отметку относительно успехов класса в целом.

Наиболее объективным для оценки способностей ученика является пер­вый способ, наименее объективным -третий. Второй способ эффективен, когда школьнику необходимо вну­шить чувство уверенности, самостоя­тельности, настроить его на мысль, что если он захочет, то сможет преодолеть любое препятствие.

Помимо учителя и отметок, еще есть коллектив одноклассников, в котором иногда педагоги забывают, что дети смотрят друг на друга глазами взрос­лых, а в школе чаще всего - глазами учителя. Отношение учителя к учени­ку - индикатор отношений к нему и его одноклассников. Поэтому от нега­тивных оценок учителя ребенок может пострадать вдвойне: учитель относит­ся к нему «плохо», и так же «плохо» относятся к нему одноклассники.

Нередко можно видеть такую ситуа­цию: один ученик не является успеш­ным, но его любят и одноклассники, и учитель за его воспитанность и поло­жительные качества характера, а дру­гой не пользуется уважением учителя и отвержен сверстниками (например, из-за таких качеств характера, как вы­сокое самомнение, эгоистичность, же­лание командовать одноклассниками, грубость, жадность). Первый идет в школу с большим желанием, чем второй, так как в коллективе однокла­ссников он чувствует себя психологи­чески комфортно. Второй же стремить­ся получить как можно больше пяте­рок и никак не может разрешить противоречие «способный, но не люби­мый», не догадываясь, что причина не в способностях, а в характере. Родите­ли могут и не подозревать психологи­ческого дискомфорта этого ребенка: ведь учеба «идет как по маслу».

Удовлетворенность родителей шко­лой объясняется более широким спект­ром потребностей: личностный и про­фессиональный потенциал учителя, качество образования, здоровье ребен­ка, организация досуга и т.п.

Современные родители, работа­ющие допоздна, отдавая ребенка в школу, часто полностью полагаются на учителя, думая, что он научит их чадо уму-разуму, а от них самих по­требуется минимум усилий. Однако чем сложнее школьная программа, тем больше родительской помощи требует­ся ребенку при выполнении домашних заданий. В 1-м классе ему необходима помощь родителей как организаторов учебной деятельности, а во 2-м классе требуется уже интеллектуальная помощь родителей. Нередко эти обязанности перекладываются на бабушек, кото­рые справедливо удивляются разнооб­разию предметов, требующих от ребен­ка огромной интеллектуальной на­грузки, и отсутствию у детей прочных, глубоких знаний по основным дисцип­линам. И тогда возникает закономер­ный вопрос: «Чему должны учить в начальной школе, а чему в старших классах?» Чем хуже успехи ребенка в освоении математики, русского языка и чтения, тем больше раздражения вызывают у родителей дополнитель­ные предметы, требующие сил и вре­мени на их изучение.

Существует категория родителей, которые придерживаются мнения, что не важно, чему учат, а важно, кто учит и как он это делает. Мамы, придержи­вающиеся этой позиции, года за два до поступления ребенка в школу начина­ют собирать информацию об учителях близлежащих школ. Для них в учите­ле важно все: стаж работы, возраст, методическая грамотность, воспита­тельный потенциал, наличие собствен­ных детей, умение найти подход к каждому ученику, во что педагог одет, как он говорит, насколько требовате­лен и т.д. Конечно, от учителя зависит очень многое, но не надо забывать, что через четыре года с этим педагогом придется расстаться и опять встанет вопрос о качестве образования, необхо­димом и достаточном для поступления в вуз. И здесь на первое место выходит престиж школы, который определяет­ся процентом выпускников, поступив­ших в вуз. Поэтому некоторые родите­ли переводят ребенка после окончания начальных классов в другую школу, считая, что педагоги именно этой шко­лы смогут удовлетворить их образова­тельные потребности и лучше развить

способности ученика. и требуют посадить его ребенка на пер­вую парту, так как он очень невнима­тельный (даже если тот, наоборот, очень внимательный). В этом ничего плохого нет, это всего лишь естествен­ное желание родителей привлечь мак­симум внимания учителя к своему ребенку. Действительно, на детей, си­дящих в первой трети класса, учитель обращает внимание чаще, чем на тех, кто сидит на задних партах. Слабо успевающие ученики должны сидеть в первой трети класса, а если они оказы­ваются «на галерке», то это не значит, что они провинились и поэтому сидят на задней парте. Это означает, что учи­тель их не любит и не видит в них пер­спективных учеников. Естественно, учитель не прав и родители должны настоять на том, чтобы ребенка переса­дили, иначе отставание в учебе будет накапливаться, и желание учиться пропадет. Опытный учитель на задние парты сажает учеников с хорошим зре­нием, высоких, самостоятельных, спо­собных организовать себя на уроке, стабильно успевающих.

Что касается школьного питания, то родителей беспокоит его качество, ко­личество приемов пищи, стоимость питания. Если родители кладут в порт­фель яблочко или пирожок, а ребенок приносит их назад домой, то это не всегда означает, что ему достаточно школьной пищи. Причина может быть совсем иная: ребенку может быть, неу­добно при одноклассниках есть вкус­ный бабушкин пирожок: он в «един­ственном экземпляре» и поделиться им с друзьями нет возможности. Поэ­тому следует рассчитывать количество продуктов из дома еще и на друга. В этом есть и воспитательный момент: ребенок должен уметь делиться не тем, что ему не надо, а тем, что вкусно и хочется съесть самому.

Таким образом, отношение родите­лей к школе определяется следующи­ми факторами:

- профессиональная компетент­ность и личностные особенности учи­теля;

  • удовлетворенность ребенка шко­лой, коллективом одноклассников и учителем;

  • статус школы и условия содержа­ния детей.

Сегодня к обучению младшего школьника подключаются все: родите­ли, бабушки, дедушки, соседи и даже коллеги по работе, которые решают замысловатые задачки тремя способа­ми. Чем выше социальный статус родителя, тем более он требователен к школьным достижениям ребенка. Окружающие именно по отметкам су­дят о способностях ребенка, прогнози­руют его будущие профессиональные успехи. И дети, чтобы удовлетворить претензии родителей, зарабатывают пятерки в ущерб собственному здо­ровью: зубрят материал, не понимая смысла, поздно ложатся спать, боятся лишний раз выйти к доске, дабы не схлопотать тройку, вырывают страни­цы из дневников и т.д. - все это держит ребенка в постоянном напряжении. Однако родителям нужно не только требовать, но и помогать ребенку, за­ниматься и откровенно разговаривать с ним. Разумеется, это требует времени и терпения, но чем больше будет вло­жено в учебу в период начальной шко­лы, тем более высоких результатов ученик добьется в среднем звене и старших классах.









Литература

1.Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в

начальных классах. - М.: Просвещение, 1986.

2.Машиева В.А. Работа с родителями. -М.: Просвещение, 1982.

3.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Педагогика, 1981.

4.А.Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. - М.:

Просвещение, 1986.




14