Ю. А. Кугушева
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ МОУ «САЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.
Современные процессы модернизации образования непосредственным образом затрагивают основные направления развития сферы воспитания и образования человека. Образование является фактором, обеспечивающим поступательное развитие во всех сферах жизнедеятельности человека. Изменения социальной системы влияют на качественные (целевые, содержательные, процессуальные) характеристики образования. Вместе с тем, образование представляет собой универсальный способ трансляции общественного опыта; общий механизм социального наследования, связывания поколений общности людей составляющих традиционные местные сообщества интегрированные в государствообразующий социум, передачи и сохранения норм и ценностей их общей жизни. Важное значение в этом процессе имеет организация этнокультурного образования, которое способствует преодолению разрыва ценностных связей между поколениями, приобщению к культурно-историческому наследию народа. В этнокультурном образовании закреплен опыт практической и духовной деятельности традиционного единства общества и государства. Оно способствует формированию важнейших моральных принципов, норм и нравственных установок, закрепленных в культурно-этнических комплексах мордовского народа [3].
Организация этнокультурного образования в современных образовательных учреждениях нацелена на формирование и закрепление норм социальных отношений, семейных, трудовых отношений между поколениями. Адаптация к современным условиям этнокультурных констант формирования и развития личности через профилизацию образования позволяет актуализировать ориентацию личности на духовно-нравственные и патриотические основы воспроизводства традиционного уклада (образа) жизни этноса в соответствии с объективными условиями развития социума и решать задачи формирования общей культуры личности, активной позиции личности в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения востребованных профессии. Очевидно, что ведущими принципами в условиях ФГОС являются: гуманистическая установка образовательного процесса; акцентирование всей педагогической деятельности на личность ребенка; реализация принципа социальной справедливости; этнокультурная направленность содержания образования связанная с защитой и развитием системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, формирование духовно- нравственной личности, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества, обеспечивающие адекватную требованиям времени социализацию личности [5].
В современных условиях этнокультурная идентичность формируется в условиях бикультурности, билингвальности, поликультурности. Основной формой развития этнокультурной компетенции традиционно считается изучение учебных предметов «Родной язык», «Родная литература» и предмета «История и культура Мордовского края». ФГОС позволяет «по новому» проектировать систему этнокультурного образования, дает возможность поднять на качественно новый уровень технологию конструирования содержания учебных предметов. В различные учебные предметы можно интегрировать внутрипредметные и межпредметные модульные курсы. Неоценимым потенциалом обладают все формы внеурочной и внешкольной деятельности [1].
Для внедрения этнокультурных ценностей в учебно-воспитательный процесс, наша школа использует наиболее эффективные подходы современной педагогической теории и практики.
Особое место отведено созданию и внедрению в учебный процесс интегрированных курсов с учетом этнокультурного компонента, авторских инновационных программ, учитывающих государственную и национально-региональную специфику.
Так как мы живем в Республике Мордовия, в нашей школе особое внимание уделяется истории и культуре Мордовского края. Главной задачей педагогической деятельности является развитие интереса учащихся к известным мордовским личностям, прославившим свое отечество; приобщение к активному участию в диалоге культур; воспитание патриотизма на основе сопричастности к достижениям мордовского народа; формирование навыков исследовательской работы, публичных выступлений и проведения экскурсий.
Этнокультурное воспитание предполагает использование различных форм работы: классные часы, мастер-классы, факультативы, кружковые занятия, конкурсы, праздники, ярмарки, игры, походы, экскурсии. Так, например ежегодной традицией стало посещение музеев: Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи, Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея им. И. Д. Воронина. В 2016/2017 учебном году двое учащихся стали лауретами Республиканского конкурса, посвященного 140-летию со дня рождения С. Д. Эрьзи. В 2015/2016 году в Республиканском конкурсе на знание государственной символики Российской Федерации и Республики Мордовия ученики нашей школы стали победителями и призерами. Одной из форм приобщения к национальной культуре являются предметные недели мордовского языка. Школьники принимают активное участие на всех мероприятиях, проводимых в рамках недели. К ним можно отнести научно-практическую конференцию по мордовской культуре, где ребята 8-9 классов представляют свои исследовательские проекты, викторины, конкурс на лучшую мордовскую песню. Завершается предметная неделя отчетным концертом, где звучат песни на мордовском языке, стихотворения, сценки, танцы.
