СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф.И. Тютчев. Лирик- мыслитель - художник

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы, позволяющие углубить представления учащихся о "мыслящей поэзии" Ф.И. Тютчева

Просмотр содержимого документа
«Ф.И. Тютчев. Лирик- мыслитель - художник»


Ф.И. Тютчев. Лирик – мыслитель – художник


Материалы к уроку изучения творчества Ф.И. Тютчева, позволяющие углубить представления учащихся о его «мыслящей поэзии».



Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний


В начале урока учащимся предлагается познакомиться с высказыванием Э.М.Ремарка.


Все на свете содержит в себе свою противоположность; ничто не может существовать без своей противоположности, как свет без тени, как правда без лжи, как иллюзия без реальности, - все эти понятия не только связаны друг с другом, но и неотделимы друг от друга...

Э.М. Ремарк

-Могут ли эти слова «соотнесены» с творчеством Тютчева? Почему?

(Учащиеся вспоминают всё, что знают о системе мировоззренческих и творческих взглядов Ф.И. Тютчева)


Анализ темы урока («Лирик – мыслитель – художник»).


-Какие ассоциации возникают с каждым словом в названии темы урока?

-Возможно ли объединение этих слов в одном ряду?

-Какие аспекты творческой натуры Тютчева мы уже рассмотрели?

-Что ещё кажется не совсем понятным, освоенным?


3. Целеполагание


-На основе формулировки темы определим порядок и направленность учебной работы на уроке.

(-проанализируем поэтические тексты;

- определим роль средств художественной выразительности (тропы, фигуры);

- раскроем сущность понятий «лирик», «мыслитель», «художник» по отношению к Тютчеву.)


4. Усвоение новых знаний


-Внимательно послушайте стихотворение Тютчева («Я помню время золотое…).

(Стихотворение читает специально подготовленная ученица)


Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.


И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,


Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.


И ветер тихий мимолетом

Твоей одеждою играл

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.


Ты беззаботно вдаль глядела...

Край неба дымно гас в лучах;

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах.


И ты с веселостью беспечной

Счастливый провожала день;

И сладко жизни быстротечной

Над нами пролетала тень.


-Представим, что перед нами задача - сформировать сборник стихотворений. Сможем ли мы сразу определить тематический раздел (любовная, философская, пейзажная и т.д. лирика), в который поместим данные произведения?

(Дети выдвигают предположение – это любовная лирика)

- Так традиционно делают составители сборников. Но если вспомнить прошлое занятие, то вы, наверное, уже поняли, что не все так однозначно и то, что оказывается на поверхности, не всегда является истинным в полной мере.


-Поставим вопросы к стихотворению.

(Дети задают вопросы, учитель записывает их на доске)

- Попробуем сгруппировать возникшие у нас вопросы.

- Что может стать главным (ключевым, ведущим) на нашем пути постижения мысли поэта?

(Движемся от основы философской системы Тютчева – антитезы, противопоставления)


- Какие эмоциональные полюса, образы и мотивы, противостоящие друг другу, можно выделить? Выбирайте яркие, ключевые из них.


(«Я» и «ТЫ» - образная пара, определяющая мотив любви, межчеловеческих отношений)


-В чем особенность восприятия Тютчевым природы и человека в этом стихотворении?

(Человек выделен из природного мира, здесь присутствуют конкретные герой и героиня, о любви которой он вспоминает)


-Каковы пространственные противопоставления?

(«Внизу» - «вверху»: земля под ногами («мшистый гранит», вековые обломки) – и небо над головой («на холму», «над нами», «край неба», «солнце»)


- Есть ли временное противостояние?

(Настоящее («я помню» - т.е. я вспоминаю здесь и сейчас) и прошлое («время золотое», когда происходит главное действие стихотворения)



-Сколько времен в стихотворении?

(Настоящее, прошлое и далекое прошлое («мшистый» гранит, «руины замка», «обломки груды вековой»)

- Зачем возникает далекое прошлое?

(Следы далекого прошлого тянутся в бесконечность, т.е. присутствует еще одно время – вечность)

-Следовательно, какой образ этого стихотворения можно назвать ключевым?

(Время в его философском измерении)


-Какое значение (если посмотреть с философского ракурса на стихотворение) приобретает образ лирической героини?


Лирическая героиня



Конкретность образа Молодость, противостоящая вечности




«стояла…опершись…на гранит» эпитеты:

«ногой младенческой касаясь обломков» «младая фея», «негой младенческой»,

«плечи юные», «беззаботно»

«с веселостью беспечной»



- Как можно определить основной эмоциональный полюс стихотворения, используя цветовые обозначения?

(«Светлое» и гармоничное стихотворение)



Эмоциональные полюса




«светлый» «темный»

цепочка темных образов:

«день вечерел»

«солнце медлило, прощаясь»

«край неба дымно гас»

«день догорал»

«померкшие берега»



(ассоциации с угасанием,

исчезновением,

уходом в небытие)

в последней строфе

(«и сладко жизни быстротечной над нами пролетала тень»)

-Какова главная философская идея стихотворения?

