Факторы и причины возникновения категории детей «группы риска»
Ребенок находится под влиянием окружающей среды все время своего существования. Причем эта среда носит не сколько природный, биологический характер, сколько социальный, и от этих социальных параметров, в том числе и воспитательных складывается его успешность, либо неуспешность в современном становлении его, как личности.
Дети приобретают «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:
(2 слайд)
-медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);
-социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);
-психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
-педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).
Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:
-дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
-дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;
-дети из неблагополучных, асоциальных семей;
-дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.
Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка.
Однако есть дети, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении. Трудный ребёнок. Какой он? (слайд 3,4)
У таких детей возникают проблемы (слайд 5)
Их проявлением может быть:(слайд 6)нарушение поведения, непослушание
Такие дети становятся неуправляемыми, причины детской неуправляемости (слайд 7)
Борьба за внимание родителей (Слайд 8)
Борьба за самоутверждение (Слайд 9)
Неверие в свой успех (Слайд 10)
Жажда мщения окружающему миру ( Слайд 11)
Каковы же условия предупреждения у ребёнка социально – эмоциональных проблем и попадание его в группу риска –
-отклонения от нормы в состоянии здоровья
- нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (не популярен, не принят, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь; конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи);
-ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и др.);
-ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.;
- социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме);
·- психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т. д.).
Чтобы предупредить эти проблемы – надо постараться правильно организовать деятельность
Слайд 12
Задачи кл. руководителя Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Каждый классный руководитель Слайд 19
Слайд 20
Нередко в результате вышеперечисленных причин подростки вступают в конфликт с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения.
С возрастом такое поведение уступает место поведению «рациональному», то есть заранее спланированному, преднамеренному. Мотивация зависти, пользы, выгоды становятся основными, а месть, озлобленность, ревность сменяют негативное самоутверждение и браваду.
Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к, разного рода негативным последствиям психологического и социального характера.
Это понятие высвечивает как главное судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковую социальную перспективу. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.
Организация социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы с учащимися «группы риска»
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов для обеспечения эффективности работы в данном направлении.
Классный руководитель представляет социальному педагогу данные о подростке «группы риска» по следующим позициям:
участие учащегося в общественной жизни класса;
приемлемые (позитивные) качества личности;
взаимоотношения со сверстниками;
досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время);
каково влияние семьи;
имеют ли место конфликты в классе и их причины;
какая работа проводилась с подростком и насколько результативно.
Социальный педагог:
приводит все сведения в систему;
проводит консультации, собеседования с подростком, семьей, одноклассниками, учителями-предметниками;
посещает уроки, на которых возникают проблемы;
ставит социальный диагноз;
привлекает к сотрудничеству психолога, совместно с которым, в случае необходимости, принимается решение о направлении подростка на реабилитацию в соответствующие учреждения.
Заместитель директора по воспитательной работе (ВР) в случае отсутствия положительного результата работы, проведенной классным руководителем, социальным педагогом и психологом организует педконсилиум с участием учителей-предметников, классного руководителя, социального педагога, психолога.
Директор школы осуществляет координацию усилий всех вышеперечисленных участников взаимодействия; в случае необходимости принимает решение:
о приглашении подростка с родителями на заседание Совета по профилактике;
ходатайстве перед ПДН о составлении протокола на родителей в случае уклонения от исполнения родительских обязанностей;
направлении подростка на Комиссию по делам несовершеннлетних;
о вынесении вопроса на педсовет для обсуждения и принятия коллегиального решения.