Особое место в организации этнокультурного воспитания в МОУ «Саловская СОШ» занимает организация среды жизнедеятельности. Во-первых, это школьная среда, где усилиями учителей и учащихся формируется соответствующая психологическая и нравственная атмосфера. Здесь значение имеет все – от оформления интерьера до любой неформальной деятельности тем или иным образом связанной с этнокультурой. Во-вторых, это среда семьи с определенными условиями труда, быта, традициями и пониманием важности задач этнокультурного воспитания. Потенциал этнокультуры семьи активно используется и непосредственно в учебно-воспитательном процессе. В-третьих, это внешкольная среда с ее многочисленными взаимосвязями и отношениями. Здесь одинаково важно как нейтрализация негативных компонентов, так и актуализация и обогащение этнопедагогических средств. Школа работает не только с самим школьником, но и его ближайшим окружением.
Важным представляется включение в систему полезных дел, которые воспитывают школьников. Причем, дела могут быть внешне, как бы не связанные с этнокультурой, но построенные на традиционных народных ценностях, например акция «Милосердие» – забота о престарелых людях, общественно-полезный труд, природоохранные мероприятия и т.п. Именно такие виды работ ведут к формированию полезных привычек. В нашей школе создана бизнес-компания «Школа добра», в которую входят учащиеся разных возрастов и национальностей. Все они объединены одним общим делом – быть полезным своей школе, своему селу, людям, нуждающимся в помощи. В народе давно уже сделан вывод, что нравственность формируется на уровне подсознания, эмоций, привычек. Лишь нравственные убеждения, взаимодействуя с нравственными чувствами, побуждают на нравственный поступок. Без эмоционального отношения к действительности, трудно формировать внутренние побуждения к соответствующему поведению [2].
Процесс формирования качеств этнокультурной направленности учащихся будет эффективным, если в обучении и воспитании использовать этноориентированные формы деятельности, интерактивные методы, направленные на повышение уровня этнокультурной осведомлённости и толерантности детей, формирование необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия. Необходимо создать и материально-техническую базу для реализации этнокультурного компонента в образовании, использовать потенциал социокультурной среды, обеспечить объединение усилий школы, семьи и социально-педагогических служб [4].
Чтобы полноценно и комплексно развивать этнокультурную компетентность учащихся, педагогу необходимо владеть различными педагогическими технологиями, умениями и навыками, этнокультурными знаниями в различных образовательных областях и уметь творчески вносить их в образовательный процесс.
Развитое чувство национального достоинства – признак духовной силы индивидуальности конкретной личности, которое в значительной степени является результатом организованного педагогического воспитания. Разработка и внедрение этнокультурного компонента в общеобразовательную программу и использование культурных народных традиций оказывает неоценимую помощь в образовании и воспитании подрастающего поколения.
Литература
1. Акашкин, М. М. Роль национально-регионального компонента в содержании образования / М. М. Акашкин // Народное образование Республики Мордовия. – 2004. – № 2–3. – С. 35–36.
2. Беляева, Н. Ф. Традиционные институты социализации детей и подростков у мордвы / Н. Ф. Беляева. – Саранск : Мордов. гос. пед. ин-т, 2002. – 102 с.
3. Богатова, О. А. Этническая идентичность и социальный статус мордовского населения Республики Мордовия / О. А. Богатова // Финно- угорский мир. – Саранск : Межрегиональный научный центр финноугроведения, 2009. – № 2 1. – С. 92–111.
4. Кузнецова, Ю. В. Национально-региональный компонент в системе образования как фактор сохранения и развития культуры Мордовии / Ю. В. Кузнецов // Культура народов Мордовии : традиции и современность : материалы республиканской научно-практической конференции (Саранск, 10 апреля). Саранск : Изд-во Мордов. кн. изд-во, 2003. – С. 105–107.
5. Панькин, А. Б. Формирование этнокультурной личности : учеб. пособие / А. Б. Панькин. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. – 280 с.