Этнокультурные взаимодействия в костюмах чувашского и марийского народа
Введение
Каждый народ имеет свои особенности в материальной и духовной культуре. Во многом они сохраняются. Но наряду с этими, вследствие общности экономического развития и исторических судеб, формировался и ряд единых черт в разных сферах, в том
Каждый народ имеет свои особенности в материальной и духовной культуре. Во многом они сохраняются. Но наряду с этими, вследствие общности экономического развития и исторических судеб, формировался и ряд единых черт в разных сферах, в том числе и в одежде.
Мне показалось, что среди предметов одежды много одинаковых по произношению слов. Я решил исследовать костюм обоих народов и найти сходства в национальных костюмах обоих народов. Для этого изучил литературу по истории и народностей и их костюмов, выявил сходства в национальных костюмах и их названиях, беседовал со старыми людьми, съездил в музей в г. Козьмодемьянск и побывал в школьном музее.
В своей работе я решил показать самобытность чувашской и марийской одежды.
Цель работы – выявление единых черт и сходств костюмов марийского и чувашского народа, изучение этнокультурных взаимодействий.
Задачи:
Дать характеристику костюмов чувашского и марийского народов.
Изучить литературу по истории народностей и их костюмов.
Выявить особенности костюмов чувашей и марийцев.
Нахождение одинаковых терминов, связанных с одеждой.
В настоящее время национальный костюм среди чувашей и марийцев не потерял своей значимости и сохранил свое идентификационное значение. И выявление этнокультурных взаимодействий народов, живущих по-соседству я считаю актуальным.
Объекты исследования – национальные костюмы чувашского и марийского народа.
Методы исследования: подбор и поиск необходимого материала в библиотеке, музеях; беседы с учителями, старожилами, родителями; анализ материала; подведение результатов.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что каждому человеку необходимо знать языки, названия элементов национальных костюмов, и самое важное, сохранить культуру народов. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.
Хотя марийский язык входит в финно-угорскую группу, чувашский в тюркскую группу, в языках этих народов много общего. Может быть и сказывается этнокультурные взаимодействия.
Марийцы делятся на три языковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные. И чуваши тоже делятся на три этнографические группы: верховые, средненизовые и низовые.
Рассмотрим сходства элементов одежды чувашского и марийского народов.
Элементы | Марийская одежда | Чувашская одежда |
Этнографические группы | Марийцы делятся на три языковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные. | 3 этнографические группы: тури (верховые чуваши), анат енчи(средненизовые) и анатри (низовые чуваши). |
Место проживания | Луговые марийцы занимают левобережье Волги, горные марийцы – правобережье или нагорную сторону Волги. Они отличаются от луговых марийцев диалектом, некоторыми чертами культуры и быта, в частности одеждой. | Верховые чуваши проживают в северной части, а низовые в южной части Чувашской Республики. Все этнографические группы отличаются диалектом, костюмами. |
Материал для изготовления одежды | Для изготовления марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты. | Для изготовления одежды у чувашей употреблялся произведенный в домашнем хозяйстве материал - холст, сукно, кожа. |
Вышивка | Вышивка плотная, ковровая, выполнена стебельчатым швом, сложным крестом, двусторонней гладью. | У виръялов он более легкий, а у анат-енчи и анатри - крупнее и часто переходит в растительный орнамент, выполнена по счету ниток. |
Орнамент | Орнамент геометрический, реже растительный. | В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент |
Цвета вышивки | Основной цвет – красный, синим и черным выполняются контуры рисунков. Желтый, зеленый, розовый, белый – дополнительные цвета. | Основные цвета – красный, черный. Контуры вышивки выполняются черным цветом. Применяются также зеленый, желтый, синий. |
Украшения | На вышивку нашивали бисер, блестки, монеты. Также для украшения использовали оборки, тесьму, ленты, кружево. | Все они изготовлялись из монет, бисера, раковин каури с применением тесьмы и кумача |
Женское нагрудное украшение | Ширкама | Шълкеме |
Женское платье | Туникообразной формы, длинное до пят, завязывалось поясом. | Женское платье было длинное, туникообразное, завязывалось на поясе . |
Свадебное покрывало | Особое внимание уделялось подготовке головного платка невесты - вÿргенчык. Богато вышитое покрывало имело форму большого прямоугольника и считалось предметом свадебного ритуала, им накрывали голову невесты и называли его вуйле-ведыш (букв. - "покрывало для головы"). | Чувашская девушка готовила свадебное покрывало п\ркенч\к своми руками. |
Мужская рубаха | Рубаха мужская была туникообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче.
| Обычный чувашский мужской костюм состоял из холстяной рубахи туникообразной формы с косой застежкой воротника. |
Кафтан | Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шовыр») со сборками типа русской поддевки. | Мужской чувашский костюм халата (шуп=р), носившегося поверх рубахи. |
Мужские штаны | Штаны из грубого сурового холста держались на талии с помощью завязок. | Мужские штаны, скреплялись на талии шнурками. |
Головной убор незамужних девушек | Девушки же ходили с раскрытой головой или надевали платок и изредка шапочку «такийю». | Незамужние девушки носили шапочку тухья. |
Головная повязка замужних женщин | Шарпан завязывали на голову. | Полотенцеобразный холщовый сурпан. |
Обувь | На ноги одевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые онучи. | Лапти из лыка и онучи (верховые-черные, низовые- белые. |
Археологическая деятельность В. Ф.Каховского
Археологическая деятельность В.Ф.Каховского начинается с изучения в 1956 г. совместно с Н.В. Трубниковой курганов эпохи бронзы у с. Раскильдино и д.Таутово Аликовского района. С 1956 по 1988 г. средства на проведение археологической экспедиции выделял Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской АССР. В составе экспедиции вначале работали студенты педагогического института, а затем - университета.