(Жизнь быстротечна)

-Таким образом, вечному бессмертию природы (мшистому граниту) противостоит быстротечность молодости, любви и самой жизни человеческой, след которой останется лишь в «руинах замка» - и в памяти живых: «Я помню…». И не случайно, если «Я» присутствует как бы в двух измерениях – в прошлом и настоящем («я помню» - «мы были двое»), то юная «ТЫ» осталась лишь там, в прошлом, в «золотом времени» воспоминаний.


- Вернемся к, казалось бы, простому на первый взгляд вопросу – о чем стихотворение? О любви?

(Да, и о любви тоже. Но в первую очередь это философская медитация, поэтическая суть которой – образное воплощение идеи тленности всего живого, быстротечности живой жизни.


Самостоятельная групповая работа

Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и И.С. Тургенева

(Предлагаю без названия, затем спрашиваю о том, что услышали, кто автор, жанр)


Как хороши, как свежи были розы ...

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:
«Как хороши, как свежи были розы...»

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:
«Как хороши, как свежи были розы...»

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею, но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
«Как хороши, как свежи были розы...»

А в комнате все темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною - и чудится скучный, старческий шепот...
«Как хороши, как свежи были розы...»

Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино - и Ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара...
«Как хороши, как свежи были розы...»

Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... и все они умерли... умерли...
«Как хороши, как свежи были розы...»

Сентябрь 1879


- Что, по-вашему, может стать основанием для сравнения?

(-общность темы (воспоминания о давно прошедшем);

-определенное сходство элементов сюжета (и там и там былое счастье воплощается в образе юной девушки);

-сама идея бренности человеческого бытия.)


- Что является синонимом счастья в том и другом стихотворении?

(У Тютчева – символический образ юной девушки, а у Тургенева, одиноко коротавшего последние годы жизни вдали от России, во Франции, тот же образ былого счастья – это еще и «веселый шум семейной, деревенской жизни». Здесь смеются дети и слышны «молодые, добрые голоса», здесь даже звуки «старенького пианино» и «воркотня патриархального самовара» ассоциируются не со старостью, а с ощущением счастья и не противостоят молодым голосам, а звучат в унисон им.


Этот второй сюжетный элемент – семейная жизнь – расширяет ассоциативный ряд произведения и придает ему определенный ритм: если у Тютчева фактически речь идет о прошлом и «беспечность» юности и печаль о быстротечности жизни остаются как бы внутри этого прошлого, то у Тургенева ритмично чередуются эпизоды прошлого и настоящего.


- У кого из писателей ощутимее звучит голос смерти?


(В стихотворении И.С. Тургенева:

В 1-ом абзаце это еще только ощущение, предчувствие, рождаемое ассоциациями к словам «зима», «мороз», «темной», «забившись».

Во 2-ом – образ темноты усиливается повтором («а в комнате все темней и темней»); мороз уже не мягко «запушил стекла окон», а «скрыпит и злится» (звукопись архаизма «скрыпит» также вызывает ощущение чего-то неприятного); соответствуют общей «темнеющей» атмосфере абзаца и эпитеты «скучный, старческий».

В последнем абзаце этот образ одинокой старости и близящейся смерти достигает кульминации: темнота становится абсолютной («свеча меркнет и гаснет»), вместе со светом уходят остатки тепла (дважды повторяется «мне холодно», «я зябну»); открыто звучит тема смерти («и все они умерли…умерли…). Образ «единственного товарища» - старого, больного пса, так же дрожащего от холода, не смягчает, а подчеркивает трагедию одиночества. Той же цели служит и синтаксис: 6 многоточий в одном абзаце позволяют ощутить тяжелое старческое дыхание и в то же время замедляют темп повествования, последние короткие фразы – это как бы затихающая мелодия уходящей жизни.)


-Для чего служит рефрен в стихотворении?

(Задает ритм, чередование светлого и темного начал)

(Повторяясь после каждого абзаца, рефрен звучит каждый раз по-разному, с разной интонацией, то усиливая звучание «светлых» смыслов, то контрастируя с «темными»)


- Каков же общий эмоциональный тон в стихотворении Тургенева?

(Трагично по своему звучанию; Тургенев размышляет о бренности человеческого бытия; не жизнь, а смерть становится у него ключевым образом. И не случайно Тютчев завершает стихотворение словами «сладко» и «жизнь», а Тургенев – повтором слова «умерли».)

-Каков эмоциональный тон в стихотворении Тютчева?

(«Светлая печаль»; стихотворение Тютчева о быстротечности жизни, но он акцентирует сладость каждого ее момента («и сладко жизни быстротечной // Над нами полетала тень», трагизм снимается самим философским ракурсом)


5. Рефлексия.


Для подведения итогов урока предлагается прием «Рефлексивная мишень».

- На листе формата А3 нарисована мишень, разделенная на 4 сектора. В каждом секторе параметры оценки (Моя деятельность. Моё настроение. Актуальность. Работа в группе.) Пусть каждый из вас «выстрелит» 4 раза в мишень, сделав отмутку маркером в зависимости от оценки действия.

(Мишень вывешивается и комментируется учителем)


6. Домашнее задание.

Подготовьте эссе «Моё восприятие лирики Ф.И. Тютчева».

6