Данная разработка по интегрированному курсу «Литература» представляет собой опыт работы по изучению басен (6 класс), помогает понять особенности этого жанра литературы, знакомит с басенным творчеством Эзопа, народной мудростью, заложенной в произведениях древнегреческого баснописца.
Просмотр содержимого документа
«Эзоп. Басни (презентация к уроку)»
Эзоп
Басни
- Он - раб, но мудрее свободных;
он некрасив, но лучше красавцев.
- Бабий, древнегреческий
- Бабий, древнегреческий
- Бабий, древнегреческий
- Бабий, древнегреческий
- Бабий, древнегреческий
- Бабий, древнегреческий
поэт- баснописец
- Эзоп – полулегендарный древнегреческий баснописец, о котором не сохранилось почти никаких сведений. По преданию, это был хромой раб родом из Фригии – древней страны в северо-западной части Малой Азии. Древние греки произносили его имя иначе, чем мы: Айсопус.
- О мудрости Эзопа слагались целые легенды, которые рассказывали о том, что он намного превосходил разумом своих современников.
- Он первый баснописец, имя которого известно.
- Басня – короткий рассказ, обычно в стихах, часто сатирического характера.
- Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни.
- Мораль – поучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни.
- Аллегория (от греческих слов «иной» и «говорю») – иносказание.
- Суть аллегории в том, что с помощью сравнения одного явления с другим создается конкретный образ, раскрывающий какое-то понятие.
Проверь себя
- Что такое басня? Из каких частей она состоит?
- Что такое мораль басни? Почему говорят, что басня обогащает
своих читателей?
отличается от сказки или
библейской притчи.
«Лисица и виноград»
- Перескажите басню близко к тексту.
- Найдите в тексте и зачитайте мораль басни.
- Подберите пословицы и поговорки, которые передают мораль этой басни.
- Какие аллегории использует Эзоп в басне «Лисица и виноград»?
«Отец и сыновья»
- На примере прочитанной басни раскройте понятие «эзопов язык».
- Расскажите, о чем эта басня.
«Волк и ягненок»
- Расскажите, какие недостатки раскрывает эта басня.
- Какие аллегории использует Эзоп в басне «Волк и ягненок»?
- Докажите, что прочитанные произведения – басни.
- Объясните, как вы понимаете выражение «эзопов язык».
- Какие вы знаете украи нские басни, написанные на сюжеты басен Эзопа?
Творческая работа: прочтите басни Эзопа и самостоятельно сформулируйте и запишите мораль каждой из них.
- Собака и заяц
- Охотничья собака поймала зайца и то его кусала, то его лизала в губы. Изумился заяц и сказал: “Любезная, уж ты или не кусайся, или не целуйся, чтоб я знал, враг ты мне или друг.”
:
Творческая работа
- Лисица и барс
- Лисица и барс поспорили, кто красивее. Барс на все лады хвалился своей испещренной узорами шкурой, но лиса ему на это сказала: “Насколько
же я тебя красивее, раз у меня
не тело испещренное, а душа изощренная!”
Творческая работа
- Кошка и куры
- Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила
кур, как они себя чувствуют?
«Отлично! - сказали куры. – Но
только когда тебя нет
поблизости».
Творческая работа
- Лягушки
- Две лягушки, когда пересохло их болото, пустились искать, где бы повеселиться. Пришли они к колодцу, и одна из них предложила, недолго думая, туда прыгнуть, но другая сказала:
“ А если и здесь вода пересохнет,
как нам оттуда выбраться?”
Жанровые отличия и сходства басни и притчи
Сходство
Небольшое произведение, имеющее поучительный характер
Отличие
Басня
Притча
Заставляет читателя самого решать, как можно поступить в данной ситуации
Заключена определенная идея
Истолкование басни многозначно
Показывает, как можно поступить в той или иной ситуации
Диалог искусств
Д. Веласкес “Эзоп”
Эзоп.
Мраморный бюст, VI в. до н. э.
Басни Эзопа в иллюстрациях Эрнеста Гризета
Басни Эзопа в иллюстрациях В. Холлара
Сделайте выводы
- Почему произведения Эзопа близки нам и нашему времени?
- Подготовьте сообщение «Что объединяет басни Эзопа и библейские притчи?»