Он продолжает раскопки (с перерывами) вплоть до 1993 г. у деревень Кумаккасы, Верхние Ачаки Ядринского района, Тохмеево, Шоркино, Станьялы Чебоксарского района, с. Чурачики Цивильского района, д. Верхние Олгаши Моргаушского района и др. Исследования позволили проследить этнокультурные контакты между племенами, которые обитали здесь в эпоху бронзы.
Сходства в одежде и костюмах чувашского и марийского народа
Для изготовления как чувашского, так и марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты.
Форма одежды была туникообразная и шилась из белого холста.
Женщины обоих народов были и остаются искусными вышивальщицами. Орнамент геометрический. Основные цвета вышивки - красный и черный. Характерная особенность - чёткое выделение узора при помощи окантовки прямой (контурной) линией.
На вышивку нашивали бисер, блестки, монеты. Также для украшения использовали оборки, тесьму, ленты, кружево.
У чувашских и марийских женщин нагрудная вышивка показывала соцальное положение женщины.
Замужние чувашки носили головную повязку сурбан . А горные марийки шею и косу закрывали головной повязкой шарпан. И им запрещалось показывать волосы.
Праздничными головными уборами были: у девушек – тухья – шлемовидная шапочка, покрытая бисером и мелкими монетами, такой головной убор был и у мариек, называется такийя.
Также марийцы носили разнообразные ожерелья и прямоугольные куски кожи, обшитые мелкими монетами и бисером – («ширкама», «почкама»), близкие к украшениям чувашских женщин. У чувашей такое же украшение называется шулгеме.
Мужчины носил холщовую рубашку туникообразной формы, верхняя одежда – шовыр у марийцев, а у чувашей называется шопăр, это распашной летний кафтан из белого домотканого холста
На ноги надевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые онучи.
Археологическая деятельность В. Ф.Каховского
Археологическая деятельность В.Ф.Каховского начинается с изучения в 1956 г. совместно с Н.В. Трубниковой курганов эпохи бронзы у с. Раскильдино и д.Таутово Аликовского района. С 1956 по 1988 г. средства на проведение археологической экспедиции выделял Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской АССР. В составе экспедиции вначале работали студенты педагогического института, а затем - университета.
Он продолжает раскопки (с перерывами) вплоть до 1993 г. у деревень Кумаккасы, Верхние Ачаки Ядринского района, Тохмеево, Шоркино, Станьялы Чебоксарского района, с. Чурачики Цивильского района, д. Верхние Олгаши Моргаушского района и др. Исследования позволили проследить этнокультурные контакты между племенами, которые обитали здесь в эпоху бронзы.
Извесный чувашский ученый Василий Каховский изучал курганы на территории Чувашии. Археологические раскопки были проведены около деревни Верхние Олгаши Моргаушского района в 80-х годах 20 века. Исследования говорят нам о этнокультурных контактах между племенами, которые обитали здесь в эпоху бронзы.
Заключение
В ходе изучения литературы, посещении музеев и бесед со старожилами выяснил, что костюмы чувашей и марийцев имеют свои особенности, но смог найти и сходства. Оказывается, близкое соседство оказывает немалое влияние на самобытность костюмов двух народов.
Вот что пишет в своих записках Александра Фукс о марийском костюме XIX века: «У Черемисина [марийца], который побогаче в деревне, я смотрела женское Черемисское платье. Оно одинаково с чувашским, кроме головного убора». «Никак невозможно путешественнику вдруг отличить Чуваш с Черемисами, ни мужчин, ни женщин, по их наружности и костюму, который, выключая головного убора женщин и огромных серёг, с Чувашским одинаков».
Почти полную идентичность национальной одежды горных марийцев и вирьял подтверждает Т. Л. Молотова в своём исследовании марийского народного костюма.
Марийцы и чуваши контактируя между собой, прежде всего в результате торговых отношений, обменивались не только товарами, но и особенностями быта, перенимали некоторые обычаи, обогащают свой язык словами соседних этносов. Так же между соседними народами часты были браки. Это тоже влияет на сходства костюмов. В результате длительного и тесного культурного взаимодействия между народами сформировалось некоторое сходство в их национальных костюмах и названиях этих костюмов.
Использованные материалы:
Этнокультурные процессы в Поволжье и Приуралье в советскую эпоху (до середины 1980-х гг.) /под ред. В.В.Пименова и В.П.Иванова. Чебоксары, 1991. - 233 с.
Скворцов М.И. Чувашско-русский словарь: Москва «Русский язык». 1985, -
с. 712
http://luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/mari.htm